Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Средства художественной выразительности в фотографии

Основная ошибка начинающего фотографа – считать, что фотоаппарат сделает за него всю работу, главное, чтобы он был дорогой и модный. Начнем с того, что фотоаппарат – это лишь один из инструментов создания художественного произведения – как кисти, краски, холст, а наличие кистей и даже хороших красок не является залогом выдающегося художественного произведения.
24.01.2012
Мария Симина

 

И не надо возлагать на фотоаппарат слишком много надежд. Лучше потратить время и силы на формирование более важного инструмента, участвующего в художественном процессе – нашего сознания, мировоззрения, а также внимательности, вдумчивости, глубины нашего взгляда на окружающий мир и на самого себя.

 

Мы смотрим вокруг. Мы заглядываем внутрь. В поисках сюжета и вдохновения, в поисках новых истин и открытий мы понимаем, насколько безграничен, многолик, сложен и прост одновременно тот мир, в котором мы творим. Понимаем на уровне ощущений. Как уместить эти ощущения на квадратике бумаги или на куске холста и попытаться передать их для начала близким людям, с которыми всегда хочется поделиться самым дорогим и сокровенным? Ваши родные и близкие, скорее всего, поймут и оценят, поскольку хорошо вас знают и любят. Получив их восторженные отклики, сразу же захочется поделиться с остальными. А как? Ведь они совсем ничего о вас не знают, тем более не знают – что именно вы чувствовали, думали, когда снимали эту карточку, и чем вам так дороги эти старые качели на детской площадке…

 

Можно попробовать передать все это, зная и грамотно применяя определенные средства выразительности, многие из которых пришли в фотографию из живописи – форма, линия, цвет, свет, фактура, объем, ракурс и пр. Это основные элементы композиции (в переводе с лат. «составлять»). Соединение, составление этих элементов похоже на игру, в которой существует только одно правило: на пути к максимальной выразительности, на пути к реализации своего замысла нет никаких правил. Научившись управляться с одним, фотограф, как жонглер, усложняет себе задачу, подключая все новые и новые элементы «жонглирования». 

 

Фотография, как и живописное произведение, подчиняется основным законам композиции и выразительности. Для чего нужны средства выразительности и что такое выразительная карточка, рисунок, работа, композиция? Выразительно – это значит интересно, ярко, необычно. Это то, на чем невольно останавливается глаз вновь и вновь, не понимая толком почему. То, что рождает в голове образы, воспоминания, ощущения. То, что заставляет вас самих думать, размышлять, что-то хотеть, творить, жить.

 

Начнем с того, что любое наше творение – это ограниченное пространство или плоскость. Наш глаз ничто не ограничивает, поэтому ощущения от увиденного и полученного в итоге изображения совершенно разные. То, что мы видим, рождает в нас какие-то чувства, эмоции. Прежде всего, нужно ответить себе на вопрос, ЧТО рождает эти чувства и КАКИЕ это чувства. Зная это, мы уверенно можем воспользоваться приемами и средствами выразительности, чтобы максимально приблизить ощущения от увиденного вокруг или внутри вас – к ощущениям, полученным от вашей работы сторонним наблюдателем. 

фото 1

 

Выделяем главное. При определении положения главного смыслового и композиционного центра в карточке неплохо воспользоваться «Законом доминанты» или «Правилом одной третьей» (золотое сечение в живописи).

 

Природа определила соотношение 3,8:6,2 (или упрощая 1:2) как наиболее гармоничное. В этой же пропорции делится каждая сторона кадра в одну и обратную сторону, проводятся линии и находятся точки их пересечения, которые определяются как наиболее выгодные для смыслового и композиционного центра (фото 1). При съемке всегда важно выделять главное – далеко не все (даже если это что-то очень эффектное и красивое) нужно брать в кадр. В композицию кадра не должны включаться элементы, не связанные с выражением основной темы. Форма зависит от содержания, т. е. содержание карточки определяет форму, точнее язык рассказа. Карточку рассматриваем слева направо, и смысловой центр лучше всего располагать справа. Обозначить главное можно и другими способами: можно использовать «расфокус», фокусируясь на главном (при небольшой глубине резкости) и отделяя его тем самым от нерезкого задника; цвет; свет; максимальный контраст и еще «…существует тысяча и один способ подчеркнуть то, что нас привлекло…», как говорил Картье-Брессон. Главное все-таки – определить это для себя.

 

Выбрав объект или тему, нужно задуматься о формате, в котором она будет звучать. В удачно найденной линейной композиции снимка можно заметить одно основное преобладающее направление, которому подчиняются все остальные направления линий. Это направление главной композиционной линии как бы ведет взгляд зрителя к смысловому центру снимка, и оно тем действеннее, чем лучше найдено линейное построение. Выделяя это направление, мы выбираем формат кадра – горизонтальный, вертикальный, квадрат. Сам формат уже задает нам определенное настроение.

 

Вспомните ваши ощущения дождливым серым утром и на следующий день, когда, еще не проснувшись, вы почувствовали, что за окном долгожданный солнечный день, открыли глаза – и правда, солнечные лучи уже вырисовывают что-то невообразимое на стенах вашей комнаты. А оказавшись в парке аттракционов в воскресный день, тут же замечаете, как настроение улучшается, хотя еще 10 минут назад сидели в приемной у зубного и эти бледные обои… Это все условные примеры, но не правда ли – свет и цвет – очень важны для передачи настроения, состояния автора в момент съемки. Включая в карточку цвет, нужно понимать, что для управления с ним нужны знания художника, что есть дополнительные цвета, которые при соседстве усиливают друг друга, взаимно возбуждают друг друга по яркости. Примерно как белый и черный так же работают красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Теплые цвета кажутся на снимке ближе, холодные дальше. Незнание этого иногда делает цветную карточку менее выразительной и интересной, нежели при дальнейшем переводе ее в ч/б. Цвет и свет также могут быть главными персонажами в кадре. Великий мастер репортажной съемки, единственный представитель из России фотоагенства «Magnum Photos» Георгий Пинхасов не раз продемонстрировал это в своих работах.

фото 2

 

фото 3

 

Поход за грибами. На крыльце стоит корзина, мы про нее ничего не знаем, но тут же рядом ставится другая – в два раза больше и с горкой влажных от росы грибов. Теперь мы понимаем, что рядом – маленькая, даже наполовину не наполненная. Эта сложившаяся картинка отсылает нас в детство на даче или в деревне, пробуждает воспоминания о походах за грибами с родителями или бабушкой. В этой нарисованной в голове карточке – стоп-кадре – главными элементами композиции выступают объем и размер, а, используя их в контрасте (большое ведь только в сравнении становиться действительно большим), мы добиваемся максимальной выразительности. (фото 2, 3)

 

Детская ручка не была бы такой трогательной, нежной и беззащитной, если бы ее не сжимала большая папина рука. 

Клубок ниток, который размотался, упал с колен бабушки при вязанье и с которым в данный момент играет котенок. Клубок с воткнутыми спицами. Что явственнее подчеркнет его форму и мягкость. Конечно спицы. Острое и круглое – контраст форм.

фото 4

 

Как контрастируют жесткий ритм забора и природные линии цветка. Очень интересные и выразительные композиции можно строить только на линиях и формах. Это придает работе некую графичность и отсылает нас опять к художникам и их работам, выполненным в технике офорта.

 

Что такое забор? Как и любое чередование элементов или группы элементов (в музыке и в живописи) – это называется ритмом. С помощью него на плоскости можно передать движение, а также как внешнюю, так и внутреннюю динамику происходящего. (фото 4)

Вспомните лестницу в кадре. Наш глаз переходит от одной ступеньки к другой и как бы сам участвует в движении. 

фото 5

 

Шляпка подосиновика после дождя, шершавый ствол дерева, старый мохеровый свитер, сосулька на нашей крыше. Все мы знаем ощущения от прикосновения к этим вещам, но в фотографии нужно сделать так, что бы эти же ощущения мгновенно оживали у зрителя. Мы как бы вспоминаем глазами. Ощущаем взглядом, включая нашу тактильную память, и заставляем то же самое проделывать и зрителя. (фото 5) Характер строения поверхности – это фактура материала. 

 

Важно передать зрителю ощущение глубины пространства, воздуха – изменяя масштаб, четкость, очертания предметов. Это перспектива. Играя с ней, экспериментируя с точками съемки, рассматривая объект под разными углами, мы можем получить необычную перспективу – ракурс. Верхняя или нижняя точка съемки вносят в снимок элемент напряженности. Съемкой с уровня глаз достигается наиболее спокойное состояние. Меняя ракурс, мы полностью меняем не только положение предметов в пространстве, но и содержание карточки.

фото 6

 

Именно в жанровой съемке наиболее выразительно звучит контраст тем и сюжетов. Например, когда на переднем плане разворачивается один сюжет, а на заднем плане уже схвачен другой. То есть две, а, быть может, и три-четыре темы, развиваются параллельно на одной плоскости карточки независимо друг от друга. (фото 6)

 

Соединяя эти элементы, мы получаем всегда разные комбинации. Для кого-то это увлекательный процесс получения заветного ключика к сердцам зрителя, для кого-то – это способ рассказать свою непростую историю. И главное не в том, чтобы найти «единственно верную» комбинацию. Скорее, более важно найти максимально выразительную, максимально приближенную к вашим ощущениям. Но в любом случае на пути к мастерству невредно и поиграть – пробуя, составляя, разбирая и составляя по новой…




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
10.08.2017
Свет в фотостудии. Два источника
04.08.2017
Свет в фотостудии. Один источник
02.08.2017
Свет в фотостудии. Урок 4
30.07.2017
Свет в фотостудии. Урок 3
28.07.2017
Свет в фотостудии. Урок 2