Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Тестирование популярных ранее объективов «портретного» диапазона

Народный фототест
Главная / Статьи / Обзоры
Егор Севрюгин – автор теста – имеет художественное образование, увлекся фотографией, когда стало не хватать времени на живопись. На данный момент стаж в фотографии 10 лет. Снимает пейзажи, портреты, репортажи. Использует как цифровую, так и пленочную технику – от 35 мм до 6х9 см. Фотография – не основная профессия Егора, но он участвовал в нескольких выставках местного масштаба. Из 9 имеющихся фотоаппаратов наиболее часто использует Nikon D70s, F80, Киев 6С.
19.10.2009
Егор Севрюгин

 

Читатели, подбирающие себе объектив для съемки портретов, и те, кто просто интересуется портретной оптикой для узкоформатной аппаратуры, найдут в статье результаты сравнения объективов диапазона 50-135 мм. В их числе – некогда очень популярный портретник Юпитер 85/2 и более редкий Sonnar 135/3.5. Многим также будет интересно прочитать, что входит в понятие «рисунок объектива» и из чего он складывается.
 

Рассмотрим, как характеристики объективов влияют на впечатление от итоговой фотографии.
 

«Рисунок» объектива

Любой объектив это одна линза или набор линз и механизм диафрагмы, заключенные в корпус. Лучи света проходят через линзы и фиксируются на светочувствительном носителе (пленке, матрице). Трехмерный мир проецируется на двухмерную плоскость. Физика этого процесса такова: любая точка изображения фиксируется на матрице в виде кружка нерезкости, который достаточно мал для сфокусированной точки и различим для точки, находящейся вне фокуса. Таким образом, полученное изображение будет являться картиной непрерывного перехода кружков размытия, зависящей от параметров объектива.

В зависимости от конструкции (оптическая схема, применяемые стекла, форма и количество лепестков диафрагмы, наличие или отсутствие просветления) на полученное изображение наложится «отпечаток» объектива, его способность передавать полутоновые переходы, линии. 

Совокупность особенностей, формирующих узнаваемый характер контраста, резкости и других характеристик получаемого изображения, снятых определенным объективом, представляют собой его рисунок.

На разных диафрагмах оптика ведет себя по-разному. Особенности оптики, ее рисунок в максимальной степени проявляются на полностью открытой диафрагме. С увеличением диафрагменного числа F картинка становится резче и контрастнее. Наиболее существенно улучшается разрешение на периферийных областях кадра, повышается резкость, снижается виньетирование в углах. После некоторого F (оптимальное значение зависит от формата кадра, в пределах F5.6-F11 для 35-мм пленки) резкость начинает снижаться из-за дифракции. 
 

Рисунок объектива покоится на трех китах:

1. резкость по полю кадра

2. пластика 

3. бокé (характер передачи размытия в зоне нерезкости). 
 

Все параметры, сложенные воедино, дают многообразие возможных вариантов рисунка. У каждого отдельно взятого объектива есть много «граней», его характеризующих.

Для иллюстрации возьмем снимок, сделанный Sonnar 135/3,5 (присутствует в тесте).

F5.6, выдержка 1/350 сек.

.

 

.

 

.

На снимках, полученных этим объективом, различимы как крупные, так и мелкие детали, но контраст последних намного ниже. Благодаря этому замечательному свойству кожа получается более гладкой и красивой. Изображение одновременно и резкое, и пластичное. В этом объективе сохранены остаточные аберрации (от лат. aberratio – уклонение; аберрация – это искажения, которые создает оптика из-за несовершенства отражающих и преломляющих поверхностей оптической системы), дающие красивый характерный рисунок. Еще одна ценная при портретной съемке особенность этого объектива – четкий переход из резкости в нерезкость. Благодаря этому можно эффектно разделить планы, сделать акценты на смысловом центре картины.
 

Резкость

В портретной фотографии резкость имеет несколько меньшее значение, чем, скажем, в макрофотографии. Поэтому в моих тестах ей уделено несколько меньшее внимание. Детализация изображения не должна быть меньше некоторого уровня, иначе картинка просто «расплывется». Часто резкость может быть даже избыточной.

Резкость – это способность объектива раздельно воспроизвести отстоящие друг от друга точки. Чем более близко стоящие точки может воспроизвести объектив, тем больше его разрешающая способность. 

Объектив может быть мягким – т.е. резким, но в зоне резкости обладающим небольшим контрастом – и наоборот, жестким, контрастным. Существует также термин «мылящий» объектив. Снимки, сделанные таким объективом, страдают отсутствием достаточной детализации. Следует учитывать, что снимок, который выглядит отлично при печати в формате 10х15 см, может уже не так блестяще выглядеть при формате 20х30. Иначе говоря, чем 

больше размер отпечатка, тем лучше видны все достоинства и недостатки оптики при прочих равных условиях. Для сравнения объективов по отпечаткам рекомендуется оптическая печать с пленки формата 20х30 или сравнение при большом увеличении (лучше 100%) одновременно двух изображений на экране монитора.

Более полное представление о резкости можно прочитать у Norman Koren на английском www.normankoren.com

Пластика

Пластичность объектива – способность хорошо передавать тонкие переходы цвета и яркости сюжета. Фотография, полученная таким объективом, будет выигрывать своей объемностью, хорошей передачей фактур и игры светотени.

Переход на больший формат, например с узкой пленки на широкую, тоже способствует улучшению пластичности итогового изображения. Когда я начал снимать на средний формат, первое, что бросилось в глаза – удивительное ощущение объемности фотографии.
 

Бокé (Bokeh) 

Слово Bokeh пришло из японского языка. Фотографы так называют характер передачи объективом нерезкой зоны. Боке может положительно или отрицательно влиять на восприятие фотографии, зачастую оно бывает просто нейтральным.

Отчего такое пристальное внимание к нерезкости?

Рассмотрим распространенный фотографический прием – привлечение внимания зрителя к объекту путем избирательного фокуса. Это означает, что объект находится в фокусе, а другие области – нет. Если расфокусированные области отвлекают на себя внимание, то цель привлечения взгляда к объекту не достигнута. Поэтому портретные фотографы уделяют внимание боке.

Из чего состоит боке? Так как любое изображение представляет собой большое количество точек, можно рассмотреть размытие одной точки, чтобы описать явление в целом. 

Точка реального мира отображается объективом в фокальной плоскости в виде кружка нерезкости. Хотя форма пятна нерезкости не обязательно является кругом, это общепринятое название пятна нерезкости (Paul van Walree –www.vanwalree.com)
 

У кружка нерезкости можно выделить три составляющие: 

1. Размер или величина размытия

2. Форма

3. Распределение яркости внутри
 

Размер кружка

Хорошо известно, что величина размытия фона контролируется, наряду с другими способами, диафрагменным числом. Чем больше открыта диафрагма, тем сильнее размыт фон. Сила размытия фона сама по себе не говорит ничего о том, является ли размытие эстетичным, т.е. обладает приятным боке.
 

Малая глубина резкости

.

Большая глубина резкости

.

На фото показаны изображения, полученные при открытой и закрытой диафрагмах.
 

Форма кружка

Известно, что расфокусированные блики имеют форму отверстия диафрагмы. Например, шестилепестковая диафрагма даст шестиугольник. 

Блики при съемке объективом Индустар-61 с шестилепестковой диафрагмой

.

Чем ближе форма к кругу, тем более эстетично воспринимаются блики. Хотя во многом это дело вкуса. Восприятие зависит также и от самой фотографии. Снимки, сделанные одним и тем же объективом, могут иметь выигрышные блики в одних фотографиях и некрасивые в других. 

Очень часто в Интернете бытуют суждения, что круглое отверстие диафрагмы – необходимое и достаточное условие для красивого боке. В статье приводятся фотографии, по которым можно убедиться, что это не так.

До этого мы рассматривали размер и форму кружка нерезкости. Теперь перейдем к более сложному явлению – распределению яркости внутри кружка.

На распределение яркости в кружке нерезкости влияют аберрации, в особенности сферическая аберрация (СА – нерезкость изображения, вызванная тем, что лучи света, проходящие через объектив на разных расстояниях от оптической оси, имеют несовпадающие фокусы; подробнее читайте www.normankoren.com.

Если центр кружка нерезкости более темный, а граница окружена яркой каймой – это явный признак того, что СА чрезмерно скорректирована. Делается это для достижения максимальной резкости в плоскости фокуса. Советские объективы частенько так и производились, чтобы в условиях некачественной сборки и средней по качеству оптики резкость была на приемлемом уровне. У такого объектива боке (здесь говорится о боке за плоскостью фокуса – размытие фона. Перед плоскостью фокуса все будет с точностью до наоборот. Нас интересует именно размытие фона) будет «грязным», возможно заметное раздвоение контуров.

В объективах с нормально скорректированным или небольшим уровнем сферических аберраций рисунок в нерезкости более приятный, акварельный.

Если увеличивать степень сферической аберрации в объективе, изображение будет более мягким, света приобретут воздушность, а блики станут как бы светящимися. Это явление можно наблюдать в мягкорисующих объективах и моноклях. К сожалению, в рамках этой статьи невозможно подробно рассказать об аберрации. Если не всё ясно, воспользуйтесь ссылкой www.normankoren.com
 

Тесты

Тестируются объективы в диапазоне фокусных расстояний 50-135 мм. На фото 6 группа 1 –условно «портретники»: слева вверху Zeiss Sonnar (вариант «зебра», однослойное просветление), под ним Юпитер-9 (название Юпитер соответствует распространенному в Европе Sonnar, а название Индустар соответствует Tessar. Объективы с оптической схемой Tessar чаще дают на снимках некрасивое боке, а Sonnar-ы, наоборот, красивое, приятное боке), правее – Sigma. На фотоаппарате Nikon D70s через переходник установлен объектив Мир-38 от среднеформатной системы Киев.

фото 6

.

фото 7

.

На фото 7 группа 2 – «штатники»: вверху И61, внизу гелиосы.

Группа 2 тестировалась больше для исследования разрешающей способности штатников.
 

 

Описание объективов

Группа 1, фокусное расстояние 65-135 мм.

Sigma AF 105 mm F2.8 EX macro № 1035127 для Nikon 

Крепление: байонет Nikon F

Количество лепестков диафрагмы: 8 

Примечание: Только с этим объективом из участвующих в тесте работает замер экспозиции через камеру. Благодаря прыгающей диафрагме наводится на порядок легче, чем остальными объективами.
 

Юпитер-9 85/2.0 №7408641

Крепление: М42 (М42 обозначает резьбу диаметра 42 с шагом резьбы 1 мм.

Объективы М42 под камеры «Зенит» имеют рабочий отрезок 45,5 мм, а камеры Nikon – рабочий отрезок 46,5 мм. Т.е. на Никоне М42 объектив получается выдвинутым вперед, как бы с макрокольцом 1 мм, что не позволяет его сфокусировать на бесконечность. Для портретов на оптике 85-135 мм это не помеха. Есть переходники с линзой, которые решают эту проблему полностью или частично (в зависимости от фокусного расстояния объектива). Дополнительная линза, как дополнительный оптический элемент, ухудшает качество оптики. В тесте использовались переходники без линз)

Количество лепестков диафрагмы: 15 

Примечание: на мой вкус, на открытых диафрагмах F2.0-2.8 картинке не хватает детализации. При съемке на F4.0-F5.6 резкость немного повышается, и фотографии воспринимаются лучше. 
 

Sonnar 135/3.5 Carl Zeiss Jena DDR Single Coated №9433520

Крепление: резьба М42

Плюсы Зоннара: позволяет фокусироваться на малые дистанции, можно фотографировать детей

Минус: однослойная версия желтит.
 

В Союзе выпускался Юпитер 37 А 135/3.5. Индекс «А» обозначает, что хвостовик М42 сменный, т.е. можно заменить его и поставить, скажем, на Nikon, с сохранением фокусировки на бесконечность. Светосила 3,5 аналогична Зоннару, эти объективы распространены, имеет смысл обратить на них внимание.

В тесте Ю37 отсутствует. Предложенное изображение сделано автором на Nikon D70s с Юпитером 37А в варианте МС. 

 

.

Кадр, сделанный Юпитером-37

.

Снимок целиком и выкадровка. Диафрагма около 5.6. Отличные цветопередача и детализация. Недостатком этого объектива можно считать отсутствие прыгающей диафрагмы.

Мир 38Б 65/F3.5 №920802 – умеренный широкоугольник среднеформатной системы Киев

Крепление: переходник на Nikon
 

Группа 2 – «штатники»

Индустар 61 Л/З 50/2.8 № 806848

Количество лепестков диафрагмы: 6 

Данный экземпляр выгодно отличается хорошим конструктивом. Ход фокусировочного кольца плавный, хорошо демпфирован. Объектив обильно смазан, излишки смазки даже пришлось удалить. Лепестки диафрагмы зачернены. Дополнительный плюс – передняя линза глубоко утоплена, таким образом получается конструктивная бленда. У этого объектива форма отверстия диафрагмы изменяется при изменении F-числа.

На больших значениях она зубчатая, напоминает звездочку ниндзя. Стандартную форму шестиугольника она приобретает после диафрагмы 8. 
 

Гелиос 44-2 58/2.0 № 84143238

Количество лепестков диафрагмы: 8
 

Гелиос 44 М-5 58/2.0 № 92588229

Количество лепестков диафрагмы: 6

Объективы Гелиос построены на схеме Planar из шести линз
 

Тест 1

Для сравнения рисунка объективов фотографировались бокал и рюмка с ожерельями.

Бокал на переднем плане служит фокусировочным объектом. Блики на гранях хрустальной рюмки дают картину отображения нерезкой зоны. Приводится изображение целиком, а также фрагмент рюмки и фрагмент фона.

Первый фрагмент в нерезкости, по нему можно судить о боке, по второму – оценить уровень детализации.

Все объективы задиафрагмированы на F4, за исключением Sonnar 135, на котором выставлено F5.6 – в связи с неисправным приводом диафрагмы. Величина диафрагмы подбиралась достаточно открытой, чтобы лучше выявились особенности рисунка, и вместе с тем прикрытой минимум на одну ступень – для получения лучшей по качеству картинки. Выдержки составили 1/1000 сек. для объективов с F4.0 и 1/500 сек. для Sonnar. Значение чувствительности 200.

 

.

 

.

Sigma

.

Двоение линий – нет

Яркая кайма у блика – нет

Форма диафрагмы – приближена к окружности, углы проявляются при больших увеличениях

Резкость – великолепная. В зоне резкости на фрагменте 2 отчетливо читается фактура тканевого фона

Влияние боке – нейтральное

 

.

 

.

Юпитер-9

.

Двоение линий – нет

Яркая кайма у блика – слабая, но есть. Блики имеют резкие границы

Форма диафрагмы – окружность

Резкость – средняя. Также присутствует хроматическая аберрация на контрастных границах.

Примечание: 85 мм Юпитера-9 лучше подходят для использования на цифровых фотоаппаратах с не полнокадровой матрицей. 

Влияние боке – нейтральное

Контраст хуже, чем у Sigma. 

 

.

 

.

Zeiss

.

Двоение линий – нет

Яркая кайма у блика – нет. Блики с мягкими границами

Форма диафрагмы – шестиугольник

На первом фрагменте отмечается плавное спадание яркости на ножке рюмки.

Резкость – отличная. Более плавные переходы яркостей, чем у других объективов в тесте.

Влияние боке – положительное.

 

.

 

.

Мир 38Б

.

Двоение линий – есть

Яркая кайма у блика – есть

Форма диафрагмы – окружность

Резкость – средняя 

Влияние боке – отрицательное

 

.

 

.

Индустар 61

.

Двоение линий – нет

Яркая кайма у блика – нет

Форма диафрагмы – шестиугольник отчетливой формы

Резкость – очень хорошая

Влияние боке – нейтральное

Дает более контрастную, сочную картинку, чем Гелиосы

Хорошо держит контровый свет
 

 

.

 

.

Гелиос 44-2

.

Двоение линий – нет

Яркая кайма у блика – нет

Форма диафрагмы – шестиугольник отчетливой формы

Резкость – средняя

Влияние боке – нейтральное

Пониженный контраст.

 

.

 

.

Гелиос 44М-5

.

Двоение линий – нет

Яркая кайма у блика – нет

Форма диафрагмы – шестиугольник отчетливой формы

Резкость – средняя

Общая характеристика боке – нейтральное

Контраст снимка еще ниже, чем у предыдущего Гелиоса 

Комментарий: Советские штатники-планары не держат контровый свет, как можно убедиться, заметно упал контраст. Любой планар не любит контровой свет и только при очень тщательном чернении оправы и хорошем просветлении можно добиться хорошего контраста. Чего, конечно же, не было в условиях массового производства.
 

И на десерт – пример двух изображений, сделанных на Юпитер-9 и CZJ Sonnar
 

 

.

Юпитер-9

.
 

 

.

CZJ Sonnar

.

Обе фотографии имеют свои преимущества..

Предоставляю читателю проанализировать рисунок самостоятельно.

Выводы: применяя различные объективы, можно добиваться желаемого художественного эффекта, расширяя творческие возможности фотографа.




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
11.07.2017
Тест Canon EOS 6D Mark II
09.07.2017
Comedy Wildlife Photography Awards 2017
26.05.2017
Знакомьтесь: Laowa
25.05.2017
Правило третей - миф или реальность?
23.05.2017
Знакомьтесь: TH Swiss