Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Современные пленочные 35-мм камеры

Главная / Статьи / Обзоры
Всплеск интереса к классической фотографии коснулся узкого формата не в меньшей степени, чем среднеформатных камер. Как много лет назад, узкий формат продолжает быть компромиссом между качеством изображения и ценой/оперативностью.
17.07.2007
Алексей Козырев

 

Но 35-мм пленка самодостаточна и не должна рассматриваться в качестве дешевого «дополнения» к СФ или цифре. Так, при съемке свадеб вы можете чувствовать себя уверенно на 100%, имея комплект из новой зеркалки Nikon F6 (55 000 руб.), объектива Nikkor AF 37-70/2.8D (22 000 руб.) или 28-85/2.8-4D (16 000 руб.), вспышки (от 4000 руб.) и сканера Nikon LS50 ED (22 500 руб.).

Основной выбор между 35-мм камерами относится ко вторичному рынку фототехники. Большинство производителей прекратили существование. Лидеры рынка полностью или частично свернули производство серьезных пленочных аппаратов (Canon, Pentax, Olympus, Nikon).

Новые 35-мм камеры – редкие исключения, что усиливает к ним интерес. Но какие достоинства могут быть у этих камер сегодня, когда цифра соблазнила многих фотографов-профессионалов, а цена на пленочные камеры среднего формата неприлично низка?

 

 

Плюсы 35-мм пленочных камер

1. Пленочные камеры предоставляют больше методов достижения художественного результата (выбор пленки, варианты проявки).

2. Современные пленки и 35-мм оптика обеспечат разрешение картинки, не уступающее большинству цифровых зеркалок – вплоть до формата А3.

3. 35-мм камеры компактны, оперативны, удобны. Все пленочные камеры имеют комфортный видоискатель и надежны (не рассчитаны на моральное устаревание через пару лет эксплуатации).

4. Печать с 35 мм практикуется во всех цифровых минилабах по доступной цене.

5. Стоимость профессионального фильм-сканера для 35-мм пленок – в 2 раза ниже, чем такого же сканера для среднего формата.

 

Минусы 

1. Рост зерна не позволяет использовать пленки с высокой чувствительностью для больших форматов печати, если речь не идет об осознанном использовании этого эффекта.

2. Это заблуждение, что 35-мм камеры предполагают самую низкую стоимость за профессиональный комплект. Стоимость того же Nikon F6 аналогична цифровому Fuji S5 PRO – лидеру по качеству изображений. Leica M7 без объектива – стоит в 2 раза выше, чем новая среднеформатная камера Rolleiflex 6001 со штатником.

3. Высокие затраты на пленку, сканирование, печать (хотя существенно ниже, чем для СФ).

4. Цифра лучше приспособлена для решения типовых коммерческих задач. Она дает стабильное «техническое» качество при меньших затратах времени.

5. Освоение Photoshop происходит быстрее, чем освоение техники проявки и ручной печати. И ведь в эпоху Интернета все равно нужно сканировать пленки, затем обрабатывать сканы.

 

 

Производители

Из лидеров рынка только Nikon до сих пор предлагает пленочную камеру – правда, всего одну, F6, модель топ-класса. Olympus и Pentax свернули производство не только камер узкого формата, но и «пленочной» оптики. Canon имеет наибольшие перспективы с точки зрения «пленочной» оптики лишь по той причине, что выпускает профессиональные ЦФК с полнокадровой матрицей.

Из «динозавров» выжила немецкая фирма Leica. Традиционно завышенная стоимость делает новые аппараты Leica недоступными для большинства потенциальных приобретателей.

Еще одна элитная модель – Hasselblad XPan, способный снимать в двух форматах (24х36 мм и «пейзажный» 24х65 мм) и заслуживший высокую репутацию за счет чрезвычайно резкой оптики от Fuji.

Освободившееся место хотят занять менее известные компании, среди которых особое положение занимает японская Cosina. В своих новых пленочных камерах Cosina использует приобретенное у немцев право на торговые марки Voigntlander/Bessa и Zeiss/Zeiss Ikon. Утверждается, что и объективы Zeiss/Voigntlander от Cosina изготовлены в соответствии с традициями.

Будущее этого маргинального рынка можно связывать с новыми компаниями, которые будут рассчитывать на «возрождение классической фотографии» и сами активно его поддерживать. Имена на слуху. Так, в Интернете появилась информация о новой механической зеркалке Kenko (известный производитель фильтров и конверсионных линз), выполненной по образцу пользующейся спросом на вторичном рынке Nikon FM.

 

Bessa R-series

Bessa R2M

В настоящий момент, под маркой Bessa производятся 6 дальномерных (Rangefinder) фотокамер, имеющих байонет Leica M. Стоимость любой из этих камер – около 21 тысячи рублей. Между собой они различаются типом затвора, увеличением видоискателя и набором рамок для различных объективов:

 

Модель Тип затвора Увеличение Рамки видоискателя

R2А электронный 0,7х 35/50/75/90

R2M механический 0,7х 35/50/75/90

R3A электронный 1х 40/50/75/90

R3M механический 1х 40/50/75/90

R4A электронный 0,52х 21/25/28/35/50

R4M механический 0,52х 21/25/28/35/50

 

Для пейзажей лучшим выбором станет R4 в любой из двух модификаций. Для съемки портретов – R3. Универсальным вариантом, безусловно, является R2. В каждом случае выбор осуществляется с учетом оптики, которую вы намерены использовать.

bessa R2M

Все модели имеют встроенный TTL-экспонометр с индикацией в видоискателе. Видоискатель большой, но довольно темный. Пятно дальномера в центре кадра имеет прямоугольную форму. Предусмотрена компенсация параллакса.

Перемотка пленки производится по старинке – взводом курка. Тем не менее, камера требует питание от батареек – они необходимы для работы экспонометра, а в случае вариантов с электронным затвором – работы самой камеры.

Органы управления сосредоточены на верхней панели. К таковым относятся: рычажок переключения рамок видоискателя, диск для установки выдержки (а также чувствительности пленки), курок перемотки пленки, кнопка спуска, рычажок обратной перемотки. Диафрагма устанавливается на объективе. Для подключения вспышки или дополнительного видоискателя на верхней панели предусмотрен разъем-«башмак».

Камеры совместимы с объективами Leica, Konica, Voigntlander и Zeiss, имеющими байонет Leica M. Но прежде чем устанавливать «неродной» объектив (не «Фохтленднер»), следует проработать эту возможность. С отдельными объективами возможно неточное согласование дальномера.

 

Zeiss Ikon

Производится той же японской компанией, что и Bessa, имеет байонет Leica M, но является аппаратом более высокого уровня. Стоимость камеры в наших магазинах превышает 40 тысяч рублей (в Европе – около $1350).

Корпус целиком изготовлен из алюминия. Для дальномерки довольно крупный – 138x78x32 мм, 500 г. Дизайн без малейшего намека на «ретро».

Внешне камера немного напоминает старую советскую дальномерку «Ленинград».

Видоискатель имеет увеличение 0,74х. Рамки видоискателя (28, 35, 50, 85) выбираются отдельным рычажком на корпусе. Предусмотрена и компенсация параллакса. Несмотря на сходство характеристик с Bessa R2, Zeiss Ikon имеет более комфортный видоискатель – светлее, с очень контрастным квадратом дальномера в центре.

Zeiss Ikon

Zeiss Ikon оснащен электронным затвором и работает от батареек LR44. Перемотка пленки осуществляется при помощи курка. Кроме ручного предусмотрен автоматический режим – приоритет диафрагмы. Для выбора этого режима используется диск выдержек, установленный в положение «А». Этот диск также отвечает за функцию экспокоррекции и выбор чувствительности пленки. Все значения контролируются при помощи светодиодного индикатора в видоискателе.
 

Leica M7/MP

Обе камеры могли бы стать неиссякаемым источником гордости любого фотофетишиста. Стоимость каждой без объектива – 91 000 руб., в комплекте со штатником (Summicron 2/50) – 117 000 рублей.

Не стоит ожидать от 35-мм камеры чудес, даже за такие деньги. Но пластичный рисунок и резкость оптики позволяют этим камерами приблизиться к среднему формату. Многие современные фотографы не расстаются со своими компактными и надежными «Лейками», делая с их помощью выставочные снимки. Не так уж важно, что превращает обычный снимок в шедевр – «дух» камеры, благоговейное отношение к ней фотографа или технические/эстетические особенности оптики.

MP – классический дальномерный аппарат с механическим затвором. Основная часть корпуса изготовлена из алюминиевого сплава, верхняя и нижняя крышка – из меди. Размеры 38х138х77 мм, масса 600 г. Взвод затвора курковый. Выдержка выбирается посредством диска на верхней панели. Предусмотрен встроенный экспонометр (с индикацией в видоискателе).

Камера встречается в трех вариантах, с увеличением видоискателя 0,58x, 0,72x и 0,85x. Наиболее универсальным является 0,72х. Другие ориентированы на любителей пейзажей и портретов.

Кадрирующая рамка в визире при установке объектива меняется автоматически. Для варианта 0,72х – объективы 28/90 мм, 35/135 мм, 50/75 мм. Для варианта 0,58х – не возможна рамка 135 мм, 0,85х – 28 мм.

Минусом модели является выдержка синхронизации, равная 1/50 сек.

Leica M7

M7 внешне аналогична своему механическому собрату, имеет сходные габариты и вес, выпускается в трех вариантах с разным увеличением видоискателя. Особенностями являются электронный затвор и режим приоритета диафрагмы. Выдержки 1/60 сек., 1/125 сек. – механические, поэтому камера не теряет работоспособность без батареек.

 

Hasselblad XPAN II

Как и «Лейка», XPan может стать выходом из «узости» узкого формата. Эта камера – мечта любого пейзажиста: с поддержкой «панорамного» режима съемки (и оперативным переключением в обычный), способностью на 100% заменить средний формат за счет качества оптики, и при этом столь компактная, чтобы потеряться в рюкзаке туриста.

Штатный объектив (45 мм, f/4), за счет панорамного формата, превращается в широкоугольный, но сохраняет свою рекордную резкость и отсутствие искажений геометрии.

Катушечная пленка, рассчитанная на 36 кадров, вмещает 21 «панораму» 24х65 мм. По длинной стороне кадр соответствует традиционному для пейзажей 6х7 см. Переключение к обычному соотношению осуществляется движением соответствующего рычажка на верхней панели. На одной пленке могут чередоваться кадры разного формата.

Корпус из алюминия и титанового сплава имеет эргономическое покрытие. Размеры – 167х82х45 мм, масса – около 750 г. Камера выполнена в современном стиле, оснащена электронным затвором и мотором для перемотки пленки. При зарядке пленка сматывается на приемную катушку, а по мере совершения снимков возвращается обратно в кассету. Так что, если вы уроните этот недешевый ($2300) аппарат с крутого обрыва и он разлетится на куски – экспонированная пленка, скорее всего, не будет засвечена.

Кроме ручного режим съемки в наличии приоритет диафрагмы и возможность экспокоррекции. Редкость для дальномерных аппаратов – функции серийной съемки (на каждый кадр – около 1 секунды) и мультиэкспонирования (до 9 экспозиций на кадр).

Видоискатель широкоугольный, в зависимости от формата кадра имеет различные рамки для кадрирования. В центре имеются клинья для наводки на резкость. Предусмотрена компенсация параллакса – при фокусировке границы кадра незаметно смещаются. В видоискателе отображается информация о параметрах экспозиции.

На верхней панели находятся диск выдержек, диск выбора режима съемки (стандартный, панорамный), крохотный квадратный дисплей (счетчик кадров).

Большой монохромный дисплей находится на задней панели и используется для вывода точных параметров съемки. Помимо настроек на дисплее отображается состояние батарейки (2xCR2).

 

Nikon F6

Представлена в 2005 году, в этом же году получила звание «Лучшая зеркальная 35-мм фотокамера» в рамках конкурса TIPA (Technical Image Press Association).

F6 сменил предыдущую модель линейки – F5 (1996). Первая же модель этой линейки выпущена еще в 1959 году.

 

Новинка претендует на статус самой «навороченной» 35-мм зеркалки – и, возможно, последней. Это единственная 35-мм зеркалка, неснятая с производства после «переориентации» Nikon в начале 2006 года.

Стоимость F6 сравнима с цифрозеркалкой Nikon D200 (чуть менее 60 тысяч рублей), но относится к профессиональному классу и воплощает бескомпромиссный подход к уровню производства.

Nikon f6

Размеры корпуса для профессиональной зеркалки компактны (157x119x78,5 мм), однако весит он один килограмм. Три основных материала – алюминиевый сплав (каркас, задняя панель), прочный магниевый сплав (передняя и боковые панели), эргономическое покрытие. Корпус пылевлагонепроницаемый.

Камера как будто создавалась для фоторепортеров – в уже подзабытом понимании этого слова. Дизайн F6 олицетворяет силу, скрытую в недрах аппарата.

Nikon F6

На рукоятку вынесены две кнопки, отвечающие за выбор режима съемки и экспокоррекцию. На передней панели кроме репетира диафрагмы есть кнопка, программируемая пользователем. Текущие параметры (выдержка, диафрагма, режим вспышки и подобные) контролируются по дисплею на верхней панели или на индикаторе в видоискателе. Остальные органы управления помещены на заднюю панель. Там же находится монохромный дисплей для ввода базовых настроек.

Видоискатель выполнен на основе цельной пентапризмы и, вероятно, лучший среди 35-мм зеркалок. Он составляет немалую долю веса самой камеры. Обеспечено 100% покрытие кадра при увеличении 0,74x. Фокусировочные экраны сменные – можно приобрести 6 дополнительных экранов.

F6 имеет современную систему фокусировки Multi-CAM 2000 (всего 11 датчиков АФ, включая 9 крестообразных) и замера экспозиции (3D-матричный замер на основе 1005-пиксельного датчика). Экспозамер работает, в том числе, со старой MF-оптикой.

Предусмотрено согласование с современными вспышками Nikon (i-TTL). Максимальная выдержка синхронизации – 1/250 сек.

Скорость серийной съемки составляет до 5,5 кадров в секунду. С батарейной ручкой MB-40 скорость можно увеличить до 8 кадров.

Работа зеркала оптимизирована по трем характеристикам: уровню шума и вибраций, времени перекрывания видоискателя.

Гарантированный ресурс затвора составляет 150 тысяч срабатываний, что в полтора раза больше, чем у большинства профессиональных зеркалок. И это – не предел. F6 имеет лучший затвор из ныне существующих. Кевларовые ламели дополняются повышенной надежностью привода затвора, достигнутой благодаря новым технологиям обработки материалов. Есть система самодиагностики затвора. Таким образом, F6 надежнее своего предшественника, считавшегося десять лет назад одной из самых «неубиваемых» зеркалок.
 

Leica R9

R9 – неавтофокусная зеркальная камера профессионального уровня. Корпус мощный, с массивной рукояткой, изготовлен из алюминиевого сплава и магнезита (158х101х62 мм, 790 г). R9 имеет, пожалуй, лучшую эргономику среди современных зеркалок.

Увеличение видоискателя – 0,75х при покрытии 93% кадра. Сменные фокусировочные экраны (5 типов). Для перемотки пленки используется курок. Затвор – электронный. Камера имеет мощный экспонометр, способный работать в пяти режимах (частичный, по 6 зонам, варианты центровзвешенного замера, включая 2 режима для измерения света от вспышки). Почему-то отсутствует точечный замер.

Leica R9

Для управления на верхней панели имеется два диска – один для выбора выдержки, а второй – режима съемки (стандартный PASM + режим F для тестового замера вспышки).

Несмотря на отличную эргономику, R9 – обычная 35-мм зеркалка профессионального класса. Уступающая своему конкуренту Nikon F6 во всем, в том числе и цене (72 тысячи рублей без объектива, 117 000 руб. – со штатным зумом 35-70/4).

Leica R9

R9 может быть укомплектована цифровым «задником» Digital Modul R (устанавливается на место задней крышки). Обеспечивается разрешение 10 МП при кроп-факторе 1,37х. «Задник» не относится к тому же уровню качества, как студийные задники для камер среднего формата. Его можно сравнивать с цифровыми зеркалками топ-класса (Canon 1D Mark II, Nikon D2X), да и цена сопоставима (140 тысяч рублей).

 




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
11.07.2017
Тест Canon EOS 6D Mark II
09.07.2017
Comedy Wildlife Photography Awards 2017
26.05.2017
Знакомьтесь: Laowa
25.05.2017
Правило третей - миф или реальность?
23.05.2017
Знакомьтесь: TH Swiss