Рекорды и новинки
В 2008-м году Paris PHOTO поставил очередной рекорд представленности иностранцев в выставочном пространстве – в целом 78% участников выставки приехали из-за границы. Впереди всех оказались США – 18 галерей, затем Франция – 17 галерей, Япония – 14, Германия, Испания и Великобритания – по 7 галерей от каждой страны, по 3 галереи – от Нидерландов и Италии и по одной – от Южной Африки, Австрии, Бельгии, Китая, Южной Кореи, Дании, Финляндии, Венгрии, а также Австралии и Индии, которые были представлены на Paris PHOTO впервые.
Кроме того, Paris PHOTO предоставил место для индивидуальных выставок (Борис Михелов и Нан Голдин, Мартина Парр, Алек Сот) и тематических проектов («50 британских калотипов», «Театр и жизнь» и другие).
Arbus Diane. Albino Sword Swallower at a Carnival |
Пожалуй, самыми необычными индивидуальными проектами стали «Личные дневники» Нан Голдин и Бориса Михелова, проект, являющийся по сути представлением двух типов хроники: пребывание в Италии в 2000-м году американки Нан Голден (серия «Элементы») и архивные снимки отдыха в Крыму в 2002-м году украинца Бориса Михелова (серия «Приват»).
Что же касается тематических проектов, то, пожалуй, наиболее интересным был «Театр и жизнь» («Theater and Life»). Проект состоит из двух частей: южноафриканская галерея объединяет серии «Nollywood» Питера Уго и «Кино» Юсефа Набила.
Nollywood, расположенный в Нигерии, стал в свое время столицей африканского кино, производящего от 500 до 1000 фильмов в год. Главные сюжеты этих фильмов достаточно просты: семейные трагедии, истории коррупции, колдовства, любовные отношения и т.д. Фотограф Питер Уго решил снять фотографическую серию с участием сорока актеров Nollywood, которым он предложил восстановить перед камерой – теперь уже фотографической – главные сцены фильмов, в которых они снимались ранее. Результатом стала серия, которую смело можно причислить к новой документальной фикции.
Серия «Кино» Юсефа Набила – это съемка портретов египетских артистов и певцов в «кинематографическом плане 50-х годов», то есть, в стилистике кинематографических основных полнометражных фильмов и программ того времени.
В общей сложности, по мнению организаторов, у посетителей Paris PHOTO была возможность увидеть «лучшие фотографические выражения наших дней» более 500 фотографов со всего мира.
Araki Nobuyoshi. Flower,Yamorinski and Bondage |
Исключительный путь Японии
Интерес к японской фотографии в Европе давно уже стал достаточно стабильным, однако порою кажущиеся экзотическими европейцам «японские фотоснимки» никогда еще не были представлены в Европе в таком объеме.
На Paris PHOTO – 2008 была предложена исключительная панорама японской исторической и современной фотопродукции – произведения более чем 130 авторов, объединенных в первый раз в Европе, представленные 54-мя галереями и издателями.
Для более логичного и последовательного знакомства все «японское пространство» Paris PHOTO было разделено на четыре сектора – в соответствии с хронологией развития фотоискусства в Японии.
Araki Nobuyoshi. GRAND DIARY OF A PHOTO-MANIAC |
От эры Мейжи (1868-1912) до авангардов 1930-х годов
Сектор под таким названием являлся одним из главных. Показ снимков здесь начинался с представленных французской галереей «Люмьер де роз» редких анонимных фотопортретов 19-го века (так, например, «Портрет принцессы», датирующийся 1880-м годом, был призван свидетельствовать об уникальном развитии портретных студий в эру Мейжи).
Первые портретные студии были открыты в Японии в 1862-м году фотографами Шимоока Ренжо и Уена Хикома, которые обстроились в Йокохама и Нагасаки. Затем в истории фотографии Японии следует краткий период некоторого замедления развития (вследствие недоверия японцев к новому изобретению и нежелания заказывать свои фотопортреты).
Но уже в 70-е годы ситуация коренным образом меняется, и начинается период расцвета студий в основных городах страны (главным образом это касается Токио и Осаки), а сама фотография становится популярной и провозглашается новым правительством Мейжи символом модернизации.
Fonssagrives Femand. La Plage de Cabasson, 1936 |
С 1890-х годов происходит упрощение фотографических процессов и техник, что значительно расширяет сферу распространения фотографии далеко за пределы узкого круга профессионалов. Одновременно с этим в Японии появляются специализированные журналы (первый фотожурнал «Датсуей Ява» основан уже в 1874-м году), создаются кружки любителей, которые организуют творческие встречи и самодеятельные выставки, вдохновенно исследуя художественные возможности нового вида искусства. Именно работы любителей будут находиться у истоков первых пиктореалистских опытов, расцвет которых наступит в эру Таишо (1912-1926).
Галерея «Фифти Ван Фотографи Файн Арт» (Антверпен) представила анонимные отпечатки 1900-го года, ретушированные при помощи живописных методов и представляющие группы гейш – серию «Обычаи и костюмы Японии». Снимки представили особую японскую практику, уникальную в истории фотографии.
Эти изображения, которые в свое время в огромном количестве делали иностранные туристы, вольно играют с представлениями «экзотизма» (так, например, некоторые фотографы могли вносить варианты в одну и ту же картинку в зависимости от ее адресации – местной или иностранной публике). Эти изображения представляют мало ценности в культурном плане, но имеют огромное историческое значение.
Dambier Georges. Marie Helene au bord de la Piscine, Cap d'Antibes, 1955 |
Поворотным этапом для рождения современной фотографии в Японии послужило землетрясение 1923-го года в Токио, из руин которого после этого появляется современный город, побуждающий фотографов к поискам «нового видения», отдающего предпочтение четкости, реализму и графическим находкам. Одно из ярких свидетельств этого стиля – любительский снимок квартала развлечений в Токио 1930-го года, который был представлен той же французской галереей «Люмьер дэ Роз».
При неоспоримой самобытности японского фотоискусства, нельзя не отметить и его восприимчивость к веяниям извне в более позднее время. Так, например, в 20-е годы в Токио для японских фотографов было значимым влияние немецкого авангарда, а фотографы области Кансаи, в основном обосновавшиеся потом в Осака, развивают с 30-х годов новые способы выражения под влиянием сюрреализма и европейской абстракции.
Галерея «МЕМ» (Осака) представляет подборку винтажей Осаму Шиихара (1905-1974), одного из лидеров движений авангарда Осака в 30-е годы. Художник по образованию, он становится с 32-го года одним из членов «Клуба Тампаи» (центра авангарда в Осака) и начинает заниматься экспериментальной фотографией, используя всевозможные техники, в том числе фотограмму, соляризацию и сочетание рисунка и фотографии, которое он называет «фотоживопись».
Hooft Graafland Scarlett. Orange Igloo, 2007 |
Также к 30-м годам развивается репортажная фотография, поощряемая расцветом прессы и созданием множества фотожурналов. «Цайт Фото Салон» (Токио) представляет персональную выставку Ихеи Кимура (1901-1974), включающую его позднюю неопубликованную серию 50-х годов. Кимура является одной из легендарных фигур, основателей фотожурналистики в Японии наряду с Кен Домо и Хироши Хамайя. Из его моментальных фотографий повседневной жизни города рождается новый взгляд, взгляд «горожанина в движении» и отражение социальной реальности, которая будет подпитывать документальную фотографию 50-х годов.
Послевоенное время и 50-е годы
Это время, когда потерпевшая поражение в 1945-м году Япония опустошена войной и ядерным шоком, она лежит в руинах. Практика фотографии возобновляется только в начале 50-х годов, на этот раз отдавая предпочтение социальному свидетельствованию и документальному стилю.
В этом разделе галерея «Эрик Франк Файн Арт» (Лондон) представила виды снежных пейзажей севера Японии с чистыми и графичными линиями (снимки Кииши Асано (1914-1993).
Stub Wittrup Ebbe. Presumed Reality #15 |
Галерея «Рет Хоул» (Токио) представила винтажи серии «Цугару» Ичиро Кожима (1924-1964), изображающие суровую жизнь деревенских жителей Аомори с поэтическим реализмом, а также снимки улицы Камагасаки, которые сделал Сейриу Иноуе (1931-1988): волнующее свидетельство о социальной нищете Японии послевоенного времени.
Несколько винтажей Шожи Уеда (1913-2000) представляют галерея «Ховард Гринберг» (Нью-Йорк) и галерея «Камера Обскура» (Париж). Это знаменитая серия – съемка в дюнах Тоттори. Фотограф работает над ней с 1949-го года по 1980-й, делая мизансцены со своей семьей, близкими и самим собой, включенные в театральные композиции на фоне минимальных декорацией из песка и неба.
Переворот 60-х годов
Начало 60-х отмечено возвращением Японии на мировую политическую и экономическую арену, ускорением экономического развития и индустриализации, символом чего стали Олимпийские игры 1964-го года в Токио, а также пересмотр договора о безопасности между Японией и США, который вызвал живой протест и большое волнение среди художников и интеллектуалов. Подъем японской промышленности в плане производства фотоаппаратов способствует широкому распространению любительской практики.
Balley Delphine. Ursula avec ses filles, SГ©rie 11 Henrietta Street |
Появляется новое поколение изображений, олицетворяемое Эйко Хосое и Шомеи Томацу, которые основывают в 1959-м году агентство «ВИВО» вместе с Нарахара Икко и Кавада Кикужи. Этот кооператив фотографов, особо активный в период с 1959-го по 1961-й, борется за субъективное выражение и преодоление ограничений документального стиля. Вдохновленный мифами и японской литературой, Эйко Хосое (1933) пишет книгу вместе с писателем Юкио Мишима, которая служит моделью в подтверждение его теоретических изысканий. Эти эротические портреты писателя (зачастую сфотографированного обнаженным в окружении аксессуаров и предметов) формируют пластическую концепцию фотографии, которая восхваляет красоту человеческого тела, выгодно изображенного игрой света и тени. Это основополагающее произведение фотографа, опубликованное в начале в 1963-м году под названием «Баракеи» («Убитый розами»), а затем переизданное в 1971-м году в престижном варианте под английским названием «Ordeal by Roses», делает фотографа одним из величайших фотографов Японии 20-го века.
Галерея «Ховард Гринберг» (Нью-Йорк) представила несколько его редких отпечатков 61-го, 62-го годов, входящих в эту серию.
Шомеи Томацу (родился в 1930-м году) занимался вначале репортажными снимками послевоенной Японии, а именно: делал фотографии солдатов-калек, попрошаек, проституток, а затем перешел к субъективному стилю, программным произведением которого стало «II: 02 Нагасаки»: символические и фрагментарные изображения предметов, выражающие крах и ужас атомного взрыва (например, часы, указывающие время взрыва бомбы, или расплавленная бутылка пива). Эти изображения отмечают реальный разрыв для следующих поколений фотографов в их отношении к практике фотоискусства.
Галерея «Приска Пасквер» (Кельн) выставила ключевые произведения Шомеи Томацу – этой связующей послевоенные поколения фигуры (1950-1970-е). А галерея «Майкл Хоппен» (Лондон) рассказывает о периоде его сотрудничества с членами «Провоке» (Даидо Морияма, Масахиса Фукасе, Нобуеше Араки), представляя подборку его фотоотпечатков 1969-го года.
Ventura Paolo. Winter Stories |
1970-е годы
В конце 1960-х годов появляется новое поколение японских художников. Оно отстаивает новый язык фотографии, который отбрасывает объективность, исследует глубину человеческой души, свергает табу, внушает жесткий стиль, привилегированным предметом которого является происшествие в нерезких и запутанных изображениях.
Легендарный журнал «Провоке», издающийся с 1968-го по 1969-й год, отражает тенденцию к провокации этого нового поколения, которое ищет себя в противопоставлении обществу, которое становится все больше ориентированным на Запад в плане образа жизни.
Одной из важных фигур этого периода, безусловно, является Нобуеши Араки.
Художник, родившийся в 1940-м году, был представлен совместно галереями «Майкл Хоппен» (Лондон), «Хамитонс» (Лондон), «Рет Хоул» (Токио), «Така Ишии» (Токио), «Приска Пасквер» (Кельн) и «Йошии» (Нью-Йорк), которые выставили уникальную подборку его первых черно-белых снимков, а также его последние фотографии в цвете.
Араки стал знаменитым благодаря своим исследованиям интимных сторон жизни, любви, секса и смерти в обществе, где интимная жизнь и личные эмоции скрывались и являлись табу. С начала своей карьеры Араки сделал тысячи снимков и сотни публикаций, используя все возможные техники: диапозитив, афиша, цветная ксерокопия, моментальные снимки. Съемка является для Араки проявлением жизни, а его творчество открыло путь артистам нового поколения, таким как Мика Нинагава или Ринко Кавауши.
80-90-е годы
Начиная с 1980-х годов Япония, ставшая второй экономической силой планеты, переживает невиданный подъем и рост благосостояния, которые сопровождаются увеличением обменов с внешним миром и беспрецедентным урбанистическим развитием. Радикально меняется японский пейзаж. Холмы теперь уступают место городам, а сами города превращаются в огромные мегаполисы, стирающие следы прошлого.
За бумом 80-х следует финансовый обвал середины 90-х, который погружает страну в экономический и социальный кризис. Япония вступает в эру сомнения, смуты, символизирующуюся землетрясением Кобэ в 1995-м году и газовой атакой секты Аум в токийском метро, которые обнажают бреши в социальной сплоченности и нарастающее давление в обществе, которое все больше разрывается между традицией и современностью, долгом по отношению к группе и утверждением индивида.
Фотография переживает процесс институализации (открытие галерей, музея Кавасаки в 1988-м году и государственного музея фотографии Токио в 1990-м году). Фотографы все чаще начинают международные обмены в области современного искусства и подтверждают свой статус независимых художников, а также статус фотографии как самостоятельного искусства.
Осознавая необратимые мутации окружающей среды, многие фотографы, начиная с 80-х годов, вновь обращаются к практике деревенских и городских пейзажей.
Одним из самых «больших японских авторов этого времени», выставленных Paris PHOTO в этом секторе, по мнению организаторов, является Хироши Сугимото. Фотографии Файн Арт (Антверпен) и «Клодии Деланк» (Кельн) представили несколько серий снимков «движения».
Наойя Хатакеяма, фотограф, представленный галерей «Така Ишии» (Токио), ищет свое вдохновение в природе, подвергнутой разрушительной деятельности человека: карьеры известняков, откуда извлечены материалы для строительства японских городов послевоенного времени (серия «Холмы»), реки Токио, забранные в бетон (серия «Реки»), туннели Токио (серия «Андерграунд») и рудниковые взрывы (Серия «Взрыв»).
Галереи «Хуана де Эзпюрю (Мадрид) и МЕМ (Осака) совместно представили снимки Ясумаса Моримура: автопортреты в стиле знаменитых западных картин или икон голливудского кино. Например, в своем автопортрете в качестве Марлен Дитрих (1996-й год), показанном галереей MEM, фотограф рассматривает вопросы, связанные, в числе прочего, и со сложными отношениями японца к идеалам красоты, навязанным Западом.
2000-е годы
Эта часть выставки объединяет 8 японских галерей, приглашенных для демонстрации малоизвестных сторон молодой японской фотографической сцены в 2000-х годах. При этом в таком аспекте становится достаточно трудно выделить какую-то бесспорную тенденцию, которая бы объединяла эти работы. Это еще слишком «настоящее». Пока среди этих представленных 17-ти фотографов можно найти только внешние общие черты: они родились в большинстве случаев в 60-70-е и принадлежат уже к другому, более индивидуализированному и космополитичному поколению японцев. Кроме того, важным изменением, по сравнению с предыдущими фотографическими эпохами, является и то, что теперь около половины фотографов – женщины.
Пока с полной уверенностью можно говорить только о том, что темы и техники, к которым обращаются японские фотографы-современники, довольно часто находятся на грани, на стыке, в точке совмещения.
Кейсуке Широта работает с фотографиями, продолженными потом в акриле. Сийоин Кажии – фотограф и буддийский монах – представляет цветные снимки – результат повседневной съемки на острове Садо. Мидори Комацубара вдохновляется миром комиксов «Манга» и работает в сфере цифровой манипуляции, монтируя женские лица на телах мальчиков. Акико Икеда, скульптор по образованию, создает фотографические произведения в трех измерениях на основе разрезанных изображений. Мика Нинагава черпает вдохновение в популярной культуре.
Однако для более стройных обобщений и классификаций все же необходимо время перспективного отдаления.