Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Мировая легенда фотографии на Фотовернисаже

Главная / Статьи / Интервью
Одной из самых популярных и ярких экспозиций Фотовернисажа стала ретроспектива работ Франка Хорвата (Frank Horvat) – живой легенды фотографии, – который работал в 50-60-е гг. вместе с Анри Картье-Брессоном, Робертом Каппой и Хельмутом Ньютоном в журналах Vogue, Elle, Harper’s Bazaar и Glamour. И, конечно, настоящим подарком для всех увлеченных фотографией стала возможность лично задать вопрос столь знаменитому фотографу, который почтил своим присутствием Фотовернисаж «Мода и стиль жизни» и провел встречу для всех желающих.
04.10.2010
Редактор новостей

 

«Фотография – это искусство не нажимать на кнопку»

Франк Хорват
 

Хорват начал встречу с заявления, что модная фотография не является самой важной для него. Ему по душе больше репортажная фотография, поэтому начинал он фотокарьеру как фотожурналист. И известность ему принесла именно репортажная фотография, конкретнее – репортажи, сделанные в Индии, где он прожил 1,5 года. Франк Хорват объехал всю страну в поисках интересных репортажей. Когда ему казалось, что он нащупал достойную тему, он делал несколько снимков, писал к ним небольшой текст на английском языке и рассылал в журналы и агентства прессы. Эти репортажи были опубликованы в таких престижных изданиях, как Picture Post в Лондоне, Match в Париже и Die Woche в Цурихе. А полученные гонорары позволяли продолжать путешествие. Хорвату удалось подметить и передать в своих работу необычное в обыденной жизни, открыть романтику повседневных вещей – сказывалась его увлеченность работами фотожурналистов «Магнума», в первую очередь, Анри Картье-Брессона. 

Репортаж, который имел самый большой успех, это серия о Vinoba Bhave, очень известном в то время проповеднике, который перемещался пешком из деревни в деревню, призывал к тому, чтобы люди отказались от насилия и чтобы богатые собственники отдали часть своих земель бедным. 

Франк Хорват / Frank Horvat (Франция, Париж). «Шляпа от Givenchy». Снимок для журнала «Jardin des modes». 1958

 

К модной же фотографии обратиться его заставили жизненные обстоятельства. Чтобы прокормить семью, пришлось отказаться от любимой, но менее прибыльной фотожурналистики. Но и на поприще фэшн-фотографии Франк Хорват остается верным своему убеждению, что фотография – это то, что случается лишь раз в жизни. Если что-то можно сфотографировать два раза одинаково – это уже не фотография. Поэтому он не мог работать в обычных для фотографа моды условиях, то есть не хотел фотографировать большеформатной камерой в студии. Он начинает снимать моделей своей Лейкой на улице, где всегда присутствует элемент неожиданности, делающий каждую фотографию уникальной. На тот момент это было абсолютно новым ходом в модной фотографии, но редакторам глянцевых журналов понравились неординарные кадры Хорвата – их с удовольствием публиковали многие известные модные журналы. 

Хорват вспоминает: «Меня не интересовала мода как таковая, интересовали лишь девушки, и я показывал красоту не платьев, а девушек». Это, безусловно, тоже отразилось на его неповторимой манере съемки.

В 70-е годы было уже много фотографов, которые работали в том же стиле. Например, Хельмут Ньютон, с которым Франка связывала дружба. К счастью, у этих двух мэтров модной фотографии были абсолютно разные предпочтения женщин, поэтому для съемок они использовали различные типажи. На вопрос, какие женщины ему нравятся, Хорват лишь смеется: «Я выбирал моделей по голосу, в момент телефонных переговоров – и очень редко ошибался». Если же сравнивать работы Ньютона и Хорвата, можно предположить, что последнего в моделях привлекали, прежде всего, женственность и грациозность. 

Франк Хорват / Frank Horvat (Франция, Париж). Снимок для журнала «Harper’s Sazaar». 1964

 

В какой-то момент Хорват надолго перестал снимать моду, поскольку устал от нее. На вопрос, какая разница между первым и вторым периодами съемки моды, он ответил, что на первый оказывали влияние литература и кино, а на сегодняшний – музыка. Вообще, Хорват считает фотографию больше литературным искусством, чем визуальным, поскольку фотография рассказывает истории.

Свой первый фотоаппарат Франк Хорват приобрел в обмен на свою коллекцию марок – чтобы иметь возможность выражать свои творческие порывы, по официальной версии. Но сам мастер иначе мотивирует свое желание стать фотографом: «Сначала мое увлечение фотографией было продиктовано не совсем красивыми побуждениями. Одно из которых – более старший приятель меня убедил, что фотосъемка – самый лучший способ привлечь девочек. А второе – фотографировать было легче, чем писать и рисовать, что я тоже пробовал, но без особого успеха. Естественно, имелись и достойные побудительные причины для занятий фотосъмкой, которые я, возможно, чувствовал в глубине души, но понял гораздо позже. Резюмируя, можно ответить, что мое желание стать фотографом сродни ответу на зов – как если бы одна персона или дерево, или ситуация сказала, что хочет быть переданной через визуальный образ, и просит меня это сделать». 

На вопрос Александры Бансаид (Alexandra Bensaïd) в интервью (1998) для французского журнала, почему нельзя сказать, что Хорват – это фотожурналист, или Хорват – это фотограф моды, почему он не ограничивался одним стилем или жанром, Хорват сказал, что лучшим ответом будет рассказ о его жизни. В возрасте 30 лет он имел опыт жизни и работы уже в различных 7 странах: Италии, Швейцарии, Франции, Пакистане, Индии, Англии и США и говорил бегло на языках этих стран (за исключением языков урду и хинди, на которых он изъяснялся не без труда). Конечно, такая жизнь была определена, прежде всего, обстоятельствами, нежели его выбором, но она ему нравилась: каждая перемена страны и языка была сродни открытию новой манеры быть. То же касается и его периодов в фотографии, которые, впрочем, не были просто временными периодами – Хорват продолжал почти на протяжении всей своей фотокарьеры чередовать съемки на заказ и для себя, черно-белую фотографию и цветную, традиционную и цифровую – точно так же, как он чередует разные языки.

В том же интервью Александра Бансаид интересуется, что хотел сказать Хорват фразой «Фотография – это искусство не нажимать на кнопку». Фотограф так пояснил эту ставшую очень известной фразу: «Одним из различий между фотографом и художником является то, что регистрация изображения на пленку не требует никакого таланта и даже усилий. Единственное усилие для производства фотографии заключается в том, чтобы удержать себя от преждевременного нажатия на кнопку спуска, для чего я сам себе непрерывно повторяю: “Нет, это еще не лучший свет, не самый лучший ракурс, не самое верное впечатление”.

И я удерживаю себя не только, чтобы экономить пленку: избегая нажатия на кнопку, я как бы коплю энергию или ожидание. Фактом отказа от изображений, которых я не хочу, я позволяю изображению, которое желаю, принять лучшую форму в моей голове, до того момента, который я узнаю в видоискателе, который я жду, и тогда я нажму на спуск.

В отличие от Картье-Брессона, который всегда имел свою Лейку с собой и мог фотографировать, неважно где и неважно в какой момент, я могу делать только фото, которое подготовлено в моей голове. Иногда это занимает минуты, а иногда (как, допустим, эссе о Нью-Йорке) требует многих лет. В течение этого времени я продолжаю смотреть на мой объект съемки или представляю его, если он у меня не перед глазами, спрашивая себя, какой из его аспектов я хочу показать, какая техника будет наиболее эффективной. Это как если бы я заготавливал форму, исключающую все, что я не хочу видеть в снимке. И только, когда это форма отточена, я наконец чувствую себя готовым посмотреть в видоискатель. И тогда реальность перестает существовать, остается лишь то, что в видоискателе – я должен получить композицию, которая меня удовлетворит. И уже ни мои собственные сантименты, ни чувства людей, которых я снимаю, не идут в расчет. Все, что остается – это мое ожидание увидеть, как сюжет займет свое место в подготовленной формочке. Это и есть решающее мгновение или, как я его предпочитаю называть – момент узнавания». 

В фототворчестве Хорват очень ценит умение авторов уважать себя и людей, которых они снимают. 

Франк Хорват / Frank Horvat (Франция, Париж). Первая фотография высокой моды. 1951

 

Своим учителем Франк Хорват считает Анри Картье-Брессона – несмотря на то, что их взгляды на технику съемки расходились – и приводит интересное сравнение: «Можно полюбить музыку, слушая Баха, а полюбив музыку – стать известным джазовым музыкантом». Картье-Брессон больше повлиял на Хорвата своей личностью, а не своими фотографиями. Хорват восхищается, как Брессон точно определял фотографию: «Наши глаза, наш разум и наше сердце надо выстроить в одну линию».

На вопрос из зала «Что Вы могли бы посоветовать тем, кто учится фотографировать?» Хорват ответил: «Для фотографии важна комбинация идей, которая заставляет задумываться о чем-то. Развивайтесь, ищите эти ассоциации, которые придадут смысл кадру. Образованность важнее техники съемки». 

Интересно, что 82-летний фотограф и по-прежнему увлеченно снимает и уверен, что самый любимый период его творчества еще впереди. 

Сегодня фотографии моды Франка Хорвата представлены в экспозициях престижнейших галерей Нью-Йорка, Лондона, Парижа и Милана, на аукционах, в популярных изданиях. 
 

Биография 

Родился 28 апреля 1928 г. в итальянском городке Аббация, позднее отошедшем к Хорватии, у отца-венгра и матери-австриячки, провел свое детство в Швейцарии.

1947-50: После окончания Второй мировой войны Франк изучал изобразительное искусство в миланской академии Ди Брера, работал в рекламном агентстве. В 1949 г. купил свою первую фотокамеру Rolleicord, чтобы работать на журналы в качестве независимого фотографа. 

1950: Предпринял первую поездку в Париж, где встретил Роберта Капу и Анри Картье-Брессона.

1952-53: Путешествие по Пакистану и Индии в качестве независимого фотографа.

1954-55: Жил в Лондоне, где работал в основном для Life и Picture Post.

1955: Окончательно перебрался в Париж, где живет и по сей день.

1957-62: Работал фотографом моды в Париже, Лондоне и Нью-Йорке, для изданий Jardin des modes, Elle, Glamour, Vogue, Harper's Bazaar и т.д.

1958-1961: Член «Магнума».

1962-63: Работа для Strip-tease и Télévision.

Кругосветное путешествие в рамках работы для немецкого журнала Revue.

1964-88: Фотограф моды и рекламы в Европе и США.

1976-87: Персональные проекты в цвете.

1989: Начинает экспериментировать с цифровым изображением.

1990-2009: Работа над книгами, альбомами и другими персональными проектами.




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
04.10.2014
Мировая звезда из Сиднея: Международный фотограф Джорджес Энтони
05.06.2014
Фотография и рок-н-ролл: Каково это — снимать рок-звезд
16.04.2014
Влюбленный в Африку: интервью со знаменитым фотографом дикой природы Моркелом Эрасмусом
23.03.2014
Интервью с фотографом экстремальных видов спорта Гейбом Л’Эрё
13.03.2014
Дух Албании: интервью с уличным фотографом Жиль Рудье (Gilles Roudiere)