Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

И слоны, и букашки

Главная / Статьи / Прочее
С тех пор, как все мы переселились с зеленой травки в каменные клетки городских домов, наши взаимоотношения с флорой и фауной Земли сведены до минимума. Рыжий котенок Мяус, озорник, плут и проныра с янтарными невинными глазами для меня как для многих горожан их кошки единственный известный мне представитель животного мира.
16.11.2009
Борис Манушин

 

Да еще в соседней квартире обитают два природных явления: флору представляет старушенция Божий Одуванчик в пестренькой курточке, фауну – ее собачка, стервозный комок пуха и перьев, склонный к истерикам со слезами и визгом. Вот, пожалуй, и все звери, обитающие в наших квартирах; считать же вездесущих кровососов-комаров, неведомо как проникающих в любое время года в комнаты, за приличных насекомых не представляется возможным – эти иррационально-гнусные мутанты из мокрых, вонючих подвалов ниспосланы всем горожанам за все пакости, которые они учиняют Матушке-Природе.

Алессандро Би. «На закате», Кения, 2005

 

А на зеленую травку ох как хочется! Те, кому интерент-компьютерное существование осточертело, а телевизионных картинок со зверями и птицами недостаточно, отправляются на уик-энд на свой загородный участок или, на худой конец, за моря-океаны в Африку, в Амазонию и прочие дикие (как им кажется) места. Конечно, обвешавшись кино- и фотокамерами.

Флип Никлин. «Спящий белый медведь»

 

Но петербуржцам, чтобы увидеть чудеса дремучих джунглей и привольных саванн, достаточно было недавно посетить наш Манеж, где все это звериное изобилие от колибри, величиной с муху, до бабочки размером с дамскую шляпку, не говоря уж о слонах, тиграх, крокодилах и других милых зверюшках, блистательно и в изобилии было представлено на фотографиях, выполненных фотографами «National Giographic», агентства «Рейтер», журнала «Photographer». Красочны и обильны были и фотоохотничьи трофеи отечественных фотографов.

Описывать эту выставку невозможно: пришлось бы рассказывать о каждом из тысяч снимков, заполнивших оба горизонта Манежа, потому что каждый из них был уникален, удивителен, неподражаем.

Сам процесс фотографирования в большинстве случаев довольно прост: достаточно с Nikon или Canon залезть по горло в зеленовато-теплую воду в дельте Волги, к примеру, прикрыться камышом и сидеть в такой позиции сутки, двое, трое – пока не поймаешь кадр. Такова цена «решающего момента» на фотоохоте. Конечно, иногда случаются и непредвиденные удачи, но это кому как повезет.

В. В Егоров. «А. И. Микоян (справа) и Иосип Броз Тито во время охоты». 1963

Сама по себе выставка была интересна еще и тем, что, переходя от стенда к стенду, зритель как бы перемещался в фотографическом времени-пространстве: из конца XIX века, представленного незатейливыми бытовыми снимками дам-аристократок с любимыми собачками на руках, и телег, нагруженных охотничьими трофеями великого имярека (саму охоту в те времена снимать еще не умели); затем через середину XX века с постановочной «репортажной» фотографией корифеев советской журналистики Евгения Халдея и Марка Редькина (серия снимков Халдея «Промысел бельков в Белом море», 1946 г., сегодня повергает в глубокий обморок активистов «Гринписа»), и наконец, к современной скорострельной фотострельбе «в лет» с сохранением всей трепетности уникального неповторимого эпизода из звериной жизни. Поражают как красочная экзотичность сюжетов, так и мастерство профессиональных фотографов National Giographic и других аналогичных западных изданий: они сумели сфотографировать все-все: – и как страстно лев любит львицу, и зверские звериные драмы, и «что кушает на обед крокодил»…

Дмитрий Фридман. Танзания, 2007

 

Фрэнк Лиин. «Крокодил с рукой человека в зубах». По официальным данным корокодил откусил руку ветери

 

Конечно, соревноваться с ними петербургскому клубу фотоохотников не под силу, да и львов с обезьянами мы можем сфотографировать лишь в клетках зоопарка, и трофеи наши поскромнее: синички-мухоловки, жучки-паучки. Однако, к примеру, серия Андрея Френкеля «Проблемы питания» и по выразительности, и по мастерству съемки достойна самой высокой оценки: пять птичьих гнезд с прожорливыми птенцами, раскрывшими жадно клювы, и пять пернатых родителей разных птичьих пород, не могут не вызвать доброй улыбки зрителя. И даже в центре города можно подстеречь какую-нибудь неожиданность в птичьей жизни, как это сделала Татьяна Козлова. Забавные, психологически выразительные ситуации она сумела показать в серии «Отец»; вот только обозначить породу птичек мне не под силу, мои орнитологические познания позволяют отличить голубя от вороны, но в данном случае это … галки, наверное? Или нет?

И все же у зарубежных фотографов есть достойные соперники и у нас. Отечественные фотографы, участвовавшие в конкурсе «Золотая черепаха» на звание «Лучшего фотографа дикой природы» не ударили в грязь лицом, хотя, надо полагать, изрядно выпачкались в поисках этой самой «дикой природы». Лучшие из 13000 снимков были показаны в нашем «Манеже» – и, уверяю вас, на «черепаховых» стендах было на что посмотреть!

Николай Шпиленок. «Перед дракой». «Лучший кадр природы России» а номинации «Звери»

«Фотографом 2007 года» стал Сергей Горшков, тот самый фотоохотник, который наблюдал – и фотографировал – жизнь бакланов, сидя по горло в воде волжской Ахтубы. Снимок «Спор» – один из его трофеев. А вот медведей Горшков снимал на другом конце России, в Южно-Камчатском заповеднике, – фотоэкзотичные земли есть не только в Амазониях… И более того: совсем необязательно забираться к черту на куличики в таежные дебри, чтобы найти зверски занимательный сюжет: в брянском болоте Николай Шпиленок сделал «лучший кадр природы России» и, добавим, самый забавный снимок «Перед дракой». Фототрофеи, представленные на «Золотой черепахе», вдвойне было интересно рассматривать, не торопясь: отлично напечатанные они были снабжены краткими пояснительными текстами о местах съемки, характере ситуации и условиях фотографирования – это было любопытно!

Повторюсь: почти о каждом снимке, выставленном в Манеже, можно было бы рассказать подробно, но – лучше всего было бы их увидеть. Чтобы вы могли составить некоторое представление о фотовыставке, предлагаем вам несколько снимков с вернисажа.

Брюс Тэннер. Из серии «Собаки в париках»

 

Нельзя не сказать, по справедливости, о той колоссальной подготовительной работе, которую проделали устроители выставки, кураторы Манежа. Они не только обеспечили очень солидный международный уровень представительства, но и придали фотовыставке характер впечатляющей эколого-просветительской акции, высоко оцененной многочисленными посетителями Манежа. Нельзя не видеть, что традиционные ежегодные осенние фотовыставки в Манеже уже давно вышли за рамки преимущественно городских, как это было несколько лет назад, став достаточно авторитетными в международной фотографической жизни. К достоинствам петербургских вернисажей нужно отнести общественную значимость четко декларируемой тематики, широкие экскурсы в архивно-историческую фотографию, широкое участие в экспозиции не только москвичей (Дом фотографии, Союз фотохудожников России), но и многочисленных провинциальных авторов.

Но тем более заметным становится отсутствие на манежных вернисажах работ ведущих фотокорреспондентов города; утратила свои позиции в фотовыставочной сфере и секция фотокоров творческого Союза журналистов Петербурга.

Выставка «Птицы, звери, люди» прошла; все разъехались по свои норам и берлогам. Впереди у нас 13 традиционная Фотоярмарка. До встречи на ней!




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
06.09.2015
Магия танца: Сюрреалистические фотографии от танцовщицы балета
05.08.2015
Африканская Одиссея: Фотографии, от которых захватывает дух
06.07.2015
“Электрическая вселенная”: Светографика на пленочной камере
05.07.2015
Вымирающие племена: Портреты с отдаленных уголков Земли
02.07.2015
Волшебное сияние: Фотографии светлячков в темных пещерах