Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Лотар Воллех: Люди во тьме, идущие навстречу свету.

Главная / Статьи / Интервью
Интервью с Оливером Воллехом - сыном фотографа.
19.11.2012
Дмитрий Павлов

 

Когда и почему Ваш отец начал фотографировать? 
 
Впервые он взял в руки камеру, когда был заключенным в воркутинском ГУЛАГе. Речь идет о простеньком аппарате, который заключенные смастерили, чтобы фотографировать тюремный лагерь. Можно предположить, что это произошло в 1953 г., после смерти Сталина, когда тюремный режим стал менее жестким. После смерти отца мы нашли в его личных записях маленькую фотографию типичной ограды с башней советского ГУЛАГа.
Важную роль в его желании фотографировать сыграли сумерки и свет Воркуты. Однажды он мне рассказал историю о «рабочей лошадке», которая, работая в угольных шахтах Воркуты, редко видела солнечный свет. С какой радостью она рассматривала блики света на снегу, очутившись наконец наверху. И только в 6-7 лет я понял, что история была не про лошадку, а про него.
 
Rene Magritte
 
Я совсем забыл об этой истории. Всплыла она несколько лет назад во время презентации работ Лотара Воллеха – проекта для оперы «Леонора» Людвига ван Бетховена. На переднем плане одной из фотографий был запечатлен момент, когда герой истории покидает тюрьму – тьму, двигаясь в сторону света и свободы. 
Другим важным моментом в понимании становления его личности как фотографа я считаю заголовок первой книги Лотара-студента, вышедшей после возвращения с Воркуты, – «Те, кого не видно во тьме» (цитата из Бертольта Брехта). «Люди во тьме, идущие навстречу свету» – один из базовых элементов эмоциональной композиции его души. Это то, что подвигло его выбрать профессию фотографа.
 
Mrs Ada Block
 
 
Почему он выбрал Lette-Verein и Folkwangschule für Gestaltung для изучения фотографии? 
 
Эти школы имели и продолжают иметь хорошую репутацию. С другой стороны, в тот период его жизни не было человека, который направлял бы его. Он появился значительно позже, когда Лотар покончил с рекламной и коммерческой съемкой – друг художник Гюнтер Юкер призвал его работать исключительно ради искусства.
Одна вещь совершенно очевидна. Молодой Лотар Воллех, или я лучше скажу, 26-летний молодой человек вернулся домой с Воркуты с твердым намерением стать лучшим из лучших. И это желание подвигло его пойти к Штайнерту, который в то время преподавал в Saarbrücken. Когда же Штайнерт перешел в Folgwangschule в Эссене, мой отец последовал за ним.
Почему Lette-Verein, я не знаю. Это хорошая школа в Берлине, послужившая для него отправным пунктом. Он вернулся с Воркуты только с одним чемоданом одежды от Крестного Креста, не имея никакого образования после 6 лет, проведенных в тюрьме. И с четким пониманием, что выжив там, он может достигнуть всего, в том числе – стать лучшим фотографом.
 
 
Pariser Kunsthae
 
Joseph Beuys
 
 
Какое влияние на Вашего отца оказал Отто Штайнерт?
 
Сложно сказать. Конечно, он многому у него научился, хотя никогда об этом не говорил. Лотар Волен не закончил классы Штайнерта, он покинул их раньше, сказав, что больше ничего нового не узнает от него. И начал работать свободным фотографом.
Штайнерт был очень авторитарной личностью, а мой отец – бунтовщиком по натуре. Однажды Штайнерт дал задание снимать мосты. Мой отец уехал в Париж и вернулся с портретом владельца галереи. Что послужило причиной большого скандала со Штайнертом.
Но Лотар делал только то, что считал необходимым. Он хотел делать те вещи, которые он считал важными, и ни от кого не зависеть. Поэтому лишь в ранний период своей карьеры он был «ружьем на прокат», снимая для рекламодателей. Позже он финансировал все проекты самостоятельно, лишь изредка берясь за «чужие» хорошо оплачиваемые проекты.
Он мечтал работать с художниками, и он видел себя как художника, поэтому пытался дистанцироваться от предоставления фотоуслуг работодателям. Это было финансово рискованным занятием, но он решил попробовать.
 
 
Herbert Zangs
 
Gunther Uecker
 
 
Ваш отец проводил рекламные съемки для таких крупных компаний, как Deutsche Bundesbahn и Volkswagen. Как получилось, что эти компании наняли молодого фотографа? 
 
Он был одним из двух главных фотографов-портретистов, помимо Хельмута Ньютона, рекламной компании TEAM (Дюссельдорф). В сделанном мною интервью основатель TEAM признался, что компания предоставляла заказы крупных клиентов Лотару потому, что он был необычайно хорошим фотографом. 
Это было удивительно, что спустя 40 лет основатель TEAM, просмотревший более миллиона фотографий, по-прежнему вспоминал фотографии моего отца, описывая их по памяти. Фотографии настолько современны, что люди и сейчас находят в них что-то новое, хотя они были сделаны 40-50 лет назад. 
 
BMW Eberhard von Kuenheim
 
VW Rudolpf Leiding
 
 
Почему известные люди соглашались ему позировать?
 
Он подходил им, поскольку понимал художников на интуитивном уровне. Он обожал таких мастеров, как Рене Магритт и Ман Рей. А также молодых, ещё не прославившихся: Герхарда Рихтера, Йозефа Бойса и Гюнтера Юкера. Он был их поклонником и одновременно – одним из них, и они это чувствовали. Это ему помогало.
Лотар всегда старался заполучить известных людей. Он выбирал тех, кого считал лучшими. 
Но он снимал не только известных людей. Есть, например, серия фотографий «простых рабочих людей». Она была сделана в Лихтенштейне в середине 70-х. Лихтенштейн одна из богатейших стран Западной Европы, но он остановился на съемках сборщиков картошки. 
 
Deutsche Bank Franz Heinrich Ulrich
 
 
Madame et Monsieur Magritte
 
 
 
Какую фотографию Ваш отец считал лучшей? 
 
Он бы ответил: «Все мои фотографии хороши, иначе я бы их не сделал». И показал бы вам свою последнюю фотографию.
 
 
 
Что для него считается успешным проектом?
 
С финансовой точки зрения многие проекты были просто катастрофой, хотя они и были завершены. Множество альбомов так и не были опубликованы, так как не хватило денег на их публикацию. Однажды не издав альбом, он сразу брался за новое издание, новый проект. Он не был хорошим управленцем. Он был хорошим фотографом.
Поэтому он стал богатым и знаменитым. Но успех для него заключался не в этом.
Для него, я уверен, более важно, что спустя 33 года после его смерти в России кто-то им интересуется. Снять фотографии, которые пережили его, это успех. Это было его главной целью.
 
Почему он решил снимать в СССР? Трудно ли было ему вернуться в СССР после 6 лет лагерей? 
 
Интересный вопрос, но у меня мало информации на этот счет. Он мне говорил, что хотел бы отплатить СССР. И только бог знает, как он – западно-немецкий фотограф – получил визу и разрешение на съемку от Советского правительства. 
Его книга об СССР была издана как символ дружбы, в отличие от всей риторики Холодной войны, которая преобладала в то время в Западной Германии. Генрих Белль, который написал вступительное слово к этой книги, был не только великим поэтом и писателем, но борцом за мир. Лотар поддерживал идеи политических движений фонда Генриха Белля, отделение которого действует и в России. 
Лотар не был полностью доволен книгой, так как ему не позволили опубликовать все фотографии, которые он хотел там видеть. Проблема была не в Советском правительстве, а в немецких издателях. Я думаю, это единственная его книга, где есть фотографии и других авторов, что достаточно необычно – как правило, 100% фотографий сделаны им. Это значило, что данная книга не была полностью под его контролем.
 
 
 
из альбома «СССР»
 
 
Его отношение к русским людям после тюрьмы?
 
Это легкий вопрос. Лотар ненавидел советскую власть, но любил русских людей. 
Наверно, это и является причиной создания книги об СССР. Показательным мне кажется один эпизод, о котором он впервые мне поведал в моем детстве, но к которому потом часто возвращался. 
С ним произошел несчастный случай в угольных шахтах в Воркуте. В результате обрушения туннеля он был серьезно ранен. Его вытащили оттуда и отправили в лагерный госпиталь, где ему не дали умереть, вылечили, что бы никогда не сделали нацисты с русскими пленными. Для него доставили какие-то редкие лекарства из Москвы, за что он был очень благодарен.
Я много читал о советском ГУЛАГе. В одном воспоминании немецкого доктора есть интересный эпизод, идея которого ассоциируется с мыслями отца. 
Доктор также был заключенным в Воркуте, и он описал момент, когда его выпустили в 1956 году. Немецкие заключенные стояли перед воротами и ждали, когда их откроют. В этот момент подошел русский офицер и на свободном немецком языке обратился к ним: «Через несколько мгновений вы окажетесь на свободе. Вы вернетесь домой. Что вы будете рассказывать о времени, проведенном здесь?» Один из немцев закричал: «Мы будем рассказывать правду!»
«Да, правду, – произнес русский офицер. – Но что является правдой? Правда заключается в том, что у вас здесь была несчастная жизнь, но правда также и в том, что ваша жизнь была такой же несчастной, как и наша, вам было не хуже, чем нам».
 
 
из альбома «СССР»
 
Я согласен с этим. Ведь всем известно, что Воркута была заполнена людьми со всего Советского Союза, и что немецкие заключенные были лишь малой частью этой системы. Этим можно объяснить хорошее отношение Волена к людям. 
Да, Воркута была монстром, уничтожающим людей, но там были моменты проявления гуманизма и солидарности. Немецкие заключенные получали необходимую медицинскую помощь и медикаменты из Москвы (прежде всего, после 1953 года). Все эти моменты помогли поменять его отношения к людям и объясняют, мне кажется, почему он решил сделать альбом «СССР».
В альбоме есть фотография мужчины, лежащего в госпитале, подключенного к всевозможным современным медицинским аппаратам. Это было открытием для Западной Германии, и это было биографической отсылка к его собственной истории. 
Таких скрытых посланий очень много в его работах. Но их понять может только тот, кто знаком с биографией героев съемок.
Например, портрет художника Герберта Занга на фоне снежного ландшафта является отсылкой к биографии этого художника, который воевал против Советского Союза. То же самое мы находим в изображениях его друга Гюнтера Юкера, травмированного еще ребенком во вовремя войны. Его портрет включает элементы, напоминающие о травме. Эта фотография, кстати, послужила иллюстрацией для интервью с 82-летним Юкером в немецком художественном издании, в котором тот упоминает о своей травме. Я был тогда поражен, что спустя 40 лет кто-то находит связь между историей Юкера и этим портретом. Видимо, это то, что делает фотографию по-настоящему хорошей – возможность пережить своего создателя.
 
 
из альбома «СССР»
 
 
Стал ли альбом «СССР»  кульминацией его отношений с СССР? 
 
Если признать, что он отплачивал свой долг СССР, этот альбом является эпилогом для него. «СССР» стал своего рода посланием о примирении и уважении к Востоку. В альбоме отображены как священники с верующими людьми, так и технические достижения СССР.
Начиная с середины 70-х годов, он много путешествовал по Польше и фотографировал поляков, работая над альбомами «Вавельский замок» и «Чёрная Мадонна». Он снимал первый визит Папы Римского в Польшу. Воллех умер в 1979 г., но он до самой смерти считал Польшу стратегически важной частью Советской империи. Не стоит забывать, что он ненавидел советскую власть и был солидарен с теми, кто пострадал от неё. Но это не значит, что мы можем его назвать политичной личностью. Он таковым не был, хотя и входил в политические круги – для поиска художников, священников и людей, близких духовно.
Лотар Воллех был очарован такими мистическими местами, как Ватикан или Вавельский замок. Где вера и власть объединены, где сосредоточена душа нации, где мы встречаем проявления сопротивления и борьбы.
В «Чёрной Мадонне» (Ченстоховская икона Божией Матери) все эти вопросы переплетены с искусством. Я до сих пор помню рассказанную им историю «Чёрной Мадонны», правая щека которой отмечена двумя ударами меча. Икона, раненая войной и насилием, как и он сам.
Под его ногтями были занозы, оставленные пытками при допросе после ареста в Восточном Берлине в 1950-м году. Тогда же были выбиты ударами пепельницей много зубов. 
Так что, можно утверждать, что у него были полноценные отношения с Восточной Европой, СССР и историей, войной и насилием. Если бы он не умер так рано, это были бы не единственные альбомы в этой серии.
 
 
из альбома «СССР»
 
 
Планируете ли Вы показать работы Вашего отца в России?
 
Я хотел бы, но пока у меня нет партнеров в России. Я не тороплюсь с этим, но надеюсь, что мечта о выставке в России осуществима.В сентябре состоялась выставка Бойса в Москве. На ней, в том числе, был портрет Бойса, снятый Лотаром Воллехом. Ему бы это очень понравилось.
 

Вопросы задал Дмитрий Павлов




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
04.10.2014
Мировая звезда из Сиднея: Международный фотограф Джорджес Энтони
05.06.2014
Фотография и рок-н-ролл: Каково это — снимать рок-звезд
16.04.2014
Влюбленный в Африку: интервью со знаменитым фотографом дикой природы Моркелом Эрасмусом
23.03.2014
Интервью с фотографом экстремальных видов спорта Гейбом Л’Эрё
13.03.2014
Дух Албании: интервью с уличным фотографом Жиль Рудье (Gilles Roudiere)