Я снимаю шляпу перед фотолюбителем
Им движет бескорыстная любовь к фотографии как таковой. Он не отягощен заботами о гонораре за свои снимки, он не обивает пороги редакций с пухлыми портфолио под мышкой. Он не взыскивает лавров «Лучшего фотокорреспондента года». Ему вполне достаточно получаемого радостного удивления от возможности запечатлеть поразившую его неискушенный взгляд феерическую красоту радуги над цветущим лугом или кружево паутины в бисеринках росы на опушке леса. И его мало волнует, что все это уже было снято-переснято тысячи раз; в этот момент он сопричастен к возможности творческого самовыражения, его душа ликует: остановись мгновение – ты прекрасно!
Потом свои работы он принесет на скромную фотолюбительскую выставку, на которой ваш взор не будет поражен головоломными ракурсами или репортажно-злободневными «ужастиками». Здесь время давным-давно остановило свой бег, оно отдыхает на лоне идиллических пейзажей; трогательно просто смотрят на вас незамысловатые портреты; все так же забавны умильные сценки из жизни собачек, птичек или насекомых. Вы снисходительно улыбаетесь? А может быть эти скромные фотографии суть проявление мудрости фотолюбителей – людей, немало поживших в этом безалаберном и порой таком жестоком мире?!
Тихие заводи ВДК
Если вы подниметесь на лифте на верхний этаж Выборгского Дворца культуры, то увидите на стенах 30-ю отчетную фотовыставку фотоклуба, старейшего в стране, и посвящена она восмидесятилетию самого Дворца. В этом году это уже вторая фотоклубная выставка – первая состоялась весной – завидная плодовитость у фотоклуба-ветерана, чувствующего себя вполне уютно в ВДК, как в собственном доме, и кто не слышал о легендарном Выборгском фотоклубе! Пусть сегодня он переживает, быть может, не самые лучшие времена, но он сохранил ядро преданных ему фотолюбителей – и убеленных сединами, и молодежь, тянущуюся за ними.
Обе выставки фотовыборжцев вполне традиционны и не блещут новизной и изобилием сюжетов, но, посудите сами, что могут снимать вообще рядовые фотолюбители, не покоряющие летом вершины Гималаев, не охотящиеся на львов в Африке и т.п. Всю эту экзотику им заменяют родные березовые рощи, тихоструйная Сороть в Михайловском, закрывшаяся туманами на снимках Ф. Терентьева.
Вполне традиционен и простенький пейзаж у Н. Ивановой с березкой в левой трети общепланового кадра; зато на весеннем вернисаже она блеснула снимком «Зимняя осень» – путем совмещения двух пейзажных кадров ей удалось создать поэтическую фотозагадку, привлекавшую взгляд зрителя своим своеобразием. Тогда же весной А. Локоть показал очень интересную «Лестницу» (цвет), композицию которой автор построил на выразительно-ломаной тени самой лестницы на белой стене, за которой было видно вверху густо-синее небо. Хорош был и его натюрморт; но на этот раз, осенью, Локоть был представлен лишь обычным «туристическим» снимком, общим планом, с уровня глаз, без затей. Эта печать незамысловатой простоты лежит, к сожалению, на большинстве пейзажных снимков, составляющих значительную часть экспозиции обеих выставок фотовыборжцев. Уж коль скоро мы не можем удивлять зрителя экзотическими сюжетами, так хотелось бы видеть на наших фотолюбительских вернисажах более интересные по композиции кадры: с умелым построением в глубину, с акцентированным передним планом, не с шаблонной точкой съемки «от пупа» и т.п., а самое главное – обязательно должна быть найдена какая-нибудь неожиданная, «кричащая» деталь, за которую мог бы зацепиться глаз; без такой индивидуальной отметины ваш пейзаж будет «вообще» холостой выстрел.
Вполне по силам и легко доступен фотолюбителям такой жанр, как стрит-фотография (новомодный термин, обозначающий уличную съемку). На этот раз в ВДК их немного, а жаль: как правило, это жанровые и порой очень забавные сценки, которые всегда привлекают внимание зрителей.
В общем, эта традиционная, во всех смыслах, 30-я выставка Выборгского фотоклуба все же, на мой взгляд, слишком уж камерна для круглой юбилейной; может быть, объединив весеннюю и осеннюю, результат был бы более весомым?! Возможно. Но это уже из области предположений. Но в любом варианте есть все основания поздравить Выборгский фотоклуб с вполне успешным, на фотолюбительском уровне, съемочным годом!
Черты эпохи?
С пятого этажа ВДК теперь перенесемся на верхний этаж того дома на Невском проспекте, 54, по крутой лестнице которого когда-то давным-давно спешил в свое ателье неугомонный и вездесущий Карл Булла. Сегодня здесь с фотоателье соседствуют и музей прославленного петербургского фотографа, и Фонд его имени. Именно этот сравнительно недавно возникший Фонд решил провести в Петербурге, ни много ни мало, Международный фотоконкурс «Эпохи зримые черты».
Задуманное как эпохально-масштабное, предприятие это, следует признать, продуманно было все же недостаточно, и вопросов возникло больше, чем ответов.
Во-первых, чтобы никому дотоле неизвестный фотоконкурс стал бы «международным» – не ради красного словца, а де-факто, – необходимо было бы к международной же рекламно-ознакомительной акции присовокупить призовой фонд в евро и с несколькими нулями в придачу.
Во-вторых, объявленная тематика фотоконкурса звучала так колокольно-торжественно, что впору было предположить, что, по меньшей мере, все ведущие петербургские фотожурналисты будут персонально приглашены и смогут предъявить свое видение «эпохи». Однако конкурс прошел практически без их участия, а молодежь, делающая свои первые шаги в пресс-фотографии, и фотолюбители, откликнувшиеся охотно из ряда городов России на призыв из Петербурга, не могли обеспечить высокий уровень заявленной тематики – это им не по зубам. Да и, скажите на милость, что подразумевали под словом «эпоха» устроители фотоконкурса? Переживаемый в настоящий момент страной отрезок времени под подобное определение не подходит, рановато еще мыслить нам такими категориями; вот когда тоннель кончится и Россия прорвется к «свету», тогда и можно будет говорить «эпоха». Пока же ее «зримые черты» еще еле просматриваются в тумане, как их узреть?! Впрочем, серьезно рассуждать о девизе-слогане конкурса не имеет смысла: и ежу понятно, что он прилеплен к «международному фотоконкурсу» как красочный плакат: и важно-солидно, и красочно-торжественно, оставаясь вне содержания и смысла.
Еще один вопрос: как намеревались устроители, получив из Магнитогорска и Тюмени, Москвы и Краснодара и других городов, помимо, разумеется, самого Петербурга, свыше 2000 фотографий, разместить в маленьком зальчике у К. Буллы представительную фотовыставку? Ведь в нем удалось показать лишь часть отмеченных жюри серий, при том, что повешены снимки были впритык и в три ряда. Тут Манеж был бы нужен!
Что же увидит зритель, одолевший крутую лестницу в своем восхождении к верхнему этажу петербургской фотоистории? Небольшую экспозицию победителей фотоконкурса, все сплошь серии, из снимков небольшого формата (более чем 30x40 было не втиснуть). Представленные «зримые черты» – мелкотемье: сектанское бытие «Самаритян» (Д. Шихин, СПб), бессодержательная серия «В торговом центре» (Д. Тарасов, Екатеринбург), «Цыганское рождество» с разнаряженными персонажами (Т. Котова, СПб) и т.п. К социально-значимой тематике можно было отнести лишь две-три серии, в числе которых «Рыбацкий поселок» петербурженки М. Астаховой; очень условно «Мараловоды» А. Шапрана (Новосибирск). На низком фотоизобразительном уровне выполнены все пейзажные работы, невыразительные и унылые; единственное исключение – «Первый снег» Т. Зубковой (Краснодар), и пусть она вторична по сюжету – и падающие хлопья снега на прохожих, и красноватый зонтик акцентом, и оранжевое пятно машины у края тротуара – все создало хорошо скомпонованную, запоминающуюся композицию!
Гран-при жюри присудило серии В. Коротаева из Тюмени «Как Андрюшку усыновили» в номинации «Семейная фотография»; снимки вполне семейные по своим фотографическим достоинствам. Кроме гипотетической причастности их к решению демографической проблемы, о котором все так сегодня хлопочут, других причин для Гран-прирования серии я не нашел.
Больше всего меня заинтересовал Игорь Лагунов из Магнитогорска, ставший подлинным героем рассматриваемого фотоконкурса: наградой отмечены три (!) его серии фотографий, и каждая из них наглядно показала разнохарактерные черты сегодняшней нашей фотографии.
В номинации «Люди и лица» представлена серия «Русская доля», задуманная Лагуновым как визуально-философское осмысление действительности (и единственная работа, вполне отвечающая девизу конкурса). Это хорошо структурированная портретная серия, в которой каждый кадр продуман и выстроен в традициях и приемах классической фотографии XX века. Каждый кадр хорош по-своему, а вместе, во взаимодействии, они образуют эмоционально-выразительную мини-панораму российского бытия; вместе с тем, каждый является «выставочным снимком» – это определение высокого уровня фотографии забыто, к сожалению, сегодня.
И этот же И. Лагунов выставил совершенно беспомощную, на мой взгляд, серию «Комбинат» (имеется в виду Магнитогорский металлургический). Прежде всего, самого комбината на снимках нет; у металлургов один сплошной перекур – кто прикуривает, кто покуривает; чем они занимаются еще – неизвестно. Впечатление от этой серии Лагунова, состоящей из четырех случайных кадров, таково: пришел в горячий цех неопытный фотолюбитель и, растерявшись, сфотографировал первое, что попалось на глаза. Но за этот «Комбинат» автору присуждается на конкурсе «Эпохи» I-е место! Как говорят: «Без комментариев».
Все происходящее перед отправлением призывников: прощание с родными, вот они уже в автобусе, и руки провожающих, припавшие к автобусным стеклам (очень похоже на тот кадр нашего А. Мальцева, который несколько лет назад мы видели на фотожурналистской выставке в ДЖ) – все переполнено эмоциями, и автор сумел в лет схватить волнующие моменты прощания. Одних этих кадров (4 снимка) было бы достаточно, чтобы признать репортаж бесспорной удачей уральца. Но пятый из серии, крупноплановый портрет парня, сосредоточенного на своем внутреннем душевном движении, с потрясающей «говорящей» пятерней, превосходно вписанный в толпу провожающих (классический вариант: главный персонаж – «солист», и поддерживающий его «хор»). Право, эта серия, увенчанная ярким шедевром, одна перевешивает весь «эпохальный» конкурс в полном объеме!
В последнее время находятся фотодеятели, утверждающие устно или в своих текстах, что им неведомо, что такое есть «художественный образ», что понятие это давно устарело и пора забыть о нем, не мешая развитию «естественной», «прямой» фотографии. Не вступая в теоретизирование, я предлагаю каждому из «новаторов» посмотреть на снимок Лагунова и… попытаться потом забыть этого парня – образное воплощение глубокого раздумья человека о чем-то очень важном в жизни.
Вот это и есть явление фотоискусства, основу которого составляет художественный образ.