Тема одновременно благодатная, простая в реализации – какую фотографию не возьмешь, все будет в точку, есть, где разгуляться, – и сложная в смысле структурированности подачи, большой доли риска рассыпаться на бессвязные фрагменты – обо всем и ни о чем. Но надо отдать должное организаторам Вернисажа и его бессменному куратору Марине Джигарханян – выставка была спланирована блестяще, с ясной логикой развески и компоновки, что значительно облегчало просмотр и визуальное восприятие столь масштабной экспозиции.
Фотографии Красногорского архива
Структура
Заявленная тема позволила взглянуть на нашу планету, на жизнь общества во всех проявлениях, во всем разнообразии культур, эпох, географических широт и жанров своего представления. Отчасти благодаря профессиональной работе организаторов каждой отдельной выставки Фотовернисажа, проделавших огромную подготовительную работу: Союз фотохудожников России показал итоговую выставку ежегодного конкурса «Молодые фотографы России», агентство Reuters – подборку наиболее интересных кадров, Академия художеств из Флоренции – работы своих воспитанников. Обширный блок был отдан под американскую фотографию: документальную, художественную, концептуальную – 170 работ знаменитых авторов из США, среди которых – Джон Пеппер, Том Чамберс и Даниил Ли.
РУСС ПРЕСС ФОТО, Иван Куртов, 1989, 1-е место, номинация "Повседневная жизнь"
Но самыми значительными выставками этого года стали проект «Гран-при по-русски. Фотографии российских и советских лауреатов World Press Photo 1955-2012», подготовленный «Русс Пресс Фото», и выставка двух богатейших архивов Санкт-Петербурга и Москвы – ЦГАКФФД и Красногорского архива кинофотодокументов.
Nels. "Полицейский и фламандская молочница", 1910-е. ЦГАКФФД СПб
Приятно было отметить, что в рамках каждого отдельного блока фотографии были выдержаны в одном формате.
Все заявленные экспозиции были традиционно объединены в два глобальных раздела – ретроспективный, занимающий привилегированный центральный зал первого этажа Манежа, и современная фотография, раскинувшаяся по всему второму этажу и по боковым проходам первого.
РУСС ПРЕСС ФОТО, Макс Альперт, 1973, World Press Photo, 2-я премия. Номинация "Фотоочерки"
Самое интересное
Замечательной получилась экспозиция русского World Press Photo, собравшая 444 работ 115 советско-российских лауреатов за всю историю существования этого авторитетного международного конкурса, включая призеров 2012. Благодаря ей посетители смогли – кто-то воскресить в памяти, а кто-то открыть наиболее значимые события и портреты выдающихся людей этого времени. Этот проект позволил не только совершить захватывающий экскурс в историю нашей страны, но и наблюдать кардинальные изменения, произошедшие за этот отрезок времени в отечественной фотожурналистике, которые, по большому счету, являются зеркальным отражением этой самой истории. Судя по фотографиям, в СССР не существовало проблем, жизнь была сплошной чередой радостных событий и великих свершений. Даже люди в белых халатах были реальностью только для забавной обезьянки, испуганной предстоящим уколом. Изображения очень позитивные, оптимистичные и умилительные. Все радует глаз и улыбает, но мимолетно. О них быстро забываешь. В памяти отпечатываются совсем иные кадры – боли, ужаса, смерти, войн, катастроф, – которые стали появляться в 80-90-х вследствие политики гласности и открытости. Эти фотографии заставляют сопереживать и задумываться. Глубоко трогают кадры, сделанные сразу после землетрясения в Спитаке. Ужас внушают изображения последствий Чернобыльской катастрофы, автор которых Виктория Ивлева получила во время подготовки репортажа дозу радиации, равную той, что получают работники атомных станций за год. Репортеры же, снимающие в горячих точках, рискуют не только здоровьем, но и жизнью, чтобы рассказать нам правду, например, о Чечне.
Мустафа Дедеоглу. "Еда"
Для фотожурналистики Советской эпохи показательна история с фотографией ветерана войны без ног. Ее не экспонировали у нас в стране до тех пор, пока она не получила мировую признательность. Тема инвалидов была запретной, поскольку не вписывалась в типаж «как хорошо в стране Советской жить».
Мустафа Дедеоглу
Совсем другой срез истории представила архивная фотография. И дело не только в том, что она уже всем зрителям без исключения являла невиданный лично мир (начало 1900-х), оттого особенно любопытный, но и в том, что кадры были сделаны членами царской семьи – Николаем II и его братьями-великими князьями – в Петербурге, Москве и в кругосветных путешествиях. Это, конечно же, любительские кадры, так сказать, для семейного альбома, а не для истории, но со временем ставшие историческими свидетельствами давно минувших дней, представляющими совсем иную атмосферу тем не менее хорошо узнаваемых городов. Любопытно заметить, что европейские города, курорты в большей степени сохранили свою уникальность, первобытный колорит, нежели российские. И вообще старая фотография может рассказать очень много любопытному зрителю – значительно больше, чем просто знание об объекте. Стиль жизни, мода, привычки, экономика, общество, даже политика. Можно из этих отпечатков узнать, какая публика – по социальной и национальной принадлежность – посещала общественные сады, допустим, Ниццы в 1902 году, чем она там занималась, как были благоустроены сады, чем примечательны платья и многое другое.
Джузеппе Сатриани. "Бильбао"
Среди зарубежных представителей особого внимания заслуживает, на наш взгляд, турецкий автор Мустафа Дедеоглу. Его лирико-поэтическое жизнеописание Турции позволяет по-новому взглянуть на тему Востока. Композиционно простые, безупречно выполненные технически, сопровожденные очень емкими – в одно-два слова, – но говорящими названиями, все кадры несут в себе определенную идею. Они буквально завораживают, заставляя остановиться подольше и подумать. Вот изображение старика с металлическим блюдцем в протянутой руке. Из названия – «Еда» – следует, что он вынужден просить милостыню, чтобы прокормить себя. Но глаза героя чуть насмешливы и очень добрые, нет и следа безнадежности, озлобленности на свою судьбу.
Джузеппе Сатриани. "Мадрид"
Или «Зрительный контакт»: три женщины, полностью скрытые от нашего взора под паранджами. На первом плане другой фотографии мы видим в резкости крупные плиты пирса, по которому вдали бредут две крохотные фигурки пожилых женщин в мусульманских одеждах. Они повернуты к нам спиной, и ничего не указывает нам на то, что они беседуют. Но название «Тихий шепот» порождает при рассматривании этого изображения ощущение, что морской ветер доносит до нас еле различимые слова. Другой зритель скажет, что перед нами образ мусульманок, к проблемам которых не всегда хочет прислушиваться общество…
Линн Бианки. Из серии "Тяжелые в белом"
«Ноль», «Поймай», «Не думай», «Я попал в тишину» – уже одни поэтические названия привлекают внимание к этому талантливому фотографу, который всему научился сам, не проходя никакого специального образования. Он уверен, что способности видеть можно научиться у других художников. Свое видение различий между западной и восточной фотографией он формулирует так: «В то время как восточная фотография сфокусирована на человеке и истории, западная больше ценит визуальную и эстетическую составляющие. На мой взгляд, это во многих отношениях ограничивает западную фотографию».
Даниил Ли. Из серии "Результат или расплата"
Полностью согласиться с этой мыслью вряд ли можно, но доля истины здесь присутствует. Часто поиски новых форм отражения реальности, манифестации идей делают именно эстетическую составляющую доминирующей. Например, итальянец Сатриани представил свое видение современных городов в виде фигурных панорам и искажений изображений.
РУСС ПРЕСС ФОТО, Андрей Соловьев, 1989, World Press Photo, 1-е место, номинация Новости
От некоторых фотографий американского фотографа китайского происхождения Май Цу хочется отвернуться – столь они неприятны сюжетно. Но надо признать, что эти кадры отражают нашу жизнь – столь разноликую, порой отвратительную. Сам фотограф признается, что берет камеру в руки, только когда чувствует, что фотография сможет достойно и достоверно передать реальность. Он с помощью фотоаппарата исследует жизнь и делает открытия: «Камера – это мой телескоп и мой микроскоп. Камера – это способ и канал коммуникации, который помогает мне наблюдать мир вокруг меня и искать ответы».
РУСС ПРЕСС ФОТО, Владимир Вяткин, 1983, World Press Photo, поощрительная премия. Номинация Наука и искусство
Серия «Черный ковбой» американца .. , повествующая о таком феномене, как чернокожие ковбои, и о их буднях, достаточно незамысловата на первый взгляд. Но и здесь можно почерпнуть интересную информацию. Так, на одной из фотографий мы видим двух братьев-чернокожих ковбоев, одетых в рубашки с американским флагом. Они гордятся своей страной, а ведь совсем недавно здесь была дискриминация.
Из концептуальной фотографии наибольший интерес, на наш взгляд, представляет серия Даниил Ли «Результат или расплата» с глубоким социальным контекстом. Это – проект-размышление, затрагивающий очень важную для будущего нашей планеты тему об опытах со стволовыми клетками и использовании их в медицине. Это своего рода предостережение, сигнал тревоги. Что нас ожидает, если мы не опомнимся и не будем ответственны перед лицом катастрофических последствий. Быстрые – порой чрезмерно, в силу денежных интересов – успехи науки, без серьезных доказательных подкреплений, влекут много сомнений и вопросов. Как известно, свиньи наиболее биологически похожи на человека, и поэтому их используют в экспериментах в США, где законы это позволяют (в некоторых европейских странах, в частности во Франции опыты над стволовыми клетками запрещены). К чему это может привести, нам продемонстрировал Даниил Ли в своем научно-фантастическом проекте.
ЦГАКФФД СПб
Другой концептуальный американский автор Линн Бианки предлагает тоже достаточно интересную серию, но идея которой не столь прозрачно выражена, как у предшествующего художника. Обнаженные женщины с тарелками в самых разнообразных позах и композициях. Если честно, то при просмотре складывается впечатление чрезмерного неукротимого потребления, не важно чего – будь то продукт питания, модные гаджеты, одежда и пр. Например, одна из девушек во время застолья приложила чайник к уху, другая – кружку, имитируя разговор по телефону. А вот –толстуха ест из тарелки, которую унижено – на коленях – ей предлагает худышка. Казалось бы, образ порабощения, нашей зависимости, в глобальном понимании. Но нет – в аннотации мы читаем: «Серия отражает увлечение Линн понятием красоты <…> Образы женщин различной массы и формы красивы. Они отражают внутреннее удовлетворение собой, отсутствие стыда».
Мастер-классы
Мастер-классы, они же встречи с известными фотографами, участниками экспозиции Манежа, стали уже доброй традицией Фотовернисажа. Они не только позволяют познакомиться с авторами, услышать их рассказ о своей фотографии, подходах, методах работы, взглядах на фотографию в целом, задать вопросы, но и услышать советы бывалого мастера.
К сожалению, нам не удалось посетить все многочисленные заявленные мастер-классы, но то, что мы послушали, показалось любопытным.
Так, Джон Пеппер, фотограф, кино- и театральный режиссер, музыкант и преподаватель, имея не только богатый опыт фотосъемки, но и преподавания, очень грамотно выстроил свою беседу. Вначале он поведал о своем понимании фотографии в целом. Вот некоторые из его мыслей: «Взгляд фотографа должен быть взглядом ребенка, незамутненным, чистым, но одновременно взглядом взрослого человека, имеющего опыт, знания, но способного вернуться к чистому взгляду. <…> Надо запечатлевать реальность, но при этом поднимая ее выше ее самой».
Далее фотограф рассказал о методах, концепциях съемки, которых придерживается лично. Он много цитировал Анри Картье-Брессона, которого он часто встречал в детстве благодаря своему отцу-журналисту, приводил примеры особенностей работы этого легендарного француза. Так, однажды Картье-Брессон во время похоронной процессии неожиданно забежал перед плачущей вдовой, чтобы сделать ее портрет. «Это же неуважение к горю! Что ты делаешь?!» – воскликнул отец Джона. – «Я делаю свою работу». Далее уже Джон, отвечая в ходе семинара на вопрос, где же эта граница, за которую нельзя переступать, отвечает: «Она в вашем сердце, в ваших этических особенностях». Но потом настаивает, что художника должна двигать вперед его эгоистичность. И признается, что, если бы перед ним стоял выбор сделать шедевр человека перед смертельной опасностью или потерять момент, бросившись на помощь, он бы выбрал первое: «Для меня сначала работа, бизнес. Как говорят в Голливуде, хорошие парни заканчивают последними». Очень спорное утверждение, поскольку многие не менее заслуженные мастера находятся впереди планеты всей, имея при этом диаметрально противоположный подход к съемке. Не только в плане границы этики съемки и выбора, но и в вопросе, нужно ли спрашивать разрешение у тех, кого мы снимаем. Пеппер выступает категорично против: «Фотограф должен вторгаться в жизненное пространство тех, кого он фотографирует, не спрашивая, иначе фото не получится». Другие же мастера уверены, что все зависит от ситуации, и часто полученное согласие, предварительный контакт обеспечивают доверительную атмосферу, тем самым облегчая съемку.
Заключительная часть речи представляла советы начинающим фотографом. Прежде всего, по словам Пеппера, необходимо понять ясно, так ли вам нужно быть фотографом: «Если вы можете утром встать и ничего не фотографировать, то, значит, не нужно. В противном случае необходимо учиться». Это значит, изучать искусство, ходить в музеи, наблюдать свет на полотнах, особенно, эпохи Ренессанса. Так, благодаря именно своим пристальным изучениям картин Караваджо фотограф понял, что не надо бояться оставлять какие-то углы абсолютно темными, где ничего не видно, это порождает тайну и заставляет работать воображение зрителя.
Другой важной составляющей уроков фотографии Пеппер считает изучение фотографии как ремесла, то есть всего процесса создания пленочной фотографии.
И совет от Картье-Брессона: «Композиция хороша, если кадр, перевернутый вверх ногами, выглядит композиционно верным, интересным».
Другой докладчик итальянский фотограф Джузеппе Сатриани также тщательно подготовил свою речь, построив ее на изложении этапов и методов формирования креативной личности, «умного разума», упражнений для развития своей памяти, поскольку «если память бедная, то и разум бедный, то есть не может быть речи о креативности». В его «рецепт» фотографического успеха входят следующие ингредиенты: ведение тетради вдохновения с заметками, вырезками, зарисовками того, что понравилось у других художников, посещение выставок, галерей, регулярный просмотр определенных страниц Интернета, подписка на новости, чтобы быть всегда в курсе происходящего во всем мире, ведение своего блога с тщательно подготовленными постами.
Как видите, фотография – безмерно интересный мир, в котором сегодня есть место для каждого.
Комментарии /