Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Paris PHOTO – 2008

Главная / Статьи / Выставки
В 2008-м году эта международная выставка-ярмарка фотографии «впервые достигает берегов Японии», выбрав эту страну почетным гостем. Выбор выглядит более чем неслучайным. Кроме того, что Япония была первой страной Азии, которая приняла и освоила фотографию (с 1850-го года), организаторами учитывался и растущий международный интерес к тому, над чем работали и продолжают работать японские авторы. В европейском выставочном пространстве последних лет современная японская фотография уже давно снискала славу самобытной и необычной. Организаторы Paris PHOTO – 2008 попытались выстроить для посетителей картинку в нескольких измерениях: показать историческую перспективу развития от зарождения, представить современные тенденции, а также продемонстрировать печатную продукцию Японии, посвященную фотографии.
21.12.2008
Светлана Ковалева

 

Рекорды и новинки

В 2008-м году Paris PHOTO поставил очередной рекорд представленности иностранцев в выставочном пространстве – в целом 78% участников выставки приехали из-за границы. Впереди всех оказались США – 18 галерей, затем Франция – 17 галерей, Япония – 14, Германия, Испания и Великобритания – по 7 галерей от каждой страны, по 3 галереи – от Нидерландов и Италии и по одной – от Южной Африки, Австрии, Бельгии, Китая, Южной Кореи, Дании, Финляндии, Венгрии, а также Австралии и Индии, которые были представлены на Paris PHOTO впервые.

Кроме того, Paris PHOTO предоставил место для индивидуальных выставок (Борис Михелов и Нан Голдин, Мартина Парр, Алек Сот) и тематических проектов («50 британских калотипов», «Театр и жизнь» и другие). 

Arbus Diane. Albino Sword Swallower at a Carnival

 

Пожалуй, самыми необычными индивидуальными проектами стали «Личные дневники» Нан Голдин и Бориса Михелова, проект, являющийся по сути представлением двух типов хроники: пребывание в Италии в 2000-м году американки Нан Голден (серия «Элементы») и архивные снимки отдыха в Крыму в 2002-м году украинца Бориса Михелова (серия «Приват»). 

Что же касается тематических проектов, то, пожалуй, наиболее интересным был «Театр и жизнь» («Theater and Life»). Проект состоит из двух частей: южноафриканская галерея объединяет серии «Nollywood» Питера Уго и «Кино» Юсефа Набила.

Nollywood, расположенный в Нигерии, стал в свое время столицей африканского кино, производящего от 500 до 1000 фильмов в год. Главные сюжеты этих фильмов достаточно просты: семейные трагедии, истории коррупции, колдовства, любовные отношения и т.д. Фотограф Питер Уго решил снять фотографическую серию с участием сорока актеров Nollywood, которым он предложил восстановить перед камерой – теперь уже фотографической – главные сцены фильмов, в которых они снимались ранее. Результатом стала серия, которую смело можно причислить к новой документальной фикции.

Серия «Кино» Юсефа Набила – это съемка портретов египетских артистов и певцов в «кинематографическом плане 50-х годов», то есть, в стилистике кинематографических основных полнометражных фильмов и программ того времени.

В общей сложности, по мнению организаторов, у посетителей Paris PHOTO была возможность увидеть «лучшие фотографические выражения наших дней» более 500 фотографов со всего мира.
 

Araki Nobuyoshi. Flower,Yamorinski and Bondage

 

Исключительный путь Японии

Интерес к японской фотографии в Европе давно уже стал достаточно стабильным, однако порою кажущиеся экзотическими европейцам «японские фотоснимки» никогда еще не были представлены в Европе в таком объеме.

На Paris PHOTO – 2008 была предложена исключительная панорама японской исторической и современной фотопродукции – произведения более чем 130 авторов, объединенных в первый раз в Европе, представленные 54-мя галереями и издателями. 

Для более логичного и последовательного знакомства все «японское пространство» Paris PHOTO было разделено на четыре сектора – в соответствии с хронологией развития фотоискусства в Японии.
 

Araki Nobuyoshi. GRAND DIARY OF A PHOTO-MANIAC

 

От эры Мейжи (1868-1912) до авангардов 1930-х годов

Сектор под таким названием являлся одним из главных. Показ снимков здесь начинался с представленных французской галереей «Люмьер де роз» редких анонимных фотопортретов 19-го века (так, например, «Портрет принцессы», датирующийся 1880-м годом, был призван свидетельствовать об уникальном развитии портретных студий в эру Мейжи). 

Первые портретные студии были открыты в Японии в 1862-м году фотографами Шимоока Ренжо и Уена Хикома, которые обстроились в Йокохама и Нагасаки. Затем в истории фотографии Японии следует краткий период некоторого замедления развития (вследствие недоверия японцев к новому изобретению и нежелания заказывать свои фотопортреты).

Но уже в 70-е годы ситуация коренным образом меняется, и начинается период расцвета студий в основных городах страны (главным образом это касается Токио и Осаки), а сама фотография становится популярной и провозглашается новым правительством Мейжи символом модернизации.

Fonssagrives Femand. La Plage de Cabasson, 1936

 

С 1890-х годов происходит упрощение фотографических процессов и техник, что значительно расширяет сферу распространения фотографии далеко за пределы узкого круга профессионалов. Одновременно с этим в Японии появляются специализированные журналы (первый фотожурнал «Датсуей Ява» основан уже в 1874-м году), создаются кружки любителей, которые организуют творческие встречи и самодеятельные выставки, вдохновенно исследуя художественные возможности нового вида искусства. Именно работы любителей будут находиться у истоков первых пиктореалистских опытов, расцвет которых наступит в эру Таишо (1912-1926).

Галерея «Фифти Ван Фотографи Файн Арт» (Антверпен) представила анонимные отпечатки 1900-го года, ретушированные при помощи живописных методов и представляющие группы гейш – серию «Обычаи и костюмы Японии». Снимки представили особую японскую практику, уникальную в истории фотографии. 

Эти изображения, которые в свое время в огромном количестве делали иностранные туристы, вольно играют с представлениями «экзотизма» (так, например, некоторые фотографы могли вносить варианты в одну и ту же картинку в зависимости от ее адресации – местной или иностранной публике). Эти изображения представляют мало ценности в культурном плане, но имеют огромное историческое значение. 

Dambier Georges. Marie Helene au bord de la Piscine, Cap d'Antibes, 1955

 

Поворотным этапом для рождения современной фотографии в Японии послужило землетрясение 1923-го года в Токио, из руин которого после этого появляется современный город, побуждающий фотографов к поискам «нового видения», отдающего предпочтение четкости, реализму и графическим находкам. Одно из ярких свидетельств этого стиля – любительский снимок квартала развлечений в Токио 1930-го года, который был представлен той же французской галереей «Люмьер дэ Роз».

При неоспоримой самобытности японского фотоискусства, нельзя не отметить и его восприимчивость к веяниям извне в более позднее время. Так, например, в 20-е годы в Токио для японских фотографов было значимым влияние немецкого авангарда, а фотографы области Кансаи, в основном обосновавшиеся потом в Осака, развивают с 30-х годов новые способы выражения под влиянием сюрреализма и европейской абстракции. 

Галерея «МЕМ» (Осака) представляет подборку винтажей Осаму Шиихара (1905-1974), одного из лидеров движений авангарда Осака в 30-е годы. Художник по образованию, он становится с 32-го года одним из членов «Клуба Тампаи» (центра авангарда в Осака) и начинает заниматься экспериментальной фотографией, используя всевозможные техники, в том числе фотограмму, соляризацию и сочетание рисунка и фотографии, которое он называет «фотоживопись». 

Hooft Graafland Scarlett. Orange Igloo, 2007

 

Также к 30-м годам развивается репортажная фотография, поощряемая расцветом прессы и созданием множества фотожурналов. «Цайт Фото Салон» (Токио) представляет персональную выставку Ихеи Кимура (1901-1974), включающую его позднюю неопубликованную серию 50-х годов. Кимура является одной из легендарных фигур, основателей фотожурналистики в Японии наряду с Кен Домо и Хироши Хамайя. Из его моментальных фотографий повседневной жизни города рождается новый взгляд, взгляд «горожанина в движении» и отражение социальной реальности, которая будет подпитывать документальную фотографию 50-х годов.
 

Послевоенное время и 50-е годы

Это время, когда потерпевшая поражение в 1945-м году Япония опустошена войной и ядерным шоком, она лежит в руинах. Практика фотографии возобновляется только в начале 50-х годов, на этот раз отдавая предпочтение социальному свидетельствованию и документальному стилю.

В этом разделе галерея «Эрик Франк Файн Арт» (Лондон) представила виды снежных пейзажей севера Японии с чистыми и графичными линиями (снимки Кииши Асано (1914-1993).

Stub Wittrup Ebbe. Presumed Reality #15

 

Галерея «Рет Хоул» (Токио) представила винтажи серии «Цугару» Ичиро Кожима (1924-1964), изображающие суровую жизнь деревенских жителей Аомори с поэтическим реализмом, а также снимки улицы Камагасаки, которые сделал Сейриу Иноуе (1931-1988): волнующее свидетельство о социальной нищете Японии послевоенного времени.

Несколько винтажей Шожи Уеда (1913-2000) представляют галерея «Ховард Гринберг» (Нью-Йорк) и галерея «Камера Обскура» (Париж). Это знаменитая серия – съемка в дюнах Тоттори. Фотограф работает над ней с 1949-го года по 1980-й, делая мизансцены со своей семьей, близкими и самим собой, включенные в театральные композиции на фоне минимальных декорацией из песка и неба.
 

Переворот 60-х годов

Начало 60-х отмечено возвращением Японии на мировую политическую и экономическую арену, ускорением экономического развития и индустриализации, символом чего стали Олимпийские игры 1964-го года в Токио, а также пересмотр договора о безопасности между Японией и США, который вызвал живой протест и большое волнение среди художников и интеллектуалов. Подъем японской промышленности в плане производства фотоаппаратов способствует широкому распространению любительской практики.

Balley Delphine. Ursula avec ses filles, SГ©rie 11 Henrietta Street

 

Появляется новое поколение изображений, олицетворяемое Эйко Хосое и Шомеи Томацу, которые основывают в 1959-м году агентство «ВИВО» вместе с Нарахара Икко и Кавада Кикужи. Этот кооператив фотографов, особо активный в период с 1959-го по 1961-й, борется за субъективное выражение и преодоление ограничений документального стиля. Вдохновленный мифами и японской литературой, Эйко Хосое (1933) пишет книгу вместе с писателем Юкио Мишима, которая служит моделью в подтверждение его теоретических изысканий. Эти эротические портреты писателя (зачастую сфотографированного обнаженным в окружении аксессуаров и предметов) формируют пластическую концепцию фотографии, которая восхваляет красоту человеческого тела, выгодно изображенного игрой света и тени. Это основополагающее произведение фотографа, опубликованное в начале в 1963-м году под названием «Баракеи» («Убитый розами»), а затем переизданное в 1971-м году в престижном варианте под английским названием «Ordeal by Roses», делает фотографа одним из величайших фотографов Японии 20-го века. 

Галерея «Ховард Гринберг» (Нью-Йорк) представила несколько его редких отпечатков 61-го, 62-го годов, входящих в эту серию.

Шомеи Томацу (родился в 1930-м году) занимался вначале репортажными снимками послевоенной Японии, а именно: делал фотографии солдатов-калек, попрошаек, проституток, а затем перешел к субъективному стилю, программным произведением которого стало «II: 02 Нагасаки»: символические и фрагментарные изображения предметов, выражающие крах и ужас атомного взрыва (например, часы, указывающие время взрыва бомбы, или расплавленная бутылка пива). Эти изображения отмечают реальный разрыв для следующих поколений фотографов в их отношении к практике фотоискусства. 

Галерея «Приска Пасквер» (Кельн) выставила ключевые произведения Шомеи Томацу – этой связующей послевоенные поколения фигуры (1950-1970-е). А галерея «Майкл Хоппен» (Лондон) рассказывает о периоде его сотрудничества с членами «Провоке» (Даидо Морияма, Масахиса Фукасе, Нобуеше Араки), представляя подборку его фотоотпечатков 1969-го года.
 

Ventura Paolo. Winter Stories

 

1970-е годы

В конце 1960-х годов появляется новое поколение японских художников. Оно отстаивает новый язык фотографии, который отбрасывает объективность, исследует глубину человеческой души, свергает табу, внушает жесткий стиль, привилегированным предметом которого является происшествие в нерезких и запутанных изображениях.

Легендарный журнал «Провоке», издающийся с 1968-го по 1969-й год, отражает тенденцию к провокации этого нового поколения, которое ищет себя в противопоставлении обществу, которое становится все больше ориентированным на Запад в плане образа жизни. 

Одной из важных фигур этого периода, безусловно, является Нобуеши Араки. 

Художник, родившийся в 1940-м году, был представлен совместно галереями «Майкл Хоппен» (Лондон), «Хамитонс» (Лондон), «Рет Хоул» (Токио), «Така Ишии» (Токио), «Приска Пасквер» (Кельн) и «Йошии» (Нью-Йорк), которые выставили уникальную подборку его первых черно-белых снимков, а также его последние фотографии в цвете. 

Араки стал знаменитым благодаря своим исследованиям интимных сторон жизни, любви, секса и смерти в обществе, где интимная жизнь и личные эмоции скрывались и являлись табу. С начала своей карьеры Араки сделал тысячи снимков и сотни публикаций, используя все возможные техники: диапозитив, афиша, цветная ксерокопия, моментальные снимки. Съемка является для Араки проявлением жизни, а его творчество открыло путь артистам нового поколения, таким как Мика Нинагава или Ринко Кавауши. 
 

80-90-е годы

Начиная с 1980-х годов Япония, ставшая второй экономической силой планеты, переживает невиданный подъем и рост благосостояния, которые сопровождаются увеличением обменов с внешним миром и беспрецедентным урбанистическим развитием. Радикально меняется японский пейзаж. Холмы теперь уступают место городам, а сами города превращаются в огромные мегаполисы, стирающие следы прошлого. 

За бумом 80-х следует финансовый обвал середины 90-х, который погружает страну в экономический и социальный кризис. Япония вступает в эру сомнения, смуты, символизирующуюся землетрясением Кобэ в 1995-м году и газовой атакой секты Аум в токийском метро, которые обнажают бреши в социальной сплоченности и нарастающее давление в обществе, которое все больше разрывается между традицией и современностью, долгом по отношению к группе и утверждением индивида.

Фотография переживает процесс институализации (открытие галерей, музея Кавасаки в 1988-м году и государственного музея фотографии Токио в 1990-м году). Фотографы все чаще начинают международные обмены в области современного искусства и подтверждают свой статус независимых художников, а также статус фотографии как самостоятельного искусства.

Осознавая необратимые мутации окружающей среды, многие фотографы, начиная с 80-х годов, вновь обращаются к практике деревенских и городских пейзажей.

Одним из самых «больших японских авторов этого времени», выставленных Paris PHOTO в этом секторе, по мнению организаторов, является Хироши Сугимото. Фотографии Файн Арт (Антверпен) и «Клодии Деланк» (Кельн) представили несколько серий снимков «движения».

Наойя Хатакеяма, фотограф, представленный галерей «Така Ишии» (Токио), ищет свое вдохновение в природе, подвергнутой разрушительной деятельности человека: карьеры известняков, откуда извлечены материалы для строительства японских городов послевоенного времени (серия «Холмы»), реки Токио, забранные в бетон (серия «Реки»), туннели Токио (серия «Андерграунд») и рудниковые взрывы (Серия «Взрыв»). 

Галереи «Хуана де Эзпюрю (Мадрид) и МЕМ (Осака) совместно представили снимки Ясумаса Моримура: автопортреты в стиле знаменитых западных картин или икон голливудского кино. Например, в своем автопортрете в качестве Марлен Дитрих (1996-й год), показанном галереей MEM, фотограф рассматривает вопросы, связанные, в числе прочего, и со сложными отношениями японца к идеалам красоты, навязанным Западом.
 

2000-е годы

Эта часть выставки объединяет 8 японских галерей, приглашенных для демонстрации малоизвестных сторон молодой японской фотографической сцены в 2000-х годах. При этом в таком аспекте становится достаточно трудно выделить какую-то бесспорную тенденцию, которая бы объединяла эти работы. Это еще слишком «настоящее». Пока среди этих представленных 17-ти фотографов можно найти только внешние общие черты: они родились в большинстве случаев в 60-70-е и принадлежат уже к другому, более индивидуализированному и космополитичному поколению японцев. Кроме того, важным изменением, по сравнению с предыдущими фотографическими эпохами, является и то, что теперь около половины фотографов – женщины.

Пока с полной уверенностью можно говорить только о том, что темы и техники, к которым обращаются японские фотографы-современники, довольно часто находятся на грани, на стыке, в точке совмещения. 

Кейсуке Широта работает с фотографиями, продолженными потом в акриле. Сийоин Кажии – фотограф и буддийский монах – представляет цветные снимки – результат повседневной съемки на острове Садо. Мидори Комацубара вдохновляется миром комиксов «Манга» и работает в сфере цифровой манипуляции, монтируя женские лица на телах мальчиков. Акико Икеда, скульптор по образованию, создает фотографические произведения в трех измерениях на основе разрезанных изображений. Мика Нинагава черпает вдохновение в популярной культуре.

Однако для более стройных обобщений и классификаций все же необходимо время перспективного отдаления.




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
09.10.2013
UNSEEN: международная фотоярмарка в Голландии
13.08.2013
Orange Days в Новой Голландии
13.10.2012
Visa pour L'Image: другая реальность. Фотография, чтобы понять мир
10.10.2012
Санкт-Петербургский Фотовернисаж
14.12.2011
Все дороги ведут на Фотоярмарку