Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

7 заблуждений покупателя, за которые приходится расплачиваться

Что главнее – фототехника или техника съемки? Отвечая на этот «глупый» вопрос, не стоит забывать: в профессиональной съемке продается не только конечный продукт (фотоснимки), но и непосредственно процесс съемки. Это, на самом деле, один из основных стимулов для покупки более «навороченной» модели, чем требуется, исходя из съемочных нужд.
23.03.2006
Дмитрий Башков

 

Нередко «правильный» имидж стоит дороже, чем «правильная» камера. Для любительской же съемки обычно полезнее, чтобы камера была под рукой, ну а на имидж можно спокойно закрыть глаза. Тем, кто в процессе съемки будет исходить из принципа «количество порождает качество», необходимо осмыслить, что при съемке недорогой зеркалкой в комплекте с любительской оптикой нет ощутимого прироста в качестве по сравнению с удачной моделью «мыльницы». За исключением съемки в условиях плохой освещенности – это тот случай, когда любительские зеркалки практически всегда оправдывают свое существование. За счет в несколько раз большей, чем в цифрокомпакте, площади каждого пиксела достигается более низкий уровень шума. Обычная же «мыльница» на чувствительности, эквивалентной ISO 400 (максимальное значение для большинства таких камер), шумит даже больше, чем зеркалка на ISO 1600.

Можно ли приобрести ультракомпактный фотоаппарат, который не только обходит некоторые зеркалки по диапазону ISO-чувствительности, но и не сильно уступает им в плане качества получаемого изображения? Да, если перед нами – новая камера Fujifilm FinePix F30, идеально подходящая для замены любительской зеркалки, если при съемке вы будете исходить из принципа «количество порождает качество».

 

Несмотря на довольно банальный внешний вид (100% «мыльница»!), эта «карманная» модель имеет прочный корпус из металла, оснащена большим, четким и устойчивым к царапинам дисплеем (2,5“, 230 тыс. пикселов). Оригинальная матрица SuperCCD в совокупности с процессором Real Photo обеспечивает диапазон чувствительности намного шире (ISO 100-3200), чем средний цифрокомпакт. Особенностью матрицы является интенсивное использование полезной площади каждого пиксела. Это достигается, в частности, за счет структуры матрицы, напоминающей пчелиные соты.

 

Конечно, никто под микроскопом ее рассматривать не будет – для рядового пользователя более важно, что по уровню шумов, как и по оптическому разрешению картинки, этот 6-МП фотоаппарат ближе к своим зеркальным коллегам, чем к сокамерникам-компактам. А это означает, что процент снимков, качество которых допускает печатать в формате А3, при наличии емкой карты памяти xD-Picture, будет больше, чем при использовании зеркальной камеры (ведь F30 несложно носить с собой всегда!), так же, как и в случае с большинством моделей «цифромыльниц», когда ниже процент выхода качественных снимков с технической точки зрения. Владельцам этой камеры достается творчество в чистом виде – поиск удачных сцен из жизни без надобности следить за настройками.

 

Чем цифра лучше пленки

 

Отличить отпечатки, сделанные с «пленки» и с «цифры», очень просто. Достаточно взглянуть на самые яркие/темные области изображения. Если небо абсолютно белое, а детали в тенях детали неразличимы, скорее всего, мы имеем дело с «цифровой» фотографией, неотъемлемым признаком которой является не самый широкий динамический диапазон яркости. Даже недорогая пленочная «мыльница» будет в этом заметно превосходить любую «цифрозеркалку».

Другое заблуждение – разрешение. 6 МП или 10 МП? Для меня никогда не стояло вопроса о том, что лучше – однозначно «пленка» в совокупности с хорошей оптикой и сканером. Вопрос в том, какая «пленка», оптика. Сканер, что скрывать, тоже играет здесь не последнюю роль. Ведь большинство негативов перед печатью все равно оцифровываются.

Однако стоит ли сегодня обращать внимание на пленочные камеры, когда большинство рассматривает их как канувший в историю инструмент, наподобие дагеротипных пластинок? Конечно, делают они это по причине своей неосведомленности...

Но перспективы у «пленки» все равно отнюдь не радужные. Причина в том, что разрешение большинства устройств фотопечати (как домашних, так и минилабов) не превышает 300 точек на дюйм, а это значит, что для печати фотографии А4 формата потребуется не более 6 МП, а для печати на формате А3 – 12 МП (обычно хватает и 6). Лучшее качество достигается только в случае полностью аналоговой технологии печати и при использовании среднеформатных пленочных камер. Такие камеры не оперативны, требуют от фотографа исключительно развитого чутья и большого опыта съемки. Что же касается печати, то аналоговые минилабы в наши дни постепенно выходят из употребления, и в недалеком будущем приверженцам классической фотографии, возможно, придется осваивать мастерство ручной проявки.

 

Меняю количество на качество!

 

Качество фотографий, с точки зрения искусства, зависит от множества факторов, большинство из которых относится к разряду субъективных. Оно может быть спорным, сомнительным, смысловым. Если же мы рассматриваем техническое качество отпечатка, речь всегда идет об объективных вещах:

• размер отпечатка (фото в формате 10х15 см с 3-МП мыльницы может выглядеть достойно, но детализация отпечатка в формате А3 низкая);

• наличие на фотографии дефектов (шум цифровой матрицы, царапины на пленке, зернистость на высоких ISO, артефакты оцифровки и jpeg-сжатия), а также различия в резкости, детализации, динамическом диапазоне и цветопередаче, обусловленные используемой оптикой, типом пленки или матрицы, качеством экспоавтоматики.

Объективность этих свойств можно выразить математически: оптическую детализацию – в линиях на дюйм; динамический диапазон – как разницы в яркости самого светлого и самого темного участков; экспозиция и цветопередача могут быть точными или нет. И хотя две камеры, сходные по техпараметрам, выполненные на одной платформе и оснащенные аналогичной оптикой, будут не сильно отличаться друг от друга с точки зрения качества «математического», «рисунок» снимка будет, тем не менее, совсем неодинаков. Роль играют неочевидные факторы, особенности оптики и просветления, а для цифровых камер в еще большей мере – различия в алгоритме обработки сформированного матрицей изображения.

Nikon D200

Например, сравнивая результат съемки камерами Nikon D50 и Konica Minolta 5D, обнаруживаешь сходную детализацию, но уровень шума у Nikon кажется меньшим. На самом деле, это иллюзия, обусловленная тем, что хитрый процессор D50 в процессе борьбы с шумом превращает его в подобие пленочного «зерна», которое наблюдается при съемке высокочувствительными пленками. У 5D шум обычный – «хроматический», то есть имеет вид бросающихся в глаза цветовых разводов. Та же картина наблюдается при сравнении более продвинутых зеркалок – Canon 30D и Nikon D200.

Canon 30D

Даже при съемке в формате RAW, когда множество съемочных параметров выбирается в спокойной домашней обстановке перед компьютером, мы имеем дело с уже оцифрованным снимков – размер конечных снимков RAW-формата при одинаковом разрешении у различных моделей ЦФК может отличаться в несколько раз.

Pentax *ist DL

У D50 размер файла обычно не превышает 5 МБ, а у оснащенной аналогичной 6-МП матрицей Pentax *ist DL – почти в два раза больше.

Все это говорит о том, что электроника играет в современных камерах не меньшую роль, чем «механика». В то же время, электроника, в отличие от матрицы и объектива, а также стильного корпуса и дисплея, обычно не требует дополнительной оплаты и не относится к числу преимуществ, которые сразу же бросаются в глаза.

 

«Цифра» позволяют сразу оценить качество снимка

 

Canon PowerShot А540

К сожалению, даже большие по нынешним меркам дисплеи, которыми комплектуются цифровые камеры, не дают четкой картины качества фотоснимков. Они просто позволяют отсеивать откровенный брак. Разница между 2” и 3” дисплеями бросается в глаза, но если камера с большим экраном стоит дороже, а разрешение дисплеев практически идентично, перед нами – тот случай, когда видимость одерживает победу над смыслом. Большинство покупателей обращают внимание главным образом именно на физический размер дисплея.

Canon PowerShot А530

Разрешение дисплея любительской модели Canon начального уровня PowerShot А540 составляет 85 тыс. пикселов при диагонали дисплея 2.5”. Более дешевая модель A530 оснащается матрицей с разрешением на 1 мегапиксел меньше (5 МП вместо 6 МП), а также 1.8” дисплеем, что, на самом деле, для пользователя является самым заметным отличием. В то же время, разрешение дисплея A530 практически такое же (77 тыс. пикселов). Стоит ли переплачивать 50-80 у.е. за более «продвинутую» модель, которая отличается от своего собрата, в общем-то, символически?

 

Компания Casio по традиции старается оснащать свои компактные «цифромыльницы» большими дисплеями. Однако если в бюджетных моделях, таких как 5-МП EX-Z5, разрешение дисплея с диагональю 2.5” составляет 115 тыс. пикселов (сам дисплей кажется больше среднего, но вмещает стандартное для недорогих камер количество информации), то в дорогих имиджевых моделях Casio разрешение значительно выше, что наилучшим образом сказывается на качестве воспроизводимой картинки.

 

Первая и пока единственная карманная «мыльница» с 10-МП матрицей – EX-Z1000 – оснащена дисплеем под стать разрешению снимков: 2.8”, 230 тыс. пикселов.

 

Камеры от ведущих производителей

 

Давно прошли те времена, когда моду на фотоаппараты диктовали 5-10 компаний с мировым именем. Но и сейчас, выбирая цифрокомпакты, люди с особой нежностью смотрят на изделия от таких производителей, как Canon, Nikon, Pentax. Оправдано ли это? Безусловно: вместе с такой камерой вы получаете проверенную сервисную поддержку, а также уверенность в надежности аппарата. И хотя большинство из них производится на китайских, тайваньских и корейских площадках, что обусловлено жесткой конкурентной борьбой и необходимостью постоянного снижения себестоимости, технология производства соответствует марке. Тем не менее, сегодня корпорации Samsung и Sony рвутся на позиции лидеров рынка, а им в пятки смотрят менее известные коллеги по цеху, предлагающие те же пикселы и дюймы, но за меньшие деньги. Модели последних в большинстве съемочных ситуаций могут поспорить по качественным характеристикам с более именитыми собратьями, хотя ничего выдающегося не предлагают и звезд с неба не хватают (в прямом смысле слова – ночная съемка у них обычно реализована не самым удачным образом, как и другие «сложные» в реализации режимы). Встречаются и исключения. Например, Rekam Presto-SL80. Типичная 8-МП «цифромыльница», с невыразительным дизайном и незначительными мелкими недоработками, но достаточно качественным дисплеем и прочным металлическим корпусом. За счет большей по размеру матрицы, чем у большинства ценовых конкурентов (1/1.8” против стандартных ½.5”), данная модель демонстрирует приемлемый уровень шума даже при съемке ночного пейзажа, а в таком сложном жанре, как макросъемка, демонстрирует и весьма неплохую детализацию.

 

Так ли важно наличие «творческих» режимов съемки?

 

К счастью для новичков в фотографии, большую часть фотографий можно сделать почти любой моделью фотоаппарата. Изучение фотографий, занявших призовые места на различных конкурсах, показало, что большинство из них сделано обыкновенными «мыльницами». Это еще раз подчеркивает, что для бытовой и даже любительской съемки такие факторы, как правильный выбор композиции и удачливость фотографа, оказывают решающую роль. Здесь на первый план выходит техническая реализация съемки в полностью автоматическом режиме. А поскольку немало пользователей предпочитают печатать снимки «как есть», не тратя времени на их «доводку до ума» в графическом редакторе, работа автоматики важна вдвойне.

Нет ничего удивительного в том, что, когда большинство покупателей цифровых камер желают переложить заботу о конечном результате съемки на фотоаппарат, нюансы и особенности этого результата будут, в известной степени, зависеть от представлений разработчиков о таком результате. Иными словами, автоматика фотоаппаратов различных производителей будет работать неодинаково.

Olympus FE-115

Например, камеры Olympus с заводскими предустановками производят на свет, как правило, более «живые», контрастные и яркие снимки, чем камеры Canon, но при этом за счет определенных особенностей послесъемочной обработки алгоритмы Canon позволяют достигать более естественных цветов в портретной съемке, а также добиваться лучшего качества при съемке в сумерках.

Canon PowerShot A430

Если говорить о конкретных моделях ЦФК, то сравнение бюджетных «мыльниц» Olympus FE-115 (5 МП; оптика 38-106 мм, 2,8х; дисплей 1,5”, 130 тыс. пикселов) и Canon PowerShot A430 (4 МП; 39-156 мм, 4х; 1,8” при разрешении 77 тыс. пикселов) с точки зрения перечисленных особенностей съемки не выявляет существенных отличий, несмотря на разницу в матрицах, оптике и самом подходе к съемке (Canon все же больше ориентирован на эксперименты с настройками, нежели Olympus). Объясняется это просто: обе камеры предназначены для новичков, заводские настройки соответствующим образом оптимизированы. А вот с камерами чуть более «продвинутого» уровня (например, упомянутой PowerShot A540 и Olympus FE-140, которые укомплектованы 6-МП матрицами и более развитым функционалом) как раз наблюдается ситуация, описанная выше. Различны не только особенности работы автоматики, но и «бонусы», рассчитанные на различные типы пользователей. Canon предлагает приобщиться к миру творческой фотографии (предоставляя практически все возможные настройки и ручные режимы), Olympus вместо того может похвастать наличием множества сюжетных программ и лучшим дисплеем (при такой же диагонали 2.5” дисплей FE-140 выглядит более четким и ярким, чем у конкурента).

 

Фотоаппарат и холодильник

 

Что общего между этими устройствами? Во-первых, фотоаппарат, как и холодильник, предназначен для консервации. Кроме того, оба относятся к разряду бытовых приспособлений, призванных сделать нашу жизнь комфортнее. Но известно, что за любое удобство приходится платить... За что же обычно платит покупатель?

Отнюдь не за множество пикселов, режимов съемки и большой дисплей. Важно не наличие в камере пресловутых функций само по себе. Покупатель тормозит где-то на пути от мегапикселов к искусно расставленным фирменными «ловушками» – невысокому шуму на высоких ISO (Fuji), сочетанию стабильного качества и творческих функций даже в самых недорогих моделях (Canon), простого управления и сочных красок (Olympus), наличию оптического стабилизатора (Panasonic), функциональной и чуткой электронике (Nikon), великолепному дизайну и дружественности российскому пользователю (Pentax). В действительности же, человек платит за возможность получать качественный результат съемки и оценивать его непосредственно в процессе съемки, а также за имидж. Сравнивать ему, в любом случае, удается редко, остается лишь довериться рекламе. Но в большинстве случаев, на известную марку можно спокойно закрыть глаза, а вместо фирменных функций за меньшую сумму получить абсолютно банальную «цифромыльницу», которая обеспечивает сходное качество снимков.




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
10.08.2017
Свет в фотостудии. Два источника
04.08.2017
Свет в фотостудии. Один источник
02.08.2017
Свет в фотостудии. Урок 4
30.07.2017
Свет в фотостудии. Урок 3
28.07.2017
Свет в фотостудии. Урок 2