Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Бюджетный средний формат

Главная / Статьи / Обзоры
Здравствуйте! Я – изначально «цифровой» фотограф. Снимаю для себя на Canon 350D. Часто хожу по фотовыставкам и спрашиваю себя: какие снимки понравились больше – пленочные или цифровые? Почти всегда нравятся пленочные. Хочется попробовать поснимать на пленочную камеру среднего формата, чтобы заодно повысить и качество моих снимков. Думаю, мой случай не единичный. Платить много сейчас не могу, да и в самой технике, честно говоря, не разбираюсь. Какая используется пленка? Какую камеру посоветуете стоимостью примерно до 15 тысяч рублей? Спасибо! Марина
10.11.2006
Дмитрий Башков

 

Форматы среднего формата

Все среднеформатные камеры снимают на широкую (120-ю) пленку, которая продается в рулонах (роликах) в крупных фотомагазинах. Формат одного кадра на такой пленке, а так же количество кадров на пленке зависит от камеры. Самый распространенный формат – 6х6 см (если быть точным, 56х56 мм). Одним нравится квадратный кадр, а другие ценят в нем возможность кадрирования до прямоугольного уже после съемки. На пленку обычно умещается 12 таких кадров. Встречаются аппараты, снимающие форматом 6х4,5 см (16 кадров на пленке), 6х7 см (10 кадров), 6х9 см (8 кадров).

Камеры отличаются не только размером кадра, но и типом затвора. Наиболее распространенным и надежным является центральный затвор, представляющий собой концентрические шторки (наподобие лепестков диафрагмы), спрятанные внутри объектива. Им оснащены все камеры с несменной оптикой, большинство студийных камер. Представленные в нашем обзоре однообъективные зеркалки оснащены шторным затвором – это подвижная поверхность с окном, которая расположена между объективом и пленкой. Данная конструкция позволяет снизить стоимость оптики, но не способствует надежности, а синхронизация со студийными вспышками возможна только на выдержке 1/30 сек. (что ограничивает возможности фотографа).

Важным моментом является использование сменной оптики. Чтобы снимать нетленку, необязательно коллекционировать оптику в шкафу – можно ограничиться штатным объективом, как поступали Ньютон и его коллеги по Олимпу. Может быть, имеет смысл купить именно камеру с несменной оптикой, сделав акцент на компактности? В отличие от цифровых камер, пленочные компактные фотоаппараты среднего формата нередко превосходят по качеству оптики среднеформатные же камеры со сменной оптикой. Выбирая себе камеру, лучше всего исходить из принципа разумной достаточности, но из имеющихся вариантов выбирать лучшее. Результат не заставит себя ждать.

 

Существуют три основных разновидности среднеформатных фотокамер.

Самый «древний» форм-фактор – «раскладушка» (folding). Фокусировка с помощью фокусировочного меха, контролируется по шкале расстояний или сопряженному дальномеру. В нерабочем состоянии объектив укладывается внутрь корпуса камеры. Плюсами такой конструкции, которой уже более 100 лет, являются защищенность объектива и повышенная компактность камеры в нерабочем состоянии. Камера с форматом съемки 6х9 см помещается в карман куртки и напоминает книжку. В использовании меха много плюсов: фокусировка очень удобна, низкое светорассеяние и, как результат, более высокий контраст на моделях с просветленной оптикой. К сожалению, эти камеры нередко имеют неточный дальномер, что мешает использовать их на близких расстояниях, снижает точность фокусировки.

Другая розновидность компактных среднеформатных камер – двухобъективные зеркальные (Twin Lens Reflex, TLR). Один объектив предназначен для съемки, второй проецирует изображение на матовое стекло для фокусировки. TLR отличаются компактностью, надежностью, имеют тихий центральный затвор, синхронизацию со вспышками на коротких выдержках, защищают от шевеленки на выдержках 1/15 сек. и 1/30 сек., обеспечивают возможность незаметной съемки «от живота». Как и «раскладушки», TLR классической конструкции (с несменной оптикой) изначально считались этакой среднеформатной «мыльницей», но при этом большинство из них относились к профессиональным. А сегодня, фотографируя в толпе подобным аппаратом, вы вызовете у окружающих скорее любопытство или непонимание, нежели страх съемки. И это, несомненно, их достоинство, ибо по качеству изображения камеры именитых брендов, как минимум, не уступают современным среднеформатным собратьям.

Наиболее традиционно выглядят однообъективные зеркальные камеры (Single Lens Reflex, SLR). Такие камеры оснащены сменной оптикой, причем визирование осуществляется через съемочный объектив. Считается, что главным достоинством таких камер является системность, богатый выбор сменной оптики. Впрочем, это не совсем так – существуют не-SLR камеры со сменными призмами и даже сменными объективами.

Фокусное расстояние объектива для среднеформатной и малоформатной (35 мм) зеркалки – не одно и то же. Если для 35-мм зеркалки стандартным считается объектив 50 мм, то для среднего формата объектив с таким фокусным расстоянием является широкоугольным, стандартный – 80 мм, портретный – не менее 120 мм. Даже объективы с одинаковым фокусным расстоянием различаются по светосиле и оптической схеме (например, четырехлинзовый Tessar 80/3.5 дает иной рисунок, чем шестилинзовый Biometar 80/2.8).

Различия оптики по типам и фокусным расстояниям объективов – не единственное, что влияет на итоговый результат. Огромную роль играет происхождение фотоаппарата. «Благородная» немецкая оптика (тот же Tessar в камерах Rolleiflex) рисует резкую, но красивую картинку. Японским объективам, свойственен, скорее, рекламный глянец, нежели художественный рисунок. Советские/украинские объективы занимают промежуточное значение: изначально они копировались с немецких аналогов на трофейном оборудовании. В конечном итоге, все решает вопрос цены. Выбор бюджетных фотоаппаратов (до 500 долларов), безусловно, ограничен. Речь идет, в основном, о подержанных камерах. Вопрос бюджета приходится решать самостоятельно, но не стоит экономить радикально – стоимость широкой пленки, печати и сканирования слишком высока, чтобы сразу позаботиться о качестве механики и оптики, а не переводить деньги на сомнительные эксперименты. Ну а мы рассмотрим все доступные по цене и присутствующие в комиссионках (не коллекционные) аппараты – от дешевого отечественного «Любителя» за 500 рублей до подержанных немецких TLR.
 

Любитель

Самая доступная камера с форматом кадра 6х6 см – отечественный «Любитель». На такой вариант стоит обратить внимание, если вы хотите приобрести TLR-камеру не для серьезной работы, а для творческих экспериментов вроде использования слайдовой пленки с последующей проявкой по кросс-процессу, съемки с наложением кадра, создания текстур для компьютерной графики.

Копия старинной немецкой камеры Voigantlander Brilliant до начала 90-х годов производилась на ленинградском заводе ЛОМО. Подержанный экземпляр в идеальном состоянии обойдется рублей в 500. Наиболее распространены две модификации «Любителя» – 166B (с размером кадра 6х6 см) и 166У («универсальная» – формат кадра 6х6 см или 6х4,5 см при использовании рамки). В любой из них установлен простой трехлинзовый объектив Т22 с многослойным просветлением, светосилой f/4.5, затвором с максимальной выдержкой 1/250 сек.

Для визирования служит второй объектив, но изображение попадает не на матовое стекло, а на коллективную линзу с матовым кружком в центре. Теоретически, предполагается наводиться на резкость по кружку, подняв лупу для точной фокусировки. Фокусировка производится вращением оправы одного из объективов, связанных между собой. Использование линзы вместо кружка позволило повысить яркость изображения в шахтном видоискателе, но точно фокусироваться при использовании такой системы невозможно. Поэтому «Любитель» (в любой из модификаций) – по большому счету, шкальная камера, видоискатель в которой может быть использован для компоновки кадра, но не для фокусировки. Другие проблемы – «мыльный» объектив (даже на средних значениях диафрагмы), виньетирование, недостаточное чернение внутренностей. Впрочем, резкость – не единственный параметр качества оптики, тем более что на закрытых диафрагмах оба недостатка нивелируются, но крайне желательны тросик и штатив. Чтобы делать снимки приемлемого качества, необходимо использовать закрытые значения диафрагмы (f/11, f/16), забыть про наводку на резкость по матовому кружку (использовать шкалу расстояний или ставить объектив на бесконечность). Рисунок же у объектива весьма приятный. 

 

Москва

Первая «Москва» (1946-1949 гг.) являлась копией немецкой раскладушки Ikonta и собиралась на Красногорском заводе из запчастей и на оборудовании Carl Zeiss, перешедших по репарациям. Камера обладает качественной оптикой, но отыскать ее в рабочем состоянии проблематично. Последующие версии «Москвы» уступали по качеству прародителю. Следует учесть, что формат 6х9 см является стандартным для камер «Москва-2», «Москва-4» и «Москва-5», причем только последняя из них предполагает съемку с форматом 6х6 см (при использовании специальной рамки). Она же является наиболее надежной, но оснащена другим объективом, по разрешению уступающим предшественникам. Отсчет кадров производится через окошки в задней крышке камеры (отдельно для кадров 6х6 и 6х9). Оптика с просветлением в различных версиях «Москвы» позволяет снимать на цветную негативную пленку и слайд, а невысокую резкость объектива компенсирует непосредственно формат 6х9 см. Хорошо сохранившийся экземпляр «Москвы» найти куда проще, чем работающий довоенный «Фохтлендер»! Стоимость – в пределах 1500 руб. 

 

Искра

Именно отечественные «Искра» и «Искра-2» (версия со встроенным экспонометром) являются самыми дешевыми «раскладушками», предполагающими практическое использование. При стоимости, в зависимости от состояния, в пределах 3000 руб. – это наиболее универсальный аппарат из компактных. «Искра» имеет удобный сопряженный дальномер. Оснащена объективом Тессар – одним из наиболее резких объективов в своем классе. Особенно радует камера при съемке на ч/б пленку. Старое просветляющее покрытие дает некоторое снижение контраста, но снимать на цвет можно. Механика относительно надежна. Стандартные проблемы – неработающий счетчик кадров, разрегулировка дальномера. 

 

Seagull 4A-107/109

 

Китайский Seagull («Чайка») – единственная новая TLR-камера, доступная за небольшие деньги (около 7 тысяч рублей). Благодаря этой камере, производимой шанхайским заводом, всколыхнулся интерес к ретрокамерам среди западных фотолюбителей. Но на отечественных просторах «Чайка» не прижилась. До недавнего времени можно было приобрести новую в некоторых фотомагазинах Москвы и Санкт-Петербурга. Но в один момент она исчезла с прилавков (возможно, по причине своей противоречивой надежности). 

Сейчас «Чайки» можно пробрести на вторичном рынке либо заказать новую камеру через Интернет. В природе существует две новые модели: 4А-107 и 4A-109. Обе оснащены объективом, выполненным по схеме Тессар, с современным мультипросветлением. Объектив – резкий на закрытых диафрагмах, очень контрастный (оптимально для съемки пейзажей на слайд, для портретов – жестковат). Просветление худо-бедно держит контровый свет даже без бленды – найти оную достаточно сложно (уникальная резьба для фильтров – 34 мм, фирменные аксессуары редки). На открытых диафрагмах наблюдается падение детализации по краям, что свойственно всем Тессарам, но сигуловскому – в особенности. Детализация изображения на приличном уровне.

У более дешевой модели 4А-107 максимально короткая выдержка – 1/300 сек. Выдержка и диафрагма контролируются рычажками за съемочным объективом. Для установки экспопары камеру нужно развернуть к себе – такая установка наиболее наглядна. На модели 4А-109 выдержка и диафрагма устанавливаются двумя дисками между объективами, значения контролируются в окошке над верхним объективом, поэтому камеру разворачивать при настройке не нужно. Минимальная выдержка – 1/500 сек. Камеры облачены в металлический корпус и имеют эргономические прокладки из кожзаменителя, которые быстро отклеиваются в процессе эксплуатации. Матовый экран у новых моделей яркий и светлый, имеет средства быстрой фокусировки – клинья в кольце микропризм. Основным недостатком камеры является ненадежная механика.

 

Yashica Mat 124G

 

По сравнению с китайским собратом, японская Yashica Mat 124G – признанное изделие, качество которого сомнений не вызывает. Да и смотрится аппарат респектабельно. В мелочах Yashica превосходит Seagull (наличие диафрагмы f/32, более надежная фиксация шахты, очень высокое качество сборки и внешней отделки). Что неудивительно, так как модель 124G является последней и наиболее продвинутой в японской линейке.

Отличаясь «благородной» механикой, Yashica оснащена качественным сопряженным экспонометром, работающим от батареек. Такие экспонометры более точны, нежели селеновые (в некоторых старых моделях Rolleiflex). Правда, при использовании современных полуторавольтовых «таблеток» показания экспозамера надо рассчитывать с поправкой -1Ev, так как изначально экспонометр рассчитан на элементы с напряжением 1,25 В. Матовое стекло на «Яшике» не имеет клиньев, темнее сигуловского, но фокусироваться при неспешной съемке почему-то удобнее. Для точной фокусировки, как и в случае с другими ТЛР, на шахте имеется крупная фокусировочная линза.

Объектив имеет схему Тессар и является наиболее точной копией Тессара в камерах Rolleiflex (хотя и уступает легендарному собрату по резкости). На линзы нанесено современное мультипросветление. Тем не менее, объектив Сигула рисует более контрастную и жесткую картинку. Выбор между этими сравнимыми по стоимости камерами (новый Seagull – 6 тысяч рублей, б/у Yashica – около 8 тысяч) следует делать, исходя, в первую очередь, из задач: Яшика более подходит для портретов, Сигул – для пейзажей. 

 

Flexaret Automat VI

 

Не менее достойный вариант – Flexaret Automat VI. Камера является детищем чешского оптического производства Meopta. Несмотря на удивительно низкую стоимость (2-3 тыс. рублей), она является хорошим приобретением. Объектив выполнен по схеме Тессара. Качество оптики для портретной съемки на ч/б – очень неплохое. Для съемки пейзажей на цветную слайдовую пленку Flexaret мало подходит – ввиду большого светорассеяния и однослойного просветления.

Flexaret отличает великолепный дизайн, но хрупкая механика. По внешним признакам, это самая экстравагантная модель в семействе TLR. Необычен способ фокусировки – посредством маятникового рычага на передней панели. Рычаг тугой, но сам по себе способ фокусировки хоть и оригинален, зато весьма удобен. Пленка перематывается круглой ручкой, затвор взводится отдельно рычагом. По шахтному видоискателю с матовым стеклом и композиционной сеткой можно точно и с комфортом фокусироваться на объекте съемки. Кнопка спуска находится слева примерно между объективами – положение не очень удачно, да и нажимается она с трудом.

 

 

Немецкие «раскладушки»

«Раскладушки» можно подразделить на 3 категории: – Дешевые (до 1500 руб.) «раскладушки» в полурабочем состоянии – довоенные Bessa и Zeiss-Ikonta. С точки зрения механики и оптики (при съемке на ч/б) они, безусловно, стоят внимания, но отсутствие просветления на линзах не позволяет снимать на цвет, да и их состояние обычно очень далеко от идеального. – Хорошо сохранившиеся «рабочие лошадки» вроде послевоенной Super-Ikonta с просветлением (до 10 000 руб.). – Превосходные, с непревзойденным рисунком послевоенные экземпляры немецкого производства – Bessa II с оптикой Color-Heliar и APO-Lanthar. Они имеют коллекционную и практическую, художественную ценность. Их объективы считаются лучшими для портретной съемки. APO-Lanthar имеет еще и высокую резкость по всему полю кадра, тогда как у Color-Heliar резкость ближе к краю кадра падает (что не критично для портретов). Стоимость – от 30 000 руб. 

 

Rolleicord Vb

 

Камеры семейства TLR продолжают выпускаться их изобретателем – компанией Rolleiflex, сочетая лучшую оптику и классическую механику с современной системой замера экспозиции. Но они весьма дороги (около 4 тысяч долларов), а для небогатых фотолюбителей существует вторичный рынок фототехники.

По большому счету, стоимость камеры определяется не возможностью получить с ее помощью красивую художественную фотографию, а универсальностью оптики (что влияет, прежде всего, на количество таких фотографий, выполненных в различных жанрах). Стремление получить максимально универсальный аппарат за небольшие деньги трудно реализуемо. Такую возможность предоставит фотоаппарат Rolleiflex, который даже в изрядно подержанном состоянии даст фору любому из конкурентов, хотя обойдется дороже.

Несмотря на одинаковую, казалось бы, конструкцию, аутентичные объективы Zeiss Tessar дают заметно лучшую резкость и отличаются красивым рисунком. Тысяч за 10 рублей можно приобрести, например, Rolleicord Vb с объективом Carl Zeiss Tessar, либо Rolleiflex Automat с таким же объективом или его аналогом Schneider-Kreuznach Xenar. Недостатком этих моделей является их изрядная потрепанность, а также темное матовое стекло.

 

Rollieflex T

 

Лучший и самый дорогой вариант в нашем обзоре (около 15 тысяч рублей). Это наиболее «продвинутый» TLR с объективом Zeiss Tessar с качественным просветлением. Оптическая схема четырехлинзового объектива в этой модели была улучшена с целью повышения резкости по всему полю кадра. По оптическим характеристикам и удобству работы Rolleiflex T является лучшим выбором за свои деньги. Наводка на резкость в модели «Т» производится по светлому матовому стеклу с композиционной сеткой (без клиньев). Некоторые экземпляры оснащены селеновым экспонометром. Камера обладает лучшей надежностью, так как относится к профессиональной линейке (в отличие от «любительских» Rolleicord). Важным ее достоинством является системность – набор аксессуаров включает сменные фокусировочные экраны, пентапризму, пистолетную ручку, бленду, светофильтры и макронасадку.

 

Mamiya C330

 

Потребность в среднеформатной камере со сменной оптикой компактного размера привела к созданию в 60-х годах прошлого века уникальной линейки TLR – Mamiya C-series. Японцы не могли на равных конкурировать с Rollei по компактности и качеству оптики, но предложили фотографам более-менее сравнимое качество в этих характеристиках, приобщив к ним другую ключевую особенность – сменную оптику. Объективы меняются «парами» (визирующий и снимающий объективы на одной «доске»).

Линейка оптики С-серии достаточно широка, чтобы покрыть все фотозадачи, кроме макросъемки. Она включает широкоугольник (55 мм или 65 мм), штатник (80 мм), портретник (135 мм или 180 мм), телевик (250 мм). Объективы выпускались в трех сериях. Старшая («хромированная») имеет однослойное просветление и оптимальна для съемки на ч/б. Лучше остановиться на объективах «черных» серий – более современные, отличаются улучшенным однослойным просветлением или мультипросветлением (третья серия).

Все объективы очень компактны, по сравнению с оптикой для среднеформатных SLR-камер. Сами же камеры не отличаются компактностью, если сравнивать с другими TLR. А вот набор из камеры с портретным объективом выходит ощутимо компактнее аналогичного набора с камерой SLR. Ввиду чего камеры Mamiya C-серии нашли популярность у пейзажистов и свадебных фотографов, где компактность камеры и использование сменных объективов в равной степени важны.

Фокусировка объективов производится растягиванием меха, для чего камеры оснащены специальной ручкой в нижней части корпуса. Последней из камер линейки является Mamiya C330-S (выпускалась до 1994 года). К достоинствам С330 относятся перемотка пленки рукояткой с автоматическим взводом затвора, коррекция параллакса в видоискателе, возможность менять экраны. В комиссионках можно найти также собрата этой модели – C220 – еще компактнее, но не столь удобный (взвод затвора рычагом, перемотка пленки круглой ручкой). 

 

Pentacon Six TL

 

Выбор недорогой SLR-техники среднего формата органичен камерами с байонетом P6. Изначально, это байонет восточногерманской камеры Pentacon Six TL, производимой до 1990-х годов заводом Pentacon, Дрезден. Внешне камера напоминает крупную малоформатную зеркалку, снимает на 120-ю пленку с форматом кадра 6х6 см, не поддерживает сменных задников с пленкой (как большинство среднеформатных SLR-камер).

Затвор шторный, максимальная выдержка синхронизации – 1/30 сек. Визирование осуществляется посредством шахты или призмы. Матовое стекло довольно темное, не имеет клиньев и микропризм, но весьма удобно для неторопливой фокусировки. Перемотка пленки осуществляется курковым механизмом. Качество изготовления камеры высокое, дизайн радует глаз. 

Главное же достоинство аппарата – оптика Carl Zeiss Yena, доступная по смешным ценам. Pentacon Six в комплекте со штатником CZY Biometar 80 mm f/2.8 можно приобрести примерно за 4,5 тысячи рублей. Широкоугольник обойдется в 2-3 тысячи, портретник – в 3-4 тысячи (столько стоит Biometar 120 mm f/2.8, а также один из лучших когда-либо созданных портретных объективов – Sonnar 180 mm f/2.8). Цены приведены для оптики с однослойным просветлением. Ее отличает дизайн-«зебра» – полоски черного и металлического цветов на корпусе. Объективы в черном корпусе (с многослойным просветлением) – более поздние и дорогие. Но и «зебра» позволяет спокойно снимать на цветную пленку, ибо качество просветления весьма высокое. 

 

Киев-60

Клон Pentacon Six – «Киев-60» украинского завода «Арсенал». Подержанный «Киев» в отличном состоянии можно приобрести вместе со штатным объективом «Волна-3» 80 мм f/2.8 всего за 2-3 тысячи рублей. Парк советской оптики – достойный и по количеству, и по качеству представителей. Даже со штатником, как показывает практика, можно делать фотоснимки профессионального уровня. Но в качестве портретного лучше все-таки использовать именно легендарный объектив Sonnar.

В стандартную поставку «Киева-60» входят шахта и съемная призма с несогласованным TTL-замером. Уступая прародителю с точки зрения дизайна и удобства (неудобный корпус, глубокая шахта с мутным матовым стеклом), камера является наиболее надежной в своем классе. В отличие от Pentacon, нет произвольно «гуляющих» межкадровых промежутков и проблем со счетчиком кадров, свойственных Pentacon Six TL.

Основная проблема «Киева» – «глупый» механизм перемотки пленки, который регулируется на определенную толщину пленки. При использовании разных пленок (например, Kodak и Agfa) на некоторых имеет место наложение кадров. Устранить недостаток можно, если при зарядке пленки проматывать ее на 5-15 мм дальше отметки Start, (в зависимости от марки пленки). Настройка у мастера обойдется рублей в 300, но в ней есть смысл лишь при использовании пленки одного производителя.

Другой недостаток «Киева-60» – громкий хлопок зеркала во время съемки, сопровождаемый ощутимым встряхиванием камеры и дополненный отсутствием механизма предварительного подъема зеркала. Это может привести к появлению эффекта «шевеленки» на длинных выдержках. Встречаются модернизированные варианты «Киева-60» от Arax и Hartblei с предподъемом зеркала, чернением внутренних поверхностей и форматом съемки 6х4,5 см (опционально). 

 

Exakta 66

 

Клонировала Pentacon не только советская фотопромышленность. Самым красивым, технически продвинутым и дорогим клоном является западногерманская Exakta 66, как и Pentacon снятая с производства после объединения Германии. Найти ее в комиссионках – редкая удача. Для камеры выпускалась линейка объективов Schneider-Kreuznach, совместимых с Pentacon Six и «Киевом-60». 

 

Киев-88

 

Среднеформатная камера «Киев-88» – советская копия фотоаппарата Hasselblad 1000F (одна из первых моделей, со шторным затвором). Использование шторного затвора, кроме необходимости синхронизации на 1/30 сек., создает еще одну проблему – «столбы» (вертикальные полосы при съемке на очень коротких выдержках – 1/500 сек., 1/1000 сек.). У «Киева-60» и Pentacon Six «столбы» встречаются редко, но вот по эргономике 88-й опережает своих собратьев на голову.

Изначально «Киев-88» и его отечественный прародитель «Салют-С» имели собственный байонет «B», под который выпускалось немало добротных объективов (например, портретник «Вега-28» 120 мм f/2.8). Впоследствии умельцы стали переделывать байонет под P6: точно такая же советская оптика параллельно выпускалась и для «Киева-60», но можно поставить еще немецкие объективы.

Несколько лет назад сам производитель – украинский завод «Арсенал» – выпустил обновленную версию «Киев-88СМ», изначально совместимую с P6 по оптике. Штатник «Волна-3» был переименован в Arsat, выпущены новые, качественные tilt-shift объективы для пейзажной съемки.

«Киев-88» имеет модульную конструкцию со съемными задниками для пленки, которые можно менять в процессе съемки, используя светозащитную вставку (шибер). Шахта удобнее, чем у «Киева-60». Существуют несколько различных съемных пентапризм, включая варианты с интегральным и точечным замером экспозиции (на «Киеве-60» – только интегральный), вертикальную призму с большим увеличением, а также фокусировочный «задник» с матовым стеклом для точной макросъемки.

Считается, что сама камера «Киев-88» в любой из модификаций недостаточно надежна (в отличие от «Киева-60») и является, скорее, полуфабрикатом, нежели конечным продуктом. Потребность в доведении до ума данной модели существует – речь идет о дополнительном чернении внутренностей для снижения светорассеяния, установке предподъема зеркала (обе эти процедуры актуальны и для «Киева-60»), а также регулировки кассет и работы шторок затвора. Все проблемные места фотокамеры тщательно изучены и устраняются, за исключением упомянутых «столбов». Для старых версий «Киева-88» производится переделка байонета под P6. Такой доработкой занимается несколько киевских фирм (www.araxfoto.com, 
www.hartblei.com)
. Оптика, модернизированная Hartblei и продвигаемая под собственной маркой, хорошо зарекомендовала себя у привыкших к бескомпромиссному качеству западных фотографов.




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
11.07.2017
Тест Canon EOS 6D Mark II
09.07.2017
Comedy Wildlife Photography Awards 2017
26.05.2017
Знакомьтесь: Laowa
25.05.2017
Правило третей - миф или реальность?
23.05.2017
Знакомьтесь: TH Swiss