Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Оптика спецназначения

Главная / Статьи / Обзоры
Зеркалки Nikon – самые популярные. Ничего удивительного: Nikon D200, D70s и D50 – в своих классах лучшие образцы, что подтверждается наградами главных фотоассоциаций. Но вопрос о выборе оптики для Nikon всегда превращается в дилемму: качество или сбереженные деньги. Думаю, это самый главный недостаток, который компенсируется наличием очень качественного китового объектива для D70 и неплохого – для D50. Что ж, родные «киты» вне конкуренции по соотношению цена/качество, но, когда новичок-фотолюбитель превращается в матерого фотографа, хочется большего. Большого объектива, «заточенного» под какой-нибудь увлекательный жанр фотосъемки (съемка в походах, макро, портреты, пейзаж). Предлагаем вниманию читателей обзор наиболее интересных «спецобъективов» с байонетом Nikon F.
04.12.2006
Алексей Козырев

 

с байонетом Nikon F

 


Выбор туриста


Самая «универсальная» оптика в мире – это оптика с фокусным расстоянием от сверхширокоугольного (18 мм, на цифрозеркалках превращается в 27 мм) до телевика (200 мм – 300 мм в 35-мм эквиваленте). Нет оптики более универсальной! Какое отношение имеют такие «мегауниверсальные» объективы к нашей теме? Просто есть особый разряд обладателей цифрозеркалок, которые с радостью променяли бы свои «китовые» не на более «качественные» объективы, а на один, который бы позволил отказаться от покупки дополнительно телеобъектива и освободил от ношения чемоданов, под завязку набитых оптикой. Их не пугает, что визитные карточки этих зумов – бочкообразная дисторсия, виньетирование. Строго говоря, это не недостатки, а особенности конструкции оптики. Впрочем, оба минуса легко убрать в Photoshop (без потери качества – см. меню Filter/Lens Correction), в то время как быстрая, функциональная оптика подчас бывает более полезной, чем «суперкачественная» дискретная.

 


Дорогостоящие зум-объективы во многих случаях даже превосходят свои «фиксированные» аналоги не только по такому параметру, как «универсальность» (за примером далеко идти не надо – профессиональный зум Nikon 18-55 mm f/2.8 за полторы тысячи нерублей). Но среди зумов есть всего лишь один по-настоящему универсальный объектив – Nikon 18-200 mm f/3.5-5.6 G ED-IF AF-S VR DX Zoom-Nikkor, – способный свести потребность в дискретной оптике к минимуму и обеспечить достаточное качество, чтобы покупать впоследствии только незаменимые «фиксы».

Создав этот зум, Nikon в очередной раз смешала коктейль из консерватизма и новаторства: представленный значительно позднее, чем аналоги от Tamron и Sigma, он стал первым обладателем оптического стабилизатора. Система VR (Vibration Reduction) включается тумблером на корпусе объектива, позволяет компенсировать выдержку на 4 ступени (!). В дополнение к стандартному есть режим, предполагающий съемку из окна движущейся машины. Физически это достаточно крупный объектив, но для своего класса он исключительно компактен: по габаритам почти не больше своего собрата, идущего в комплекте с D70. Как удалось этого добиться? Секрет в том, что размер создаваемого изображения в точности соответствует размеру матрицы цифрозеркалки (15,5х24 мм), на что и указывает маркировка DX в названии. Заодно это способствует повышению детализации картинки (весьма высокой для мегауниверсального зума), но есть побочное последствие – высоковатый уровень виньетирования, даже по сравнению с более дешевыми аналогами конкурентов, значительные бочкообразные искажения в широкоугольном положении (18 мм). В остальном – сплошные достоинства: быстрая и точная фокусировка, правильная цветопередача, контрастная картинка. Впрочем, лучше предоставим слово владельцу такого объектива:


«С появлением зума 18-200 мм от Nikon вопрос, какая оптика качественнее, отпал сам собой. Возможно, детализация немного уступает профессиональным зумам, а объектив из китового комплекта работает чуть быстрее. Но, постоянно снимая этим объективом, я ни разу не ловил себя на мысли, что нужен другой, более «навороченный». Оптика превосходит все аналоги, включая никоновский 28-200 мм, по цветовой насыщенности и контрасту, дает даже более жесткий рисунок, чем китовый 18-70 мм, но чуть-чуть уступает в проработке деталей, если печатать на формате А3. Я делал снимки на своем D50, 6-МП, и на профессиональной камере D200 с разрешением 10 МП, особой разницы в детализации на больших отпечатках не нашел. Неприятный эффект хроматических аберраций возникает при определенных значениях диафрагмы и фокусного расстояния. Невысокая светосила компенсируется наличием стабилизатора, заметно повышающего процент четких снимков, если фотографировать без штатива. В общем, можно сказать, что этот объектив дает качество на уровне китового 18-70 мм, но на большем диапазоне и с использованием стабилизатора, что способствует получению четких снимков без штатива».

 


Самый страшный «враг» объектива 18-200 мм от Nikon – Tamron AF 18-200 f/3.5-6.3 XR Di II LD Aspherical (IF) Macro, он же и первый «мегауниверсальный» автофокусный зум, приспособленный для использования на цифрозеркалках, обладатель наград престижных фотоассоциаций, в том числе – ассоциации TIPA 2005 года (как лучший зум-объектив). Если никоновская оптика обойдется примерно в 22 тысячи рублей, то Tamron – почти вдвое дешевле (около 13 тыс.). В его конструкции воплощены самые современные технологии: линзы из стекла с пониженной дисперсией (LD), стекла с повышенным коэффициентом преломления (XR – Extra Refractive), а также асферический элемент. С другой стороны, небольшие размеры оптики в компании с большим диапазоном фокусных расстояний и попыткой сделать доступный всем объектив привели к тому, что качество изображения ухудшается вместе с увеличением зума.


Разработчики явно не рассчитывали, что обладатель столь универсального объектива будет его часто менять на другие, и сэкономили, оснастив свое детище ненадежным байонетом из пластмассы. В остальном конструктив выполнен добротно и удобно. Есть даже специальный рычажок для блокировки зума на широком углу (чтобы в вертикальном положении направленный вниз объектив был строго зафиксирован на 18 мм). Объектив легок (всего 400 г), довольно компактен (84х74 мм). Слово Macro в названии указывает, что этот зум можно использовать при съемке мелких объектов: минимальная дистанция фокусировки составляет 45 см в любом положении зума, при максимальном приближении достигается масштаб съемки 1:3,7 (с учетом кроп-фактора – 1:2,9).


«Универсальность объектива, на самом деле, довольно относительна: оптика способна обеспечить детализованную, высококонтрастную картинку при хорошем освещении и, особенно, на широком углу. С переходом в режим телевика детализация падает, отсутствие же стабилизатора при невысокой светосиле приводит к тому, что процент четких снимков без штатива снижается. Съемка в телеположении обнаруживает еще один недостаток – высокий уровень хроматических аберраций. Я убедился, что для многих этот объектив не сможет послужить полноценным аналогом никоновского, а для некоторых он, наоборот, станет лучшим выбором – если основная часть снимков производится в широкоугольном и среднем положениях зума, в экономии (Tamron стоит около $450), по сравнению с «родным» аналогом, есть резон. Объектив работает шустро, но при этом довольно шумно (шумнее, чем конкуренты от Nikon и Sigma)».

 


Обзор «великой тройки» цифровых мегазумов мы завершим на самом дешевом ее представителе – Sigma AF 18-200 mm F3.5-6.3 DC. С ценой немногим выше десяти тысяч рублей он имеет металлический байонет, весьма качественный корпус (70х78 мм, 400 г), воплощает в себе «фирменные» разработки производителя – низкодисперсионные (SLD – Special Low Dispersion) и асферические линзы. МДФ такая же, как у Tamron – 45 см, но на максимальном зуме масштаб меньше (примерно 1:4,4), да и увеличение в обычном режиме, кажется, немного меньше заявленных 200 мм, но проверить это сложно. Тем не менее, европейская ассоциация журналов фото-, видео- и аудиотематики EISA признала этот объектив «лучшим объективом 2005 г.».


«Собственно, многие ругают оптику Sigma за «мыло», но мне бы хотелось обратить внимание на то, что это самый дешевый объектив в своем классе, качественно сделан (никаких люфтов, металлический байонет), быстро фокусируется. Но у него немало недостатков. Объектив при фокусировке слегка шумит, не всегда точно фокусируется при плохом освещении. При съемке на широком углу он действительно «мылит» изображение, и это особенно заметно, когда делаешь снимки на открытой диафрагме. Объектив способен обеспечить приемлемую для получения больших отпечатков резкость на длинном углу либо на зажатой диафрагме, но все портит отсутствие стабилизатора. Вывод: этот зум стоит использовать, в основном, при уличной съемке».


Портрет + Макро


Два самых «народных» жанра цифрофотосъемки объединила одна и так же оптика: не каждый портретник подходит для съемки макро, но практически каждый профессиональный «макрушник» с фокусным расстоянием 105 мм – идеальный портретный объектив, дающий первоклассный рисунок плюс возможность значительного «приближения» к объекту съемки (фокусное расстояние 105 мм, помноженное на 1,5х, превращается в 157,5 мм). На выездной работе такие объективы незаменимы, особенно когда подойти к объекту портретной съемки на близкое расстояние нельзя, а прибегать к телевику еще рано – свадебное фото, работа журналиста-папарацци, любая съемка крупным планом с размытым фоном. Если забыть на миг про все достоинства, с таким объективом будет трудно развернуться даже в крупногабаритном помещении (если, конечно, оно не в Юсуповском дворце), а свойственная макрооптике резкость требует особой обработки в Photoshop.


Рассмотрим три «классических» макропортретника.

 


Самый свежий из всех – родной Micro-Nikkor AF 105 mm f/2.8G ED-IF AF-S VR – представляет собой попытку создать идеальный портретный объектив. Светосила f/2.8 (минимальное значение f/32 пригодится при студийной съемки), 9-лепестковая диафрагма для достижения красивого боке, макросъемка с расстояния 31 см (или 15 см от передней линзы, с учетом самого объектива) с масштабом 1:1 – стандарт для оптики профессионального уровня. Размеры отнюдь не компактные (83х116 мм, 720 г), качество исполнения традиционно на высоте. Чем еще нас удивит Nikon на этот раз? «Новости» всего две. Первая – эта особое мультипросветляющее покрытие нового поколения Nano Crystal Coat, повышающее механические (прочность, царапиноустойчивость) и оптические (рисунок на цифровых зеркалках, уровень бликования) характеристики оптики. Также для достижения максимального качества изображения в объективе применятся линза из стекла с пониженной дисперсией (ED). Вторая «новость» – уже знакомая нам система стабилизации VR. Естественно, за все это надо будет заплатить – и хотя пока этот объектив найти у нас на прилавках сложно, цена на него после «воцарения», вероятно, будет не ниже $830.


«Подчеркну, что при использовании на цифрозеркалке в таком жанре, как съемка портретов, эта оптика требует наличия большого пространства, чтобы фотограф мог чувствовать себя свободно. Когда снимаешь макро, наоборот, максимальный масштаб достигается с очень небольшого расстояния. Мне показалось, что оптика в большей степени ориентирована на портретную съемку, так как рисунок довольно-таки мягкий, что несвойственно классическим макрообъективам от Nikon, зато рисунок размытия соответствует классическому образцу: ровное, естественное боке, красиво искрящееся от источников света в кадре.


Вопрос в том, надо ли переплачивать за функцию VR, от которой в студийных условиях практически нет пользы, но есть вред – непривлекательные весогабаритные характеристики? Думаю, стоит – если будете снимать часто на выезде и не всегда со штатива. В некоторых поджанрах макросъемки стабилизатор незаменим: если ты фотографируешь бабочку на диком цветке, о штативе придется забыть, но очень важно, что объектив не производит шума при фокусировке».


Боке – слово японского происхождения, обозначающее «красоту» рисунка в нерезкой зоне. В принципе, оно имеет отношение к японской оптике, которая пристыковывается к «японской» зеркалке, но оптика может быть не японской, а камера – цифромыльницей. Боке имеет первостепенное значение в тех жанрах, где часто используется небольшая глубина резкости.

 


Tamron SP AF 90mm F/2.8 Di сумел стать легендой до появления на свет – благодаря предшественнику Tamron SP 90 mm F/2.5, эталонной оптике в своем классе. Незначительные оптимизации в конструкции не изменили главного – практически идеального боке и непревзойденной резкости. Объектив без всяких оговорок и невзирая на стоимость (не более $450) является инструментом профессионала, в соответствии с этим оснащен 9-лепестковой диафрагмой и имеет минимальную апертуру f/32. Конструкция объектива позволяет непосредственно во время фокусировки переключиться в ручной режим для более точного наведения на резкость. Маркировка SP (Super Performance) также предполагает высокую скорость автофокусировки. Объектив имеет более широкий угол (в пересчете на пленочный эквивалент дает фокусное расстояние 135 мм), чем Nikon 105 мм. Это самая компактная оптика в своем классе (74x97 мм, 405 г). Маркировка Di означает «Digitally Integrated» – то же самое, что DX в продукции Nikon. Кроме того, Di – это особое мультипросветление, приспособленное для улучшения картинки именно на цифровых камерах. Это принципиальное различие по сравнению с прежней моделью, и его стоит иметь в виду. Владельцам цифровых зеркалок производитель рекомендует обратить внимание на новую модель.


«Это довольно специфичный фикс-объектив, демонстрирующий исключительно резкий рисунок. Ориентирован, скорее, под макро (МДФ 29 см, масштаб 1:1), чем на портретно-репортажную съемку, хотя все относительно – немало фотографов предпочитают получать изначально более резкие фотографии, а затем, при необходимости, накладывать «софт-фильтр» в Photoshop (меню Filter/Blur). Я бы остановился именно на этом объективе – по большинству параметров «тамтаму» нет равных даже среди более дорогих никоновских аналогов».

 


Sigma AF 105 mm f/2.8 EX DC Macro относится к профессиональной серии EX и является одним из наиболее дорогих современных объективов Sigma – около $450. Этот довольно крупный объектив (74х97,5, 460 г), снабженный 8-лепестковой диафрагмой. Минимальное значение диафрагмы составляет f/32, МДФ 31 см. Маркировка DC указывает на использование нового антибликового напыления, улучшающего качество при использовании с цифровыми зеркалками.


«Объектив отличается очень удобным, добротно выполненным корпусом. Особенно мне понравилось прорезиненное кольцо фокусировки. Пользоваться им приходится часто, из-за того что автофокус медленно работает. При этом объектив сильно шумит. К конструктивным недостаткам можно отнести бленду, которая крепится на резьбу, а не непосредственно к байонету (как у Nikon), это создает при съемке ненужную суету. Несмотря на 8-лепестковую диафрагму, объектив дает отличный рисунок и хорошо подходит для съемки как макро, так и портретов, но все же уступает своим конкурентам по резкости и детализации».


Студийный портрет


Думаю, не я один покупал зеркалку Nikon, чтобы наконец-то приступить к съемке в жанре ню, превратив свою квартиру в «студию». Без хорошего портретного объектива тут не обойтись, а лучше иметь сразу несколько – классические «портретные» объективы с фиксированным фокусным расстоянием (50 мм, 85 мм, 105 мм) и высокой светосилой (f/2.8 или светосильнее). Из-за кроп-фактора, существующего на цифрозеркалках, так называемые «классические» портретные объективы изменяют свое фокусное расстояние. Однако характерный для такой оптики рисунок остается – получить его на широкоугольнике практически невозможно. Мы рассмотрим несколько новых моделей «студийной» оптики, которые привлекают к себе наибольший интерес вследствие свой новизны.

 


Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZF – представитель новой линейки ZF от именитого немецкого бренда, который в связи с прекращением выпуска среднеформатных зеркалок Contax решил попробовать себя в «новом» сегменте оптики для 35-мм и DX-зеркальных камер с байонетом Nikon F (в том числе новой системы Sinar m). Вместе с новой линейкой в лице ее первых двух представителей (готовится к выходу на рынок и модель Planar T* 1.4/85 ZF) Zeiss объявил о создании дилерской сети. По замыслу создателей, новые объективы воздвигнут новую планку качества в своем классе, воплотив в себе передовые разработки немецкого производителя. На фото – достаточно крупный для «полтинника» экземпляр (66х69 мм, 330 г), который формирует картинку размером 16х24 мм (но при этом нигде не сказано, что это «цифровой» объектив!). Совершенная механическая конструкция приспособлена для высокоточной ручной фокусировки, а поскольку профессионалам в студии пользоваться автофокусом не круто (именно по причине его невысокой точности), то эта передовая оптика освобождена от лишних деталей и работает в режим Manual Focus.


«Производительность» оптики позволяет применять ее в профессиональных видах художественной фотографии для печати на особо крупных форматах (в том числе, А2 при съемке на D200 – по данным производителя, этот объектив обеспечивает сверхвысокое разрешение, на порядок превосходящее все существующие аналоги). Дисторсия не превышает 1,5%. Цветопередача вплотную приближается к пленке благодаря реализованным технологиям изготовления стекол и мультипросветления. Обещается цена, сравнимая с продуктами конкурентов сопоставимого качества. Интересно, это как?

 


Sigma AF 30mm F1.4 EX DC HSM – первый 30-мм фикс, выпущенный специально для цифровых зеркалок. В пересчете на 35-мм эквивалент дает фокусное расстояние 45 мм, что примерно соответствует полю зрения человеческого глаза. Это позволяет использовать объектив практически во всех фотожанрах, хотя он особенно эффективен при съемке портретов. Объектив довольно крупный для своего класса (75,5х59 мм, 430 г), но практически не шумит при фокусировке. Две линзы из SLD-стекла призваны исправлять хроматические аберрации, но они не всегда помогают при съемке на максимально открытой диафрагме. Главной задачей, стоявшей перед разработчиками, было устранить признаки дисторсии, в целом характерные для всех 30-мм широкоугольников, но непростительные для «полтинника». В общем, о качестве этой оптики сказать сложно ввиду того, что отдельные экземпляры довольно сильно отличаются друг от друга по резкости. Думаю, что это минус для профессиональной оптики стоимостью около $400.


Широкий угол


Самое сладкое, как обычно, мы оставили на десерт. Широкий угол! Именно его обычно так не хватает! Радикальный способ решить эту проблему – приобрести фишай. До недавнего времени владельцы цифрозеркалок были весьма ограничены в этом начинании, так как пленочные фишай-объективы с фокусным расстоянием 16 мм на цифровиках превращались в обыкновенные широкоугольники с большим углом (но не 180 градусов).


Nikon AF 10.5 mm f/2.8G ED DX Fisheye – первый «цифровой» фишай. На матрице создается картинка с углом обзора 180 градусов, а максимальная светосила f/2.8 поможет реализовать самые странные художественнее задумки, связанные с минимальной глубиной резкости и экстремальной перспективой (МДФ объектива 14 см, а с учетом длины самого объектива – 3 см от передней линзы). Фишай компактный и легкий (63x62,5 мм, 300 г), оснащен встроенной выдвижной лепестковой блендой. Конструктивные особенности позволили добиться высоких показателей компактности и разрешающей способности оптики. Чтобы при минимальном расстоянии получать четкие снимки, предусмотрена система коррекции искажений – CRC (Close-Range Correction). Несмотря на все свои уникальные особенности, этот объектив обойдется не более чем в $600. Цена, небольшая для профессиональной оптики Nikon, обусловлена сравнительно узкой сферой применения фишай-объектива. Глядя на этого претендента на мечту фотолюбителей, немного удивляешься, что многие из них готовы выложить больше пяти сотен у.е. за этот компактный корпус, умещающий в себя ровно половину линии горизонта.


«Могу сказать, что объектив используется значительно чаще, чем я предполагал. Наверное, я всегда был парнем с «широкоугольной» ориентацией, но факт есть факт: фишай можно использовать даже тогда, когда ни о каком пейзаже не может быть и речи. Эта оптика позволяет создавать эффектные жанровые снимки: фотографируя невесту, я могу подойти практически вплотную к объекту съемки и сделать «портретный» снимок. Искаженные черты лица, характерные для такой оптики, иногда стоит подправить в фоторедакторе, но часто они идут в плюс художественной задумке, особенно если невеста стройная! В целом, отличная оптика для творчества, и однозначно – хорошая покупка».

 


Tokina AF ATX 12-24 mm f/4.0 PRO DX – качественный широкоугольный зум от стороннего производителя за $500, первый «цифровой» объектив Tokina. Недавно таких зумов не было вообще, так как классическая широкоугольная съемка – это съемка на фикс-фокале. Но зум на широком углу – весьма полезная штука. Он нужен даже не столько для «универсальности», как у обычных зумов, сколько для более глубокого контроля над композицией. Тем, кто часто фотографирует пейзажи, жанровые сцены и портреты, такой объектив (причем именно с зумом) однозначно будет полезен. Но почему стоит обратить внимание конкретно на эту модель?

 

Nikon и производители сторонней оптики предлагают оптику на любые вкус и кошелек. Стоящая (во всех смыслах) вещь – Nikon 17-55 мм f/2.8 ($1400), качество на уровне, за исключением одного, но важного «но» – имеет место эффект бочки. Nikon 17-35 mm f2.8 АF-S ($1350) обеспечивает профессиональное качество практически по всем показателям. Впрочем, если вы не зарабатываете деньги исключительно на фотосъемке, то покупка этого чудо-объектива себя не оправдывает: детализация у него лишь незначительно обгоняет рассмотренный выше Nikon 18-200 mm со стабилизатором, а низкий уровень виньетирования и искажений на 18 мм столь значительную разницу в цене не оправдывает. Возможно, на пленочных аппаратах этот объектив оправдывает свою цену, но даже на 10-МП D200 большого преимущества в его использовании мы не обнаружили. В связи с чем имеет смысл присмотреться к более широкоугольному и менее дорогому конкуренту от Tokina, еще одним преимуществом которого является практически отсутствующая (относительно типа объектива) дисторсия. Достоинством Tokina 12-24 мм следует признать постоянную светосилу, быструю, хотя и довольно шумную, наводку на резкость, металлический корпус, внушающий уважение вид (масса около 600 г, 84х89,5 мм). Получаемое изображение характеризуют резкость и детализация на уровне профессиональной оптики. При ближайшем рассмотрении был выявлен всего один недостаток – объектив невозможно найти в российских магазинах. Заказать его можно у западных дистрибьюторов через Интернет, но где гарантия, что вы получите качественный экземпляр, а самое главное, что получите его в целостности?


«Я решил порадовать свой D70 новой оптикой. Давно теплилась надежда подарить своей зеркалке максимально широкий угол, не пожертвовав при этом ни качеством, ни солидной пачкой денег. Мне удалось сравнить качество Nikon 17-35 мм с большинством популярных широкоугольников, включая Nikon 18-35 mm и Sigma 15-30 mm. Только оптика Sigma (с маркировкой EX и ценой около $600) смогла дать сопоставимую с родным объективом резкость, но не была способна тягаться с ним по цветопередаче и контрасту. Можно сказать, что объектив Tokina при сравнении с дорогостоящим конкурентом выглядит достойно. Картинка с оптики Nikon смотрится чуть более резкой в углах кадра и немного более контрастной, но этот объектив – единственный в своем ценовом сегменте, который демонстрирует по-настоящему сравнимое качество. С учетом цены, он вне конкуренции практически по всем показателям».




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
11.07.2017
Тест Canon EOS 6D Mark II
09.07.2017
Comedy Wildlife Photography Awards 2017
26.05.2017
Знакомьтесь: Laowa
25.05.2017
Правило третей - миф или реальность?
23.05.2017
Знакомьтесь: TH Swiss