Даймен Дорфресней (Damien Daufresne), портрет.
Для начала, Жиль, расскажите, с чего началось ваше увлечение фотографией.
Если честно, в течение многих лет я был равнодушен к съёмкам. Мне не нравилась техническая сторона дела - до тех пор, пока я не узнал, что мой прадедушка был фотографом. Про него было мало что известно, и тот факт, что он занимался съёмками, заинтересовал меня. Немного погодя я посетил Польшу, а потом и другие страны. Это не были тщательно спланированные поездки, просто командировки, часть моей старой работы. В дорогу я всегда брал с собой фотоаппарат, чтобы снимать самые живописные уголки Европейских городов. Всё закончилось тем, что я бросил работать администратором и переехал в Берлин, чтобы всерьёз заняться съёмками.
Моими главными учителями были пособия по фотографии. Их легко можно найти в книжных магазинах, библиотеках, а иногда даже на веб-сайтах фото-агентств. Работа с послевоенными японскими фотографиями - одно из самых запоминающихся воспоминаний, связанных с учебным периодом. Иногда, когда я провожу съёмки, я как будто снова вижу эти снимки перед глазами - настолько ярко они отпечатались в памяти.
Для меня вообще эмоции, которые вызывает фотография, гораздо важнее технической стороны дела. Эмоции - это тот мостик, который связывает фотографа и место съёмки и не зависит от предмета изображения. Думаю, что я стал фотографом именно в тот момент, когда перестал пытаться понять снимок и научился его чувствовать.
Кто из фотографов повлиял на ваше видение и технику снимка?
Самую сильную связь я ощущаю с японскими фотографами послевоенной тематики: Такума Накахира (Takuma Nakahira), Ютака Таканаши (Yutaka Takanashi), Масахиса Фукасе (Masahisa Fukase) и Дайдо Морияма (Daido Moriyama). Что же касается техники фотографии, здесь мне наиболее близки Кристер Стромхолм (Christer Strömholm) и Андерс Петерсен (Anders Petersen). Кроме того, мне очень нравится простые и утончённые работы Пауло Нозолино (Paulo Nozolino).
Вообще я знаю много талантливых, но малоизвестных фотографов вроде Даймона Дауфресне (Damien Daufresne), Стефана Си (Stephane C), Шарли Жуве(Charlie Jouvet), Алисии Ресник (Alisa Resnik)… Встречи, обсуждения и совместная работа с этими людьми очень помогает в моём деле.
Большинство поклонников знают вас благодаря серии снимков «Shitet», что по-албански означает: «Для продажи». С первого взгляда становится понятно, что эти фотографии сделаны в духе «чёрного кино». Что заставило вас выбрать именно такой стиль съёмки? Фильмы? Музыка?
Не думаю, что чужое творчество вообще повлияло на создание этой фотосерии. На самом деле, Албания - солнечная страна, и как раз потому, что пейзажи там очень сочные и яркие, фотограф может легко играть со светом и тенью и показать, насколько глубоким может быть чёрный цвет. Помимо эстетического аспекта, обилие чёрных красок в моих глазах - способ упростить картину, убрать повествовательные детали из кадра.
Почему «Shitet»?
«Shitet», наверное, самое частое слово, которое встречается Албанских городах. Его выцарапывают на стенах домов, рисуют краской на заборах… Достаточно просто посмотреть вокруг, и у вас непременно возникнет чувство, будто вся Албания выставлена на продажу.
Лично для меня «Shitet» - второе имя Албании, поэтому я и сделал его названием проекта. Очень важно, чтобы зритель знал: я не пытаюсь как-то охарактеризовать страну через название. У него нет скрытых смыслов, и оно не имеет ничего общего с самими снимками.
Когда вы запустили этот проект?
Первые съёмки состоялись в 2010 году. С тех пор каждый год я по два раза ездил в Албанию - иногда на две недели, иногда на месяц - пока в 2012 не решил закончить проект.
На вашем вебсайте есть замечательный стих об особенностях и неповторимом духе Албании. Расскажите о нём. Что такого вы нашли в Албании, что так упорно пытались выразить через снимки?
В Албании действительно есть нечто особенное, таинственное и зачаровывающее. Ласковое средиземноморское солнце, необычные пейзажи - и в то же время дым, поднимающийся от горящих куч мусора, облака пыли над городами, песчаные бури, бушующие на морском берегу… Не показать этого было бы тягчайшим преступлением.
Моей главной целью было «поймать» и передать собственные ощущения, связанные с этой страной, показать, как я вижу её дух, её атмосферу. Поэтому мои снимки - это не документальный фотопроект, а простые фотографии, которые в гораздо более интимной манере передают те особенности Албании, с которыми мне посчастливилось соприкоснуться.
Какое оборудование вы используете для съёмки? Что думаете о киносъёмочных камерах? Проявляете ли вы снимки в тёмной комнате?
Я пробовал разные киносъёмочные камеры (ricoh gr, hexar, mju), но у всех них было два важных качества: маленький размер и лёгкость. У меня проблемы со спиной, а при работе с лёгкими камерами не нужно таскать с собой сумку для фотооборудования. Кроме того, лично мне гораздо проще работать с низкопрофильными камерами, чем с профессиональным фотоаппаратом. Я действую более спонтанно, да и общаться с людьми становится намного проще.
Дома я работаю над созданием фильма, отбираю негативы, которые хочу включить в обзорный лист. А что до тёмной комнаты, я не работаю там уже много лет, к сожалению…
Вы считаете себя традиционным уличным фотографом?
Так как большинство моих снимков были сделаны на улицах, в какой-то мере я действительно уличный фотограф. Но, по моему убеждению, традиционный уличный фотограф через свои снимки стремится скорее рассказать историю или же так скомпоновать детали заднего фона, чтобы они соответствовали элементам переднего плана. Я же всячески пытаюсь этого избежать, поэтому не думаю, что меня можно назвать горячим приверженцем традиций уличной фотографии.
В том, как взаимодействуют тона и фигуры на ваших снимках, чувствуется напряжённость и драматизм. Что призваны отражать те эмоциональные оттенки, которые вы подчёркиваете? Это просто детали композиции или ваш собственный взгляд на мир?
Сама атмосфера, которая царит в Албании, этот смог, пыль, солнце - главные причины того, почему снимки выглядят так, как выглядят. Мои фотографии действительно несколько мрачные, и я знаю, что у некоторых зрителей порой возникает ощущение драматичности. Но это не значит, что я вижу их именно так. Меня больше привлекает понятие «напряжённость». Эти снимки, скорее, выражение моего собственного видения, весьма бескомпромиссного, но искреннего, и стремления донести конкретные эмоции через предметы.
Ну и напоследок, чем вы планируете заниматься в следующем году?
У меня много начатых проектов, для которых я уже приготовил снимки, но которые ещё не объединил в фильм. Сейчас я просматриваю и отбираю фотографии из материалов последнего месяца. Думаю, из них получится что-то вроде фотоотчёта о моих путешествиях по разным странам и городам.
Кроме того, до начала июня я планирую провести несколько выставок, а также обучающий семинар, которого жду с особым нетерпением. Меня привлекает возможность поделиться знаниями об уличной фотографии - и не в последнюю очередь потому, что она имеет дело с настоящими чувствами.