Выставка состоит из двух глобальных разделов – ретроспективного и современного, – которые, в свою очередь можно дробить почти до бесконечности: по жанру, по стилистики исполнения, по национальной принадлежности автора – грубо говоря, испанец, итальянец, русский, – по агентствам, предоставившим работы, и пр.
Ретроспективная фотография в этот раз представлена особенно широко и, что важно, многие работы стали доступны широкой публике впервые – благодаря Красногорскому архиву кинофотодокументов, Санкт-Петербургскому центральному архиву кинофотофонодокументов, а также западно-европейским частным архивам и фотоагентствам. Некоторые фотографии датируются далеким 1899 г.
Нино Мильори |
Настоящей «жемчужиной» ретроспективного отдела является экспозиция Нино Мильори. Этот известный итальянский мастер, как и многие другие серьезные итальянские фоторепортеры 1950-х, сложился под впечатлением от работ Анри Картье-Брессона. И, как показывает его фотографии 50-х годов, «решающий момент» ему удавался на славу – фотографии очень выразительные, запоминающиеся, заставляющие возвращаться к своим стендам не один раз. Чего только стоит его знаменитый ныряльщик в полете, зависший горизонтально над поверхностью моря! Сам фотограф Нино Мильори назвал этот случай обыкновенной фортуной, которая редко выпадает даже великому мастеру.
Габриель Лентини |
А его репортажи в неореалистическом духе «Люди Эмилии» и «Люди Юга» – сколько страсти в простых историях, сколько любви к простым людям, душевности! При просмотре работ Мильори рождается ощущение полного отсутствия камеры – столь естественны сюжеты. Персонажи буквально живущие в этих сюжетах. Замечательна фотография древней старушки – столь же фактурной, что и каменная щербатая стена позади нее, и неотесанная доска в ее руках.
Интересно решен образ вдовы на одноименной фотографии – черная тень-привидение, снятое со спины, на контрасте со своей собеседницей, тоже старой и согбенной, но одетой во все светлое и повернутой лицом к зрителям. Простая по форме, но богатая по содержанию работа!
Игорь Маков |
Кадры этих серий сформулировали идею материальной поверхности как «...части истории города, точнее, восприятия города...», получившей широкое распространение среди фотографов более позднего периода. Кстати, Нино Мильори и сегодня продолжает творить. Здесь же, в «Манеже», экспонируется его современная серия натюрмортов – заточенные в банках фрукты и овощи – ярким светящимся пятном на черном фоне. Основная мысль этой серии – природа с ее цветами и формами является лучшим видом искусства. Фотографии сделаны с большим художественным вкусом и показывают, насколько разносторонен талант этого итальянского мастера, которого волнуют не только события и движения, но и геометрия и цвет, которые также становятся объектами для исследования мира.
Ретроспективные кадры других авторов также привлекают огромное количество посетителей, поскольку отражают прошлую эпоху с ее событиями, культурой, бытописанием.
Раймон Соло |
Если в ретроспективном разделе мы «ограничены» репортажной и жанровой фотографией, то современный раздел предлагает нам все разнообразие стилей, техник исполнения и жанров – от декоративно-дизайнерской, концептуальной и сюрреалистической до кадров папарацци. Тут уж – дело вкуса, можно выбирать, если время не позволяет осмотреть все богатство экспозиции. Но, безусловно, на первом плане – опять же репортажная фотография, поскольку события современности волнуют каждого. Мы находим на стендах «Фотовернисажа» изображения и праздничных мероприятий, и традиционных забав – например, корриды, – и природных бедствий, и отражения будничной жизни жителей Средиземноморья и русских глазами итальянских, испанских мастеров, и многое-многое другое.
Массимо Сестини |
Благодаря так называемым мастер-классам – здесь хочется сказать отдельное огромное спасибо организаторам выставки – ВЦ «РЕАЛ» и куратору Марине Джигарханян – посетители имели возможность встретиться с современными фотографами и среди прочей полезной информации узнать историю и идею присутствующих в экспозиции серий из уст их авторов. Такое вербально-визуальное представление способствует более полному пониманию каждой отдельной фотографии и личности фотографа в целом. Так, замечательная серия итальянского мастера Габриеля Лентини о францисканских монахах – очень душевная, эмоциональная – «засветилась» новым внутренним светом после мастер-класса Лентини. Автор так проникновенно, с любовью и гордостью рассказывал про Сицилию, про изменения, произошедшие на этом итальянском острове за последние десятилетия, об удивительном городке Корлеоне, об обычаях, бедах и чаяниях местных жителей, что захотелось пересмотреть соответствующую серию. Корлеоне снискал свою известность своими мафиозными историями. Как известно, самый главный босс сицилийской мафии родом из этого города. Свой проект-репортаж Лентини посвятил новому жизненному опыту города, свободному от мафии. Он – первый и единственный мастер, снимавший в уединенном Францисканском монастыре, монахи которого отказались от денег и живут лишь за счет натурального хозяйства. Габриель Лентини закончил встречу с посетителями выставки словами: «Если турист, видевший мой репортаж, приехав в Корлеоне, спросит, где находится Францисканский монастырь, а не дом мафиози, – цель репортажа достигнута».
Лючия Херрера |
Творчество и личность этого мастера получила высокую оценку русских фотографов. После выступления Лентини из зала прозвучал достойный комплимент: «Анри Картье-Брессон считал, что для хорошей фотографии необходимо выстроить в одну линию наши глаза, наш разум и наше сердце. Кому-то не хватает сердца. У Вас оно точно есть»».
Иногда встреча с автором преподносила совершенно неожиданные сюрпризы. Любопытные серии «Цыганский квартал» и «Матадор» испанского фотохудожника Раймона Соло породили интерес к их создателю – возникло желание пообщаться с ним, благо, на следующий день был анонсирован его мастер-класс. Раймон интересно повествовал о том, как он «приручал» цыган – «ушло много-много пива», – прежде, чем они позволили себя фотографировать, чем отличаются цыганские племена между собой, как они живут, об их обычаях, праздниках, трудностях, гонениях. Надо заметить, что фотограф за три года съемки в цыганских кварталах успел хорошо изучить цыганскую жизнь изнутри. Мастер-класс был очень познавательный еще и благодаря тому, что весь рассказ сопровождался соответствующими слайдами. Тем не менее, в ходе выступления мастера не покидало ощущение некоего диссонанса: теплое, уважительное отношение к цыганам со стороны фотографа, даже их воспевание, поэтизация, а на изображениях – героин, сбытом которого промышляют эти люди, а также признание в том, что эти добрые люди его обокрали во время съемки, то есть когда Раймон уже был «принят в семью». Вопрос «Цель этой серии?» заставил надолго задуматься фотографа, и стало понятно, что он до этого момента не размышлял об этом: «Я снимал цыган, потому что мне это нравится». Но через какое-то время все-таки прозвучало дополнительно: «Мне хотелось развеять предрассудки о цыганах»… Очень оригинальный метод борьбы с негативным представлением о цыганах, как о ворах и торговцах наркотиками – демонстрация «вещественных улик».
С другой стороны, Раймон Соло не является социально ангажированным фотожурналистом. Он профессионально занимается съемкой рекламы и студийной фотографией. И именно благодаря натренированному глазу и профессионализму, а также любви к людям ему удается снимать столь замечательные жанровые кадры.
Очень интересные снимки представлены итальянским фотожурналистом Массимо Сестини. Благодаря разноплановости экспонирующихся в «Манеже» его работ посетители могут воочию убедиться в многогранности его таланта. Это и великолепно выполненные репортажные снимки значимых событий современности, и впечатляющие кадры, произведенные с вертолета, и неординарные портреты известных особ, воплощенные в неожиданных образах. Так, наездник Франкье Деттари предстает перед нами верхом на лошадке-качалке на детской площадке, а Джанлука Рана, лучший производитель итальянской пасты – в ванне, до краев наполненной равиолями. Для Сестини возможность сделать редкий кадр действует как красная тряпка на быка – в предвкушении эксклюзива он не думает даже о реальной опасности на пути. Использование любых способов для получения горячих фотофактов снискало ему славу папарацци.
Совершенно непонятная серия с отражениями в воде Лючии Херрера требовала разъяснений. Оказывается, автору хотелось сделать фотоисследование об обитателях испанского заповедника с рисовыми полями, который произвел на нее сильное впечатление. Но, поскольку эта серия задумывалась в рамках более глобального проекта «Фантастическая антропология», то в качестве населения были выбраны работники заповедника. Лючия полагает, что «если реальность немого почистить, придать блеска, то она будет еще реальнее. <…> Это и есть искусство, поскольку я трансформирую реальность». По ходу первых дней выставки к ней часто обращались с вопросом, использовала ли она Фотошоп в этой серии. Нет, не использовала. А секрет фантасмагоричности кроется в том, что персонажи стоят на пластиковых коробках, скрытых под водой – будто на поверхности воды.
В рамках «Фотовернисажа» этого года много замечательной концептуальной фотографии и интересных решений. Так, например, Умберто Бароне и Вероника Конте обыграли проблемы итальянских городов, продемонстрировав яркие вывески и рекламу на контрасте с облупившимися фасадами зданий – воистину смех сквозь слезы.
Свои эксперименты, основанные на контрасте, но другого плана – контраст между тенью человека и детальным изображением вещи, – представила и испанский фотограф Фауста Ллючиа. Ее работами большого формата «Сомбрас» – игра с тенями, цветом, формой.
Влияние сюрреалистической живописи Сальвадора Дали читается в работах испанца Пепа Эскода, а работы итальянца Франк Диттури отсылают к незабвенному бельгийскому художнику-сюрреалисту Рене Магритту.
В работах итальянцев нашла отражение и наша страна: например, серии Франческо Комелло «Ошевенск. Путешествие по России» и Антонеллы Монцони «Где-то в России».
Традиционно «Фотовернисаж» представляет обширный блок российских фотографов. Согласно теме – это работы, повествующие об Испании и Италии. Отличные фотографии Виктора Ахломова предлагают нам взглянуть на Италию 60-х годов глазами советского фотожурналиста. Любопытно, как увидел Италию мэтр российской фотографии Александр Китаев. Оригинальные цветовые решения нашел для своей серии «Цвета Испании» петербургский фоторепортер Александр Беленький. А московский фотограф Григорий Ярошенко предлагает зрителю отличные черно-белые «зарисовки».
Настоящей находкой для организаторов стал российско-испанский гражданин Игорь Маков со своей изумительной испанской серией. Интересно, что Игорь Маков начал фотографировать относительно – своих 76 лет – недавно: 10 лет назад. Фотографии он никогда не учился, но он обладает природным фотографическим видением, великолепным чувством композиции, ритма и цвета. Он признается, что ему не нужны никакие титулы и победы в фотоконкурсах, своей задачей он видит сделать хотя бы 10 хороших фотографий. Хороших – значит запоминающихся, таких, которые останутся в памяти других навсегда. Он уверен, что цвет является мощной силой, им надо умело пользоваться, подчеркивать им, выделять необходимое. Сейчас фотограф работает над проектом, посвященным архитектуре Москвы.
Отдельном блоком представлены конкурсные работы российских и зарубежных фотографов, в том числе победителей конкурсов «Италия, Испания глазами российских фотографов» и «Сюрриалистическая фотография».
«Такие выставки помогают нам познать и историю страны, и жизнь людей, и эмоции, и страсти, – отметила куратор проекта Марина Джигарханян. – Мы пытались избежать клишированного, иконографического подхода в показе красивых ландшафтных видов двух стран, и хотели показать историю и жизнь изнутри, с драмой отношений и радостью, которая питает жизнь этих людей».
Кажется, задуманное удалось в полной мере. Выставка получилась многогранной и очень сильной.