Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Жиль Карон: я хотел понять

Главная / Статьи / Биография
Жилю Карону было достаточно всего 5 лет, чтобы заявить о себе как об одном из наиболее великих фоторепортеров своего времени. За свою короткую стремительную карьеру он успел сделать столько, сколько другие фотографы не успевают сделать за всю долгую жизнь. Жилю Карону было только 30 лет, когда он мистически исчез на дороге Камбоджи.
17.09.2012
Дарья Жилкина

Учеба

     Родившийся 8 июля 1939 года в Нейле-сюр-Сене (Франция) Жиль Карон был вынужден после развода родителей провести 7 лет в колледже-пансионе Нотр-Дам-де-Нежа в Аржантьере (Верхняя Савойя). В 1954 году он поступает в английскую школу Порт-Марли, где знакомится с Андре Шарлеманем Дереном – сыном известного художника-фовиста, – который  впоследствии сыграет решающую роль в выборе Жилем карьеры фотографа. Свое образование молодой человек продолжает на факультете журналистики в Париже, сотрудничая в то же время с Clarte, газетой Союза студентов-коммунистов Франции. Летом много путешествует автостопом по Югославии, Турции, Индии. Свою серьезную страсть к занятиям конным спортом он разделяет с увлечением прыжками с парашютом, которое ему обошлось дорого – дипломированный парашютист, он был призван в 1959 г. проходить военную службу в десантных войсках в Алжире. Эта война, против которой он восстает всем существом, делает его приверженцем леворадикальных взглядов. Его переписка с матерью, в ходе которой он делится мыслями о происходящем в Алжире, послужит позже основой для его книги «Я хотел понять». А после путча генералов в 1962 году он отказывается воевать, за что его приговаривают к двум месяцам тюрьмы.

Начало фотокарьеры

     Вернувшись в Париж, Жиль Карон, увлеченный живописью, открывает галерею. Но встреча с давнишним другом Дереном становится судьбоносной, кардинально изменив наметившийся ход событий. Влюбленный в фотографию Дерен советует Жилю купить фотоаппарат. Начав, как многие фотолюбители, с кадров своего ребенка, впечатленный Карон делает несколько снимков пожилых дам на скамейке, игроков в шахматы в Люксембургском саду, которые он при случае показывает своему знакомому, сделавшему карьеру в фотографии моды. Тот находит изображения замечательными, с одной лишь оговоркой, что актуальнее снимать известных лиц. Подбодренный похвалами специалиста начинающий фотограф устраивается помощником Патриса Молинара, фотографа моды и рекламы, с задней мыслью, что однажды он будет работать в прессе: «Я всегда имел желание объехать мир…»

Демонстрация протестантов-оранжистов в лондондерри, Северная ирландия, август 1969

 

  Так оно и случилось – уже через несколько недель Жиль Карон переходит работать в агентство Apis (AgenceParisienned’InformationSociale – Парижское агентство социальной информации), где он чередует съемки концертов, премьер спектаклей, фильмов, модных показов с освещением политической жизни Франции. По признанию самого Карона, такая разносторонность в работе, «когда ты делаешь все – это лучшая из практик, которые существуют». Таким образом, Жиль сфотографирует Бельмондо, Брижитт Бардо, Клода Франсуа, шейха Ирана, Мартина Лютера Кинга, Сержа Гэнсбура и Джейн Биркин… Покинув Apis, после недолгой работы в агентствах Vizoи PhotographicServiceЖиль Карон в декабре 1966 г. присоединяется к Раймону Депардону, Юберу Анротту и Жану Монте, основавшим агентство «Гамма», которое освещало всю парижскую жизнь во всех ее проявлениях. «В начале работы агентства я делал по три репортажа в день, работая без выходных, и я их абсолютно все продавал. Это была настоящая вереница людей и событий».

Палестинская жертва. Взятие иерусалима, Шестидневная война, израиль, июнь 1967

 

     В общем-то, традиционное начало карьеры молодого фотографа того времени.

 

Известность

     Но случаю было угодно распорядиться,чтобы в июне 1967 г. Жиль отправился в Израиль для съемки репортажа о французской певице болгарского происхождения Сильви Вартан, идоле поклонников музыки в стиле йе-йе, именно в тот момент, когда там разразилась Шестидневная война. Не зная совершенно ничего о профессии военного репортера, молодой неизвестный фотограф берет своих коллег скоростью. Оснащенный своим Nikon F он, покинув автобус с фоторепортерами, арендует машину и устремляется за израильской армией, достигнув первым Суэцкого канала.

Американский патруль 173 бригады десантников, Южный Вьетнам, декабрь 1967

 

     «Мои коллеги из агентств ежедневной прессы AFP, AP, UP, телевизионных служб, CBS, NBC удовлетворялись автобусами, которые им предоставляли возможность курсировать в ограниченном пространстве, записывая 3-4 интервью и делая 3-4 изображения, иллюстрирующие худо-бедно войну, то есть танки, песок… Мне же для преодоления застав служили пропуском израильские солдаты, ехавшие автостопом, чтобы догнать свои подразделения, которых я брал по дороге. В результате я прибыл в Иерусалим в самый разгар столкновения, и, следуя за армией, я пришел к стене Плача. Поскольку это было первое израильское подразделение, прибывшее туда, мне удалось реализовать действительно сенсационный репортаж… Я сделал серию снимков генерала Моше Даяна в каске перед стеной… На следующий день я отправился на Синай, убежденный, что меня уже опередила куча журналистов. Я обгонял людей весь день. Повсюду были трупы. Это было поистине впечатляюще… Но меня гнала вперед уверенность, что здесь уже все снято, надо идти туда, где идет сражение». Достигнув берега Суэцкого канала одновременно с армией генерала Ариэля Шарона, он ловит в объектив египетскую армию в беспорядочном бегстве.

Бригада американской армии, Южный Вьетнам, декабрь 1967

 

    Эти сенсационные фотографии о войне на Синае откроют Жилю Карону самые большие и важные страницы международных изданий. Так, «Пари Матч» опубликует 16 страниц с его кадрами, что является исключительным фактом для молодого фотографа начинающего агентства… Которое за одну ночь стало ведущим мировым агентством.

Улица Сэн-Жак, Париж, 10 июня 1968

 

Вьетнам

     Начиная с этого события, Жиль уже не сможет довольствоваться съемкой рутины повседневной жизни. Деятельная отважная натура, активная гражданская позиция, требующая справедливости, влекут его в горячие точки, несмотря на то, что вот-вот должен родиться второй его ребенок. «У меня нет желания снова писать о Париже. Теперь я хочу делать совершенно другие вещи, действительно важные. В результате я все лето бездействовал, так как одна мысль о бытовых репортажах подкашивала меня на корню. И однажды я себе сказал, что необходимо что-то предпринять. И я уехал во Вьетнам…»

Американский солдат. Сражение Дак То, холм 875, Южный Вьетнам, ноябрь 1967

 

      Шел 1967 год. Вьетнам раздирает на части один из наиболее ужасных конфликтов той эпохи, замешанный на противостоянии двух соперничающих идеологий.

    На холме 875 вДак То, где происходит решающая битва вьетнамской войны, одно из самых смертельных сражений, Жиль Карон неустанно свидетельствует о сумасшествии людей, о жертвенной молодости сражающихся, разоблачая своими изображениями эти войны, которые он ненавидит, но находясь не с 180 специальными посланниками, спрятанными в полевом бункере базы, а с первой волной морских пехотинцев. С ними он поднимается в ад, потопленный в огне, не переставая фотографировать. «Мои фотографии? Я их делаю в движении, я снимаю то, что меня трогает, задевает и, в случае с Дак То, все, что я видел среди взрывов…»

Париж, май 1968

 

   Необычные изображения этого хаоса появятся затем по всему миру. «Ты находишься там, раздавленный в лепешку, как и другие. Ты ныряешь в дыры, ты стоишь перед молодым парнем, простертым перед тобой, ты делаешь фото и проходишь мимо… В Дак То не было места, чтобы спрятаться, твое местонахождения ничего не меняет, потому что это была минометная очередь… Я добрался наверх, совершенно забрызганный кровью, плотью… Вокруг меня подрывались люди…»

      Во Вьетнаме Жиль Карон реализовал 131 пленку, и его изображения были опубликованы практически по всему миру.

 

От одного конфликта к другому

   Далее уже фотограф, не останавливаясь, переходит от одного конфликта к другому, поскольку «повседневные репортажи Парижа вгоняют меня в тоску», беря невероятные риски, чтобы добыть снимки истины, без тени нездорового любопытства или эстетизма. Всегда в эпицентре событий, с острым взглядом, он следует правилу своего учителя, знаменитого Роберта Капы, для которого «если фотография получилась не очень хорошей, это значит, что фотограф не был достаточно близко».

   В апреле 1968 г. Жиль Карон едет в Биафру, провинцию сепаратистов Нигерии, мучимую сражениями и голодом, где были вырезаны десятки тысяч гражданских лиц при всеобщем безразличном незнании. Он станет одним из первых фотографов, изображения которого разбудят мир, нарушат безмолвие. Он представит мировой общественности геноцид, опубликовав сцены редкой жестокости, показав потерянных скелетоподобных детей и воинов, для которых ракеты служат военным украшением.И, как и прежде, он отказывается оставаться в лагерях группировок, отправляясь в джунгли, в засады, откуда он принесет 33 пленки, богатые изображениями жизни и смерти. Широко известна его серия о наемнике, убитом в сражении. Другая его фотография получит международный приз «Золотой объектив» в номинации «Лучшее фото года».

Солдат ибо, Биафра, апрель 1968

 

    В Биафре Жиль встречает фотографа Дона МакКаллина, который позже скажет: «Это был единственный молодой коллега, к которому я испытывал глубокое и искреннее уважение». Здесь же завязывается дружба с молодым доктором Бернаром Кушнером, который вскоре образует гуманитарную организацию «Врачи без границ».  

Париж, май 1968

 

    Жиль Карон вернется снова в Биафру в июле 1968, чтобы реализовать еще 37 пленок перед тем, как вернуться в страну в третий раз три месяца спустя.

   А перед второй поездкой в Биафру Карон фотографирует Париж, воспламенившийся в мае 1968 г. – с той же безжалостностью, с той же вездесущностью. Перемещаясь от одной манифестации к другой, он без устали фотографирует, днем и ночью – с первых булыжников, вырванных из мостовых 3 мая и брошенных в стражей порядка, до обширной профсоюзной манифестации 29 мая и ответной демонстрации на следующий день: восстающих студентов, напор в центре Латинского квартала, избиение полицейскими дубинками, Даниэля Кон-Бандита, захваченного перед Сорбонной, а также Мендеса-Франса, Шарля де Голля во время официального визита в Румынию, Сартра… Май 68 года остается одним из сильных периодов его головокружительной карьеры.

Париж, май 1968

 

     После небольшой передышки Жиль Карон решает отправиться 12 августа 1969 г. в Ирландию, предвидя, что там собирается произойти что-то по случаю демонстрации оранжистов. Инстинкт его не подвел. Он оказывается посреди необузданного насилия в Лондондерри, в Белфесте. Неделю спустя он уже снимает в Чехословакии годовщину подавления Пражской весны советскими танками. В своем номере от 30 августа «Пари Матч» опубликует оба его репортажа. Равно его снимки появятся в большинстве других мировых изданий.

Париж, май 1968

 

    В феврале 1970, в компании Роберта Пледжа, Мишеля Онорина и Раймона Депардона, Жиль примыкает в Тибести к мятежникам тубу в борьбе против войск Чада, поддерживаемых французской армией. Все четверо будут арестованы силами закона и помещены под стражу на 25 дней. Это не помешает Карону передать 11 пленок своей семье. Репортажи будут повсеместно опубликованы.

Жан-Поль Сартр

 

      Кажется, что молодой репортер вездесущ, он одновременно повсюду. Его друг и вечный соперник Дон МакКаллин делится: «Как только разворачивался где-то новый конфликт, я торопился как можно быстрее быть там, из страха найти Жиля уже на месте».

 

 

Последний репортаж

     В апреле 1970 Карон заявляет Роберту Пледжу: «Я собираюсь поехать в Камбоджу. Это будет действительно в последний раз. До сегодняшнего дня удача сопутствовала мне. Но надо, чтобы я остановился». Видимо, его замечательная интуиция, которая способствовала его успеху, и сейчас ему подсказывала важное решение, но предотвратить беду не смогла.

     5 апреля 1970 г. Жиль Карон исчезает с двумя другими французами, журналистом Ги Аннотои молодым специалистом, работающим в Камбодже, Мишелем Визо, на дороге №1, которая связывает Пномпен с Сайгоном, в зоне, контролируемой красными кхмерами. Его тело никогда не будет найдено. И он никогда больше не увидит своих двух дочек. Его вдова Марианна, с которой он познакомился в 14 лет, в 2007 году основала Фонд памяти Жиля Карона.

     За очень короткое время Жиль Карон реализовал исключительный по своей интенсивности труд – 3000 пленок и 800 репортажей. Простота, честность и храбрость репортера позволили ему создать множество очень жестких, правдивых фотографий, без каких-либо уступок, которые демонстрируют максимум уважения к действующим лицам драм и беспристрастность, которые пробуждают сознание зрителей. Проживший свою жизнь в ритме конфликтов, Карон являлся честным свидетелем, фотографом истины и как Роберт Капа стал легендой.

 

Автор статьи - Дарья Жилкина.




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
10.01.2013
Джон Беллок – фотограф Сторивилля
22.11.2012
Маленькие фотографии как шепот о важном
17.09.2012
Жиль Карон: я хотел понять
12.04.2012
Необычный фотограф Annie Leibovitz
12.04.2012
Шведский фотограф Кристер Стромхолм