Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Новое поколение «незеркалок»

Главная / Статьи / Обзоры
Совсем немного времени прошло с момента нового класса цифровых фотокамер – без зеркала, но со сменной оптикой. «Незеркалки» 2010-го года выпуска обходят в плане функций своих предшественников. Ничего удивительно здесь нет, так как конкуренция в этом семействе ЦФК многократно усилилась.
07.03.2010
Дмитрий Башков

 

За Panasonic и Olympus подтянулись компании Samsung и Sony. Ricoh предложила уникальную камеру GXR со сменными моделями матрица-объектив. И уже не первый месяц на форумах мелькают фото якобы готовящихся к выходу в свет «незеркалок» Canon и Nikon. Хотя лидеры рынка на этот счет хранят молчание. Скорее всего, последовать за конкурентами мешает слишком большой парк зеркальной оптики, которую надо кому-то продавать.

Незеркалки со сменной оптикой идеально подходят новичкам, желающим получить «зеркальное» качество картинки вместе с эргономикой, компактностью и стилем съемки «цифромыльниц». Но и для матерых фотолюбителей эти камеры представляют несомненный интерес, ведь фотограф, по сути, ничего не теряет, остановив свой выбор на компактной камере со сменной оптикой вместо зеркалки. Особый интерес представляют самые последние модели «незеркалок», появившиеся в период обострения конкуренции.
 

Panasonic DMC-G10/DMC-G2

Новинки созданы на аналогичной аппаратной базе: используются 12-МП Live MOS матрица и процессор Venus Engine HD II. Физический размер матрицы – 17,3х13 мм. Аналогичная матрица используется в моделях Olympus PEN, которые полностью совместимы с G-серией Panasonic на уровне оптики. Разрешение снимков достигает 4000х3000 пикселов, видео – 1280x720, диапазон чувствительности – 100-6400 ед.

Panasonic не оснащает камеры G-серии встроенной системой стабилизации изображения. Но стабилизатором оснащены некоторые объективы Panasonic, в том числе «китовый» Lumix G Vario 14-42mm f/3.5-5.6 Asph Mega O.I.S.

Система стабилизации Mega O.I.S., встроенная в «китовый» объектив, имеет два режима работы: либо работает постоянно, либо включается при нажатии на кнопку спуска. Первый режим эффективнее с точки зрения борьбы с «шевеленкой», второй – экономичнее по расходу энергии. Характеристики объектива ничем не выделяются среди «китовых» собратьев, но стоит отметить весьма высокое качество картинки, формируемой «китовой» оптикой.

Модели имеют классическую («псевдозеркальную») эргономику, с выступающей рукояткой и электронным видоискателем.

 

G10 преподносится как «самая легкая системная камера с электронным визиром». Размеры – 124х84х74 мм, масса – 336 г (без аккумулятора и карты памяти). Но разница между G10 и G2 исключительно формальная. G2 незначительно крупнее и массивнее (124х84х74, 370 г). Интересно, что G10 пока доступна только в одном – матово-черном – исполнении, а G2 имеет целых три варианта цветового оформления: черный, синий, бордовый.

Визир модели G10 чуть больше по размеру (увеличение 0,7х против 0,52х у G2), дает более детализованную картинку (разрешение 202 kpix, G2 – 144 kpix).

Возможно, сделано это для того, чтобы владельцам G10 было не так обидно. Дело в том, что G10 имеет обычный дисплей, встроенный в заднюю панель. А вот у G2 дисплей сенсорный, и его можно вращать во всех направлениях. В общем-то, это основная разница между двумя моделями. Отметим, что прочие характеристики дисплеев совпадают – диагональ 3 дюйма, разрешение 460 kpix.

Встроенная вспышка довольно мощная (в.ч. 11 метров на ISO 100). На передней панели имеется светодиод подсветки АФ.

На верхней панели предусмотрены два режимных диска: слева – диск переключения режимов фокусировки, справа – основной диск выбора режима съемки, рычажок серийной съемки (одиночная, серийная съемка, брекетинг, автоспуск), рычажок включения питания. Кроме кнопки спуска, предусмотрены отдельная кнопка включения видеозаписи и кнопка Intelligent Auto.

 

 

Из-за наличия большого количества внешних органов управления, камеры Panasonic понравятся фотолюбителям, желающим настраивать все параметры самостоятельно. Но не только. Новичкам, несомненно, понравится режим Intelligent Auto, который вынесен на отдельную кнопку для максимального комфорта. В этом режиме камера автоматически выбирает сюжетную программу (одну из пяти основных – портрет, пейзаж, макро, ночной портрет, ночная сцена), использует стабилизатор изображения и различные «интеллектуальные» функции, такие как:

Face Detection – определение лиц в кадре для выбора оптимальных значений экспозиции и фокусировки. Усовершенствованная функция Face Detection позволяет следить за большим количеством объектов-лиц (до 15).

AF Tracking – автофокус «следит» за объектом до нажатия на спуск, и по нажатии камера делает снимок без задержки.

Intelligent Exposure – «вытягивает» недоэкспонированные области на изображении.

Digital Red-eye – устранение эффекта красных глаз «на лету», то есть непосредственно во время съемки.

Такие «интеллектуальные» функции, как Intelligent Exposure и Digital Red-eye, доступны не только в режиме iA, но и в случае использования некоторых сюжетных программ. Всего доступно 11 сюжетных программ, в том числе интересный режим размытия заднего плана, который пригодится при съемке портретов.

Камеры предполагают использование карты стандартов SD, SDHC и SDXC. Емкость аккумулятора – 1250 мАч, что позволяет сделать около 350 снимков от подзарядки.

Выбирая между двумя этими моделями, необходимо ответить на один единственный вопрос: нужен ли вам поворотный сенсорный дисплей или нет. Если не нужен, то, вместе с моделью Panasonic DMC-G10, имеет смысл обратить внимание на «незеркалки» других производителей…
 

Ricoh GXR

Необычная система, представляющая собой корпус с дисплеем и органами управления, к которому подключаются сменные модули объектив-матрица.

В настоящий момент доступны следующие модули: А12 50mm f/2.5 Macro, S10 24-72mm f/2.5-4.4 VC, P10 28-300mm f/3.5-5.6 VC. Аббревиатура VC расшифровывается как Vibration Correction, то есть встроенный стабилизатор изображения. Принцип работы стабилизатора основан на сдвиге матрицы (sensor-shift), хотя с учетом особенностей модульной системы оптический стабилизатор мог бы быть несколько более эффективен.

Корпус GXR изготовлен из магниевого сплава и имеет салазки, в которые устанавливаются сменные модули. Небольшой выступ-рукоятка в правой части покрыт искусственным каучуком.

Дисплей камеры имеет диагональ 3 дюйма, разрешение – 920 kpix. Электронный видоискатель на корпусе отсутствует, его можно приобрести отдельно и установить в горячий башмак вместо вспышки.

 

Аппарат оснащен встроенной вспышкой, для подъема которой нужно нажать соответствующую кнопку на задней панели (над дисплеем). Рядом находятся кнопки вызова быстрого меню настроек (Direct) и переключения между дисплеем и электронным видоискателем. Последняя, конечно, работает только при установленном EVF. Кнопки навипада можно настроить в соответствии с привычками пользователя. Словом, эргономика GXR выполнена с явным намеком на профессиональный статус данной камеры.

GXR, по сути, это даже не система, а три разные камеры, которые вставляются в один и тот же «чехол». Саму камеру не следует рассматривать иначе как приставку к объективам. Оптика Ricoh – высочайшего качества, оно достигается благодаря сочетанию современного дизайна, использования асферических элементов и низкодисперсионного стекла.

A12 – единственный из трех, оснащенный относительно большой матрицей. В нем установлена CMOS-матрица физического размера 23,6х15,7 мм и разрешения 12,1 МП. Скорее всего, это матрица производства Sony Semiconductor, аналогичная той, которая используется в зеркалках Nikon D5000, Pentax K-x. Относительно крупный размер матрицы в сочетании с неплохой светосилой обеспечивают красивое размытие заднего плана, поэтому GXR в данной комплектации отлично подходит для съемки портретов. Минимальная дистанция фокусировки – 7 см, увеличение – 1/2х. Габариты модели с установленным модулем А12 – 114х70х77 мм, масса – 423 г. Емкости аккумулятора камеры достаточно для получения около 320 снимков, при измерении по стандарту CIPA.

 

S10 – «кит» со стабилизатором и стандартным диапазоном фокусных расстояний. CCD-матрица имеет физический размер 1/1,7”, зато оптика получилась более светосильной и очень компактной, то есть камера вместе с объективом соответствует по размерам обычной «мыльнице», каковой, по сути, и становится (114х70х44 мм, 355 г). Можно сделать около 440 снимков от зарядки.

P10 – модуль, который превращает GXR в мыльницу-ультразум. 10,7-кратный трансфокатор работает в тандеме с 1/2,3” матрицей, что позволило сохранить габариты комплекта на уровне «китового» модуля (114х70х50 мм, 470 г). При использовании GXR с модулем P10 от зарядки можно сделать около 440 снимков.
 

Olympus PEN E-PL1/E-P2

Новинки выполнены в стиле пленочных дальномерок прошлых лет, как и первая «незеркалка» со сменной оптикой Olympus. Держать в руке «кирпичик» со штатным зум-объективом не очень удобно, тем более, дисплей у «Пенов» не вращается. Спорная эргономика – это плата за изящный дизайн.

Модели оснащены 12,3-МП Live MOS матрицей производства Panasonic и имидж-процессором TruePic V. Разрешение фотографий – 4032х3024 пикселов, видео – 1280х720. Максимальная чувствительность – ISO 6400. Обе модели оснащены дисплеем с диагональю 3 дюйма, но по разрешению дисплей не бьет рекордов – 230 kpix.

Серьезный аргумент в пользу PEN – стабилизатор sensor-shift, встроенный непосредственно в камеру и работающий с любым установленным объективом. 

Стабилизатор имеет три режима: горизонтальный, вертикальный и комбинированный сдвиг. Согласно данным Olympus, эффективность стабилизатора E-P2 достигает 4 ступеней выдержки, E-PL1 – 3 ступеней. Для механической системы стабилизации даже 3 ступени – превосходный результат. А вот есть ли реальная разница в одной ступени между двумя «Пенами» – вопрос, ответить на который не так-то просто.

 

Самое существенное конструктивное отличие E-PL1 от E-P2 – наличие у первой встроенной вспышки (в.ч. 10 метров), спрятанной в крышке верхней панели. Габариты моделей отличаются незначительно. E-PL1 имеет габариты 115х72х42 мм, вес 334 г. E-P2 – 121x70x36 мм, 350 г. Корпус E-PL1 – более «квадратный», дизайн утратил ретроизыски – в общем, эта модель не похожа на другие «Пены», а напоминает обычную «мыльницу».

E-P2 имеет два настроечных диска – рифленый серебристый «тубус» в правом верхнем углу задней панели и кольцо вокруг навипада. Диск режимов съемки находится слева на верхней панели и притоплен в корпус.

У E-PL1 диск режимов находится справа, а диски настроек отсутствуют. Управление, таким образом, возложено на быстрое меню. Для его вызова служит кнопка Fn, которая в режиме просмотра используется для просмотра миниатюр. Быстрое меню реализовано удобно, насколько это возможно. С помощью навипада основные съемочные параметры меняются за несколько секунд. Но понятно, что при отсутствии настроечных дисков говорить о комфортной съемке в «творческих» режимах не приходится.

 

Кнопки на задней панели E-PL1 крупнее, появилась отдельная кнопка видеозаписи. На клавиши навипада возложены такие функции, как экспокоррекция, режим вспышки, серийная съемка/автоспуск, режим фокусировки. У модели E-P2 набор немного отличается: ISO, баланс белого, серийная съемка, режим фокусировки, так как экспокоррекция осуществляется с помощью одного из дисков.

С технической точки зрения, основным конкурентным преимуществом обеих моделей Olympus является стабилизатор sensor-shift, который работает с любым установленным объективом. Между собой новинки почти не отличаются ни функционально, ни по габаритам, но идеологически они довольно сильно отстоят друг от друга. E-PL1 по управлению ближе к «мыльницам», чем к зеркалкам. E-P2 – достойный продолжатель семейства цифровых «Пенов», имеющий узнаваемый ретродизайн и полноценный набор органов управления. Это камера для гурмана-фотолюбителя.
 

Samsung NX10

Корейская новинка имеет собственный байонет NX, не совместимый со стандартом Micro 4/3. На сегодня линейка оптики Samsung NX насчитывает три представителя: штатный «блинчик» 30mm f/2, «китовый» зум со стабилизатором 18-55mm f/3.5-5.6 OIS, телевик 50-200mm f/4-5.6 ED OIS. Пополнение линейки – только вопрос времени. Сообщается о разработке компактного «блинчика» с фокусным расстоянием 20 мм, макрообъектива 60 мм, «ультразума» 18-200 мм.

Камера оснащена CMOS-матрицей собственного производства с разрешением 14,6 МП и размером 23,4х15,6 мм (что соответствует стандарту APS-C). Аналогичная матрица используется в полупрофессиональной зеркалке Pentax K-7, которая стоит в два раза дороже, чем «мыльница» Samsung. Несомненно, данная матрица – одно из ключевых преимуществ NX10. Матрица имеет конструктивные оптимизации. Пиксельные ячейки расположены без промежутков (gapless design) и хорошо реагируют не только на фронтальную засветку, но и на лучи, поступающие под углом. Что весьма важно для камер с коротким рабочим отрезком, к каковым относятся все «незеркалки».

Корпус NX10 изготовлен из матово-черного пластика, а его размеры типичны для «незеркалки» – 123х87х40 мм, вес 350 г. Несмотря на то, что матрица стандарта APS-C в полтора раза крупнее Micro 4/3, «незеркалка» Samsung не уступает в компактности конкурентам от Panasonic и Olympus.

NX10 имеет классический дизайн, с выступающей рукояткой и электронным видоискателем. Разрешение EVF – 640х480 точек (общее – 921 kpix). Разрешение основного дисплея ниже – 614 kpix. 3-дюймовый дисплей изготовлен по OLED-технологии, поэтому на солнце изображение на нем хорошо читается.

Набор органов управления позаимствован у любительских зеркалок Pentax, в разработке которых принимала участие корейская компания.

 

Кнопка спуска совмещена с рычажком включения питания. За ней расположен настроечнный диск, вращать который предполагается указательным пальцем. Чуть дальше – функциональная кнопка (с зеленой точкой) и кнопка, отвечающая за переключение между покадровой/серийной съемкой и автоспуск. Режимный диск находится на краю верхней панели, под большой палец. Сюда вынесены творческие режимы PASM, три сюжетных программы (портрет, пейзаж, ночная съемка), положение SCENE (дополнительно 9 сюжетных программ), видео (1280х720). Вместо традиционного «авто» – интеллектуальный режим Smart, который автоматически определяет тип сцены.

«Зеленая» кнопка на верхней панели может выполнять различные функции, в зависимости от режима съемки. Основная функция – обнуление поправки экспозиции или сдвига экспозиционной пары в режиме Program-shift.

Так как диск настройки всего один, за регулировку диафрагмы в ручном режиме отвечает кнопка экспокоррекции, расположенная на задней панели. Здесь же находятся кнопка блокировки фокуса, кнопка вызова «быстрого меню» Fn (основные параметры съемки – размер, качество, зона АФ, режим вспышки, цветовое пространство). Баланс белого, ISO, режимы фокусировки и экспозамера выбираются с помощью навипада.

NX10 поддерживает карты SD и SDHC, но не поддерживает набирающий обороты новый стандарт SDXC. Емкость аккумулятора – 1300 мАч, что не очень много: зарядки хватает примерно на 300 снимков. Много энергии отнимет OLED-дисплей, если же пользоваться только EVF, время автономной работы можно существенно увеличить.

NX10 не совершил революцию на рынке, так как в данной модели нет ничего принципиально нового. Стабилизатор в «тушке» отсутствует, набор продвинутых авторежимов типичен для современной «незеркалки» (определение лиц в кадре, автоматический выбор сюжетной программы, стили цветового оформления, оптимизация контраста, устранение красных глаз).

Вместе с тем, фотофункции реализованы на высоте. NX10 – одна из самых «быстрых» в своем классе моделей. По скорости АФ новинка из Кореи делит первое место с моделями Panasonic. Фирменная матрица сочетает высокое разрешение и низкий уровень шума. Есть лампочка подсветки АФ, встроенная вспышка достаточно мощная (в.ч. 11 метров). Словом, NX10 подойдет тем фотолюбителям, которым не нужны революционные технологии, но требуется качественная реализация основных функций фотоаппарата.
 

Sony Alpha NEX3/NEX5

В отличие от «золотой середины» в лице Samsung NX10, новинки Sony – яркие и революционные, хотя к реализации некоторых функций можно придраться.

Обе модели оснащены одинаковой 14,2-МП матрицей Sony Exmor APS HD CMOS. Разрешение фотоснимков – 4592х3056 пикселов, видео – 1920х1080 (NEX5) и 1280х720 (NEX3). Кроме более качественного корпуса и возможности записи роликов Full HD, более дорогая модель NEX5 имеет возможность дистанционного управления съемкой с ПК.

NEX3/NEX5 – самые компактные «незеркалки». NEX3 имеет габариты 117х62,5х33,5 мм при весе около 300 г, NEX5 – 111х59х38 мм и 290 г. Несмотря на сходный внешний вид (плоский корпус с небольшим выступом под правую руку), модели изготовлены из разных материалов: NEX3 – из пластика, NEX5 – из магнезита. Дизайн обеих агрессивный и запоминающийся.

Дисплей имеет диагональ 3 дюйма и разрешение 920 kpix, причем его можно наклонять вверх и вниз, что позволяет осуществлять съемку «от живота» или, наоборот, подняв камеру над головой.

Камеры линейки NEX не оснащены стабилизатором, но система оптической стабилизации есть в «китовом» объективе Sony E 15-55mm 3.5-5.6 OSS. Аббревиатура OSS расшифровывается как Optical Steady Shot. Правда, реализована система довольно слабо: стабилизатор «кита» Sony уступает аналогичным разработкам конкурентов. (Возможно, сказывается нехватка опыта Sony в создании именно оптических систем, стабилизатор на основе сдвига матрицы в зеркальных камерах «Альфа» работает более эффективно.)

Кроме штатного «кита», байонет Sony E насчитывает двух представителей: компактный широкоугольный «блинчик» 16mm/2.8 и «ультразум» 18-200mm f/3.5-6.3 OSS. Причем, обе модели можно встретить в комплектах с различной оптикой. Скажем, если вам требуется «карманная» камера, оптимальным выбором станет комплект с «блинчиком». Переплачивать же за еще один, штатный, объектив не придется.

Субъективно, именно комплект с «блинчиком» выглядит максимально гармонично. На фоне штатного зума компактный корпус камеры смотрится как лилипут, в комплекте с ультразумом – и вовсе воспринимается как замена крышки байонета.

Набор органов управления крайне аскетичен. Даже привычный диск режимов съемки отсутствует, точнее, перенесен в меню. Физических органов управления немного. На верхней панели рядом с кнопкой спуска имеются тумблер включения питания и кнопка видеорежима. На задней панели – навипад, который в режиме съемки отвечает за экспокоррекцию, настройки вспышки, отображение информации на дисплее, серийную съемку/автоспуск. Над и под навипадом находятся две безымянные кнопки, использующиеся совместно с центральной кнопкой навипада в процессе настройки через меню. Функции контекстных кнопок меняются в зависимости от выбранного режима. Меню выглядит ярко и красиво, но недостаток внешних органов управления ощущается во всех режимах, особенно в творческих. Поэтому обе модели нельзя отнести даже к разряду любительских – в плане эргономики, это камеры начального уровня.

 

Зато камеры NEX имеют очень интересный набор автоматических режимов, кое-какие из которых не имеют аналогов у конкурирующих моделей:

Sweep Panorama – автоматическая «сшивка» панорамных снимков. Для получения панорамы достаточно просто провести или повернуть фотоаппарат. Максимальное разрешение в этом режиме достигает 12416х1856 пикселов, что превосходит возможности матрицы. При этом, для получения качественного панорамного снимка не нужен ни специальный софт, ни штатив, ни сопутствующие навыки и знания.

Auto HDR – автоматическое получение HDR-изображений. Из снимков, сделанных с разной экспозицией, получается одно HDR-изображение, причем происходит все это почти без участия пользователя.

Handheld Twilight (съемка в сумерках) – принцип подобен Auto HDR. При съемке в условиях недостаточного освещения камера делает шесть предварительных снимков (с разным значением ISO) и объединяет их в один, чтобы получить в итоге более низкий уровень шумов.

 

Размытие фона – при выборе данного режима на экране появляется шкала, с помощью которой вы можете регулировать размытие заднего плана (независимо от рабочей диафрагмы и уровня освещения). Таким образом, даже в солнечный день вы сможете получать портреты с размытым фоном.

 

Кроме фирменных авторежимов, у моделей NEX есть и другие достоинства – высокая скорость работы, быстрый и тихий автофокус (в сумерках ему помогает лампочка подсветки на передней панели). Максимальное значение ISO достигает 12800 ед., что является рекордным показателем в классе «незеркалок». Безусловно, уровень шумов на таком ISO очень высокий, но стоит отметить, что современная матрица и электронная начинка фотокамер позволяют получать снимки с минимумом шумов даже при съемке в сумерках.
 

Тенденции и особенности нового поколения «незеркалок»

Ориентация на фотолюбителей. Пока не существует ни одной профессиональной «незеркалки». Кажется, только компания Panasonic хочет создать что-то посерьезнее, но шаги в этом направлении совершает осторожно (полупрофессиональная камера DMC-GH1, некоторые объективы Panasonic Micro 4/3 можно отнести к профессиональной оптике). Зато появляются такие модели, как Sony NEX, в которых «мыльничный» стиль управления не только присутствует, но и всячески подчеркивается.

Использование CMOS-матриц. Все «незеркалки» созданы на базе именно CMOS-матриц (исключение – пара модулей Ricoh GXR). Если вам по душе картинка с CCD-матрицы и нужна сменная оптика, выбор ограничивается зеркальными ЦФК.

Оптический стабилизатор изображения. Стабилизатор, встроенный непосредственно в фотоаппарат, имеют только модели Olympus. Остальные производители оснащают стабилизатором штатный объектив. Если вы установите на камеру Panasonic, Samsung или Sony компактный объектив-«блинчик», функция стабилизации доступна не будет.

Ультракомпактные размеры. Конструкция «незеркалки» позволяет создавать очень компактные камеры и оптику, но не все производители реализуют эту возможность на 100%. Лидером на сегодня является Sony, представившая новинки NEX-3 и NEX-5. С объективом-«блинчиком» эти камеры компактнее многих обычных «мыльниц» с несменной оптикой и крошечной матрицей.

Сенсорный экран. Когда-то Apple iPhone совершил революцию в мире смартфонов, а теперь нечто подобное может совершить «незеркалка» Panasonic DMC-G2, оснащенная сенсорным экраном. Тачскрин используется при настройке камеры, но основное его предназначение – выбор точки фокусировки.

Запись видео. Все «незеркалки» могут снимать видео. Стандартом качества стал урезанный HD-формат – 1280x720, и его поддерживают почти все модели. «Почти», потому что самые продвинутые снимают на разрешении 1920x1080 (Full HD). На сегодня таких моделей две – Panasonic DMC-GH1 и Sony NEX-5.

Новые режимы съемки и обработки. Пионером здесь является Panasonic, который создал первую в истории цифровую «незеркалку» Lumix DMC-G1 и оснастил ее режимом Intelligent Auto. В 2010 году такие режимы появились в арсенале каждого производителя. А есть и вовсе уникальные режимы. Например, компания Sony предлагает уникальный режим Sweep Panaroma (для съемки панорамы камеру нужно просто провести/повернуть в желаемом направлении, остальное сделает автоматика).




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
11.07.2017
Тест Canon EOS 6D Mark II
09.07.2017
Comedy Wildlife Photography Awards 2017
26.05.2017
Знакомьтесь: Laowa
25.05.2017
Правило третей - миф или реальность?
23.05.2017
Знакомьтесь: TH Swiss