Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Что день грядущий нам готовит

Главная / Статьи / Выставки
Десятая Санкт-Петербургская Фотоярмарка проходила 22-25 сентября в центральном выставочном зале "Манеж". Традиционно на ней были представлены как уже хорошо знакомые публике экспонаты, так и новинки нынешнего года. Но в этом материале мы расскажем не столько о новых технологиях и продуктах, представленных на выставке, сколько попытаемся определить тенденции развития фоторынка в целом.
25.09.2005
Данил Литвинцев

 

Рынок фототехники

 

В этот раз в ярмарке, организованной ИВЦ "Реал", Фотоцентром Союза журналистов России и Гильдией рекламных фотографов, участвовало более восьмидесяти компаний, многие из которых представили продукцию, о которой до этого публика только читала в специализированных журналах.

Стенды компаний Canon, Nikon и Konica Minolta с одинаковым успехом привлекали посетителей - к ним было не протолкнуться. Nikon выставил для тестового пользования всю линейку своих зеркальных камер - как цифровых, так и пленочных. Причем у тестового экземпляра новинки - пленочной камеры F6, которая пришла на смену легендарной F5, - народ выстраивался в очередь. К камере проявляли даже больший интерес, чем к цифровым моделям. Хотя большинство любопытствующих были явно далеки от профессиональной фотографии - консультантам приходилось терпеливо объяснять на примере этой топ-модели принципы работы автофокуса!

Как объяснил представитель Nikon, пленочная фототехника по-прежнему остается важным направлением для компании, лучшим подтверждением чему служит недавняя презентация камеры F6. Впрочем, компания Nikon всегда отличалась разумным консерватизмом.

Похожая ситуация сложилась на стенде Konica Minolta, где был также представлен весь ряд пленочных и цифровых зеркалок. Хотя посетителей интересовали почти исключительно цифровые камеры. Надо отметить, что у компании было 2 стенда - один посвящен фототехнике, а второй - оборудованию для фотопечати.

А вот Canon выставил только цифровые камеры - среди зеркалок это были модели EOS 350D, EOS 5D, EOS 1D Mark II n и EOS 1Ds Mark II. На вопрос, можно ли это расценивать как знак того, что Сanon постепенно сворачивает продвижение своих аналоговых камер, представитель компании поспешил ответить: "Нет, это нельзя никак расценивать. Canon производил, производит и будет производить аналоговые камеры, просто в этом сегменте у нас нет новинок, а мы делаем упор именно на них. Во-вторых, у нас просто нет физической возможности разместить на стенде больше камер". - "Но цифровой сегмент все-таки является для компании приоритетным?" - "Приоритетно то, что требует покупатель. Сейчас компания Canon продает в России больше цифровых камер, чем аналоговых". Замечание о том, что на стенде просто не хватило места для аналоговых камер, следует признать справедливым, ведь кроме камер компания традиционно представляла разнообразную оргтехнику, стенд действительно был заполнен экспонатами до отказа. Но осадок пренебрежения к пленке все-таки остался.

 

На стенде Pentax интерес проявляли, в основном, серьезные фотографы - к классическим среднеформатным пленочным камерам Pentax 67 и 645n. Кроме того, стенд Pentax был единственным, где были представлены пленочные "мыльницы": Espio 24EW Date и Espio 140v. Но, как объяснил консультант, это просто старые запасы, которые еще остались у дилеров, поэтому они и выставлены.

А у компании Olympus вообще не было своего стенда - продукцию фирмы представляли дилеры вместе с другими марками.

Кстати, сама пленка была только на стендах Eastman Kodak и Fujifilm. У Fujifilm стояли коробочки со всем известной Superia, любительским слайдом Sensia и несколькими профессиональными пленками. Воспринималось это, скорее, как крик: "Эй, мы не призываем вас интересоваться пленкой, просто напоминаем, что все еще производим ее!".

В разделе, посвященном фототехнике, было бы несправедливо не упомянуть отечественного производителя, потому что он все еще есть. Стенд Красногорского завода им. С.А. Зверева как всегда выглядел бледненько. Но зато все привезенные заводом на ярмарку панорамные камеры Horizon S3 Pro раскупили уже к субботе! Консультант раздавала желающим бумажки с написанными от руки телефонами дилера в Петербурге, приговаривая: "Позвоните, может быть, у них еще что-нибудь осталось на складе".

В этом году впервые на фотоярмарке были представлены камерофоны - мобильные телефоны с фотокамерами. Компания Dixis привезла весь модельный ряд телефонов Sony Ericsson и чувствовала себя на фотовыставке вполне уютно. Более того, у стенда постоянно толпились люди - всех желающих фотографировали на телефон Sony Ericsson K750i со встроенной 2-мегапиксельной камерой с автофокусом и тут же распечатывали фотографию 10х15 на струйном принтере, чтобы люди смогли оценить "качество изображения". Хотя в высокое качество изображения люди больше верили, чем видели его, особенно на отпечатках формата 20х30 см. Тем не менее, появление такого стенда говорит о том, что возможности устройств, изначально не предназначенных для фотосъемки, уже не стыдно показать на фотовыставке. Sony Ericsson рискнула первой, в следующем году ожидаются новые участники из смежных с фотографией областей. В этой нише будут пересекаться интересы как компаний-производителей, так и операторов и салонов сотовой связи.

 

Представители почти всех компаний сходятся во мнении, что спектр интересов посетителей выставки очень широк - от любительской техники до самой сложной профессиональной. Поэтому сказать однозначно, техника какого уровня вызывала больший интерес, сложно. Зато в соревновании между цифровыми и аналоговыми технологиями окончательную и безоговорочную победу одержала цифра. Любители интересовались почти исключительно цифровой продукцией, интерес к пленочным камерам больше наблюдался со стороны профессионалов. Причем многие присматривались к широкоформатным камерам. Как отмечают компании, которые представляли такую продукцию, в России рынок профессиональной студийной техники развивается все динамичнее и далек от насыщения, так как критерии качества, предъявляемые к профессиональной фотографии, постоянно растут.

 

Рынок оборудования для фотопечати

 

С тем, что цифровые минилабы вытеснили оптические, все уже смирились. По словам представителей компаний-производителей, потребители сейчас интересуются только цифровыми машинами, причем самыми мощными и современными. Рассуждения о том, можно ли признать этот спрос естественным или сформированным самими производителями, мы опустим. Потому как в этот раз едва ли не больший интерес, чем минилабы, у публики вызывали stand-alone фотокиоски и разнообразные цифровые станции, терминалы и так далее - в зависимости от того, кто как их называет. Почти все производители минилабов представили такие устройства, кроме того появилось множество альтернативных, в том числе и российских производителей.

Наибольший интерес у конечного потребителя вызывали фотокиоски Picture Maker компании Eastman Kodak - стенд был самым веселым и зрелищным. Недостатка в желающих попробовать напечатать фотографии на новом устройстве не было.

В киоске установлен кард-ридер, поддерживающий все виды карт памяти, есть записывающий CD-ROM, USB-порт, Bluetooth-интерфейс. Скинув свои фотографии в киоск, их можно просмотреть на дисплее, откадрировать, произвести цветокоррекцию и распечатать. Себестоимость одного отпечатка на таком устройстве - 7 рублей, стоимость самого киоска - .

"Сейчас в Петербурге работают 16 фотокиосков и все они наши, - говорит Константин Кириллов, менеджер компании Eastman Kodak. - По данным исследований, которые в том числе проводила и наша компания, киоски в скором времени составят серьезную конкуренцию минилабам, которые останутся только в крупных фотоцентрах, куда люди целенаправленно приходят печатать много фотографий. Но если человеку нужно напечатать 20-30 снимков, то ему удобнее будет сделать это на нашем киоске, который стоит в ближайшем супермаркете. Кроме того, помимо печати фотографий у него много других возможностей. Например, в парижском Диснейленде самая востребованная функция наших киосков - запись фото на CD: у человека закончилось место на флэшке, он подошел к киоску, скинул фотографии на диск и отправился снимать дальше - очень удобно".

 

Российская компания "Иста" представила четыре фотокиоска на базе принтера Mitsubishi CP-9550DW. Их стоимость - от 6800USD, а себестоимость отпечатка - 5,4 рубля. Кроме печати и обработки фотографий с их помощью можно оплачивать услуги сотовой связи. Cреди людей, которые проявляли к ним интерес, были исключительно бизнесмены (потенциальные покупатели оборудования), а не конечные потребители услуг.

Компании Konica Minolta и Fujifilm вместе с минилабами представили цифровые терминалы для сбора заказов. Суть такого устройства в том, что клиент сам скидывает на него цифровое изображение, производит минимальную коррекцию и отправляет на печать на цифровой минилаб. "На терминале клиент производит только кадрирование, а цветокоррекцию делает уже оператор, - рассказывает о возможностях минитерминала Fujifilm Order-it Олег Журов, консультант Fujifilm. - Можно подсоединить к нему принтер, тогда это будет автономный фотокиоск. Я не думаю, что фотокиоски смогут составить серьезную конкуренцию минилабам, может быть только в совсем маленьких фототочках. Струйные принтеры сначала тоже отбили часть клиентов, но сейчас, когда люди сравнили качество печати на домашнем принтере и на минилабе, подсчитали расходы, они снова возвращаются к услугам фотоцентров".

Однако почему же тогда компании-производители минилабов предпочитают выставлять только терминалы, лишь вскользь упоминая о возможности подключения к нему принтера? Скорее всего, дело здесь больше не в боязни конкуренции со стороны фотокиосков, а в попытке привлечения к минилабам новых клиентов, предлагая им новые возможности. Однако возможности эти достаточно ограничены - например, можно только кадрировать изображение, но нельзя производить цветокоррекцию. Таким образом, минитерминалы позиционируются как дополнительная опция к минилабу, призванная привлечь новых клиентов.

 

Что касается спада интереса к домашней фотопечати - мы его не заметили. Стенды Epson, Hewlett-Packard и Canon были постоянно оккупированы посетителями. А если учесть, что в ближайшее время ведущие производители принтеров намерены существенно снизить себестоимость отпечатков, то производители минилабов просто хорошо маскируют нарастающий в отрасли кризис. Развивая повышенный спрос на цифровую печать, они тем самым отсекли от себя более бедных покупателей, которые не в состоянии позволить себе покупку дорогой цифровой машины. В результате, на рынке останутся только крупные игроки, обладающие значительными финансовыми возможностями и большим опытом ведения бизнеса, но их количество ограничено. Но им тоже придется постоянно бороться за клиентов, у которых с каждым годом появляется все больше причин не обращаться в фотоцентр.

"Я считаю, что фотоцентрам нужно изо всех сил бороться за клиентов, предлагая им новые услуги, - говорит Михаил Осипьян, менеджер московской компании "Фотодрайв", которая привезла на выставку минитерминалы и фотокиоски своего производства. - Можно превратить процесс фотопечати в форму досуга, это как интернет-кафе, только вместо компьютеров стоят цифровые станции. Люди могут спокойно сесть за столик компанией, просмотреть на мониторе фотографии, что-то вспомнить, посмеяться, потом откорректировать изображения и отправить на печать. Наверняка можно придумать что-то еще". Михаил Осипьян утверждает, что "Фотодрайв" больше всего заказов получает не из Москвы или Петербурга, а из регионов. "Как ни странно, там большая конкуренция, потому что клиентов меньше и фотоцентрам приходится постоянно бороться за них, регионы в этом сегменте более активны, нежели Москва или Петербург", - говорит он.

Надпись "Попробуй сам!" на одном из фотокиосков вполне можно расценить как вектор, по которому будут вынуждены двигаться фотоцентры. Чтобы привлечь новых клиентов, им предложат участвовать в процессе печати фотографий.

 

Итоги

 

 

Большинство представителей компаний-производителей фототехники сходятся во мнении, что с каждым годом растет грамотность посетителей фотоярмарки - они задают больше вопросов, а сами вопросы становятся более сложными. Любители начинают интересоваться более серьезными камерами нежели те, которые работают по принципу "наведи-и-снимай". А то, что среди посетителей было много гостей из других городов, указывает на общероссийский статус Санкт-Петербургской Фотоярмарки.

Если говорить о тенденциях, то в первую очередь следует отметить, что фоторынок в России продолжает расти и все еще далек от стабилизации. Аналоговые технологии поддерживаются все меньшим числом компаний. В связи с широким распространением цифровых печатных машин большинство специалистов прогнозирует уход с рынка фотопечати маленьких компаний и частных предпринимателей, которые не в состоянии позволить себе более дорогое оборудование. Существенные изменения коснутся системы сбора заказов - в скором времени со станций метро и из супермаркетов могут исчезнуть пункты приема заказов на фотопечать - их заменят автоматические фотокиоски.

Впервые на фотоярмарке были представлены камерофоны и, как отметил Алексей Васильев, директор ИВЦ "Реал", к ярмарке присматривалось еще несколько производителей телефонов, так что в следующем году можно будет ожидать их появления. Все это говорит о слиянии рынков цифровой фотографии, компьютерной техники и мобильной связи. Формируется новый высотехнологичный рынок, который втягивает все больше производителей из смежных областей.




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
09.10.2013
UNSEEN: международная фотоярмарка в Голландии
13.08.2013
Orange Days в Новой Голландии
13.10.2012
Visa pour L'Image: другая реальность. Фотография, чтобы понять мир
10.10.2012
Санкт-Петербургский Фотовернисаж
14.12.2011
Все дороги ведут на Фотоярмарку