Выставочные работы, составленные в мини-экспозиции для просмотра, снабжены ценниками, так что разговоры об искусстве соседствуют с бойкой торговлей, а фотографы оставляют автографы на проданном.
11-й салон фотографии в Париже в этом году объединил 104 участника (83 галереи и 21 издатель) из 17 стран мира. Организаторы считают его лучшим во всей истории салона: как по количеству, так и по качеству представленного на ней материала.
Пространство выставки
Помещение для проведения салона было выбрано достаточно необычно – Carrousel du Louvre: пространство под одной крышей и одновременно между самым академическим музеем Франции Лувром и самыми дорогими бутиками Парижа. Изначально адресованный коллекционерам и любителям, «Paris PHOTO» не ограничивается этой аудиторией. Покупка раритетов и новинок, знакомство с фотоискусством, налаживание деловых контактов, профессиональное общение собирает в Париж на эти три дня заинтересованную публику со всего мира. Все три дня толпы паломников не редеют.
Разделенное на огромное количество секторов по числу представителей пространство выставки напоминает лабиринт, в котором нет логики и для вдумчивого ознакомления со всем представленным нужно достаточно много времени и сил.
Кроме всего прочего, это чуть ли не единственное выставочное место, в котором нет запрещающих знаков: «фотографировать запрещено» или «фотографировать со вспышкой запрещено».
Галереи, фотографы, страны
«Paris PHOTO» или, как его еще называют организаторы, «Глаз мира», а участники и гости – «Мекка фотографии», принял в этом году около 40 тысяч посетителей. Слишком богатый и разнородный материал салона был структурирован сразу по нескольким направлениям: хронологически (с конца 19 до начала 20-го века – это «старая», «новая» и «современная» фотографии), по жанрам (документальная фотография, «пластическая», фотография моды, фоторепортаж и т.д.) и, наконец, по странам: Франция, «Иностранные подмостки» (Европа и Америка), «Африка и Азия».
Одной из самых представленных стран на салоне традиционно была Франция (28 участников). Далее следуют Италия, США, Германия, Великобритания, Голландия, Испания, Япония, Финляндия, и в одинаковой степени представленности (по одному участнику) – Южная Африка, Австрия, Бельгия, Дания, Венгрия, Люксембург, Португалия, Швеция.
В целом в этом году салон предложил работы более чем 500 фотографов в монографических, тематических и коллективных выставках. Впервые были представлены редкие и неизданные ранее произведения.
«Старая фотография» представлена наиболее цельно в жанровом и тематическом планах, что было изначально обусловлено развитием техники того времени и редкостью сохранившегося материала.
Так, английская галерея «Роберт Хершковиц» выставила первые редкие негативы: вид собора Йорк Минстера (1843-го год) Вильяма Генри Фокса Талбота (1800-1877), изобретателя калотипии; пейзаж Шарля Негра из серии о юге Франции, снятый в 1852-м году; вид на заснеженные болота (1893-й год), снятый Питером Генри Эмерсоном. Кроме того, галерея представила редкий платиновый отпечаток Фредерика Эванса 1910-го года.
Нью-Йоркская галерея «Фотографы Чарльза Исаака» представила топографические виды достопримечательностей античности, снятые в 1852-1983 годах (например, «Помпея: руины замка» Луи-Альфонса Даванна стоимостью 10 тысяч долларов). Мюнхенская галерея «Данеэль Блау» представила первые цветные снимки, например, натюрморт, снятый братьями Люмьер в 1907 году. Французская галерея «Люмьер де Роз» выставила любительскую и анонимную фотографию 19-го и 20-го веков: подборка негативов с 1890-го по 1940-й из семейных альбомов и архивов.
«Новая фотография» была представлена снимками, по большей части документалистскими. Например, галерея «М Бохум» представила неизданные фотографии Дирка Райнаца – всемирно известного немецкого фотографа, снимавшего концентрационные лагеря, а впоследствии улицы Нью-Йорка. Нью-йорская галерея «Лоранс Миллер» выставила снимки Хелен Левит, которая, как считают многие исследователи, была до этого незаслуженно неизвестна до этого во Франции. Серия Левит снята в 40-х годах и посвящена жизни нью-йоркских улиц.
Современная фотография была представлена в большей степени эклектично.
Датская галерея «Мартин Асбек Прожектс» выставила тематическую серию снимков, посвященных человеку и природе. Испанская галерея «Макс Эстрелла» выбрала для своих экспозиций тему архитектуры и пространства. Французское агентство Magnum выставило подборку неизданных современных снимков вокруг темы «На сцене».
Галерея «М+В» (Лос-Анджелес) привезла снимки английского фотографа Элисона Джексона из серии «Конфиденциальное», недавно опубликованной издательством Tasсhen. Это портреты «знаменитостей», застигнутых в необычных ситуациях: английская королева в туалете, Джордж Буш и Тони Блэр, беседующие в сауне, Моника Левински, поджигающая сигару Биллу Клинтону – сходство поражает, но, конечно же, модели – это двойники.
Фотограф исследует современную одержимость знаменитостями, их личной жизнью, подлинностью или сфабрикованностью изображения.
Италия – почетный участник «Paris PHOTO»
Италия в этом году стояла на втором месте по степени представленности на салоне и носила официальный статус «почетного участника» «Paris PHOTO 2007».
Пейзажная фотография этого временного отрезка как тема была выбрана неслучайно. В 70-е годы в итальянской фотографии произошел важнейший переворот, который был осуществлен Луиджи Гири и завершен в 1984-м году знаменитой выставкой «Путешествие в Италию».
Кроме Луиджи Гири, который стал снимать как пейзажи цивилизационные изменения пространства города, представляя документальное и социологическое видение раскрытия темы, несколько иначе решал тему нового пейзажа Массимо Витали, снимающий Италию, которую он сводил к бесконечности пляжей, дискотек и парков – толп, которые хотят только отвоевать себе пространство.
Маурицио Монтанья снимал в Милане рекламные щиты без рекламы – пустые как открытая книга, олицетворяющая собой стертую память города, а Эугенио Тибальди закрашивал на своих снимках белой краской старые здания, оставляя видимыми только привнесенные новые элементы: мешки для мусора, кучи шин или погнутый в аварии фонарь.
При всей видимой общности тем и проблематики, а также легкой узнаваемости, этих фотографов не относят к одной фотографической школе, но отмечают у них, помимо всего перечисленного, одну важную общность: они никогда не отказываются от «итальянского культа красивого»: равновесия композиции и выверенных цветовых решений. В части же представления своих работ они неизменно пользуются увеличением до формата обоев или инсталляций.
Призы и конкурсы
В этом году «Paris PHOTO» уже традиционно сопровождали специально учрежденные конкурсы. В четвертый раз была вручена престижная премия «BMW – Paris PHOTO», основанная компанией BMW: посредством жюри международных экспертов ею отмечается одна работа современного фотографа, представленного на салоне. Тема будущего конкурса объявляется заранее. В этом году она звучала следующим образом: «Вода в основе жизни».
Второй конкурс, учредителем которого впервые стала мобильная компания SFR, «Молодые таланты Paris PHOTO» перерос в самостоятельную экспозицию салона. Тема этого конкурса – «Урбанизм: навыки совместной жизни в городе». Жюри профессионалов, ознакомившись со всеми присланными работами (объявление о конкурсе было заранее помещено на сайте SFR), к началу салона выбрало 5 лауреатов конкурса, работы которых были выставлены в отдельном зале.