Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Секреты клубной съемки

Клубная фотография обычно рассматривается как разновидность репортажа, светской хроники. Но чтобы передать через снимок атмосферу ночной жизни, от фотографа требуется не только быть в нужном месте в нужное время.
15.01.2008
Алексей Козырев

 

Если посмотреть на чужие снимки, легко прийти к заблуждению, что этот жанр не предполагает ничего, кроме частого нажимания на кнопку спуска. Но ключ к успеху совсем не в том, чтобы производить банальный результат, снимая тривиальные сюжеты.

Качество работы фотографа определяет его способность влиться в этот мир, полный движения и неожиданных событий. Внутренняя сущность клубной жизни подобна клубку концентрированной жизненной энергии, в котором желающий сможет найти достаточно сюжетов для настоящего творчества.

Но большинство людей берут с собой камеру, чтобы запечатлеть себя в окружении интересных людей. А для молодых фотографов – это распространенный способ заработка.

Особенности клубной съемки: ограниченное пространство, скудное освещение, динамичность сюжетов.

Выбор техники играет важную роль, но не решающую: всегда есть различные варианты, даже у дешевых «мыльниц» имеются преимущества – хотя бы то, что на них никто не обращает внимания.

Важный нюанс – психология. 99% фотографов, работающих в этом жанре, достигли признания не за счет уникального видения, а благодаря личным качествам. Без позитивного настроя невозможно расположить к себе людей. Снимать их нужно с улыбкой на лице.

Не менее важна способность уверенно расставить акценты, выбирая из множества моментов наиболее значимые. При съемке концертов и различных шоу-программ от вас требуются смелость и агрессивность папарацци. Даже в том случае, если ваша деятельность как фотографа ничем не ограничена.

 

Клубная «мыльница»
 

Если вы не стремитесь заработать на такой съемке и просто хотите иметь «карманную» камеру, чтобы делать снимки на память, ваш выбор нельзя назвать сложным.

Многомегапиксельные компакты для этих целей даже рассматривать не стоит. Конечно, полезно было бы иметь камеру с мощным зумом и стабилизатором, чтобы снимать концерты на большом расстоянии от сцены. Но такие камеры при плохом освещении работают крайне нестабильно. К тому же, на качество съемки с максимальным зумом все равно рассчитывать не стоит.

Главное достоинство «мыльниц» в наши дни – не цена, а компактность. Выбирать нужно между «карманными» компактами без мощного зума и зеркалками с дальнобойным объективом.

 

6-МП Fujifilm FinePix F31fd среди компактов не имеет альтернативы для наших задач. Только эта камера способна сравниться с цифровыми зеркалками по уровню шума на высоких ISO, позволяя получать качественные снимки при плохом освещении. При использовании встроенной вспышки она обеспечивает на редкость гармоничный баланс с естественным светом. Грамотно реализованная функция определения лица в кадре (face detection) позволит застраховаться от нечетких снимков.

 

Профи-комплект

 

На эту роль отлично подходят даже самые недорогие 6-МП зеркалки. Их матрицы меньше «шумят» на высоких ISO, резкость же совсем чуть-чуть уступает 10-мегапиксельным. Преимущество перед камерами с большим количеством пикселов – экономия места на картах памяти.

С другой стороны, чем профессиональнее выглядит ваша техника, тем сильнее она воздействует на впечатлительных моделей, обеспечивая дополнительную степень свободы в постановочной съемке.

Olympus E-3

Неплохо, чтобы камера имела дополнительную защиту от неблагоприятных воздействий. Интерес представляют Olympus E-3, Pentax K10D, Nikon D200. Первые две оснащены встроенным стабилизатором изображения, что весьма полезно: в жанре клубной съемки освещения всегда недостаточно. Тем не менее, именно D200 – наиболее популярная сегодня камера фотографов-клабберов.

Panasonic L10

Некоторые цифровые зеркальные камеры имеют поворотный дисплей (Olympus E-330, E-3, Panasonic DMC-L10). Это очень полезно, так как снимать можно с рук, подняв камеру над головой. Чем необычнее ракурс – тем интереснее снимки.

Выбор зеркальной камеры не так важен, как выбор оптики.

Pentax K10D

Для съемки в тесноватых помещениях клубов без широкоугольника не обойтись. Но при съемке концертов не всегда удается подойти к сцене близко – нужен телевик. Другая сложность заключается в том, что неудобно постоянно менять оптику, фотографируя динамичные сюжеты. Приходится использовать универсальные объективы, лишь немногие из которых способы обеспечить достаточный уровень качества.

Nikkor-18-200mm-F-3

Лучший вариант из универсальных – Nikkor AF-S 18-200 mm f/3.5-5.6 VR DX. Сэкономить на этом объективе не получится, зато вы будете иметь самый качественный универсальный зум и самую эффективную в своем классе стабилизацию изображения. Сэкономить можно на камере, купив дешевый Nikon D40. Дополнить такой набор должна мощная вспышка – фирменная SB-800 или менее дорогая Sigma EF-500 DG Super.

Первое время можно использовать «китовые» объективы из комплектов Nikon, Pentax и Olympus. Они позволят получать качественную картинку, но при съемке без вспышки светосилы будет недостаточно. Неплохой вариант – объектив с фиксированным фокусным расстоянием 28 или 35 мм и светосилой не меньше f/2, используемый как штатник, плюс компактный зум-телевик для съемки концертов.

Ключ к успеху – подготовка. Многое может пойти наперекосяк. Вы не можете позволить себе отснять лишь часть мероприятия по причине севшей батареи или отсутствия места на карте. Карта памяти – не меньше 4 ГБ, а если камера 10-МП – желательно иметь две карты такого объема. Сменные аккумуляторы – для камеры и для вспышки. Чтобы быстро менять севшие аккумуляторы, пригодится компактная поясная сумка для аксессуаров.

 

Со вспышкой и без

 

В клубах, как правило, нет ограничений на использование вспышки. И это радует, так как без вспышки в клубе очень сложно обойтись. Мощные вспышки позволяют использовать мягкий отраженный от потолка или стен свет. Слабыми встроенными вспышками обычно светят «в лоб», что не всегда дает приемлемые результаты.

Вспышка «в лоб» создает жесткий рисунок. При таком освещении видны дефекты кожи. Съемка в стиле журнала Esquire становится все более модной, но так не рекомендуется фотографировать девушек. Направленный свет часто использовался мастерами при съемке мужских портретов. 

На цифровой камере жесткий свет создает техническую проблему – чтобы не было пересветов, требуется точная дозировка импульса. На вспышку желательно установить коррекцию – минус 1-2 ступени.

Отраженный свет используется при съемке людей чаще. Чтобы получить мягкое освещение и снизить контраст, можно направить излучатель вверх или в сторону. Такой подход диктует повышенные требования к мощности: внешняя вспышка должна иметь ведущее число не меньше 36 метров. Помните, что потолки могут быть слишком высокими и необязательно белыми. Необходимо учитывать цвет поверхности, от которой отразится свет.

Другой способ смягчить световой рисунок – насадка-отражатель. Простейшим вариантом является карточка из картона, закрепленная на вспышке с помощью резинки. Чем больше насадка – тем лучше. Вспышка должна быть направлена вверх под таким углом, чтобы часть света отразилась вперед.

Вместо картона можно использовать пластинку тонкого пенопласта, вырезанную из упаковки для продуктов. Использование цветных отражателей подобно применению корректирующих светофильтров. К примеру, оранжевый уместен, если помещение освещается лампами накаливания.

Если «кустарщина» вам не по душе, обратите внимание на диффузоры и отражатели Lumiquest – среди них легко найти подходящий вариант.

Типичная ошибка начинающих фотографов – использование только света вспышки. О передаче атмосферы заведения говорить не приходится – получаются высвеченные в темноте лица и элементы интерьера. Снимать необходимо в ручном режиме, предварительно сделав замер постоянного света и используя большую выдержку при открытой диафрагме, с соответствующей коррекцией импульса вспышки.

sigma-30mm-1

Альтернативный вариант – зеркалка с очень низким уровнем шума и стабилизатором, плюс светосильный объектив.

Комплект нового 6-МП Pentax K100D Super и объектива Sigma 30 mm f/1.4 идеально подходит на эту роль, сочетая высокую светосилу, компактность и демократичную цену.

Пользоваться ли вспышкой – зависит от желаемого результата. Но полностью отказываться от нее, конечно, не стоит.

 

Естественное освещение требует диафрагм f/1.4 или f/2 при ISO 800-3200. Снимки будут получаться менее качественные, но с лучшей передачей клубного «драйва». Цифровой шум на высоких ISO можно рассматривать как неизбежный дефект, а можно применять как художественное средство – наряду с искаженными цветами. Многие снимки шум портит меньше, чем работа вспышки.

Настройки камеры

 

Непрерывно меняющееся освещение осложняет фокусировку и определение правильной экспозиции. Оптимален точечный или центровзвешенный замер. Автофокус – по центральному датчику (наиболее точный), с последующей перекомпоновкой кадра.

При съемке с рук отсутствие шевеленки будет обеспечено на выдержках от 1/60 до 1/250 сек. Чем длиннофокуснее оптика – тем короче выдержка.

Отключите функции звуковых эффектов и показа только что сделанных

снимков на дисплее – они отвлекают фотографа и моделей.

Просматривать снимки нужно только для того, чтобы уточнить настройки. Не удаляйте выявленные при беглом просмотре плохие кадры: среди них часто прячутся особенно удачные. В то время как другие кандидаты на отправку в корзину, возможно, потребуют лишь небольшой постобработки (кадрирования, коррекции кривых).

 

Как снимать

 

В начале и конце вечеринки, как правило, ничего интересного не происходит. В это время можно поснимать интерьер клуба и различные детали, чтобы результат вашей работы не смотрелся однообразно. Желательно заранее знать программу мероприятия, чтобы распределить интересные для съемки моменты по времени.

Фотограф обычно вычленяет из действия наиболее интересный момент, после чего нажимает на кнопку. Но часто бывает, что мгновение до или после этого момента снимок мог бы получиться удачнее. В таких случаях полезен режим серийной съемки.

Как правило, клубная обстановка предоставляет фотографу возможность относительно легко подобраться близко к сцене. Если вы снимаете как рядовой посетитель, стоит позаботиться о том, чтобы занять свое место ближе к сцене, желательно по центру.

Фотограф может не вмешиваться в происходящий процесс, создавая «сухие» кадры в стиле хроники, либо активно работать с моделями. Снимок может быть случайный, почти любительский – нюансы в мелочах. Одного человека можно снять в разных позах. Не обязательно, чтобы он был занять при этом каким-то делом, – можно попросить его просто посмотреть в объектив.

Поза, выражение лица, рук, освещение, ракурс съемки – все может работать на художественный результат. Соответствовать обстановке или, напротив, явно выбиваться из нее.

Если творчески использовать интерьер клуба, то он лучше подходит для творческой съемки, чем скучная обстановка студии. Суета вокруг и обилие людей на заднем плане послужат вам отличным фоном.

Можно собрать присутствующих в одном месте и использовать высокую точку для съемки, забравшись на стул или подняв камеру высоко над головой. Это позволит запечатлеть всех на одном снимке так, чтобы было видно каждое лицо.

Элементы постановочной съемки играют важную роль при съемке двух и более людей. Если событие сконцентрировано вокруг одного человека (например, день рождения), поставьте его в центр группы. Попросите людей воспроизвести какое-либо действие, при котором они взаимодействуют друг с другом.

 

Цветные и черно-белые

 

В формате RAW снимать необходимо. Так вы сможете добиться естественных цветов, «вытянуть» тени без увеличения шума. Вы отвечаете за результат и нельзя рисковать, полагаясь только на автоматику.

При последующей обработке необязательно стремиться к тому, чтобы цвета были реалистичными, но они должны быть яркими.

Один из самых простых и эффективных способов добиться необычного результата, придать снимкам оттенок ностальгии и романтики – монохромные изображения. Конечно, никто не призывает брать пленочную камеру и снимать настоящие ч/б снимки, как это принято в серьезной творческой фотографии. Но и грамотно очернобеленные цифровые изображения смотрятся неплохо.

Необязательно делать монохромные снимки именно черно-белыми. Привлекательно смотрится легкое фиолетовое тонирование в Photoshop с принудительно заниженным контрастом.

Черно-белые изображения хорошо скрывают пестрый цифровой шум, который даже без особой обработки начинает напоминать пленочное зерно. Если вы стремитесь делать зернистые фотографии в стиле Антона Корбайна, можно специально отключить вспышку и установить самую высокую чувствительность.




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
10.08.2017
Свет в фотостудии. Два источника
04.08.2017
Свет в фотостудии. Один источник
02.08.2017
Свет в фотостудии. Урок 4
30.07.2017
Свет в фотостудии. Урок 3
28.07.2017
Свет в фотостудии. Урок 2