Как и годом ранее, STOCKinRUSSIA проходила в Москве, в конгресс-центре гостиницы Холидей Инн Сокольники, открыв свои двери для всех желающих в течение двух полноценных дней – с 30 сентября по 1 октября. Из года в год конференция, организатором которой традиционно выступает Банк цифровых изображений PressFoto, предоставляет беспрецедентную по своей масштабности площадку для обучения, обмена опытом и живого общения для профессиональных фотографов и фотографов-любителей, видеографов, иллюстраторов, дизайнеров и представителей агентств.
Интернациональный масштаб
Конференция главным образом рассчитана на микростокеров из России и стран Ближнего зарубежья, однако традиционно привлекает внимание первых лиц мировой индустрии, в связи с чем и получила статус международной. В этом году в работе конференции приняли участие фото- и видеолюбители, а также профессионалы не только со всех уголков России, но также с Украины, из Беларуси, Азербайджана, Бельгии, Австралии, Колумбии, Великобритании, Германии и Словении.
Партнеры мероприятия
Генеральным фотопартнером конференции в этом году стала компания Nikon. Уже по доброй традиции не обошлось без активной поддержки ведущих российских фотоизданий: генеральным медиа-партнером конференции выступил журнал Digital Photo, а статус официального медиа-партнера взяли на себя коллеги из «ФотоМастерской»; информационную поддержку оказывали Foto&Video и Photo News. Партнерами мероприятия в этом году также стали компании NBZ Computers, Corel, Wacom, «Аврас» (дистрибьютор ведущих производителей аксессуаров для фото- и видеокамер), HP, Photo Club37, оказавшие помощь в проведении мастер-классов и предоставившие призы для участников.
Юридические тонкости фототворчества
Первым выступающим стала Наталья Гуляева, партнер и глава практики интеллектуальной собственности, медиа и технологий, компании Hogan Lovells (CIS), которой предстояло дать ответы на многочисленные юридические вопросы в области авторского права. В частности, в своем докладе «Авторское право на использование иллюстраций, фото-/видеоизображений» Наталья Гуляева постаралась обрисовать основные тенденции, касающиеся отстаивания авторских прав на интеллектуальную собственность в России, а также привела ряд советов относительно того, как творческие люди могут максимально обезопасить свои работы от незаконных посягательств. После доклада Наталью Гуляеву еще долго не отпускали участники, каждый из которых хотел получить консультацию специалиста такого уровня.
Nikon – генеральный фотопартнер
Далее последовала не менее интересная презентация от генерального фотопартнера мероприятия – компании Nikon. Менеджер Nikon Professional Services (NPS) Валерий Алексеев рассказал о новейших технологиях Nikon, используемых в камерах, а также поделился с участниками информацией о программе поддержки профессиональных фотографов.
Два в одном: начинающие и профи
Впервые в этом году программа конференции была частично разделена на параллельные секции, ориентированные на профессионалов и новичков, соответственно. Так, в одном из залов с презентацией для фотографов-любителей «Всё, что вы хотели знать, чтобы начать работу на микростоках» начала свое выступление Наталия Македа – фотограф, автор рассылки «Микростоки для чайников», прилетевшая из Италии со своей семьей. В это же время, в рамках секции для профессионалов, своим видением микростокового рынка со всеми поделился управляющий директор iStockphoto в Европе Диттмар Фроманн, который выступил с докладом «Прошлое, настоящее и будущее микростока», избегая в своей дружелюбной манере четких ответов на некоторые из наболевших вопросов микростокового сообщества.
Глубочайший анализ
Следующий выступающий в хорошем смысле поверг участников в глубокую задумчивость. Речь идет о создателе сервисов picNiche.com и picWorkflow.com Роберте Девисе, который в своем выступлении «Определяемся с микростоковыми тенденциями и максимизируем возможности заработка на зрелом рынке» представил детальный анализ постоянно видоизменяющейся микростоковой индустрии. Роберт Девис подробно рассказал о нисходящих и восходящих трендах на микростоках, поделился своими прагматичными взглядами на будущее рынка, а также привел ряд конкретных советов относительно того, что же все-таки снимать и как в целом строить свою линию бизнес-поведения, чтобы выживать в перспективе. Так, значительное внимание в будущем придется уделять анализу, вопросам маркетингового продвижения и продаж своих изображений, нежели их созданию.
«Лори» и российская специфика
Также в рамках первого дня конференции с актуальной презентацией «Продажа стоковых изображений в России, что изменилось к 2011 году?» выступила создатель и генеральный директор фотобанка «Лори» Ирина Терентьева, которая постаралась максимально полно рассказать об особенностях российского микростокового рынка. В частности, речь шла о российских покупателях, их запросах, мышлении и линии поведения, о том, что востребовано на рынке круглый год, а что пользуется сезонным спросом, и о многом другом.
«Человек-бомба» и новые творческие тренды
Далее последовало эмоциональное выступление представителя британской Высшей школы дизайна Дмитрия Карпова, куратора программы «Дизайн в интерактивной среде» и преподавателя специальности британского высшего образования Graphic Design & Illustration. Дмитрий Карпов не только рассказывал, но и показывал всем собравшимся все те новые решения и тренды, которые зарождаются в дизайне, фото- и видеотворчестве. В качестве одного из примеров он рассказал о тенденции к упрощению, когда профессионалы умышленно начинают стилизовать свои творения под технически неграмотные, любительские снимки, сделанные пользователями соцсетей с помощью модных гаджетов, но при этом столь привычные глазу широкой интернет-аудитории.
Приятные мелочи
В завершение первого дня всех участников ждал розыгрыш приятных призов от партнеров мероприятия.
Андрес и Адриана Родригес
Специально, чтобы выступить на STOCKinRUSSIA, в Москву прилетел один из ведущих микростоковых фотографов в мире Андрес Родригес, который в первый день конференции представил всеобщему вниманию презентацию на тему «Мое путешествие на микростоковом рынке длиной в 7 лет», рассказав о своем начале в этом непростом бизнесе, своем текущем бизнес-процессе и планах на ближайшее будущее – в частности, Андрес Родригес планирует более серьезно попробовать свои силы в сфере стокового видео.
Во второй день STOCKinRUSSIA вместе со своей сестрой, а по совместительству вторым фотографом, моделью, стилистом и помощником Адрианой, они представили вниманию участников 4-часовой мастер-класс и постарались продемонстрировать весь свой продакшн: начиная от планирования съемки, общения с моделями, непосредственной работы на съемочной площадке в студийных условиях/при естественном свете и заканчивая особенностями постобработки. Мастер-класс «Как извлечь максимум из фотосъемки при ограниченных ресурсах» проходил в размеренной манере, при этом все собравшиеся смогли воочию увидеть, как из-под руки мастера выходили присущие ему яркие и жизнерадостные кадры. Работая в студийных условиях и с естественным светом (от большого окна), Андрес Родригес в общей сложности задействовал не больше 4 моноблоков, продемонстрировав свои распространенные световые решения, поделившись с присутствовавшими другими приятными техническими мелочами и ответив на все вопросы.
Стоковое видео от Саймона Крзика
Эстафету Андреса Родригеса подхватили двое выступающих, чьи мастер-классы проходили параллельно. Специально из Словении прибыл ведущий стоковый видеограф в мире Саймон Крзик, который поведал о специфике подготовки к съемке, собственно съемке и постобработке при создании стокового видео. Как и было заявлено ранее, Саймон Крзик не стал показывать вживую то, как строится работа непосредственно на съемочной площадке с видеокамерами, светом, кранами, рельсами и прочим. Это потребовало бы колоссального количества времени, обсуждений, а также тонн самого разного кинооборудования. Вместо этого, Саймон Крзик постарался максимально подробно рассказать о всем своем продакшне и бизнес-процессе в целом, подробно останавливаясь на каждом из этапов. Принимая во внимание, что на мастер-классе в основном присутствовали начинающие видеографы, такие сведения оказались для них даже более полезными. Для наглядности мастер своего дела демонстрировал backstage-слайды, сделанные во время его собственных съемок, сопровождая подробными комментариями то, как он привык работать с различным кинооборудованием. Вместе с тем, Саймон Крзик вживую показал процесс постобработки видео (сырые видеоролики он захватил с собой из Словении).
Постобработка от Игоря Алексеева
Одновременно с Саймоном Крзиком на тему «Практическая реализация Digital Workflow на примере Adobe LightRoom и Adobe Photoshop» выступал Игорь Алексеев, московский фотограф-профессионал в области рекламной и портретной съемки, ведущий мастер-классов по цифровой ретуши фотографий. Максимум внимания Игорь Алексеев уделил методологии обработки, а не основам работы в графических программах: «что делать», а не «как делать».
До новых встреч!
Можно смело сказать, что никто из присутствовавших не остался равнодушным к увиденному и услышанному в течение этих двух дней. В особенности все были рады возможности живого неформального общения с гостями, выступающими, коллегами по цеху, со старыми знакомыми, с людьми, чьи ники прежде видели только на форумах. Ведь помимо обучения, STOCKinRUSSIA – это творческая тусовка людей, объединенных любимым делом. Все желающие, владеющие английским языком, могли самостоятельно в неформальной обстановке побеседовать с иностранными выступающими, задать им любые вопросы с глазу на глаз и получить ответы. Для тех, кто не владеет английским в достаточной степени, во время лекций, семинаров и неформальных встреч обеспечивался перевод.