«Фотоярмарка» и «Фотофорум»
По размаху мероприятие почти не уступает московскому «Фотофоруму». «Почти» имеет место: скажем, пространственное распределение стендов не было настолько продуманным, чтобы посетитель мог до обхода помещения «Манежа» понять, куда ему идти, чтобы увидеть конкретный стенд и именно то, что он хочет. А у меня, к примеру, была перед собой поставлена конкретная задача – посмотреть на новинки, которые здесь можно было увидеть, фактически, впервые в России.
Но, безусловно, правильно, что оба мероприятия проводятся после международных выставок («Фотофорум» – весной, после CES и PMA; «Фотоярмарка» – после Photokina), а последним новинкам с Photokina’2006 была посвящена здесь специальная презентация.
По идее, любая ярмарка является сочетанием выставки и вещевого рынка.
Даже новички, приходившие сюда с целью выбрать для себя подходящую модель фотоаппарата, охотно вступали в общение друг с другом, обмениваясь впечатлениями и опытом. Более опытные фотографы, вооруженные громоздкими камерами и большими объективами, явно получали удовольствие от одной возможности показаться на публике.
Творческая и «образовательная» составляющие
Судя по всему, в 2006 году цифра практически полностью победила пленку, а последняя из «техники» фотографии превратилась в некий жанр. Хотя пленка на «Фотоярмарке» все же была представлена, равно как и химия, и фотобумага для ручной печати ярославской фабрики «Славич». В то же время, в отличие от прошлогодней «Фотоярмарки», из новых пленочных камер были показаны только среднеформатные Rolleiflex’ы – в том числе, прототип новой модели Hy6 (все же больше ориентированный на использование с цифровыми задниками).
Посетителям, введенным в гипнотическое состояние от вида, количества и возможностей новинок, под занавес напомнили, что фотография – все-таки в большей степени искусство, а не техника.
Неудобства
Так что у многих возник вопрос, для кого же проводился мастер-класс – для них (посетителей) или для самих фотографов. Когда голова забита отнюдь не съемкой или зрелищем, а усиленной работе локтями с целью улучшения ракурса, сложно усвоить что-то новое, да и модели в данной ситуации вряд ли чувствовали себя абсолютно раскованно, хотя сомневаться в их опыте не приходится.
Кстати, по сравнению с московским «Фотофорумом», куда скромнее обстояло дело с количеством обнаженной женской натуры – таковой (то есть обнаженной) не было замечено, что меня лично порадовало (радует, что устроители не стали использовать в Культурной столице столь дешевые методы привлечения публики). Хотя сама тенденция – практически 100% превалирование моделей-женщин и промо-девушек – выглядит, на мой взгляд, несовременно. Тем более что распределение посетителей «Фотоярмарки» по половому признаку было относительно равным.
Стенды производителей
Практически у входа расположился внушительный стенд Canon, по традиции собравший большое количество посетителей. Здесь наибольший интерес вызвала новая компактная камера высшего класса – PowerShot G7, ставшая долгожданным продолжением самой популярной когда-то линейки «продвинутых» любительских компактов и получившая новый объектив со стабилизатором изображения. По-видимому, популярный бренд решил заострить внимание не на количестве новинок, а на их качествах – как минимум, не меньше места на стенде занимали устройства для печати фотографий – от домашних фотопринтеров до профессиональных моделей.
Неподалеку располагался и стенд компании Epson. Для полноты картины фотопечати следовало подняться на второй этаж к стенду HP. Возможность определиться с моделью фотопринтера на основе субъективных предпочтений, то есть распечатав несколько «тестовых» фотографий, пользовалась у посетителей предсказуемым спросом. Воспользовались форматом «Фотоярмарки» и производители неоригинальных расходных материалов (бумаги, картриджей, систем бесперебойной подачи чернил), которые перешли от привычных увещеваний «такое же качество по низкой цене» к убедительной демонстрации качества своей продукции.
Пока представители Sony вовсю расхваливали зеркалку А100, по выставке бродили стройные ряды тех, кто успел приобрести самую продвинутую незеркалку Sony R1 – опять же, интересный, с точки зрения статистики, факт. А первая зеркалка Sony, с учетом объема «ненавязчивой» рекламы, по моему мнению, однозначно заслуживала бы звание самой популярной камеры «Фотоярмарки».
Почему-то более пустынно смотрелся стенд Nikon, но зато все новинки здесь находились в открытом доступе. В том числе – две выдающиеся, не имеющие аналогов у других производителей: самая дешевая «карманная» камера со встроенным стабилизатором Coolpix L5 и самая компактная в мире камера с «дальнобойным» 10-кратным объективом S10. Так что отсутствие ажиотажа на этом стенде можно объяснить только ненавязчивой политикой привлечения посетителей, что идет Nikon только в плюс.
«Фотоярмарка» статистически доказала, что с ростом числа фотолюбителей рынок всевозможных аксессуаров (от штативов до различной фотографической «мелочи») начинает играть если не главную, то существенную роль. Стендов с аксессуарами было много. Много оптики, линз, насадок и фильтров. Внимание посетителей привлекла новая версия Lensbabies – необычного объектива-монокля со сменными дисками-диафрагмами и эффектом подвижек. Интерес вызвал недорогой профессиональный и «любительский» свет, представленный на стенде Rekam.
Безусловно, выставка новинок позволяет судить не только о самих технологиях, но и об отраслевых тенденциях. Отличиями от предыдущей «Фотоярмарки» стали некоторое падение интереса к цифровым минилабам (возможно, связанное с тем, что в плане технологий здесь ничего нового пока не предвидится) и рост интереса к компактным терминалам самообслуживания и фотокиоскам.