Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Оборудование для ИК-съемки

Главная / Статьи / Обзоры
Фотография на заре своего развития ставила целью обеспечить получение реалистичного изображения – такого, какое видит глаз человека. Казалось бы, в наше время цифровая техника принесла мечту первых фотографов в каждый дом. Тем не менее, существует немало направлений, отклоняющихся от традиционной фотографии в сторону пиктореализма. Интересно, что даже в этом случае художник сохраняет возможность «прикрываться» прежними мотивами. К примеру, любители пинхол-фотографии любят повторять, что их специфическая техника позволяет запечатлевать «вечное», отсеивая временное. И действительно, когда экспозиция измеряется десятками минут и часами, временное запечатлеть невозможно. В желании забраться дальше, чем видит глаз, можно «обвинить» и некоторые более традиционные жанры – например, макросъемку. Общее для таких направлений – стремление показать то, что обычно ускользает от зрителя.
27.12.2009
Алексей Козырев

 

Направление ИК-съемки, о котором пойдет речь в данной статье, занимает важное место в перечне таких специфических жанров.

Инфракрасная пленка вошла в обиход в 1930-х годах. Изначально она применялась для решения научных задач, получения информации о тепловых потерях при эксплуатации зданий, определения локальных тепловых зон на промышленных предприятиях. О каких-либо художественных целях речи не было. В настоящее время в науке и промышленности на смену ИК-пленкам пришли приборы, которые более эффективны, но ИК-пленка неожиданно открыла перед фотографами свой художественный потенциал. Основная предпосылка применения данной технологии в фотографии – стремление добиться необычных эффектов.

Видимый свет можно представить в виде радуги, внизу которой находится фиолетовый цвет (длина волны 400 нм), вверху – красный (650 нм). Инфракрасный свет, невидимый глазу человека, имеет длину волны от 700 до 1200 нм. Съемка в ИК-диапазоне позволяет приоткрыть завесу тайны, а художественный потенциал таким снимкам придают уникальные эффекты. Растительность и облака, которые отлично отражают ИК-излучение, получаются на фотографиях ярко-белыми. Небо и вода становятся совершенно черными. Это позволяет получать пейзажные фотографии с исключительно высоким общим контрастом – результат напоминает съемку на черно-белые материалы с использованием поляризатора, хотя выглядит еще более непривычно. Съемка в ИК-диапазоне практически исключает эффект дымки, что также ценно для пейзажей. Наиболее же интересным объектом для съемки является городской пейзаж – в числе прочего, за счет многочисленных тепловых бликов, которые придают таким снимкам оттенок сюрреализма. Достаточно часто ИК-пленка применяется и в художественной съемке портретов. Бледное люминесцентное сияние, которым светятся лица и тела людей, привлекает к этой технологии любителей съемки обнаженной натуры. Неестественный бледный оттенок кожи придает специфический шарм фотографиям в готическом стиле. Не менее интересная область экспериментов с ИК-фотографией – съемка в клубах и шпионская съемка, когда объект подсвечивается обычной вспышкой, закрытой плотным ИК-фильтром. Для фотографируемого импульс остается незамеченным, при этом мощность ИК-излучения от вспышки достаточна для получения нормально экспонированных фотографий.

В отличие от некоторых направлений пиктореализма для ИК-съемки не требуется какой-то уникальной камеры. Традиционная технология предполагает использование обычной пленочной камеры, специального фильтра, а также пленки с повышенной чувствительностью к ИК-свету. Наиболее удобны камеры, в которых для визирования имеется отдельный объектив либо сквозной видоискатель – дальномерные и двухобъективные. Настоящие ИК-фильтры отсекают свет на границе видимого диапазона, в связи с чем обладатель обычной зеркальной камеры не может фокусироваться с надетым фильтром. При съемке пейзажей эта особенность не создает принципиальной проблемы, что не скажешь про съемку людей. Объект съемки не статичен, и для перефокусировки приходится каждый раз снимать фильтр, что неудобно. Если предполагается использование ИК-технологии для съемки людей, рекомендуем приобрести в комиссионке подержанный «ФЭД» или «Зоркий», а еще лучше – двухобъективный аппарат со стандартной резьбой под фильтры.

Принципиальное требование для пленочной камеры – металлический корпус, который гарантирует хорошее экранирование фонового излучения. Использование пластмассовых «мыльниц», карданов и некоторых моделей среднеформатных камер, в которых фокусировка осуществляется посредством перемещения меха, чревато снижением чувствительности пленки и даже образованием вуали на пленке. Проблему может создать смотровое окошко на задней крышке камеры, которое имеется у некоторых старых фотокамер и которое «защищено» красным стеклом. К таковым относятся большинство «раскладушек» («Москва», «Искра» и другие), некоторые TLR-камеры (отечественный «Любитель»). При использовании ИК-пленки без противоореольного слоя (Maco Aura) прижимной столик камеры рекомендуется покрыть дополнительным материалом. Например, использовать ракорд от 120-й пленки черной стороной наружу.

Еще одно требование к фотоаппарату – отсутствие встроенного ИК-сенсора, который используется в конструкции счетчика кадров в некоторых моделях SLR-камер (в частности, некоторых пленочных зеркалок Canon EOS). Такая камера для ИК-съемки не годится, но моделей с подобной конструкцией счетчика все же немного. Проблемы могут возникнуть у владельцев аппаратов, имеющих функцию впечатывания даты или параметров съемки на пленку.

 

Наличие ИК-излучателя, который используется для подсветки автофокуса или пульта ДУ, возможности съемки на ИК-пленку не исключает. В этом случае все решает конструкция камеры. Если корпус металлический, в 99% случаев «следов» от работы встроенного излучателя на снимках не будет. В некоторых цифровых камерах ИК-излучатель, наоборот, специально применяется для освещения сцены при ночной съемке. Из относительно новых моделей можно назвать цифровую камеру Sony Cyber-shot DSC-H9. В таких случаях ИК-подсветка требует лишь учета поправки экспозиции, если камера используется днем и для отсеивания обычного света на объектив установлен непрозрачный для такого света фильтр.

В случае аналоговой технологии основной задачей является покупка специальной пленки – в настоящее время выбор ее довольно ограничен. Снята с производства цветная слайдовая ИК-пленка Kodak Ektachrome Infrared, а также некогда популярные у ценителей ИК-фотографии черно-белые пленки Kodak HIE, Konica 750, Illford SFX. Так что придется ограничиться продукцией немецкой компании Maco – Maco IR820, а также выпускаемой Maco под маркой Rollei пленкой IR400. Альтернатива Maco IR820 – пленка хорватского производства Efke IR820. Эта пленка, как минимум, не хуже. Но в России на данный момент в продаже отсутствует. При желании, Efke можно заказать на одном из западных сайтов (например, хорошо известном фотографам digitaltruth.com).

 

 

 

 

 

 

Помимо «истинно-инфракрасных» пленок выпускаются «обычные» пленки, отличающиеся повышенной чувствительностью к красной составляющей (диапазон до 720-730 нм). Такие пленки называются суперпанхроматическими благодаря сверхширокому диапазону регистрируемых цветов. Они одинаково пригодны как для решения стандартных задач, так и для ИК-фотографии – при наличии соответствующего фильтра. Представители этого семейства – Rollei R3, Efke R50, Adox CHS50.

От конкретной марки пленки зависит выбор фильтра: если свет будет отсекаться на границе чувствительности пленки, то потребуются очень большие выдержки, а если фильтр будет пропускать «лишний» свет, то вы не добьетесь желаемого эффекта. Приведем информацию из дата-шитов некоторых упомянутых выше пленок.

Maco IR820c и IR820c Aura – черно-белые ИК-пленки средней чувствительности (ISO 50/100). Maco Aura выпускается без противоореольного (anti-halation) слоя, что дополнительно усиливает эффект свечения (может быть одной из задач съемки на ИК-пленку). AH-слой, который сохранен в «обычной» IR820c, снижает светорассеяние и позволяет получать более резкие изображения. Пленки выпускаются в следующих вариантах: кассеты для 35-мм камер, рольфильмы (тип 120), листовые пленки 4х5” и 8х10”. Благодаря панхроматической сенсибилизации (от 320 до 820 нм) пленки можно использовать для обычной съемки, а для достижения ИК-эффекта – устанавливать тот или иной фильтр. Интенсивность эффекта, а также величина увеличения экспозиции зависят от выбора фильтра. Желтый фильтр позволяет ограничить ИК-эффекты. Величина коррекции в этом случае составит 0,5-1 ступени Ev (то есть пленка экспонируется как ISO 64-50).

Среднюю «дозировку» обеспечивает темно-красный фильтр. Поправка на 3-4 ступени (как ISO 25-6). Наиболее заметны эффекты при использовании непрозрачных (черных) фильтров Heliopan RG 695 (Kodak #89B), RG 715 (#88A), RG 780 (#87). Поправка экспозиции достигает 4-5 ступеней Ev (как ISO 6). Использовать более плотные фильтры (RG 830, #87C) не рекомендуется.

 

 

Rollei Infrared IR400 – пленка с высокой чувствительностью и сенсибилизацией до 820 нм, производимая все той же компанией Maco. Пленка Rollei обеспечивает высокий микроконтраст и проработку мелких деталей. Почти отсутствует противоореольный слой, что способствует образованию эффектов свечения (Aura-эффект). Номинальная чувствительность достигается при использовании пленки как обычной панхроматической (400-700 нм). При использовании фильтров Heliopan RG 715 и Kodak #88A пленка экспонируется как ISO 25. Форма выпуска – кассеты 35 мм, рольфильмы, в листах 4x5”.

Rollei R3 – уникальная пленка с расширенным диапазоном чувствительности (номинальная – ISO 200) и суперпанхроматической сенсибилизацией (от 380 до 710-730 нм). Изменяя стандартный режим проявки, чувствительность можно варьировать от 25 до 6400 единиц ISO. Таким образом, основным достоинством R3 следует считать универсальность. Пленка имеет усиленную полиэстеровую подложку. Пленка выпускается практически в любых вариантах расфасовки – от кассет 35 мм до рулонов шириной 20”. Оптимальный способ применения R3 для наших задач – так наз. «псевдо-ИК» съемка, предполагающая использование фильтров от желтого до темно-красного. Поправка экспозиции отсчитывается от номинальной чувствительности ISO 200 и составляет от 0,5 EV при использовании желтого фильтра средней плотности (Kodak #8) до 3-4 ступеней при использовании темно-красного фильтра (#29). Применение непрозрачных фильтров теоретически возможно, хотя это и не отражено в дата-шите производителя. В этом случае предстоит столкнуться со значительным увеличением экспозиции, вплоть до десятков минут.

Основное требование при работе с ИК-материалами – аккуратное обращение. Такую пленку необходимо хранить в холодильнике, так как в противном случае есть серьезный риск снижения ее чувствительности и появления вуали на снимках. На досмотре в аэропортах пленку допускается проносить через устройства ручного контроля, в том числе и в случае многократной проверки. Maco называет конкретную цифру – до 5 раз. Проблемы возникнут, если провозить пленку в составе багажа: для его проверки используются более мощные рентгеновские установки.

Пленка очень подвержена засветке, поэтому ее зарядку в фотоаппарат рекомендуется осуществлять в темноте или при слабом освещении (как правило, рольфильм допускается заряжать в камеру при слабом освещении, кассеты 35 мм и листовой пленки – только в полной темноте). Хранить отснятые кассеты следует, упаковав их в фольгу (блестящей стороной наружу) и поместив в прохладное место. После съемки пленки следует проявить как можно быстрее. Черно-белые пленки проявляются в стандартных проявителях для пленки, как правило – мелкозернистых или резкостных (Illford Perceptol, Maco LP-Supergrain, LP-Docufine, Rollei High Speed, Rodinal). Время и режим проявки, как правило, указаны на упаковке пленки, подробно упоминаются в дата-шитах производителя, приведены в сводной таблице сайта digitaltruth.com. Стоп-ванна и фиксирование – по стандартной схеме работы с черно-белыми материалами. Для обработки ИК-пленок, с учетом их чувствительности к фоновому излучению, рекомендуются металлические бачки. Но можно воспользоваться и пластмассовыми, если обклеить их листом пищевой фольги блестящей стороной наружу. Заправлять пленку в бачок необходимо в абсолютной темноте!

Поправки экспозиции одинаковы для аналогичных фильтров. Значение экспозиции определяется относительно номинальной чувствительности пленки в зависимости от фильтра.

Интересно, что даже полностью идентичные по названию фильтры незначительно отличаются друг от друга по характеристике пропускания светового потока. Так, Heliopan RG 715 и Kodak #88A отсеивают свет с длиной волны до 715 нм, в то время как эквивалентный Hoya R72 – 720 нм. Но, поскольку различия незначительные, принципиальная разница в получаемых эффектах отсутствует. При этом остальные характеристики могут варьироваться. Например, при использовании пластиковых фильтров будет ниже резкость.

Полученное с учетом кратности фильтра значение не является 100% точным, так как экспозиция замеряется камерой или внешним экспонометром по обычному свету. В солнечный день переизбыток ИК-излучения делает актуальной поправку «в минус», а при съемке в помещении картина меняется на противоположную. В общем случае рекомендуется делать серию снимков с эксповилкой (+/-1 Ev). При работе с TTL-камерами теоретически возможен замер экспозиции с надетым фильтром, но полученные в этом случае данные не внушают 100% уверенности – такой метод эффективен лишь при съемке на цифровые камеры, когда есть возможность визуально контролировать результат.

Еще одна особенность ИК-съемки – необходимость коррекции фокусировки. Инфракрасный свет преломляется немного иначе, чем видимый, и реальная плоскость фокусировки проходит чуть дальше объекта, на котором сфокусирована камера. По этой причине использование автофокусных камер для съемки на ИК-пленку практически не имеет смысла. Некоторые объективы имеют специальную маркировку шкалы расстояний, позволяющую быстро произвести коррекцию фокуса (красная точка или метка с буквой R). Если же подобная маркировка отсутствует, то коррекцию придется производить «на глаз». Съемка портретов, особенно при использовании светосильного телевика, потребует от фотографа немалого опыта. Но подавляющее большинство сюжетов для ИК-съемки – пейзажи, которые принято снимать на широкоугольные объективы, установленные на гиперфокальное расстояние при «зажатой» диафрагме. В этом случае поправка, разумеется, не требуется.

Помимо аналоговой техники в последнее время для ИК-фотографии широко используются цифровые камеры. Существует даже отдельный класс цифровых камер, в которых матрица не защищена специальным фильтром, который служит для отсеивания ИК-излучения в обычных цифровых камерах. К таковым относится зеркальная камера Fujifilm S3 Pro UVIR, а также псевдозеркалка IS-1 этого же производителя. Правда, обе выпускаются для специфических (научных) нужд, в связи с чем отсутствуют в продаже. Значительно проще найти в магазинах компактные цифровые камеры Sony, оснащенные режимом Hight Shot. Одна из последних таких моделей – ультразум H9. Отметим, что наличие режима Hight Shot еще не означает, что вы сможете сразу же приступить к ИК-съемке. Этот режим позволяет получать изображения при съемке в темноте, а при обычном освещении не обойтись без соответствующего фильтра. Выбор фильтра точно так же влияет на получаемый эффект, как в случае съемки на ИК-пленку. Использование фильтра с ЦФК Sony, оснащенными режимом Hight Shot, позволит заниматься ИК-фотографией не только ночью, но и днем. При этом в качестве приятного бонуса компания Sony оснастила эти камеры ИК-излучателем, который обеспечивает стабильную работу автофокуса и минимальный уровень излучения, необходимый для использования камеры при любых условиях съемки.

 

 

 

 

Практически все модели цифровых зеркалок оснащены встроенным фильтром, блокирующим часть ИК-излучения. Потенциально это создает проблемы для любителей ИК-фотографии, желающих ограничиться своей цифровой зеркальной камерой. Однако мощность барьера у разных моделей неодинакова – например, Canon 400D меньше подходит для наших задач, а в новых зеркалках 450D и 1000D от Canon перед матрицей установлен более слабый фильтр. На практике это означает, что новые модели в одних и тех же условиях съемки позволят использовать более короткие выдержки. С обычными зеркальными камерами рекомендуется применять наиболее плотные (непрозрачные) фильтры, чтобы исключить воздействие на результат видимого света.

 

 

 

 

 

Зеркалки с более мощным фильтром, как правило, более требовательны к выбору объектива. В частности, недорогой штатный объектив Canon 50 mm f/1.8 II считается одним из лучших для ИК-съемки на цифровые камеры. В то же время многие зум-объективы из-за более сложной оптической схемы заметно хуже пропускают ИК-излучение. Это отражается не только на значении выдержки, но и на рисунке получаемого изображения. Из цифровых камер наиболее приспособлены для ИК-съемки зеркалки Sigma SD14 и SD15, в которых ИК-фильтр сделан съемным. Изъяв фильтр и установив на объектив один из фильтров, вы можете добиться результатов, практически не уступающих аналоговой технологии.

 




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
11.07.2017
Тест Canon EOS 6D Mark II
09.07.2017
Comedy Wildlife Photography Awards 2017
26.05.2017
Знакомьтесь: Laowa
25.05.2017
Правило третей - миф или реальность?
23.05.2017
Знакомьтесь: TH Swiss