В поисках стабильности
Подвижную линзу в оптической схеме объектива, предотвращающую эффект «шевеленки», придумали еще в эпоху пленочных камер – появилась она в дорогих профессиональных автофокусных объективах для зеркальных фотокамер серии IS от Canon. Но когда цифровые «мыльницы» из экстравагантного и бесполезного изыска превратились в модный аксессуар, такая же конструкция, но встроенная в несменный объектив цифрокомпакта, стала для него веским конкурентным преимуществом.
На самом деле, Panasonic лишь внедрила конструкцию, ранее апробированную в видеокамерах собственного производства. Благодаря технологии Mega O.I.S. (Optical Image Stabilizer) cтабилизаторы получили народную популярность. Ход оказался крайне эффективным – производителю он принес известность на новом рынке, пользователи же оценили возросший уровень качества изображения – снимки стали более четкими, КПД автоматической съемки вырос на порядок.
|
Panasoniс DMC-TZ1 |
Матрица: 5 МП, 1/2,5”
Объектив: 10х (35-350 мм), f/2.8-4.2, макро – от 5 см
Дисплей: 2,5”, 207 тыс. пикселов
Габариты: 112x58x40 мм, 250 г
Быстрый процессор. Поддержка карт памяти SD объемом до 2 ГБ (HCSD). 13 МБ встроенной памяти. Высоковатый уровень шумов (полностью отсутствует только на ISO 80).Цена: $350.
Canon IXUS 800 IS
Матрица: 6 МП, 1/2,5”
Объектив: 4х (35-140 мм), f/2.8-5.5, макро – от 2 см
Дисплей: 2,5”, 173 тыс. пикселов
Габариты: 90,4x56,5x26,5 мм, 195 г
Nikon Coolpix P4
Матрица: 8 МП, 1/1,8”
Объектив: 3,5х (36-126 мм), f/2.7-5.3, макро – от 4 см
Дисплей: 2,5”, 115 тыс. пикселов
Габариты: 92x61x31 мм, 200 г
Одновременно выяснилось, что встроенный в объектив стабилизатор (оптический) не лучшим образом сказывается на весогабаритных характеристиках конечного изделия, не говоря уже о цене. Многие производители начали оснащать свои модели электронным стабилизатором, уменьшающим эффект смаза за счет хитрой внутрикамерной обработки фотоснимков (идея также вначале была испробована на камкордерах, где требование к качеству существенно ниже).
Но конечным этапом развития систем стабилизации изображения в цифровых фотоаппаратах явилась конструкция с простым названием Anti-Shake, впервые установленная в полупрофессиональной цифровой фотокамере с несменной оптикой Minolta DiMAGE A1. Это – самая перспективная на сегодняшний день «железная» (то есть не электронная) система стабилизации.
Anti-Shake – чисто цифровой стабилизатор изображения. Строго говоря, он не оптический, а механический: встроен в крепеж матрицы. При вибрации фотоаппарата в руке смещается не специальная линза, а непосредственно матрица, фиксирующая изображение. Инженеры Konica Minolta сознательно сделали ставку на будущее, разработав максимально дешевую и компактную конструкцию. В пленочных фотоаппаратах организовать работу аналогичной системы технически невозможно.
Вслед за DiMAGE A1 модулем Anti-Shake оснастили до сих пор чрезвычайно популярную у фотографов 8-МП DiMAGE А2, затем – упрощенный вариант этой же модели А200, модели Z-серии (суперзумы) и «цифрозеркалки» 7D и 5D. А когда настала очередь компактных фотоаппаратов, на свет появилась первая в истории 8-МП фотокамера имиджевого (тонкого) класса с механическим стабилизатором – KM DiMAGE X1 (95x68x20 мм, 185 г).
|
Konica Minolta DiMAGE Z6 |
Матрица: 6 МП, 1/2,5”
Объектив: 12х (35-420 мм), f/2.8-4.5, макро – от 1 см
Дисплей: 2”, 114 тыс. пикселов
Габариты: 109х80х84 мм, 435 г
Сегодня Anti-Shake – единственная технология, позволяющая уместить «железную» стабилизацию в корпусе «карманного» фотоаппарата. По возможностям и качеству конечного результата она не уступает оптическим (выдержка может быть на 3 ступени длиннее допустимой), более экономично расходует заряд батарейки, обеспечивает максимальную компактность (для камер с несменной оптикой) и универсальность (модуль Anti-Shake в цифрозеркалках 7D и 5D защищает от «шевеленки» при использовании абсолютно любых объективов), экономит деньги потребителя (система дешевле, чем оптический стабилизатор, а для владельца зеркалок экономия достигает нескольких сотен $$).
Anti-Shake: жил, жив и буду жить!
В скором времени, фотокамеры с логотипом Konica Minolta можно будет приобрести только в комиссионке: фотографическое подразделение полностью и безвозвратно перешло к Sony. Получив в свое распоряжение все разработки и ноу-хау KM, крупнейшая японская корпорация не спешит оснащать модулем Anti-Shake компактные фотоаппараты (по-видимому, первой камерой с этой системой будет аппарат нового семейства «альфа» – зеркальная камера от Sony с байонетом Minolta A). В новых моделях цифрокомпактов Sony использует собственные разработки. Но системы механической стабилизации, конструктивно аналогичные Anti-Shake, вскоре после ухода Konica Minolta с фоторынка стали появляться в компактных камерах других производителей.
|
Pentax Optio A10 |
Матрица: 8 МП, 1/1,8”
Объектив: 3х (38-114 мм), f/2.8-5.4, макро – от 6 см
Дисплей: 2,5”, 232 тыс. пикселов
Габариты: 89x55x23 мм, 145 г
Ricoh Caplio R4
Матрица: 6 МП, 1/2,5”
Объектив: 7,1х (28-200 мм), f/3.3-4.8, макро – от 1 см до объекта
Дисплей: 2,5”, 153 тыс. пикселов
Габариты: 95х53х26 мм, 165 г
Эмпирическое правило фотоохотника
Практика съемки телеобъективами показывает, что без стабилизатора и других приспособлений, спасающих от «шевеленки» (штативов различных мастей), максимальная выдержка обратно пропорциональна значению текущего фокусного расстояния. Если объектив зафиксирован на 200 мм (в 35-мм эквиваленте), выдержка не должна превышать 1/200 сек. Но такого значения на фотоаппарате вы не найдете – сразу после 1/150 сек. идет 1/250. Так что, устанавливаем меньшее значение (1/250 сек.) и спокойно фотографируем.
Если вы абсолютно спокойны, можно поэкспериментировать с более длинными выдержками, изобразив из себя штатив, но абсолютно зафиксировать себя в пространстве не получится. Спасает в таких случаях твердость духа и руки плюс режим с приоритетом выдержки (S или Tv). Снимок с малейшим следом «шевеленки», как бы он ни был удачен композиционно, будет восприниматься заведомо менее качественным: даже в минимальной дозировке нежелательный эффект смаза приведет к резкому падению детализации, причем на цифровых фотокамерах, в отличие от пленочных, надеяться на чудо бессмысленно.
Вооружившись фотоаппаратом с оптическим или механическим стабилизатором, можно установить выдержку на 3-4 шага длиннее допустимой в соответствии с эмпирическим правилом. Что это дает?
Стабилизатор позволяет получить в различных условиях более четкие, детализованные и чистые от цифрового шума фотоснимки. В сумерках вместо съемки с выдержкой 1/250 можно выставить на камере 1/60, параллельно установив вместо ISO 1600 чувствительность всего 200 ед. Даже если ваша камера – не громоздкий ультразум, а обычная “цифромыльница” с трехкратным зумом, использование стабилизатора ощутимо повысит качество и в некоторых случаях позволит отказаться от использования вспышки (даже при съемке с небольшим приближением светосилы миниатюрного объектива при плохом освещении недостаточно для обеспечения короткой выдержки).
Как это работает
Стабилизаторы бывают трех типов (оптические, механические и электронные). Что они из себя представляют. Если дополнить объектив фотоаппарата подвижной линзой или подпружиненной матрицей, вряд ли получится что-нибудь полезное. Система сопряжена с гироскопом – раскрученным маховиком миниатюрного размера, который стремится вернуться в исходное положение, будучи смещенным от оптической оси. Простейший пример гироскопа – велосипед. Когда едешь, надо еще постараться, чтобы упасть, но если резко затормозишь, навернуться проще простого. Маховик в фотоаппарате реагирует на смещение одновременно в двух плоскостях, тщательно запакован в обертку из проводов, пластмассы и железа и имеет столь небольшой размер, что, даже разобрав фотоаппарат, его не так просто обнаружить.
Электроника чутко реагирует на отклонения гироскопа и отклоняет на заданный градус линзу в объективе. Но есть такие ситуации, когда оптический стабилизатор помочь не в состоянии. Это съемка быстродвижущихся объектов (танцующая балерина, пролетающий над головой парашютист), съемка из окна движущейся машины, очень резкие вибрации (фотограф бежит за объектом съемки, подпрыгивает, держа камеру на вытянутых руках), когда система не успевает отреагировать. Здесь есть и еще одна особенность – иногда фотограф целенаправленно приводит камеру в движение, чтобы получить интересный кадр. Например, фотографируя пролетающего мимо мотоциклиста, старается «держать» его в видоискателе. Это простейший прием фотоохотника – «проводка». На камерах с оптическим стабилизатором при его использовании система пытается скомпенсировать движение. «Передовые» системы (Canon и Nikon в сменных объективах для зеркалок) имеют второй режим стабилизации, в котором учитывается только вертикальная вибрация.
У компактных камер Panasonic режимов стабилизации тоже два – один из них предназначен для экономии батарейки (подвижная линза зафиксирована по центру оптической оси, гироскоп зафиксирован), а второй позволяет гарантированно получить хороший результат (если система стабилизации запускается только в момент перед съемкой, остается риск, что линза не успеет отклониться на необходимый угол).
Электронный стабилизатор впервые появился в видеокамерах и представлял собой возможность активного использования незадействованных при видеосъемке пикселов (разрешение видео 720х576 точек, а матрица среднестатистического камкордера насчитывает в 2-3 раза больше). Появилась возможность на основе анализа картинки задействовать информацию соседних пикселов – компенсировать механическую вибрацию за счет «смещения» некоторых из них. Для фотоаппаратов этот путь дорог, хоть и эффективен – но пока разрешение является важнейшим рекламным козырем, жертвовать им ради «какой-то стабилизации» производители не стремятся. Но у электронных стабилизаторов есть преимущества над «железными» (высокая скорость реакции, возможность компенсировать смещение движущегося объекта).
Современные электронные системы стабилизации в фотоаппаратах уступают их аналогам в цифровых камкордерах, но простор для реализации смелых задумок чрезвычайно широк. Что и доказывают разработки не отягощенных грузом оптико-механических разработок «электронных» корпораций.
|
Casio EXILIM Z1000 |
Матрица: 10 МП, 1/1,8”
Объектив: 3х (28-200 мм), f/2.8-5.4, макро – от 6 см
Дисплей: 2,8”, 230 тыс. пикселов
Габариты: 92х59х22,5 мм, 140 г
Отдельный режим «высокая чувствительность» с агрессивным шумоподавлением и ISO 3200. Оба режима увеличивают четкость при фотографировании движущихся объектов и убирают эффект «шевеленки».Цена: около $500.
|
Samsung Digimax i6 |
Матрица: 6 МП, 1/2,5”
Объектив: 3х (39-117 мм), f/3.5-4.5, макро – от 1 см
Дисплей: 2,5”, 230 тыс. пикселов
Габариты: 96х61х18,5 мм, 130 г
За стабилизацию отвечает технология Advanced Shake Reduction (ASR) – сочетание электронной стабилизации и особой программы для получения правильной цветопередачи без вспышки при слабом освещении. Цена: $290.
Sony Cyber-shot DSC-T30
Матрица: 7,2 МП, 1/2,5”
Объектив: 3х (38-114 мм), f/3.5-4.3, макро – от 1 см
Дисплей: 3”, 230 тыс. пикселов
Габариты: 95х56,5х23 мм, 170 г
Альтернатива
Спутником большого числа фотокамер, оснащенных электронным стабилизатором, является возможность установки высоких значений чувствительности (обычно максимальное значение – 800 ед. ISO). Теоретически, использование «разогнанных» по чувствительности матриц в комплекте с совершенными алгоритмами подавления цифровых шумов и специальной сюжетной программой, позволяющей при съемке в темноте получать адекватную по цвету картинку без использования вспышки (необходима точная передача температуры цвета, за которую отвечает автонастройка White Balance).
По этому пути, представляющему собой некий вариант электронной стабилизации, пошла небезызвестная компания Fuji, оснащающая ЦФК собственного производства оригинальной конструкции матрицей Super CCD HR и процессором Real Photo. Особенностью матрицы является нестандартная форма отдельных ячеек-пикселов: каждый из них развернут на 90 градусов. В результате, матрица стала похожа на пчелиные соты, и результат «усовершенствования» конструкции по образу естественного аналога матрицы не заставил себя ждать: увеличилась полезная площадь каждого пиксела, заметно снизился уровень шумов, а эффективная обработка поступающего сигнала позволила достигнуть высокого соотношения сигнал/шум и рекордных значений чувствительности, ранее доступных только на цифрозеркалках (1600 и даже 3200 ед. ISO!).
|
Fujifilm FinePix F30 |
Матрица: 6,3 МП, 1/1,7”
Объектив: 3х (36-108 мм), f/2.8-5.0, макро – от 5 см
Дисплей: 2,5”, 230 тыс. пикселов
Габариты: 93х57х28 мм, 155 г
Цифрозеркалки
Если в классе компактных ЦФК идет постепенное совершенствование электронных систем стабилизации + внедрение механических систем в недорогие модели массового потребления, в секторе цифрозеркалок до сих пор идет нешуточная борьба между оптическими (внешними) и механическими (внутрикамерными) решениями. По последнему пути, вслед за Konica Minolta, пошли Pentax и Sony, а Canon и Nikon продолжают выпускать и совершенствовать стабилизированную оптику, делая ее более доступной массовому потребителю или более интересной по качественным характеристикам.
Наиболее совершенной является оптическая система Nikon VR (Vibration Reduction), реализованная, в частности, в паре новых объективов, предназначенных для использования только с цифровыми моделями зеркалок. Эта система допускает использование выдержек на 4 (!) ступени длиннее допустимой.
Но и конкуренты не дремлют. Пока все ждали появления первой зеркалки Sony с унаследованным от KM модулем Anti-Shake, Pentax представила очередную любительскую зеркалку с похожей системой.
Konica Minolta Dynax 5D
Матрица: 6 МП, 15,7х23,5 мм
Байонет: Minolta A
Дисплей: 2,5”, 115 тыс. пикселов
Габариты: 131х93х67 мм, 670 г
|
Pentax K100D |
Матрица: 6,1 МП, 15,7x23,5 мм
Байонет: Pentax K, KA, KAF, KAF2. Камера совместима с оптикой Pentax 645 и 67, а также М42 (все – через соответствующий переходник).
Дисплей: 2,5”, 210 тыс. пикселов
Габариты: 129,5х92,5х70 мм, 560 г
Canon EF-S 17-55 mm f/2.8 IS USM
Габариты: 83,5х110,5 мм, 645 г. Крепление для фильтров с резьбой 77 мм
Цена: $1200.
Nikon AF-S DX VR 18-200 f/3.5-5.6 G IF-ED
Габариты: 77x 96,5 мм, 560 г. Крепление для фильтров с резьбой 72 мм.
Цена: $750.
Nikon AF-S VR Micro 105 f/2.8G IF-ED
Габариты: 83x116 мм, 720 г. Крепление для фильтров с резьбой 62 мм.
Цена: $850.