Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Photokina’2006: Что же нас ждет впереди?

Главная / Статьи / Фотоотчеты
Интерес потребителя просто необходимо периодически подогревать новинками. Новинки же принято анонсировать на специальных фотовыставках (именно туда привозят новые цифровые фотоаппараты или их прототипы незадолго до появления на прилавках магазинов). Итоги эволюции цифровой фототехники в текущем году подвела выставка Photokina’2006, прошедшая в Германии в конце сентября. Мы сегодня обойдемся без детального описания представленных новинок, а постараемся выявить тенденции и технологии, характерные для нового витка борьбы за кошелек покупателя.
12.10.2006
Дмитрий Башков

 

В мыслях о грядущем

 

Компактный цифровой фотоаппарат в общественном сознании трансформируется в нечто вроде мобильного телефона: основная функциональность (делать снимки нормального качества) уже достигнута. Производители начинают баловать нас то дизайнерскими изысками, то коммуникативными опциями (Wi-Fi, Bluetooth), то совсем уж невиданными «наворотами». Польза от всего этого минимальна, но появляется психологический перевес над конкурентами. Владельцев компактных фотоаппаратов пытаются «подсадить» на различные платные сервисы (веб-галереи, он-лайн печать и т.п.) – аналогичные сервисы, встроенные в мобильные телефоны, приносят их создателям стабильный доход, незаметно «выкачивая» деньги обывателей. Являясь необходимой составляющей современного образа жизни, компактный фотоаппарат не уйдет из нее, что лишь подтверждается после появления большого количества 3-МП и 5-МП камерофонов. Ведь теперь можно с уверенность говорить, что даже значительное падение цен на камерофоны не приведет к исчезновению цифровых компактов как класса.

 

 


 

 

 

Дешевые мегапикселы

 

Потребитель хочет получить максимальное качество и удобство в заданном формате, будь то карманная камера, любительская или профессиональная цифрозеркалка. Производитель стремится заработать, продвигая новые технологии. Качество и удобство для него – лишь орудия конкурентной борьбы, как и реклама, которая не столько доносит новые технологии до потребителя, сколько вводит его в заблуждение совершенно бесполезными вещами.

Одна из таких вещей – мегапикселы. Покупатель твердо верит, что чем их больше, тем лучше, и готов за это заплатить. Производителям выгодно поддерживать это заблуждение новыми моделями, которые ничем не отличаются от старых, кроме количества этих самых пресловутых мегапикселов. А ведь рост количества пикселов лишь создает иллюзию прогресса. Прирост в качестве происходит намного медленнее, чем появляется новых моделей.

 

 

В основных характеристиках осеннее обострение конкурентной борьбы на рынке потребительских (непрофессиональных) ЦФК привело к появлению большого количества моделей, различия между которыми незначительны. При сравнении 6-МП и 10-МП матриц компактных камер разница в детализации не превышает 10%, цифровых зеркалок – около 15%. И очевидно, что новый мегапиксельный стандарт (10 МП для «продвинутых» камер и зеркалок, 7 МП для бюджетных решений) нового качества в наше фототворчество не привнес.


Единственным положительным моментом стала «унификация» качества и возможностей у компактных моделей разных ценовых категорий. 7-МП Nikon Coolpix L5, будучи именно недорогой камерой для «народа», может похвастать и пятикратным зумом, и встроенным стабилизатором изображения, и неплохим разрешением. Дешевые компакты теперь не уступают старшим моделям даже в размере дисплея (в L5, как и у большинства его «бюджетных» соперников, установлен 2,5” дисплей), отличаются от более дорогих только его меньшим разрешением, но и это поправимо. Главное, что бюджетный цифрокомпакт нового поколения не уступает более дорогому в главном – в качестве снимков.

 

 


 

 

 

Креатив и эксклюзив

 

 


Фотография – не хобби, а искусство. Смешно рассчитывать, что осенние новинки дадут нечто большее, чем пятипроцентный прирост качества и площади дисплея. Вот поэтому люди уже хотят не просто фотоаппарат – хотят эксклюзива.

Уникальные «дизайнерские» модели косвенно способствуют получению уникальных изображений, поскольку их легко можно принять не за фотоаппарат, а за… полированный кусок деревяшки. Компания Olympus, чью славную историю украшают изящные «дамские» цифрокомпакты серии mju, освоила уникальную технологию обработки прессованной древесины, благодаря которой можно изготавливать фотоаппараты в деревянных «дизайнерских» корпусах, по прочности не уступающих поликарбонату. Представленный на Photokina’2006 прототип фотоаппарата каплевидной формой напоминает своих собратьев линейки mju, но знаменует новый виток борьбы за любовь покупателей.

 

В случае с ЦФК Samsung серии New Vision (NV) внешняя «уникальность» поставлена на конвейер и не сильно ударит по кошельку. Линейка насчитывает три изделия, выполненные в едином стиле: «ультратонкий» NV3, более крупный NV7 OPS с выдвижным объективом и встроенным стабилизатором (оба – 7-МП), а также топ-модель линейки NV10 – самый изящный аппарат в линейке, оснащенный 10-МП матрицей.

Над обликом корейских новинок дизайнеры потрудились на славу: белый логотип Samsung на бархатно-черном фоне прямоугольного корпуса смотрится удивительно органично, а ретро-дизайн (в стиле пленочных компактов класса «люкс») и надпись Schneider-Kreuznach на ободке объективов вырвут вздох ностальгии у любителей фотоклассики.

 

В NV7 и NV10 все это сочетается с революционной системой управления (собственно, потому-то линейка и называется New Vision). Система эта построена на использовании контекстных сенсорных клавиш. По периметру шикарного дисплея этих моделей расположены безымянные сенсорные кнопки, и в зависимости от выбранного режима они отвечают за различные функции – от «прокрутки» фотографий (достаточно провести пальцем вдоль ряда сенсорных кнопок) до настройки съемочных параметров.

 

Управление с помощью контекстных кнопок встречается сегодня в любом мобильнике, но ЦФК Samsung NV-серии стали первыми фотоаппаратами, где реализовано нечто подобное.

 

 

Традиционнее выглядят остальные новинки имиджевого класса: Nikon S7c, Pentax T20 и Sony T50. Они выполнены на основе одинаковой 7-МП матрицы и имеют дисплей с диагональю 3”, причем T20 – единственная из этой тройки камера с выдвигающимся при зумировании объективом. Sony, впрочем, сумела порадовать своих поклонников не только приятным на вид «ультракомпактом» T50, но и продвинутой 10-МП «имиджевой» камеройDSC-N2, отличительной особенностью которой является сенсорный дисплей. N2 составит достойную пару корейской NV10, изящный футуристический дизайн противопоставив ностальгическому.

 

 


 

 

 

Технологии-клоны

 

Технологии совершенствуются, но если у одного из игроков рынка появилось то, что ценит потребитель, оно с большой вероятностью получит развитие в продуктах другого производителя.

Так было с устройством очистки матрицы зеркальных ЦФК от пыли, оседающей в процессе смены оптики. Впервые эта система появилась в цифрозеркалках Olympus под названием SWF (Supersonic Wave Filter), но этой осенью была обнаружена в новинках Sony A100 и Canon 400D, причем в усовершенствованном виде (пыль стряхивается при выключении камеры, а не при включении – снижается задержка подготовки к съемке).

 

Клонируются даже не сами технологии, а грамотная рекламная стратегия. Как известно, пионером в деле внедрения в бытовые ЦФК оптической стабилизации является компания Panasonic. Благодаря мощной рекламной поддержке все узнали, что такое система Mega O.I.S., как она важна. Но Panasonic акцентировал внимание не на техническом решении, а на резкости изображений – она для большинства владельцев пленочных и цифровых «мыльниц» остается важнейшим критерием качества снимков.

 

Теперь эта же реклама работает на новинки конкурентов. Почти все новинки среднего ценового диапазона укомплектованы оптическим стабилизатором. Независимо от технической реализации (система основана на сдвиге матрицы или на встроенной в объектив подвижной линзе) и названия (IS, VR, SR, OIS), стабилизаторы зримо повышают количество четких снимков, что важно для компактных камер и полезно для зеркальных.

 

 



Не зря снабжены стабилизатором Sony A100 и Pentax K100D/K10D. Владельцам зеркалок Canon или Nikon придется раскошелиться на профессиональные объективы со стабилизатором или в ответственных случаях брать с собой штатив, но популярным брендам не стоит бояться конкурентов, так как у них есть марка. А вот производителям компактных фотокамер при отсутствии стабилизатора приходится снабжать девайсы чем-то, компенсирующим его отсутствие («электронный стабилизатор», съемка на высоких ISO).

 

Fujifilm давно славится качественной съемкой на высоких ISO, а в новых ЦФК («карманной» F30 и «псевдозеркалке»S6500) установил новый стандарт – 3200 единиц на полном разрешении 6-МП матрицы. Главной особенностью 10-МП «цифромыльницы» mju 1000 является не изящный дизайн или «всепогодный» корпус, а возможность съемки на рекордной чувствительности 6400 ед. (с пониженным до 3 МП разрешением). Есть и спецкнопка, которая, наряду со стандартными опциями улучшения качества изображений после съемки (устранение эффекта красных глаз, осветление темных участков), позволяет частично устранять эффект «шевеленки» на сделанных снимках.

 

Появление более совершенных алгоритмов обработки изображения привело к увеличению количества компактных ЦФК, способных уверенно функционировать в условиях слабого освещения. Стало возможным использование камеры на концертах, презентациях и вечеринках, когда использование вспышки запрещено или не обеспечивает желаемого результата. Вместо оптического стабилизатора такие аппараты, как F30 или mju 1000, включают высокую чувствительность и, соответственно, выставляют в авторежиме короткую выдержку.

 

Эти манипуляции, конечно, не так эффективны, как действие полноценного оптического стабилизатора (вместо кадров с «шевеленкой» получаем более зернистые изображения). Но ведь и оптический стабилизатор не спасет от смаза, если объект съемки быстро движется.

В новых продуктах Panasonic полноценная стабилизация сочетается с электронной. Камеры начального уровня FX50 и FX07 (обе – 7-МП), любительская модель LX2 и псевдозеркалка FZ50 (по 10 МП) оснащены процессором Venus Engine III, который обеспечивает более низкий уровень шума и зернистости, по сравнению с моделями прошлого года. Возможна съемка при ISO 1600 на полном разрешении и на ISO 3200 – с пониженным.

 

Уникальная функция интеллектуального контроля чувствительности (Intelligent ISO Control или I.I.C.) определяет подвижность объекта съемки и при необходимости изменяет рабочее значение ISO (выставляет короткую выдержку, если объект съемки движется, или уменьшает чувствительность, если он статичен). Это дает дополнительную защиту от «смаза» и способствует достижению лучшего качества.

 

Fujifilm S9600

Panasonic FZ50 – одна из трех «псевдозеркалок», анонсированных к Photokina’2006. Компанию ей составляют Fujifilm S9600 и S6500fd. В S6500 – шесть мегапикселов, в S9600 – девять, в FZ-10 – десять. Детализация изображения, несмотря на неодинаковые матрицы и оптику, у старших моделей практически одинакова. S6500fd уступает им незначительно, обеспечивая на высоких ISO меньший уровень шума. Будучи самой простой и дешевой из трех новинок, эта камера оснащена функцией определения лица в кадре: в особом режиме камера находит в кадре лицо человека и фокусируется на нем, обеспечивая при съемке портретов максимальную четкость.

Данная функция нашла применение и в другой новой модели Fujifilm – F31fd, – будучи основным отличием новинки от популярной модели F30. S6500fd и F31fd изготовлены на базе одной и той же матрицы и процессора, обеспечивают высокое качество изображения, но главными их козырями названы съемка на высокой чувствительности и функция face detection (fd), неоднократно встречавшаяся нам под другим названием в цифрокомпактах Nikon. Чтобы производить четкие снимки, новинкам Fujifilm не требуется ни штатив, ни стабилизатор изображения!

 

 


 

 

 

«Профессиональный» фотолюбитель

 

 



Сменную оптику выгодно продавать. В перспективе, это даже выгоднее, чем продавать сами зеркалки. Производить «пластмассовые» зеркалки дешевле, чем способные конкурировать с ними по возможностям и качеству картинки аппараты со встроенной оптикой. Благодаря расхожему мнению о «профессиональности» таких моделей, их проще продавать. Все это в совокупности стало причиной исчезновения с прилавков «серьезных» аппаратов с несменной оптикой. С появлением зеркальной камеры Sony A100 с прилавков исчез самый грозный конкурент зеркалок Sony R1. И это в то самое время, когда большинство владельцев недорогих зеркалок используют только оптику, идущую в комплекте с аппаратом!

С другой стороны (с той, где дешевле), «псевдозеркалки» атакуют любительские цифрокомпакты. Выразительным представителем этого семейства можно считать новый Canon G7, который принципиально (!) отличается от легендарных и очень популярных в народе предшественников (G6/G5/G3). Отличается он классом – это типичный любительский цифрокомпакт, пусть и «навороченный». G7 – это вариация на тему 10-МП A630 со встроенным стабилизатором и большим зумом. Объектив менее светосильный, но больше кратность зума и есть оптический стабилизатор изображения. На самом деле, продолжением достойной со всех точек зрения G-серии с ее замечательным светосильным объективом стали зеркальные аппараты уровня 350D/400D.

 

На рынке потребительских зеркалок появляются новые имена, что способствуют усилению конкурентной борьбы. Противопоставление «новых» производителей (Samsung, Sony) и старых воплощается в противопоставлении функциональной «продвинутости» и «традиционности». Sony А100 – пока единственная зеркалка, в которой установлены и встроенный в крепеж матрицы стабилизатор изображения, и система стряхивания пыли. Имея большой видоискатель, «быстрое» управление со множеством механических переключателей (свойство, унаследованное от зеркалок Konica Minolta), A100 не уступает своим конкурентам и в плане системности (поддерживается оптика с байонетом Minolta A, множество новых объективов от Sony).

 

Однако, отзывы тех, кто недавно приобрел A100, сильно разнятся между собой, что наводит на мысль о разной надежности конкретных экземпляров фотоаппаратов и оптики. Nikon D80 – воплощение противоположного подхода. В отличие от всех новинок в любительском классе (кроме урезанной во всех отношениях 6-МП зеркалки Pentax K110D, рассчитанной на экономного пользователя), D80 не имеет ни встроенного стабилизатора, ни автоматического стряхивателя пыли. Тем не менее, цена на новую зеркалку Nikon без объектива выше, чем на A100 вместе с оптикой.

 

Дифференциация некогда монолитного класса любительских цифрозеркалок аналогична имевшему место пару лет назад разделению «псевдозеркалок» на «легкие» (Canon G5, Nikon 8400, Olympus 7070, Sony V3) и «крупногабартные» (Canon PRO 1, Nikon 8800, Olympus 8080, Sony R1). Наряду с внушающими уважение одним своим видом Nikon D80 или Pentax K10D, появляются компактные и простые зеркалки – упомянутая Pentax K110D, претендующая на статус low-end среди зеркальных аппаратов; самая компактная на сегодня зеркалка Olympus E-400 (380 г, 130x91x53 мм), не утратившая функциональности (10-МП матрица стандарта 4/3, эргономичный покрой и встроенный «пылесос» SWF).

Olympus E-400



В том что касается любительских зеркалок, Olympus движется вперед наиболее адекватными шагами, не вводя в заблуждение ложной «профессиональностью», но предлагая качественные аппараты по доступной цене и в комплекте с весьма достойной «китовой» оптикой – все ближе к уровню своих пленочных зеркалок легендарной линейки OM. E-400 воплощает мечту о гармоничном сочетании компактности и качества изображения, общую для большинства фотолюбителей. Формат кадра с соотношением сторон 4/3, продвигаемый Olympus, удобен для публикаций в журналах и на веб-сайтах.

 

 


 

 

 

Великолепная пятерка

 

Осенью нас ждут пять совершенно самобытных профессиональных новинок, не имеющих ничего общего с апгрейдом матриц и популистскими функциями своих любительских собратьев. Аппараты абсолютно уникальны, что им и положено по статусу.

Fujifilm FinePix S5 PRO

Fujifilm FinePix S5 PRO пришла на смену одной из самых популярных «студийных» зеркалок, выпущенной еще в начале 2004 года. Матрица SuperCCD SR досталась от S3 почти в нетронутом виде и насчитывает 12 мегапикселов, ровно половина из которых регистрирует слабый свет, а другая половина – яркий. В совокупности это дает 6 эффективных («общих») мегапикселов, так как пара таких пикселов оснащена одной общей микролинзой. Спаренная пиксельная ячейка нужна не для того, чтобы пиксел не заскучал, – она обеспечивает расширенный в тенях и светлых участках яркостный диапазон, приближенный к негативной пленке.

В отношении матрицы ничего принципиально нового, по сравнению с моделью 2004 года, Fujifilm не предложила (за исключением оптимизации алгоритма захвата изображения с матрицы для снижения яркостного шума в тенях), чем, несомненно, разочарует многих, кто ее ждал. По детализации S5 уступает 10-МП Nikon D200, на базе которой она сконструирована. Превосходство в динамическом диапазоне не столь существенно, чтобы новинка казалась предпочтительнее собрата с логотипом Nikon. Самым существенным отличием S5 от предшественника является именно то, что новинка является почти полной копией Nikon D200 и смотрится совсем не так внушительно, как S3, выигрывая у предшественника в многочисленных мелочах (2,5” дисплей, 11-точеченая система АФ, новый имидж-процессор с поддержкой ISO 3200, в несколько раз более емкий буфер серийной съемки).

 

 


 

 

Еще оригинальнее зеркалка Sigma SD-14, оборудованная 14-МП матрицей типа Foveon X3, – в этой матрице три слоя по 4,7 МП (2640х1760), каждый из которых отвечает за один цветовой канал (RGB). Итоговая картинка достигается без цветовой интерполяции, присущей обычным матрицам, где один пиксел регистрирует только один цветовой канал, а соседние пикселы различаются по цвету, на который они реагируют. В процессе оцифровки данные соседних пикселов усредняются по сложному алгоритму, причем этот алгоритм у различных производителей разный, и при использовании одной и той же матрицы конечный результат может быть неодинаков. Естественно, цветовая интерполяция не способствует достижению максимального качества, но и «слоеная» матрица в зеркалках Sigma имеет недостаток – невысокое разрешение конечного изображения.

 

В любом случае, количество указываемых в техпаспорте пикселов, что у Canon/Nikon (10 МП), что у новой зеркалки Sigma (14 МП), дает лишь относительное представление о выходном качестве, поскольку в обоих случаях реальное разрешение меньше (у Сигмы – ровно в три раза, у других производителей все зависит от эффективности алгоритма интерполяции).

 

Печать на небольших форматах изображений, полученных с помощью «трехслойных» матриц, дает немного лучшее качество, но при увеличении формата печати различия стираются. Результат съемки многочисленными камерами с баеровскими матрицами на небольшом формате считается достаточным. Целью «мегапиксельной гонки» является увеличение максимального формата печати при заданном качестве, а не повышение планки качества как таковой. Поэтому матрицы Foveon не прижились на рынке и нашли применение в продуктах всего двух производителей – в цифровых зеркалках Sigma (SD-9 и SD-10 с 10-МП матрицей) и Polaroid x530 – до недавнего времени единственного компактного аппарата с матрицей Foveon.

 

SD-14 стала новым шагом на пути к прогрессу и качеству. Она оборудована пятиточечной системой автофокуса, большим видоискателем с 98% покрытием кадра и надежным затвором, рассчитанным на 100 тысяч срабатываний (как у Canon 30D, Nikon D200). Снимки сохраняются как в фирменном формате X3F (RAW), так и в не занимающем много места на карте памяти JPEG. Установленная матрица имеет меньший физический размер, чем в зеркалках Canon, Nikon, Pentax, Sony, и при установке оптики необходимо пересчитывать фокусное расстояние с коэффициентом 1,74х (а не 1,5х, как у конкурентов). Уровень шумов, по идее, должен быть ниже (за счет «слоеной» матрицы), но проблема с широкоугольной оптикой по-прежнему актуальна.

 

На мой взгляд, SD-14 не составит серьезную конкуренцию таким продуктам, как 30D, D200. Это объясняется двумя факторами – отсутствием сети фирменных сервисных центров и сложностью в покупке аксессуаров/оптики для аппаратов Sigma (объектив этого производителя для зеркалок Canon или Nikon найти намного проще, чем для «родных»). Более интересна представленная на выставке Photokina’2006 компактная Sigma DP1 – камера профессионального уровня, оснащенная точно такой же матрицей, что и SD-14 и оптикой с фиксированным фокусным расстоянием 16 мм (28 мм с учетом кроп-фактора). За счет отсутствия зеркала широкоугольный объектив со светосилой f/4 удалось сделать компактнее. DP1 – единственная на сегодня компактная камера с большой матрицей, если не принимать в расчет Sony R1, которая в несколько раз больше. При этом не следует считать, что по качеству эта модель будет в чем-то уступать SD-14 с соответствующей оптикой (скорее, уж наоборот!).

 

Дизайн новинки весьма невыразителен (Samsung NV-серии в начальной стадии разработки), что для профессионального цифрокомпакта является большим достоинством. Есть возможность ручной фокусировки, все творческие режимы и функции (кроме поддержки внешних вспышек), поддержка формата X3F. О цене, возможно, наиболее любопытной из представленных на выставке новинок, пока ничего не известно. Однако Sigma в этом плане отличается демократизмом.

 

 


 

 

 

Стоимость другой незеркальной камеры профессионального уровня, но со сменной оптикой, –Leica M8 – уже известна. Она составит около $5000. Фактически, новинка является почти полной копией пленочной М7, дальномер на прежнем месте, только вместо пленки установлен нестандартный ПЗС-сенсор производства Kodak большого размера (кроп-фактор 1,3х) с разрешением 10 МП. Чувствительность варьируется от 160 до 2500 единиц ISO. Чтобы пользователь мог наслаждаться не только рисунком, но и разрешением

легендарных объективов Leica M, производитель отказался от прочих программных «улучшательств» вроде шумодава, которые делают картинку менее четкой. Решать подобные задачи пользователю придется с помощью специализированного ПО, но это адекватно уровню столь высококлассного профессионального продукта.

 

 

Наряду с M8 немецкий производитель анонсировал два новых объектива М-серии (Tri-Elmar-M 16-18-21 mm f/4 и Elmarit-M 28 mm f/2.8), которые могут быть с успехом использованы и на пленочных дальномерных камерах Leica MP и М7. Особый интерес представляет широкоугольный «зум», аналогов которому нет ни у одного из производителей профессиональной фотооптики.

 

Следует напомнить, что M8 – уже вторая цифровая дальномерка. Первая – Epson R-D1 – представлена два года назад, создана в сотрудничестве с японской компанией Cosina на базе пленочной Bessa R2a и так же поддерживает оптику Leica M, но оснащена более простой матрицей APS-C формата с разрешением 6 МП и производится не в Германии. Стоимость ближайшего конкурента М8 составляет $3000.

 

Последняя из анонсированных новинок пока что есть только на бумаге. Olympus обещала в следующем году представить долгожданную зеркалку, которая придет на смену устаревшей 5-МП флагманской модели системы Olympys 4/3. С учетом большого количества революционных нововведений потребительского характера, реализованных в серийно производящихся цифровых зеркалках (система очистки от пыли, визирование по дисплею в цифровой зеркалке E-330), можно рассчитывать на нечто совсем невиданное. Во всяком случае, производитель заявил о своем твердом желании продолжать развивать «цифровую» систему 4/3, подогревая интерес к ней и новой оптикой, в том числе профессиональной, и новыми зеркалками.

 

 


 

 

 

ФОТОРЕПОРТАЖ с выставки Photokina’2006


 

 


 

 

 

.

 

.

 

.

 

.

 

.

 

.

 

.

 

.

 

.

 

.

 

.

 

.

 

.

 

.

 

.

 

.

 




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
13.06.2017
Игорь Верещагин "Given & Stolen"
19.05.2017
Самые дорогие фотографии в мире
30.08.2014
Нет ничего невозможного: Сказочный мир однорукой девочки
30.07.2014
Уличный хаос в черно-белых тонах
17.07.2014
По следам Советского Союза