Итак, для начала расскажи, как ты начал заниматься фотографией.
Моркел Эрасмус: Мне всегда нравилось снимать, даже когда у меня была старая дешевая пленочная «мыльница» или мой первый цифровой фотоаппарат Sony Cybershot. Я не особо жалею, что так долго (до января 2009) не покупал себе настоящую зеркальную камеру. Меня с детства тянуло к живописи, и через фотографию я нашел выход своим творческим задаткам.
Когда у тебя появилась камера, ты сразу решил, что будешь фотографировать дикую природу?
MЭ: Я постоянно путешествовал по нетронутым уголкам родного ЮАР. Мои родители часто возили меня в Национальный парк Крюгер и в Драконовы горы. Поскольку мама с папой работали учителями, во время каникул они проводили со мной больше времени, чем другие работающие родители со своими детьми. Я был с ними каждые наши школьные каникулы.
Моя страсть к природе не утихла даже после того, как я продолжил образование, а затем стал работать инженером. Но когда я взял в руки свою первую «зеркалку»… один щелчок – и я уже начал целенаправленно путешествовать по нетронутым уголкам природы, направляя всю свою творческую энергию на создание фотографий животных и пейзажей, которых здесь в изобилии.
Ты черпаешь вдохновение из работ других фотографов? Если да, то каких именно?
MЭ: Постоянно! Я убежден, что нельзя просто начать фотографировать с нуля. Меня вдохновляют многие фотографы - как в мире, так и у меня на родине. В ЮАР развивается собственная традиция и культура фотографии дикой природы, и здесь много замечательных фотографов, не получивших особого признания, но заслуживающих его.
Из «больших имен» меня вдохновили Ник Брандт, Энди Биггс, Марсел ванн Оостен, Франс Лантинг, Грег ду Туа, Дэвид Ллойд, Пол Судерс и Брэд Хилл. Из местных ребят, быстро набирающих известность, меня вдохновили Ли Слаббер, Ханнес Лохнер, Вим ванн дер Хеевер, Марк Думблтон, Грант Аткинсон, Чад Коккинг, Марлон ду Туа и Герри ванн дер Валт. Больше всего мне нравится, когда фотограф использует новый необычный подход в съемке знакомых мне мест и объектов.
Что, по-твоему, выделяет тебя на фоне остальных фотографов дикой природы? Ведь многие снимают африканскую природу. У тебя есть какой-то собственный почерк, особая манера съемки, которую ты стараешься использовать в работе?
MЭ: Мне не кажется, что я сильно выделяюсь на фоне других. В тех же социальных сетях ежедневно выкладывается множество замечательных работ. Да и я выбираюсь на природу не так часто, как другие фотографы.
Конечно, я считаю, что важно развивать свой собственный стиль, - я и сам стараюсь это делать. Однако пока я не уверен, что сумел его окончательно сформировать. Моя цель - передать некую историю, драму, запечатлеть какой-то один момент среди миллионов других. И мне нравится усиливать этот момент с помощью доступного мне естественного освещения. Я хочу, чтобы люди, смотря на мои фотографии, почувствовали себя на моем месте, и своими глазами увидели красоту и драму африканской дикой природы. Также я надеюсь, что своей работой смогу пробудить в людях желание сохранить окружающее нас богатство природы, хотя я не могу назвать себя экологическим активистом.
Я люблю снимать чуть более «масштабно», нежели того требует композиция. То есть, даже используя телеобъектив, я стараюсь включить в кадр какие-то детали окружающей обстановки. Мне кажется, что людям легче проникнуться сутью таких фотографий, в отличие от кадров, снятых крупным планом. Ведь крупный план можно сделать и в контролируемом пространстве, например, когда животное находится в неволе.
В чем разница между отлично сделанной фотографией дикой природы от простой фотографии дикого животного?
MЭ: Сложно провести какую-то грань. Для меня фотографии, передающие некую глубинную сущность животного, или отражающие ключевые природные процессы, являются чем-то более существенным, нежели просто портреты животных или снимки а-ля «каникулы на природе». Портреты могут быть действительно выразительными, но это зависит от ракурса съемки, использования света и композиции.
Я считаю, что действительно хорошие фотографии дикой природы настолько ярко отражают ее действительность, что не нужно никаких слов. Такие фотографии привлекают зрителя – он начинает себя спрашивать: «А что же происходило в этот момент?»
В своей биографии ты пишешь, что тебя мотивирует твоя любовь ко всему, что связано с Африкой. Как, натвойвзгляд, этопроявляетсявтвоихфотографиях?
MЭ: Мне часто говорят, что в моих работах можно увидеть и почувствовать мою страсть. Я считаю, что стремление запечатлеть интересные моменты творчески, применив все умения и эстетический вкус, возможно, приближает меня к тому, чтобы материализовать и передать ту страсть, что меня переполняет.
Возможно, в моем портфолио не хватает фотографий документальной и природоохранной направленности – кадров, показывающих людям, насколько опустошающим может быть наше воздействие на природу Африки. Мне всегда была интересна эта тема, так что возможно в будущем я ей займусь. Хотя красота и художественная ценность зачастую не играют столь решающей роли в фотографиях данной направленности.
Одна из причин, пробудивших в нас интерес к твоей работе, - это то, что твои фотографии получаются очень личными и душевными. У тебя явно есть особая связь со всеми этими животными и ландшафтами. Расскажинамобэтом.
MЭ: Спасибо большое за комплимент. Мне кажется, что я уже что-то об этом упоминал в своих предыдущих ответах. Я действительно чувствую сильную внутреннюю связь с нашим природным наследием, я очень люблю проводить время на природе и запечатлевать эти мимолетные моменты на камеру.
В твоем портфолио целый раздел посвящен монохромной фотографии. Черно-белые снимки нечасто можно встретить среди фото дикой природы. Как ты думаешь, почему? И почему ты снимаешь в монохроме?
MЭ: Мне нравится работать в монохроме, поскольку он придает фотографиям дикой природы некий налет вечности. Он заставляет наши глаза, уставшие от разноцветных телевизионных кадров и цветастых рекламных вывесок, сосредоточиться на изначальных основах: на форме, линии, текстуре, свете и настроении.
Хотя, конечно, не каждая фотография получается хорошо в черно-белом варианте. Сложность в том, чтобы выбрать те кадры, которые будут хорошо смотреться в монохроме. На мой взгляд, лучшие черно-белые фотографии дикой природы получаются при работе на открытой местности – именно тогда ты начинаешь как бы мыслить «по черно-белому», и стараешься добиться именно такого конечного результата при съемке.
Давай теперь поговорим о технической части. Каким оборудованием ты пользуешься? Какую камеру или объектив ты применяешь чаще других.
MЭ: Я являюсь Послом Nikon в ЮАР. В данный момент я использую корпуса NikonD3sи NikonD800 в качестве основных модулей, хотя мне также хочется попробовать новый D4s. Посмотрим, что из этого выйдет (смеется). Я предпочитаю использовать объективы Nikkor: 500мм f4 VR-II, 70-200мм f2.8 VR-II, 24-70мм f2.8 и 14-24мм f2.8.
Сцены в движении я обычно снимаю на D3s с 500-милиметровым объективом. В зависимости от дальности съемки, я также могу использовать 1.4x телеконвертер. Для широкого угла обзора и статичных сцен я обычно использую D800 с объективом 70-200мм: у D800, в отличие от D3s, меньшая частота кадров, а также отсутствует поддержка формата RAW. Объектив 24-70мм я применяю в тех случаях, когда животные находятся от меня на достаточно близком расстоянии, а также для общих планов. 14-24мм – это мой специальный объектив для ландшафтной и ночной съемки.
Ты пользуешься компьютерной обработкой фотографий?
MЭ: Да, конечно (смеется). В основном я делаю стандартную обработку файлов формата RAW с последующим улучшением и насыщением цветов, а также коррекции контраста и резкости в Photoshop. Я придерживаюсь общих правил личной фото-этики, заключающихся в том, чтобы избегать копирования и добавления элементов, что соответствует правилам, принятым на большинстве конкурсов по фотографии природы.
Мне нравится снимать и представлять объекты такими, какие они есть, - даже если в кадре мешается какая-нибудь противная травинка или листик, перекрывающая объект съемки. Единственный вариант, когда я предпочитаю качество этике, - это когда я делаю высококачественные монохромные принты на продажу. А вообще, я провожу лекции по обработке фотографий дикой природы.
Что тебе больше всего нравится в твоей профессии?
MЭ: Определенно, это возможность находиться в диких и относительно неиспорченных человеком частях нашего континента, запечатлевать неумолимый ход естественной истории и жизненных циклов. Это возможность делиться своими впечатлениями с теми, кого я люблю (мои жена, дети и друзья), с фотографами-единомышленниками и просто людьми, для которых я открываю дикий мир Африки.
Мне также нравится делиться своей работой и вдохновляться работами других авторов. Как ни печально, где-то в глубине я чувствую и осознаю, что все то, что я наблюдаю и фотографирую, может однажды исчезнуть, и моим внукам уже нечего будет показать. Это осознание заставляет меня снимать снова и снова.
У тебя есть любимая фотография?
MЭ: Их так много! На самом деле я очень привязан к своей работе. Думаю мои любимые фотографии (их, наверно, где-то 3-4 штуки) – это те, которые напоминают мне о потрясающих мгновениях, которые я провел в поле, и заново как бы переносят меня туда. Это не обязательно лучшие фотографии с художественной или документальной точки зрения.
Что ты хочешь донести до людей своими работами?
MЭ: Как я уже говорил ранее, уважение и почтение к чудесам природы африканского континента. Также я надеюсь, что через мои работы люди могут приобщиться к величию Создателя. Все мои фотографии – всего лишь знаки и образы, указывающие на Него.
Быть фотографом дикой природы наверняка бывает опасно. Случалось ли тебе оказаться лицом к лицу с опасностью? Не поделишься с нашими читателями одной такой историей?
MЭ: У меня было несколько таких эпизодов. Самым опасным был случай с африканскими гиеновыми собаками, произошедший в Зимбабве во время моего первого путешествия в Национальный парк Мана-Пулс.
Мы осторожно подползли на безопасное расстояние, чтобы не спугнуть стаю, расположившуюся на отдых в пересохшем русле реки. Примерно через час после начала съемки вожак стаи заметил наше присутствие. Он поднялся с земли и направился в нашу сторону, не отрывая от нас своего взгляда. Он остановился в десяти метрах от нас, оцепеневших от восхищения пополам со страхом, принюхался к чужому запаху, еще раз на нас посмотрел, а затем разлегся на земле, дав нам понять, что он не против нашего присутствия. Непередаваемое ощущение!
Похожая история случилась у меня со львом на крайнем севере Намибии. Я лежал на животе, пытаясь поймать нужный ракурс, когда молодые львы-самцы начали приближаться, не отрывая от меня своего взгляда. В конечном итоге мне пришлось быстро встать и побежать в сторону припаркованного неподалеку Лэнд Ровера.
А как насчет твоих любимых эпизодов? Какой случай в твоей практике запомнился тебе больше всего?
MЭ: Одно из самых ярких воспоминаний также связано с Мана-Пулс, Зимбабве. Тогда мы снимали трех самцов слонов, кормившихся в лесу. Самый крупный и старый самец постоянно вставал на задние лапы, стараясь дотянуться до сочных листьев, растущих высоко на деревьях. Мы провели со слонами два часа, бегая вокруг в поисках нужного ракурса и света, чтобы запечатлеть столь удивительное поведение животного.
Другой особенный случай произошел в ноябре, когда я приехал один к небольшому водоему в Национальном парке Этоша, в Намибии. Я стал свидетелем того, как группа львов убивает крупного самца жирафа. Это было захватывающим зрелищем, напомнившим мне о суровой необходимости выживания, о круговороте жизни и смерти в африканской саванне.
Какой совет ты дашь начинающим фотографам дикой природы?
MЭ: Во-первых, уважайте животных и их среду обитания. Вы - лишь гость в их мире, так что ведите себя осторожно, не вызывайте у животных лишний стресс ради получения своего кадра.
Во-вторых, делитесь своими работами с другими. Нет никакого смысла снимать, а затем просто оставлять фотографии на жестком диске. Выкладывайте снимки в социальных сетях и на форумах, посвященных фотографиям природы.
В третьих, будьте честны, демонстрируя фотографии другим. Всегда подписывайте под фото: снимали ли вы животное на приманку, действительно ли животное было диким, какие изменения вы внесли в фото при обработке. Вы же не хотите опозориться, как тот парень, которого лишили звания фотографа года (BBCWildlifePhotographeroftheYear) за использование при съемке специально обученного животного.
Наконец, прислушивайтесь к критике людей, которым вы доверяете, чьи работы вас вдохновляют. Я очень вырос профессионально, когда начал принимать конструктивную критику опытных фотографов.
И последний вопрос. Каковы твои планы на будущее, чем ты собираешься заняться в этом году?
MЭ: В этом году я собираюсь расширить свое портфолио, в особенности это касается черно-белых фотографий. Также я планирую поездки в саванну вместе со своей женой и детьми.
Также мне очень хотелось бы взять с собой на сафари других фотографов: вместе провести время на природе, поснимать наиболее примечательные природные объекты, помочь им получить новые знания, навыки и фотографии для их портфолио. Вы можете подробнее ознакомиться с экскурсиями, которые я провожу в течении года, на сайте theWildEye.
С работами Моркела можно ознакомиться на его сайте, в его блоге, в сообществе 500px, а также подписавшись на его страницы на Фэйсбуке, в Твиттере и Google+