В этом году в мае в Киеве прошла не совсем обычная выставка французского фотографа украинского происхождения Юрия Билака – «Прикоснуться и увидеть». Фотоизображения были предложены на ней для восприятия зрительного, тактильного и звукового. Характер именно такого представления объяснялся, главным образом, целью самого проекта – привлечь как можно больше внимания к проблемам незрячих, дать возможность незрячим «увидеть», прикоснувшись и услышав, а зрячим – попытаться понять изображения, не прибегая к привычным зрительским привычкам.
Такого рода выставка была первой не только на Украине, но и в Европе: рядом с цветными фотоизображениями – прозрачные рельефные аналоги, сделанные из полимера, а также плеер с наушниками – звуковое пояснение к снимку. При этом у каждого фото свой голос, причем известный – в озвучивании работ участвовали Олег Скрипка, Олег Пинчук, Катерина Ющенко, Ольга Сумская и другие (всего 18 голосов) известные украинцы.
О том, что же представляет из себя проект, как он создавался и для чего, нашему изданию согласился рассказать Юрий Билак.
– Скажите, пожалуйста, Вы представляли этот проект в других странах? Как он соотносится с другими подобными проектами, если таковые существуют?
– Нет, эта выставка была создана именно для Киева. Подобный же проект уже был у французского фотографа Яна Артуса Бертрана, который снимал с воздуха. Но он в результате сделал очень рельефные фотографии, с огромным количеством степеней перехода от черного до белого, одна такая картина стоила порядка 3-х тысяч евро.
Я потом спросил незрячих об этом проекте, и они сказали, что они почти ничего не поняли. Это произошло потому, что не было адаптации этих снимков именно для незрячих. Это были снимки земли сверху, а незрячие ведь не понимают перспективу! Для них это очень сложно и непонятно.
Я решил попробовать найти нужный подход и понять это с позиции, если бы я сам был незрячим. Я связался с разными ассоциациями, мне сказали, что уже существуют различные подходы к этой проблеме. И музей Лувр, и музей Набережной Бранли, и Орсей, и Сите де Сьянс уже используют много различных техник, чтобы передать информацию незрячим. Я изучил их опыт и переработал, адаптировав этот язык, эту семантику к моим фотографиям.
|
. |
|
. |
– И именно это было понятно незрячим?
– Да, я хотел знать, какой материал они уже имеют и на каком уровне им это будет доступно, какой путь уже существует, чтобы передать какую-то информацию.
И то, что использовал я, действительно работает, действительно понятно для них. А именно: помимо рельефного изображения для каждой фотографии должно быть сделано озвучивание, без этого незрячие не могут понять изображения. Ведь тот же круг – это может быть что угодно: часы, солнце, луна, сережка, и нужно обязательно объяснить, что тот круг, который у вас под руками, – это есть то или другое.
– Все Ваши снимки сделаны на Украине. Чем был обусловлен выбор?
– Я вырос в очень патриотичной украинской среде. И мне очень жаль слышать, когда про Украину во Франции мы узнаем, например, только в связи с дракой в Верховной Раде. Какие еще темы? Чернобыль, мафия, проституция. Имидж Украины в наших масс-медиа зачастую именно негативный.
Я счел очень важным сделать фотографии для этой коллекции для незрячих именно в Украине. В том числе и потому, что очень надеюсь, что смогу впоследствии эту выставку, имевшую такой большой резонанс в Украине, экспортировать. Я работал вместе с французской группой, и уже эти люди действительно хотели бы, чтобы эта выставка приехала во Францию. Во-первых, это будет новый материал для незрячих, а во вторых, это будет украинский материал, позитивная реклама для Украины. Я уже показывал некоторые из этих работ незрячим во Франции, и они были очень заинтересованы, в том числе, и украинскими обычаями.
|
. |
|
. |
– Поясните, пожалуйста: то, что в конце концов получилось, ведь уже не совсем фотография, поскольку люди, которые воспринимают эти изображения посредством рук и звука, воспринимают его не так, как обычное фотоизображение, это что-то другое.
– Правда, мы не можем говорить, что это фотография в чистом виде. Это какой-то материал, дающий возможность незрячим понять какую-то историю, которая передается, в числе прочего, посредством фотографии. Эти рельефные изображения много теряют в плане искусства.
Например, я очень часто работаю с перспективой, но тут нужно было забыть про перспективу, поскольку незрячие ее не понимают. Я превращаю фотографию в абстракцию, как же я могу это сделать без потерь? Я теряю искусство в изображении, но я добавляю его в звук.
Я не только фотограф, я работаю как режиссер-постановщик во Франции, я вижу эту выставку не только как статичную установку фотографий, но и как постановку, которая может быть интересной и незрячим, и зрячим.
Именно поэтому я хотел, чтобы для озвучивания использовался не только один голос, чтобы их было несколько и чтобы это были голоса известных людей-украинцев, заинтересованных в этом проекте. Чтобы зрителю было интересно: «О! Олег Скрипка! О! Арсений Яценюк! Катерина Ющенко! Фома Мандры! Гришко!», и так далее. Кроме того, я попытался добавить звуковую атмосферу, которая существует в моей фотографии.
Я смирился с тем, что я теряю искусство в фотографиях, что это только перевод, я смирился также и с тем, что незрячие не смогут понять то самое, что есть на той или иной фотографии. Я подумал, что, когда вы в музее видите какую-то живопись или абстрактную картину, она может вам нравиться, может – не нравиться, вы можете чувствовать что-то в этой картине, а другой человек будет что-то совсем иное чувствовать.
Я просто передал некую информацию, предоставил им возможность посредством моего материала развиваться, узнать что-то другое про мир, в котором они живут, дал дополнительный интерес.
Кроме того, главная цель моей выставки – это привлечь внимание людей к проблемам незрячих. И я очень рад, что в результате об этом говорило много людей. Я открыл какие-то двери. Это – попытка сделать социальный проект, в котором есть искусство.
|
. |
|
. |
– Большинство фотографов, которые снимают в другой стране, не в той, в которой они живут, снимают «экзотичное фото» – фото для сограждан, которое выглядит туристическим. У Вас это не так. Как Вы выбирали темы для сюжетов?
– Когда я снимаю людей, я снимаю исключительно людей. Для меня пейзажи – это натюрморт, я не могу это делать. Хотя некоторые люди очень хорошо это делают, я с этим соглашаюсь.
– Все ваши снимки это не постановка, это репортаж?
- Да, все. Я хотел бы уточнить. У меня есть два направления в моей профессии фотографа. Я работаю и в студии, когда я все контролирую: свет, постановку и пр. Все это достаточно искусственно. Но когда я делаю репортаж, это совсем другое дело: я смотрю, наблюдаю и никогда не прошу людей: «Ой, подождите» или «Сделайте, пожалуйста, это». Никогда. Для меня очень важно, чтобы все выглядело так, как будто бы вы сами пришли и увидели это. Я пробую снимать не внешнюю часть человека, а внутреннюю, я пробую как можно ближе приблизиться к его душе. Этого невозможно достичь, когда вы приходите и снимаете как турист. Я живу с ними, я общаюсь, в том числе, и один на один, просто как человек с человеком, и только спустя достаточно длительное время я спрашиваю, могу ли я снимать. Первые фотографии бывают совсем не те, которые я жду, потому что в самом начале человек позирует, и лишь через какое-то время он забывает о моем присутствии.
|
. |
|
. |
– В каких регионах Украины Вы снимали?
– Этот репортаж делался на протяжении 3-х лет для выставки «Украинцы», которая прошла в прошлом году во Львове, участвовала во «Французской весне», а потом на биеннале в Киеве.
На протяжении 3-х лет я проехал не всю Украину, но очень большую ее часть. Я ехал из Ужгорода – через Львов, Карпаты, Закарпатье, Одессу, Николаев, Полтаву, Киев, Донецк, Харьков. Мне было важно запечатлеть людей самого разного социального уровня. Я хотел показать тех людей, которых обычно не показывают, потому что считают, что это неинтересно.
|
. |
|
. |
– Вы будете что-то менять в этом проекте в будущем? Будет ли он каким-то образом развиваться? Хотели бы Вы что-то добавить?
– Очевидно, что, когда этот проект будет готовиться для показа вне территории Украины, нужно будет менять голоса, то есть, не меняя общей атмосферы, сделать новые записи.
Кроме того, это социальный проект и я надеюсь, что многие вещи будут эволюционировать.
Здесь мы начинаем практически с нуля. Незрячие почти ничего не имеют, и нужно сделать, чтобы они имели больше. Сначала это очень легко, потому что, когда начинаешь с нуля, один шаг наверх – это уже сто процентов. Я открыл двери в этом направлении, это open project, и я надеюсь, что как можно больше людей будут работать в этом направлении.
Я же буду делать разные проекты, я люблю масштабные проекты, хотя для их реализации очень трудно найти деньги.