Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Украинская фотография

Главная / Статьи / Обзоры
До недавнего времени понятия «украинская фотография» и «украинский фотограф», равно как и явления, которые они обозначают, имели достаточно размытые рамки. Большинство имен и течений были неизвестны не только в мировом масштабе, но и на родине.
17.08.2009
Светлана Ковалева

 

Авторов советского периода к собственно украинским не относили, а из постсоветсткого времени можно было найти информацию только разве что о харьковской фотографической школе. Сейчас ситуация стремительным образом меняется. Интерес к фотографии в стране подогревается и мировым фотоажиотажем, и востребованными проектами-инициативами. Одним из знаковых явлений в этой связи стало появление серии «Украинская фотография».
 

Серия «Украинская фотография»

Появившиеся в книжных магазинах Киева фотоальбомы, выпущенные в издательстве «Артбук» с пометкой «Украинская фотография», – по сути своей достаточно объемные авторские портфолио украинских фотографов-современников. Причем как более или менее уже известных широкой публике, так и самых что ни на есть новых.

По мнению учредителя и арт-директора серии «Украинская фотография» Павла Гудимова, идея создания подобного проекта лежала на поверхности. И тому было несколько причин: сильные фотографические традиции в Украине, огромная любовь народа (любая выставка фотографий сейчас вызывает шквал посетителей) и огромное количество активно работающих молодых современных украинских фотографов, творчество которых может быть представлено именно таким образом.

Одной из главных целей данной серии книг Павел Гудимов называет их доступность (благодаря достаточно невысокой цене), хотя и не исключает, что вследствие маленького тиража (1000 экземпляров для каждой) и большого интереса уже в недалеком будущем продукция этого проекта станет библиографической редкостью. Хотя возможность переиздания в будущем не отрицается, но это уже будет другой формат, и уникальность выходящих сейчас книг никоим образом не оспаривается.

Сейчас издатели поставили себе целью выпускать не менее четырех фотокниг в год, и не исключено, что вскоре проект перерастет в подписную серию.

При этом выпуск каждой книги предваряет или сопровождает фотовыставка, представляющая работы широкой публике в экспозиционном режиме. По мнению Павла Гудимова, постоянное создание такого рода событий формирует и будет формировать в дальнейшем «интерес к фотографии не только как к факту, но как к событию и как к произведению искусства», а, кроме того, стимулировать «рождение и открытие еще каких-то совершенно новых талантов». 
 

Первая книга серии – «Иза» Анны Войтенко

 

Серия «Украинская фотография» началась в этом году сборником Анны Войтенко «Иза» – фотосерией, сделанной на протяжении трех с половиной лет в одноименном закарпатском селе (15 км от румынской границы), жители которого в течение уже многих десятков лет занимаются плетением лозы.

Книга представляет собою своеобразный симбиоз сразу нескольких жанров. Текст в ней является достаточно важной составляющей: предваряемая рассказом «Тайны закарпатских лозоплетельников» Виталия Цвида, книга насквозь пронизана словесным сопровождением – каждый снимок, представляющий повседневную жизнь жителей села, имеет подпись, часто отсылающую к предварявшей книгу словесной истории: «Иван Зеленько закрывает ворота двора», «Отец Василий во время службы», «Мастер Василий Кодор складывает сваренную лозу в кузов машины» и т.п. И уже не понять – то ли рассказ Цвида является предисловием для общего понимания того, что будет происходить (а книга действительно представляет некую разворачивающуюся историю), то ли документальная серия снимков Войтенко является иллюстративным пост-материалом для рассказа. 

 

Изначально Анна Войтенко и Виталий Цвид работали в одной газете как репортеры и поехали делать единичный материал для издания. Но статья была сдана и напечатана, а поездки в Изу (обусловленные уже интересом и энтузиазмом) не прекратились. Со временем материала накопилось достаточно много, хватило бы не на одну книгу.

Все снимки, которые вошли в фоторассказ, – черно-белые. Но, как пояснила автор, это не принципиальный выбор, изначально неотобранные снимки были как цветные, так и черно-белые, но именно эта конкретная история из моря отснятого материала сложилась именно из черно-белых. Кстати, при том, что сняты они были в разное время суток и при разных условиях освещенности, не покидает ощущение некой стилистической однородности. Но вопрос об особенностях технического выбора опять-таки оказывается неправомерным. По мнению фотографа, «цвет, ч/б, цифра, пленка – это не имеет значения» в реализации такого рода проекта. Главное – это передать, задокументировать увиденное.

 

Кстати, Анна Войтенко называет такую фотографию именно «документальной» и не исключает, что серия может быть интересна не только с искусствоведческой точки зрения.

Действительно, то, что в ней представлено, – это весь технологический процесс производства: от выращивания-сбора лозы до варки-плетения-продажи готовой продукции. Такого рода скрупулезный интерес, кстати, не случаен. Изначально серия входила в более крупный проект «Аутентичное искусство Украины», цель которого – запечатлеть различные национальные ремесла, некоторые из которых находятся уже на грани исчезновения. Иза, по признанию фотографа, в этом отношении «оказалась очень фотографичной». Таким образом, фотоистория стала еще и фотоисследованием.

 

Работа сериями, становящаяся сейчас все более популярной и грозящая изменить представление о фотографии как о единично снятом и представленном автономно изображении, для фотографа является определяющей: «Хочется углубиться в проблему, жизнь, историю, а не просто снять единичную карточку». Кроме того, по мнению Анны Войтенко, если начинаешь снимать, а «тема продолжается, то она сама по себе выстраивается уже в какую-то историю». 

Кстати, съемка в Изе, по признанию фотографа, продолжается до сих пор. В том числе и потому, что вне зависимости от того, что фотографий достаточно много и окончательный выбор для книги был очень сложным, некоторые сюжеты, которые планировала снять фотограф (праздник Пасхи или снежная зима) все же остались за кадром.

На обложке книги, в колонке, представляющей фотографа и его проект, редактор Александр Ляпин зловеще охарактеризовал творческую манеру Анны Войтенко как жесткую и аскетичную: «Ее взгляд – это взгляд жительницы большого и злого мегаполиса. Психология ее снимков – предчувствие апокалипсиса <…>».

Ознакомившись с книгой, с этим согласиться трудно. Даже несмотря на некоторую неприкаянность и растерянность (на некоторых снимках хаотичные разнонаправленные движения добавляют разноплановой композиции именно это ощущение), обилие темных тонов (различные градации серого и черного создают на некоторых снимках почти стереографический, хотя и несколько мрачноватый эффект) и выбранную тему (село мастеров исчезающего ремесла – грустно-лирично, но отнюдь не апокалипсис). 
 

Документальная фотография. Интервью с Анной Войтенко

 

– У вас в альбоме представлены все стадии обработки лозы от начала и до конца, таким образом, выходит, что вы запротоколировали весь процесс? 

– В принципе да, это можно рассматривать и так. Но это жизнь. У жителей этого села она не делится на периоды, когда они работают, а когда живут. Моменты сбора и обработки лозы совмещаются с какими-то житейскими моментами: они собирают лозу, женятся и многое другое. Ведь для того чтобы, в конце концов, изготовить одну корзинку, нужен целый год других работ, и вот весь этот год работа длится, как и сама жизнь. Они делают что-то как художники, это не просто жизнь сельских жителей, это жизнь мастеров. 

 

– Скажите, по отдельности эти снимки можно представлять? Они будут в этом случае иметь интерес?

– В принципе, наверное, можно, но лучше в серии. Это как собирательный портрет мастера.

– А без объяснения того, где это было снято?

– Любая документальная фотография сегодня, я считаю, требует какого-то объяснения. 

– Насколько сложной или простой была съемка? 

– Относительно того, что и как должен делать документальный фотограф, существует много разных мнений. В том числе и то, что он должен стать на момент съемки незаметным. Я не вмешиваюсь в события, а только фиксирую их. Конечно, сначала на нас смотрели достаточно дико, мы привлекали повышенное внимание. Потом ажиотаж спадает. И даже большой фотоаппарат уже не смущает, люди уже не обращают внимания. Когда мы приезжали во второй раз, они все меня уже знали, а после просмотра отснятого ранее уже ближе к себе подпускали – в дом, в жизнь.




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
11.07.2017
Тест Canon EOS 6D Mark II
09.07.2017
Comedy Wildlife Photography Awards 2017
26.05.2017
Знакомьтесь: Laowa
25.05.2017
Правило третей - миф или реальность?
23.05.2017
Знакомьтесь: TH Swiss