Одна из классических ошибок фотолюбителей – стремление стать похожим на профессионала. Зеркальная камера нужна не каждому просто потому, что ее не положить в карман. На работу брать с собой тяжелый кофр с набором оптики – неудобно, на отдых – тем паче. А чтобы выжать из зеркалки максимум, придется раскошелиться еще и на качественную оптику. Поэтому сегодня мы остановимся на самых «навороченных» компактных камерах нового поколения, способных привлечь в свой лагерь не определившихся пользователей. Отбор кандидатов производился по пяти критериям, жизненно необходимым для компакта высшего уровня:
• Оптика необязательно должна быть «дальнобойной», но даже от стандартного трехкратного зума требуется чуть больше, чем от объективов дешевых цифромыльниц. Объективы менять нельзя, а покупать линзы-насадки, скорее всего, вы не станете.
• Наличие ручных режимов съемки. Иногда удобно просто нажимать на кнопку, если нет времени на настройки (так часто бывает с «карманной» камерой). Но лучше, чтобы вы в любой момент могли взять в свои руки управление процессом съемки. Это позволит вам развиваться в качестве фотографа, вместо упражнений по сортировке снимков на ПК.
• Сами по себе творческие функции бесполезны, если приходится их долго искать в меню. Камера должна быть удобной и «быстрой», чтобы в любой момент произвести необходимые настройки, начиная от баланса белого и заканчивая выдержкой и диафрагмой. На дизайнерские изыски же лучше не отвлекаться – в отличие от красивой «мыльницы», творческий инструмент может иметь совершенно заурядную внешность.
• Отличительная особенность всех компактных камер – сложности при съемке в помещении. Без вспышки или достаточной освещенности сделать четкий снимок с нормальной цветопередачей может не всякая цифромыльница. Ну а мы ждем от камеры универсальности – стабильного результата съемки на вечеринке, концерте, в музее.
• Модели дешевых цифромыльниц, так же как и самых простых цифрозеркалок, похожи друг на друга, как братья-близнецы, а вот прослойка между этими классами – «навороченные» компакты – пестрит от уникальных (или не очень) функций, на которые стоит обратить внимание. Среди камер и функций, о которых пойдет речь, есть и совсем экстравагантные (сенсорный дисплей, съемка на чувствительности ISO 6400), а есть и распространенные, как стабилизатор изображения. Не стоит забывать о «фирменном» интерфейсе и особенностях цветопередачи. Камера может подходить по всем параметрам в теории, а на практике банально «не ляжет» в руку. Шесть участников обзора находятся на равном расстоянии от идеала – однозначного лидера среди них нет.
Canon PowerShot G7
Многие остановят чтение обзора на первом же кандидате – до того складным и «правильным» он вышел. Наконец-то Canon продолжил легендарную линейку G – самых «продвинутых» камер среди компактных и самых компактных среди «продвинутых». В свое время предшественники этой модели (G3, G5 и G6) на равных конкурировали с более увесистыми «псевдозеркалками», не проигрывая им в качестве. Обусловлено это превосходным светосильным объективом и традиционно для Canon «правильной» автоматикой. Доходило до того, что во многих тестах на момент появления первой «народной» цифрозеркалки Canon EOS 300D (2003 г.) сравнение с G5 было не в пользу зеркалки. Скажете, сейчас другая ситуация? Возможно, потому в Canon и решили не эксплуатировать старые решения, а создали абсолютно новую камеру. Не просто «навернули» мегапикселов (теперь их 10), но и новый объектив поставили. Пусть не такой светосильный (стандартное значение – f/2.8-4.8), зато «дальнобойный» (6х, 35-210 мм) и с мощным, эффективным стабилизатором изображения. Система стабилизации – одна из лучших в своем классе – позволяет снимать с выдержкой 1/30 сек. без риска получить кадры с «шевеленкой». Особенностью оптики является новое мультипросветление SR (Small Radius), устраняющее оптические дефекты (виньетирование, цветовые окантовки).
Данная функция не только «ищет» лицо портретируемого для аккуратной фокусировки, но и выставляет по нему экспозицию, заметно улучшая результат съемки «на автомате». «Попса!» – скажет грамотный пользователь. Так и есть: G7 явно ближе к средней «цифромыльнице», чем его славные предшественники. Но главное – снимает хорошо, и не только со штатива.
Отсутствие поддержки формата RAW (еще одно отличие от G5/G6) и не очень удобный ввод значений выдержки и диафрагмы с помощью вращающегося джойстика новинку не украшают. Но большинство прежних творческих способностей на пути воплощения народного идеала «цифромыльницы» она не растеряла (сохранился даже оптический видоискатель с зумированием).
На основном режимном диске вместо отдельно вынесенных сюжетных программ есть только положение SCN (так что доступ к одному из 14 сюжетов не самый быстрый), зато в компанию творческим режимам съемки добавлено два custom-режима с произвольными настройками, плюс запись видео с разрешением XGA (1024x768 пикселов). Так что, все серьезно – почти профессионально, но для любителя. В качестве аксессуаров предлагаются профессиональные внешние вспышки, фирменные оптические конвертеры (0,75x, 2x), новый бокс для подводной съемки.
Fujifilm FinePix F31fd
Так что F31fd – лучшая на сегодня камера для клабберов. От своего предшественника F30 (победителя конкурсов международных фотоассоциаций TIPA и DIWA), которого проще найти на прилавках, новинка отличается наличием ИК-порта и новой функцией fd – face detection («определение лица»). Иными словами, подобно G7 и цифрокомпактам Nikon, камера может автоматически определять такой объект съемки, как лицо человека, чтобы точно сфокусироваться на нем. Аппаратное решение (система основана на собственном процессоре) позволяет добиться максимальной эффективности – практически моментального срабатывания автофокуса даже при съемке групповых портретов в сумерках. А в режиме просмотра эта же функция позволяет в одно нажатие кнопки увеличить лицо портретируемого на изображении во время просмотра.
Наряду с практически идеальной «отзывчивостью», камера дольше конкурентов работает от аккумулятора (производитель говорит о 580 снимках от зарядки, на втором месте – G7, обещающий получение до 500 фотографий). Однако она не обладает столь важным качеством для «навороченного» компакта, как универсальность. Объектив – всего лишь трехкратный (36-108 мм, f/2.8-5.0), набор творческих режимов съемки не полон (не хватает полностью ручного режима съемки), нет полноценного стабилизатора изображения. В специальном режиме стабилизации, доступном с режимного диска, камера просто повышает ISO. Урезанные творческие возможности компенсирует нестандартный список сюжетных программ (например, есть программа для съемки в сумерках с естественным освещением и еще одна, позволяющая в виде эксперимента сделать сразу два снимка – со вспышкой и без нее). Как и подобает умной цифромыльнице, F31fd весьма компактна (93х57х28 мм, 155 г).
Panasonic Lumix DMC-LX2
Встроенный в объектив оптический стабилизатор (это и есть разрекламированная система Mega O.I.S.) включается отдельной кнопкой и имеет два режима – экономичный (стабилизатор включается в момент съемки) и стандартный (система постоянно работает, что дает более стабильный результат). Вспышка встроена в верхнюю панель и поднимается с помощью механизма-лифта. Вообще, камера очень плотно скомпонована – она получилась на удивление компактной для своего уровня (106х56х26 мм, 190 г). Никого не удивляют средних габаритов компакты с крохотной линзой объектива, а вот обратная пропорция (большой объектив в маленькой камере) встречается только в LX2 и его предшественнике – LX1.
Предшественник обладает более простой электроникой и матрицей 8 МП, но различие в пару мегапикселов совершенно неважно. Улучшение связано с новым процессором Venus Engine III, который позволил устранить главный недостаток LX1 – высокий уровень шумов. Появился режим съемки на полном разрешении с чувствительностью 1600 ISO, а для съемки в очень темных помещениях есть режим с ISO 3200 – с интерполяцией (печать до 10х15 см).
Важно и то, как эти возможности задействованы автоматикой камеры. Оптический стабилизатор позволяет снимать в сумерках без вспышки, обеспечивая отсутствие «шевеленки» от вибраций камеры. Но отсутствие «шевеленки» не означает, что у вас не будет смазанных снимков – двигаться может не только камера, но и объект съемки. Здесь-то и приходят на помощь высокие значения чувствительности, управляемые новой разработкой Panasonic – системой I.I.C. (Intelligent ISO Control). Суть в том, что камера автоматически замеряет расстояние до объекта и определяет его подвижность, после чего устанавливает ISO таким образом, чтобы не было смаза. Эта же система работает на повышение качества: если объект статичен, используется минимальное ISO (с учетом работающего оптического стабилизатора).
Интерфейс меню не отличается логичностью, но в целом управление простое. На режимный диск вынесены все творческие режимы, а положение SCN вызывает одну из 17 сюжетных программ (включая нестандартные – оттенки кожи, дети, съемка из иллюминатора самолета). Особенностью камеры является механический переключатель пропорций, расположенный на основании объектива (16:9 для панорам/интерьеров, 3:2 для печати без кадрирования, 4:3 – иные задачи). Максимальное разрешение (10 МП) достигается при использовании широкоугольного режима, а в остальных случаях стороны «обрезаются» до нужного масштаба. Поэтому разрешение обычных фотографий (3:2) не превышает 8,4 МП.
Камера поддерживает три файловых формата – RAW, TIFF и JPEG. По сравнению с LX1, были улучшены скоростные характеристики и продолжительность работы от зарядки, но по этим параметрам до уровня Canon G7 и Fuji F31 новинка все же не дотягивает. На различных ISO камера показывает хороший результат по уровню артефактов (но уступает двум основным конкурентам), а цветопередача близка к идеальной. Рекомендуем LX2 как лучшее решение для тех любителям пейзажной съемки.
Olympus Stylus mju 1000
Эти сложности частично компенсирует богатый выбор из 20 сюжетных программ, включая нестандартные – «верхний ключ» для съемки светлых портретов, режимы «автопортрет» и «за стеклом». Сложные параметры съемки настраиваются в соответствии с инструкцией, но бумажное руководство носить с собой не требуется – надо просто установить режимный диск с положение GUIDE. Камера выводит все комментарии, в том числе и на русском языке. Под диском расположена кнопка, отвечающая за работу электронного стабилизатора изображения. Особенность mju 1000 в том, что эта функция доступна при просмотре снимков и позволяет сохранять обработанные снимки в виде отдельного файла. Та же кнопка отвечает за коррекцию красных глаз и осветление фона на слишком темных снимках. За экспокоррекцию, режим вспышки, таймер и макросъемку отвечает джойстик.
Камера в большей степени ориентирована на автоматическую съемку, чем на творческие эксперименты (хотя они, конечно, возможны – но для этих задач есть более привлекательные варианты). Высокоточная (самая совершенная среди цифрокомпактов на сегодня) система замера экспозиции iESP обеспечивает максимальную точность обработки экспозиции, что можно дополнительно проконтролировать с помощью гистограммы (в режиме съемки).
Mju 1000 бьет все рекорды по съемке на высокой чувствительности. До ISO 3200 съемка производится с полным разрешением матрицы. Фирменная технология интерполяции BrightCapture позволяет производить съемку на чувствительности ISO 6400 (!) с разрешением 3 МП, что вполне достаточно для печати открыток 10х15 см. Фотографии, сделанные без вспышки почти в полной темноте, будут передавать характер естественного освещения. Технология доступна также при записи видеороликов и повышает яркость выводимого на экран изображения, чтобы в темноте не возникало проблем с поисками лучшего ракурса.
Samsung NV7 OPS
Имея приличное разрешение (7 МП), камера оснащена маленькой матрицей (диагональ 1/2,5”). Это позволило разместить в корпусе толщиной 2 см светосильный 7-кратный объектив (38-270 мм f/2.8-3.7) с оптическим стабилизатором. Известный недостаток такой матрицы – низкий предел чувствительности (на максимальном значении в 1000 ед. камера «шумит» не меньше, чем конкуренты на ISO 1600). Но, в случае NV7, овчинка стоит выделки... точнее, выдержки.
Невзирая на противоположность дизайнерского воплощения NV7 и конкурента от Panasonic (изысканность vs функционализм), обе новинки имеют немало общего: сходный конструктив («плотная» компоновка, механизм поднятия вспышки в виде «подъемника»), двойную систему стабилизации изображения (оптическая и электронная). Будучи первой камерой Samsung с оптическим стабилизатором (OPS – Optical Picture Stabilization), NV7 получила в наследство от предшественников и «умный» алгоритм стабилизации ASR (Advanced Shake Reduction), который доступен с режимного диска и, подобно системе Panasonic I.I.C., устраняет эффект смаза движущихся объектов. Причем система ASR не имеет ничего общего с повышением ISO (что означало бы серьезное снижение качества), а основана на совершении, незаметно от пользователя, за один заход сразу двух снимков – с короткой выдержкой (фиксирует контуры объекта) и с рабочей, для полной проработки экспозиции. Двойная стабилизация и высокая светосила объектива частично компенсируют шумы на высоких ISO, так как вместо них позволяют устанавливать длинные выдержки. Но с увеличением фокусного расстояния качество снимков при недостатке света будет снижаться.
Она задействует на 100% площадь дисплея и ускоряет процесс настройки. Выбор режима фотоаппарата производится традиционным образом – с помощью углубленного в верхнюю панель рифленого диска, который предполагается вращать большим пальцем, удерживая камеру. Режимы довольно нестандартны, что объясняется отсутствием привычного джойстика – отдельное положение диска отвечает, например, за коррекцию экспозиции, другое – за работу с фотоэффектами, еще одно – за включение электронного стабилизатора. Для творческих функций и сюжетных программ предусмотрено по одному пункту на диске, но набор их полноценный (10 сюжетных программ и все творческие режимы съемки) – переключение осуществляется с помощью сенсорных кнопок. В соответствии с духом времени NV7 способна записывать видеоролики с высоким качеством (640x480, 30 fps) и звуком, причем запись производится в экономящем место на карте памяти формате MPEG4, а при воспроизведении клипов на дисплее возможно применение спецэффектов.
Sony Cyber-shot DSC-N2
N2 вооружен расширенным набором функций по редактированию изображения, включая возможность рисования поверх фотографий. Но самой полезной особенностью дисплея является возможность моментального указания области для точечной фокусировки на поверхности дисплея, что значительно повышает точность АФ по сравнению со стандартным режимом.
Благодаря уникальному дисплею N2 способен выполнять функции портативного фотоальбома и даже частично заменяет компьютер. Для ускорения просмотра снимок сохраняется дважды – с рабочим разрешением и с VGA-разрешением для просмотра на экране. Для тех, кто предпочитает просматривать снимки на телевизоре, пригодится функция показа слайд-шоу с различными вариантами переходов, фоновых эффектов. Кроме того, для слайд-шоу можно использовать одну из предустановленных мелодий (или с помощью идущего в комплекте ПО загрузить свою).
Без сомнения, именно большой сенсорный дисплей является наиболее ярким отличием N2 от конкурентов. Несмотря на такой дисплей и корпус из полированного металла, камера является самой компактной и легкой в обзоре (94x60x20 мм, 140 г). Вследствие высокого энергопотребления дисплея N2 уступает конкурентам по времени автономной работы. Зато фирменный аккумулятор Info Lithium позволяет точно отслеживать уровень заряда, так что вариант неожиданного отключения питания исключен.
Камера оснащена всеми творческими режимами съемки, включая полностью ручную установку экспозиции, имеет базовый набор сюжетных программ и специальный режим съемки на высоких ISO (до 1600 ед.). Электронная начинка традиционно на высоте – отзывчивость камеры выше всяких похвал. С цветом же N2 работает не всегда аккуратно. Иногда лучше отказаться от использования автоматического баланса белого, есть и хроматические аберрации на широком углу. Конечно, идеальную камеру пока не изобрели (а если бы и изобрели, ни за что бы не показали). N2 подойдет не всякому пользователю, но для многих станет оптимальным выбором.