![]()
Даймен Дорфресней (Damien Daufresne), портрет.
Для начала, Жиль, расскажите, с чего началось ваше увлечение фотографией.
Если честно, в течение многих лет я был равнодушен к съёмкам. Мне не нравилась техническая сторона дела - до тех пор, пока я не узнал, что мой прадедушка был фотографом. Про него было мало что известно, и тот факт, что он занимался съёмками, заинтересовал меня. Немного погодя я посетил Польшу, а потом и другие страны. Это не были тщательно спланированные поездки, просто командировки, часть моей старой работы. В дорогу я всегда брал с собой фотоаппарат, чтобы снимать самые живописные уголки Европейских городов. Всё закончилось тем, что я бросил работать администратором и переехал в Берлин, чтобы всерьёз заняться съёмками.
Моими главными учителями были пособия по фотографии. Их легко можно найти в книжных магазинах, библиотеках, а иногда даже на веб-сайтах фото-агентств. Работа с послевоенными японскими фотографиями - одно из самых запоминающихся воспоминаний, связанных с учебным периодом. Иногда, когда я провожу съёмки, я как будто снова вижу эти снимки перед глазами - настолько ярко они отпечатались в памяти.
Для меня вообще эмоции, которые вызывает фотография, гораздо важнее технической стороны дела. Эмоции - это тот мостик, который связывает фотографа и место съёмки и не зависит от предмета изображения. Думаю, что я стал фотографом именно в тот момент, когда перестал пытаться понять снимок и научился его чувствовать.
![]()
Кто из фотографов повлиял на ваше видение и технику снимка?
Самую сильную связь я ощущаю с японскими фотографами послевоенной тематики: Такума Накахира (Takuma Nakahira), Ютака Таканаши (Yutaka Takanashi), Масахиса Фукасе (Masahisa Fukase) и Дайдо Морияма (Daido Moriyama). Что же касается техники фотографии, здесь мне наиболее близки Кристер Стромхолм (Christer Strömholm) и Андерс Петерсен (Anders Petersen). Кроме того, мне очень нравится простые и утончённые работы Пауло Нозолино (Paulo Nozolino).
Вообще я знаю много талантливых, но малоизвестных фотографов вроде Даймона Дауфресне (Damien Daufresne), Стефана Си (Stephane C), Шарли Жуве(Charlie Jouvet), Алисии Ресник (Alisa Resnik)… Встречи, обсуждения и совместная работа с этими людьми очень помогает в моём деле.
![]()
Большинство поклонников знают вас благодаря серии снимков «Shitet», что по-албански означает: «Для продажи». С первого взгляда становится понятно, что эти фотографии сделаны в духе «чёрного кино». Что заставило вас выбрать именно такой стиль съёмки? Фильмы? Музыка?
Не думаю, что чужое творчество вообще повлияло на создание этой фотосерии. На самом деле, Албания - солнечная страна, и как раз потому, что пейзажи там очень сочные и яркие, фотограф может легко играть со светом и тенью и показать, насколько глубоким может быть чёрный цвет. Помимо эстетического аспекта, обилие чёрных красок в моих глазах - способ упростить картину, убрать повествовательные детали из кадра.
![]()
Почему «Shitet»?
«Shitet», наверное, самое частое слово, которое встречается Албанских городах. Его выцарапывают на стенах домов, рисуют краской на заборах… Достаточно просто посмотреть вокруг, и у вас непременно возникнет чувство, будто вся Албания выставлена на продажу.
Лично для меня «Shitet» - второе имя Албании, поэтому я и сделал его названием проекта. Очень важно, чтобы зритель знал: я не пытаюсь как-то охарактеризовать страну через название. У него нет скрытых смыслов, и оно не имеет ничего общего с самими снимками.
![]()
Когда вы запустили этот проект?
Первые съёмки состоялись в 2010 году. С тех пор каждый год я по два раза ездил в Албанию - иногда на две недели, иногда на месяц - пока в 2012 не решил закончить проект.
![]()
На вашем вебсайте есть замечательный стих об особенностях и неповторимом духе Албании. Расскажите о нём. Что такого вы нашли в Албании, что так упорно пытались выразить через снимки?
В Албании действительно есть нечто особенное, таинственное и зачаровывающее. Ласковое средиземноморское солнце, необычные пейзажи - и в то же время дым, поднимающийся от горящих куч мусора, облака пыли над городами, песчаные бури, бушующие на морском берегу… Не показать этого было бы тягчайшим преступлением.
Моей главной целью было «поймать» и передать собственные ощущения, связанные с этой страной, показать, как я вижу её дух, её атмосферу. Поэтому мои снимки - это не документальный фотопроект, а простые фотографии, которые в гораздо более интимной манере передают те особенности Албании, с которыми мне посчастливилось соприкоснуться.
![]()
Какое оборудование вы используете для съёмки? Что думаете о киносъёмочных камерах? Проявляете ли вы снимки в тёмной комнате?
Я пробовал разные киносъёмочные камеры (ricoh gr, hexar, mju), но у всех них было два важных качества: маленький размер и лёгкость. У меня проблемы со спиной, а при работе с лёгкими камерами не нужно таскать с собой сумку для фотооборудования. Кроме того, лично мне гораздо проще работать с низкопрофильными камерами, чем с профессиональным фотоаппаратом. Я действую более спонтанно, да и общаться с людьми становится намного проще.
Дома я работаю над созданием фильма, отбираю негативы, которые хочу включить в обзорный лист. А что до тёмной комнаты, я не работаю там уже много лет, к сожалению…
![]()
Вы считаете себя традиционным уличным фотографом?
Так как большинство моих снимков были сделаны на улицах, в какой-то мере я действительно уличный фотограф. Но, по моему убеждению, традиционный уличный фотограф через свои снимки стремится скорее рассказать историю или же так скомпоновать детали заднего фона, чтобы они соответствовали элементам переднего плана. Я же всячески пытаюсь этого избежать, поэтому не думаю, что меня можно назвать горячим приверженцем традиций уличной фотографии.
![]()
В том, как взаимодействуют тона и фигуры на ваших снимках, чувствуется напряжённость и драматизм. Что призваны отражать те эмоциональные оттенки, которые вы подчёркиваете? Это просто детали композиции или ваш собственный взгляд на мир?
Сама атмосфера, которая царит в Албании, этот смог, пыль, солнце - главные причины того, почему снимки выглядят так, как выглядят. Мои фотографии действительно несколько мрачные, и я знаю, что у некоторых зрителей порой возникает ощущение драматичности. Но это не значит, что я вижу их именно так. Меня больше привлекает понятие «напряжённость». Эти снимки, скорее, выражение моего собственного видения, весьма бескомпромиссного, но искреннего, и стремления донести конкретные эмоции через предметы.
![]()
Ну и напоследок, чем вы планируете заниматься в следующем году?
У меня много начатых проектов, для которых я уже приготовил снимки, но которые ещё не объединил в фильм. Сейчас я просматриваю и отбираю фотографии из материалов последнего месяца. Думаю, из них получится что-то вроде фотоотчёта о моих путешествиях по разным странам и городам.
Кроме того, до начала июня я планирую провести несколько выставок, а также обучающий семинар, которого жду с особым нетерпением. Меня привлекает возможность поделиться знаниями об уличной фотографии - и не в последнюю очередь потому, что она имеет дело с настоящими чувствами.
