Итак, вы собираетесь поехать летом на море. Совершенно естественное желание – оставить о летнем отдыхе память в виде фотографий. Каким же должен быть фотоаппарат для летнего отпуска? Попробуем определиться с требованиями для «пляжного» фотоаппарата.
Солнце, море, песок – все, что так полезно для нас, истосковавшихся по теплу и солнцу за время северной зимы, крайне губительно для нежной «начинки» фотоаппарата. Соленая морская вода – первый враг фототехники. Кроме того, что она, являясь хорошим проводником электричества, может устроить замыкание внутри камеры и тем самым сжечь ее, соленая морская вода является еще и коррозионно-активной средой, «разъедая» внутренности фотокамеры. Враг номер два – пыль/песок. Вездесущие мельчайшие песчинки без труда попадают внутрь корпуса и могут привести к выходу из строя механизма зумирования компакт-камеры, к поломке затвора или лепестков ирисовой диафрагмы. Особенно легко пыль попадает в камеры с выдвигающимся зум-объективом при трансфокации. В процессе изменения фокусного расстояния объектив «всасывает» пыль как пылесос. Из вышесказанного вытекают следующие требования к технике: первое – пыле-влагоустойчивый конструктив, второе – желательно – объектив, все перемещения линз которого происходят внутри корпуса камеры. Кроме того, ЖК-дисплеи фотокамер буквально «слепнут» от яркого южного солнца, делая практически невозможным кадрирование снимка при фотографировании. В таком случае спасает только оптический видоискатель. И наличие оного – это третье требование к фотоаппарату для отпуска. От этого требования, конечно же, не зависит «жизнь» фотоаппарата, но зависит удобство работы и, соответственно, количество удачных кадров.
Здесь надо сразу оговориться, что большинство фирм-производителей компактных цифровых камер, в погоне за миниатюрностью своих изделий и за увеличением размера ЖК-дисплея, в последнее время перестали оснащать фотоаппараты оптическими видоискателями.
Выбор камер, имеющих пыле-влагозащищенный конструктив, ограничен серией mju: фирмы Olympus и аппаратами фирмы Pentax, имеющими в маркировке модели букву W.
Теперь подробнее.
Компания Olympus предлагает серию камер µ [mju:] – это Olympus µ 1000, Olympus µ 760, Olympus µ 750, Olympus µ 740, Olympus µ 730, Olympus µ 725 SW и Olympus µ 770 SW.
|
Камеры, в названии которых присутствуют буквы SW – настоящие амфибии. S и W в названии камеры означают Shockproof (ударопрочный) и Waterproof (водостойкий). |
|
Прочный корпус камеры безболезненно переносит падения с высоты до 1,5 метров. Защита от влаги соответствует стандарту IEC 529 IPX8, что означает возможность вести съемку на глубине до 5 м. |
Металлические же корпуса аппаратов, маркируемых просто буквой µ [mju:] не позволяют вести съемку под водой, но достаточно защищены от попадания случайных брызг и вполне подойдут как для съемки на пляже, так и в небольшой дождь (защита соответствует стандарту IEC 529 IPX4).
|
Аппараты Olympus µ 760, Olympus µ 750 и Olympus µ 740 очень похожи друг на друга. Все они оснащены семимегапиксельными матрицами размером 1/2,3 дюйма и 2,5- дюймовыми ЖК-экранами. |
|
В отличие от µ 750 и µ 740, «шестидесятка» обладает трехкратным зум-объективом, у двух других зум пятикратный. Камеры µ 760 и µ 750 оснащены системой стабилизации изображения, а µ 740 – нет. |
Объективы всех четырех вышеперечисленных аппаратов в рабочем состоянии выдвигаются из корпуса, что чревато, как мы уже говорили, попаданием пыли в зазоры между подвижными частями объектива. Этого недостатка лишена камера Olympus µ 730. Спрятанный внутрь корпуса объектив надежно защищен как от пыли, так и от случайных ударов. Из других достоинств этой камеры стоит отметить огромный трехдюймовый ЖК-дисплей, высококачественный трехкратный оптический зум (экв. 38-114 мм в формате 35 мм) и автоматическую подсветку кнопок управления при недостаточном освещении.
Из дополнительных функций порадует владельцев камер Olympus mju 730 и Olympus mju 1000 специальная кнопка PerfectFix, с помощью которой можно скорректировать экспозицию, потерю резкости, «красные глаза» на снимке и другие дефекты изображения.
Фирма Pentax предлагает линейку аппаратов, маркируемых буквой W (waterproof), что означает водонепроницаемый, водостойкий.
|
Современная линейка состоит из камер Optio W10, Optio W20 и Optio W30. Первые две способны погружаться на глубину до полутора метров на время до получаса. |
Таково беглое знакомство с фотокамерами для пляжного отдыха. Одни из них защищены только от незначительных попаданий пыли или влаги на поверхность, другие – практически не боятся ни грязи, ни воды (правда, обычно с ограничением по времени и глубине погружения в воду). Естественно, что первые требуют более бережного к себе отношения. Желательно носить их в пыленепроницаемом чехле и никогда не класть на песок.
А если у вас уже есть цифровая компакт-камера? А если ничто из предложенного выше вас не заинтересовало? На этот случай многие производители фотокамер выпускают такие дополнительные аксессуары для своих изделий, как боксы для подводной съемки. Как правило, боксы выпускаются под конкретную модель фотоаппарата и не для всех моделей они существуют. Более того, высокая стоимость такого бокса часто отпугивает покупателей (стоимость бокса часто бывает вполовину стоимости фотоаппарата и выше). Можно предложить альтернативный вариант: использование универсальных подводных боксов. Они выпускаются фирмами <b>Aquapac и Ewa-marine и, соответствуя своему названию универсальных, подходят для многих моделей, а не для какой-либо одной. Подобных боксов много, отличаются они как техническими характеристиками, так и ценой. Простейший пластиковый подводный бокс Aquapac, позволяющий опускаться на глубину до пяти метров, обойдется вам в сумму менее 1500 рублей.
Если же цель – просто уберечь фотоаппарат от случайных брызг, то можно посоветовать прием, которым пользуются многие фотографы в дождливую погоду: надо поместить камеру в целлофановый пакет, оставив лишь отверстие для объектива. Снимать так, конечно, не очень удобно – трудно кадрировать изображение, неудобно нажимать на кнопку спуска, – но, когда на кону стоит работоспособность аппарата, и такое средство хорошо.
И, наконец, несколько замечаний, касаемых непосредственно фотосъемки.
Подобно тому, как не рекомендуется смотреть на дневное солнце в видоискатель зеркальной камеры, чтобы не повредить глаза (особенно при использовании телеобъективов), не рекомендуется направлять объективы компактных цифровых камер против солнца – чтобы не вывести из строя электронику камеры.
Нужно быть очень внимательными при установке экспозиционных параметров – съемка на пляже достаточно сложный вид съемки для экспонометрической системы фотоаппарата, и электронные «мозги» камеры не всегда справляются с такими сложными условиями. При фотографировании днем на пляже надо учитывать, что песок действует подобно большому отражателю, поэтому общий замер экспозиции по площади кадра заставит диафрагму закрыться больше, чем нужно. Похожим образом влияют на экспонометрическую систему фотокамеры и солнечные блики на воде. А результат – кадры, на которых хорошо прорисованы песок и вода, а от людей остались только темные силуэты. Как выход из положения можно использовать соответствующие сюжетные программы (напр.: пляж), или можно ввести экспокоррекцию – «передержать» кадр на полторы/две ступени. Также в подобной ситуации можно использовать встроенную вспышку в режиме принудительного срабатывания. Практически бесполезная в темноте, при съемке в контровом свете она позволит подсветить темные участки изображения, сделать кадр более ровным по плотности, убрать резкие тени на лице человека, возникающие при жестком дневном освещении.