– Как происходит отбор работ для выставки?
– Подготовку каждой выставки я начинаю со всестороннего изучения выбранной темы, внедрения в нее, и каждый раз я открываю для себя новый мир. Моя работа – это бесконечные поиски в Интернете, длительная переписка с каждым человеком индивидуально. Ведь речь идет не просто о деловом предложении. Завязываются эмоциональные, душевные отношения, развитие которых зависит от ситуации, характера человека. Фотографов интересует, кто я такая, что сделала. Каждая выставка дает множество новых контактов, уже участвовавшие фотографы мне кого-то рекомендуют – и вместе с тем меня рекомендуют выбранным мною авторам, – дают необходимые электронные адреса, телефоны.
Это – колоссальная работа. Ведь к каждому фотографу нужно подобрать свой ключик ведения переговоров, заинтересовать его, убедить участвовать в моем проекте.
В этом году очень много помогла Диана Ваулес – фотограф, принимавшая участие в позапрошлом году в Фотовернисаже «Птицы. Звери. Люди». Она является редактором очень крупного английского издания по фотографии и поэтому в контакте со многими авторами по всему миру.
Когда я придумала тему Фотовернисажа этого года и приступила к ее разработке, то сначала решила, что ничего не получится. Индустрия моды и связанная с ней модная фотография – это серьезный бизнес, сфера, повязанная на больших деньгах. Но потом разобралась, что, безусловно, в модной фотографии существует топ, на который действительно невозможно выйти, а может, и не нужно, но вместе с тем существует категория величин, которые воспринимают модную фотографию как искусство. А они-то как раз и были мне интересны в первую очередь.
С каждой выставкой я приобретаю новый опыт. Мне важно понять реакцию зрителей – что нравится больше, что интересно, что не сработало, что нужно изменить.
– Известно, что привезти оригинальные отпечатки, как и любые другие предметы искусства, из-за границы стоит огромных денег: транспортировка, страховка, таможня… Как Вы решаете этот вопрос?
– Естественно, организовать в Петербурге за бюджетные деньги транспортировку авторских работ – дело немыслимое. Единственный выход реализовать подобный проект – это иметь файлы в высоком разрешении, с которых мы и делаем отпечатки в Санкт-Петербурге или в Москве. Это создает определенные трудности и ограничения в отборе работ для экспозиции. Зачастую сталкиваешься с ситуацией, когда автор предпочитает только аналоговую печать, когда он сам может проконтролировать процесс, повлиять на технологию, на получение конечного результата. И тогда встает вопрос транспортировки и других сложных таможенных процедур. Приходится отказываться от этих фотографов.
– Тем не менее, зарубежная фотография доминирует на выставке!
– Хоть это и покажется странным, но с западными фотографами легче работать. Они не страдают звездной болезнью. Меня всегда подкупают их скромность, культура общения, благодарность за внимание к их творчеству. Наши авторы, к сожалению, достигнув какой-то планки, становятся «крутыми».
Взять хотя бы Франка Хорвата. Я даже не думала, что он ответит на мое письмо – живая легенда истории фотографии! А он оказался невероятно скромным, деликатным и образованным человеком. Единственным его условием было – свои отпечатки, которые он привез с собой на выставку.
Или Лука Манфреди, который в силу своей популярности и востребованности различными модными журналами очень занят. В объектив его камеры попадают известные топ-модели. Экспонировать эти фотографии на выставке без разрешения рекламных агентств нельзя. Однако автор нашел время для ведения переписки и с самими моделями, и с агентствами, чтобы выставить работы в Санкт-Петербурге.
Кроме того, на Западе совсем другой уровень фотографии, в частности – модной. На Западе в модной индустрии давным-давно открыли велосипед, что рекламировать что-либо можно только через искусство, через художественные образы, воздействующие на эмоции человека. Гламурные работы не воспринимаются – посмотрел, закрыл, забыл. В России тоже есть фотографы высокого профессионального уровня, но с ними очень трудно найти точки творческого соприкосновения из-за их «распальцованности». Любое телодвижение мэтров требуется оплачивать. Один московский автор, с которым мне все-таки удалось установить контакт, прислал цифровые исходники своих работ, причем не тех, которые я отобрала. И все – исчез. Я так и не смогла заполучить какую-либо информацию, необходимую для достойного представления его же работ – ни дат, ни названий. Очевидно, в его понимании было совершено большое благодеяние.
Поэтому на выставке в российском разделе представлены, в основном, региональные фотосоюзы, с которыми легче работать. И как ни странно, в силу неизбалованности, провинциальные авторы более креативны.
Иностранные фотографы были очень рады приглашению поучаствовать в проекте. С удовольствием проводили мастер-классы, и никому из них и в голову не пришло попросить за это какую-либо плату.
|
– Как зарубежные участники оценили Фотовернисаж?
– Они остались очень довольны. Казалось бы, мы оплачиваем только гостиницу. Они ведь приезжают за свой счет, мастер-классы проводят…
Я думаю, их прельщает и наш город, и сама выставочная площадка (не во всех городах Европы имеются такие выставочные залы, как Манеж), и масштаб мероприятия, и уважительное отношение к авторам. А мы стараемся сделать достойную экспозицию, уделяя внимание дизайну, художественному оформлению пространства. Очень важно каждому автору найти свое место в просторах зала.
– В чем причина, на Ваш взгляд, популярности Фотовернисажа?
– Огромную роль играют доступность в восприятии фотографии, масштабность экспозиции, возможность увидеть разные аспекты темы, присутствие самых разнообразных разделов (на всех Фотовернисажах я стараюсь показать как архивный материал, так и современную фотографию). Пространство Манежа требует смены визуальных образов, эмоционального разнообразия.
Мода – это не одежда, это мировоззрение. Моя задача была – показать, что эта тема выходит далеко за рамки гламура. Она охватывает все аспекты нашей жизни. И показать это можно только через художественную фотографию, которая является неотъемлемой частью индустрии моды. Фотография дает информацию, помогает осмыслить увиденное, многое понять. Человек, рассматривающий модную фотографию, определенно чему-то учится, как надо одеваться, как наносить макияж, как украшать свой быт. Это совершенно невозможно сделать через гламурные журналы. Где нет искусства, формы, наполненной внутренним содержанием, там нет и образа, воздействующего на зрителя. Многие фотографы из гламурных журналов очень на меня обижались, не попав в экспозицию. Но я как раз старалась, прежде всего, разбить стереотип в понимании Моды.
Может, после данной публикации люди не будут судить столь безаппеляционно о столь масштабных и сложных проектах. И скажут «спасибо!» куратору и организаторам Фотовернисажа и за замечательную продуманную экспозицию, и за встречи с великими фотографами и именитыми дизайнерами в рамках «Моды и стиля».