Как только у вас за окном отгремели залпы последних новогодних петард, в американском городе Лос-Анджелес состоялась крупнейшая выставка передовой электроники для быта – CES (Consumer Electronic Show). CES традиционно богата на новинки фотокамер любительского уровня – в общей сложности, их было представлено более 20 штук. Числу моделей соответствовала новизна и уникальность. Спустя месяц после CES в Орландо состоялась выставка PMA. Она порадовала и любителей, и профессиональных фотографов: вместе с десятком компактных моделей была представлена профессиональная оптика и новые «цифрозеркалки».
Многие из анонсированных на CES и PMA продуктов дойдут до нас уже весной, а пока они идут, мы расскажем обо всем новом, что они в себе несут…
Цифровые зеркальные камеры
Перед нами – первая «потребительская» зеркалка с возможностью отображения «живой картинки» на дисплее. При ориентировочной цене $1000 она примерно в два раза дешевле Canon EOS 20Da (середина 2005), также оснащенной такой функцией. Но, в отличие от Е-330, 20Da позиционируется производителем как специализированная камера, заточенная под съемку небесных объектов («астрофотографию» – отсюда маркировка «а»), именно благодаря возможности визирования по монитору и слегка модернизированному под эту задачу ИК-фильтру.
Конструктивно система трансляции изображения на дисплей у E-330 и 20Da реализована по-разному. В последней она осуществляется с помощью специального полупрозрачного зеркала, в случае необходимости частично пропускающего свет к основной матрице. Ночная съемка не предполагает высокой интенсивности светового потока, к тому же – ослабленного зеркалом и ИК-фильтром повышенной «мощности». В итоге, матрица не перегревается, даже если постоянно «фиксирует» изображение. Конечно, ничто не мешает использовать 1,8” дисплей 20Da и для визирования в процессе повседневной съемки, но сохраняется вероятность перегрева матрицы, отчего на снимках будет больше «шума», чем при использовании видоискателя, не говоря уже о резком повышении аппетита и вытекающей необходимости покупки дополнительного аккумулятора.
Е-330 – модель, предназначенная, в основном, для любительской фотосъемки. Любителю, возможно, она покажется гораздо более удобной, чем 20Da, благодаря очень качественному поворотному дисплею с диагональю 2,5”.
Вывод картинки на дисплей возможен не только посредством дополнительной матрицы, встроенной в видоискатель и отображающей, соответственно, только 92% кадра (как любой видоискатель, не 100%), но и с основной 7,5-МП матрицы. В специальном режиме макросъемки, когда возникает потребность оценить кадр полностью, зеркало «поднимается» и E-330 работает уже как компактный (незеркальный) фотоаппарат. Вот для чего понадобился необычный 8-МП CCD-датчик (как у моделей E-300 и E-500), а особый MOS-сенсором с низким энергопотреблением и достаточно невысоким уровнем шума.
E-330 – инновационная камера. Желание создателей сделать все, чтобы соединить в одном корпусе достоинства компактов и зеркалок, выразилось не только конструктивно, но и на уровне режимов съемки – E-330, как и всякая зеркалка, способна удовлетворить любые творческие «притязания» и имеет все необходимые для этого ручные режимы и настройки. Но, подобно хорошей компактной камере, она несет на борту и рекордное для зеркалки количество сюжетных режимов (20).
Будет ли E-330 единственной в своем роде? Точно известно, что нет. На выставке PMA Panasonic представила модельDMC-L1 – зеркалку стандарта 4/3, оснащенную соответствующей матрицей (17,3х13 мм) и поддержкой оптики Olympus. Новинка выполнена на базе фотоаппарата E-330 и обладает всеми «фишками» этой модели – возможностью кадрирования по дисплею и системой ультразвуковой очистки матрицы. В то же время, L1 отличается от прототипа дизайном (выполнен в классическом для Panasonic духе) и алгоритмом обработки изображения (фирменный процессор Venus Engine III). Даже форматы карт памяти не совпадают: E-330 поддерживает CF I/II и xD-Picture, в то время как L1 – более распространенные карты SD, в том числе – новые карты высокой емкости SDHC (до 2 ГБ).
Компании Leica, которая обеспечивает оптикой компактные модели Panasonic, пришлось поддержать стандарт 4/3. Зеркалка была представлена публике вместе с новым объективом Leica D 14-50 mm F2.8-F3.5.
Компания Sigma также не осталась в стороне и поддержала набирающий оборот стандарт 4/3 выпуском пяти новых моделей объективов – от профессионального «портретника» 30 mm F1.4 EX DC до крутого «телевика» APO 50-500 mm F4-6.3 EX DG HSM (в переводе на 35-мм эквивалент дает на максимальном зуме 1000 мм).
Компания Pentax представила обновленную версию популярной модели начального уровня.
|
Основные отличия *ist DL2 от «обычной» DL – более совершенная автофокусная система (по 5 точкам вместо 3) и расширенный список сюжетных программ (15 вместо 7). |
Неужели Samsung не в состоянии создать зеркалку «с нуля»? Если судить по устрашающего вида «псевдозеркалке» Digimax Pro815 (1 кг веса и 15-кратный зум-объектив от немецкой компании Schneider), с которой Samsung ступила на рынок фотокамер для «серьезного» пользователя, еще как в состоянии! Но выходить на рынок камер со сменной оптикой, не располагая – пока что – ни собственной оптикой, ни опытом в создании подобных моделей, весьма рискованно. Сейчас важнее просто закрепиться на рынке, создать себе имя. Опыт компании Pentax, безусловно, сыграет на пользу. Будем надеяться, что в скором времени мы увидим аутентичную модель Samsung. Но даже сам факт выхода корейской компании на рынок камер со сменной оптикой уже имеет свои последствия. Как известно, все «серьезные» модели Samsung оснащались оптикой немецкой компании Schneider. Так вот, теперь Schneider будет выпускать оптику, совместимую с байонетом Pentax K, а значит, даже у бывалых «пентаксистов» появится интересная альтернатива. Объектива анонсировано два – D-Xenon 18-55 mm f/3.5-5.6 и D-Xenon 55-200 mm f/4-5.6, плюс внешний блиц SEF-36PZF.
Carl Zeiss, интриговавшая со страниц фотосайтов туманными обещаниями заставить фотографов «взглянуть на мир по-новому», также анонсировала два новых объектива: Planar T* 50 mm/1,4 ZF и Planar T* 85 mm/1,4 ZF. Оба совместимы с байонетом Nikon и относятся к классу профессиональных. Помимо аппаратов Nikon, их можно использовать с профессиональной системой Sinar m. Вероятно, объективы ZF подойдут и для «цифрозеркалок» Fuji с байонетом Nikon. Со стороны Zeiss этот шаг – обдуманный. Ведь процент пользователей «серьезных» зеркалок Nikon весьма высок.
Другое дело, что в большинстве своем это люди консервативные, уверенные в превосходстве «родной» оптики Nikon. Такие пользователи скажут, что нет ничего лучше нового AF-S VR Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED. Этот фиксированный объектив, воплощая в себе целый ряд тенденций, наглядно демонстрирует взгляд Nikon на современную профессиональную оптику.
Впервые Nikon представила «фиксированный» объектив, оснащенный стабилизатором изображения: технология Vibration Reduction позволяет «растянуть» выдержку до 4 ступней. Система внутренней фокусировки (IF) и линзы из низкодисперсионного стекла (ED) для подавления хроматических аберраций – уже не новость. Новое мультипросветление Nano Crystal Coat призвано надежно защищать изображение от бликов и работать на непревзойденный рисунок. Это особенно важно для съемки портретов и макрожанров, в которых пригодился бы такой объектив. Бесшумный привод автофокуса (Silent Wavw Motor – SWM) – тоже штука полезная, с ним можно использовать оптику в условиях, когда уровень шума критичен – например, в музеях (при съемке макро) или на конференциях (при съемке портретов). Наконец, маркировка DX на указывает на возможность использования оптики только с цифровыми зеркалками, оснащенными матрицей формата APS (DX в терминологии Nikon). Nikon – второй, после Pentax, производитель, целенаправленно начавший производство профессиональной оптики для цифровых зеркалок с матрицей APS-формата. Для сравнения: профессиональная оптика Canon L-серии подходит для любых камер, в том числе «полноформатных» зеркалок типа 5D.
Среди производителей зеркалок появились новые имена. Само собой, эти имена нам хорошо знакомы по компактным камерам. Но стоит ли ждать, что новые имена автоматически означают новые камеры? Как мы видим на примере Samsung и Panasonic, речь идет не о новых моделях, а о новом способе продвижения уже выпускающихся моделей на сложном рынке потребительской фототехники. Пока что дальше всех производителей «продвинулась» компания Olympus, воплотившая в своей новинке E-330 ряд уникальных технологий, целью которых, как нам кажется, является упрощение работы с аппаратом.
Появились новые имена и среди производителей оптики для потребительских/полупрофессиональных зеркалок. Ситуация здесь даже интереснее, чем с камерами, хотя сами производители нам также хорошо известны. Можно с уверенностью предположить, что теперь, когда немецкие компании Carl Zeiss, Leica и Schneider вышли на этот рынок, у «сторонних производителей» (японских Sigma и Tamron) есть достойные конкуренты – в первую очередь, с точки зрения качества (сложно представить, чтобы немецкая оптика оказалась дешевле, чем японская).
Любительские цифрокомпакты
Рынок любительских фотокамер – самый доходный и динамичный. Большинству пользователей, даже владельцам цифровых зеркалок, требуется компактная камера повседневного ношения. Что уж говорить про простых смертных? В отличие от профессиональных фотоаппаратов, консерватизму здесь нет места, и каждый стремится иметь самую модную и передовую камеру, в которой воплощены новешие технологии.
Критическое обобщение
Ну а если задуматься, то таких тенденций – раз-два и обчелся. Причем, одна обычно противоречит другой. Взять, например, дисплей большого размера. Всем хочется, чтобы у компактной камеры был дисплей, как у компьютера, но сама камера долго работала от батареек. А что эти качества несовместимы, никто не задумывается. Еще одна тенденция – оптический стабилизатор изображения. Эта штука, между прочим, серьезно сказывается на стоимости аппарата (особенно, когда стабилизатор «встроен» в объектив). А много ли от нее проку? Конечно, приятно снимать на большом зуме (если он есть), не страшась больших выдержек. Путь, избранный компанией Fujifilm кажется наиболее оптимальным – если можно снабдить камеру режимом съемки на ISO 1600 и при этом грамотно настроить камеру, чтобы она «шумела» не больше, чем конкуренты на ISO 400, то все получится и дешевле, и лучше.
Бюджетные камеры «взрослеют»
Тенденции – это хорошо, но что делать, если денег на цифровой фотоаппарат совсем мало? Или копить, или купить HP Photosmart E327 – камеру, которая пришла на смену пленочной «мыльнице» и сравнима с ней по цене ($130).
Электронный гуру
HP Photosmart R927 – это камера, рассчитанная на ленивого, но требовательного пользователя. Особенно останется довольным пользователь Обломов: изделие комплектуется док-станцией, избавляющей от необходимости вспоминать про кабели питания и интерфейс. Даже название (photosmart – «фото по-умному») говорит за себя. И без того незаурядная функциональность (8 МП, дисплей 3”, корпус из нержавейки) расширена за счет технологий HP Real Life («создано для жизни»), включающих коррекцию красных глаз непосредственно в камере (red-eye removal) и целый набор художественных эффектов (Design Gallery), от простейшей «сепии» до оригинальных рамок. Все эти функции также доступны в младших новинках HP – M425 (5 МП + 1,7”), M525 (6 МП), M527 (6 МП + 2” дисплей), но у топовой модели имеется уникальная черта – технология HP Image Advice, которая анализирует изображение и выводит на монитор рекомендации по его улучшению, «чтобы в следующий раз результаты были еще лучше».
Многие фотокамеры имеют возможность «доводить фото до ума» непосредственно в камере. К таковым относятся все последние компактные фотокамеры Nikon, модели Canon с функцией My Colors (позволяет «расцвечивать» по своему вкусу уже готовые фотографии – например, красиво «очернобелить» картинку, оставив в цвете только губы модели).Kodak EasyShare C663, помимо банальных операций (кадрирование, коррекция красных глаз), оснащена функцией Perfect Touch, позволяющей в одно касание джойстика осветлить темные участки изображения, не затронув при этом «света». «Умной» начинкой комплектуются и все без исключения камеры Casio, которые, кроме того, отличаются завидной компактностью.
Кроме высокого разрешения, представляют интерес большой дисплей, система электронной защиты от смаза Anti-Shake DSP и мощная литиевая батарея (до 440 снимков от зарядки). Среди новых функций – расширенный список режимов вспышки (добавлен режим «быстрой вспышки», позволяющий сократить промежуток между импульсами до одной секунды; режим «мягкой вспышки», необходимый для деликатной обработки экспозиции в целях защиты от засветки; «дальнобойный» режим, предназначенный для съемки объектов, находящихся на расстоянии до 12 м от фотографа). Особый режим «восстановления» старых фотографий позволяет производить пересъемку оных с сопутствующей коррекцией цвета.
Два объектива
Все владельцы цифровых «мыльниц» сталкивались с нехваткой широкого угла. Хочешь сфотографировать кухню в своей малогабаритной квартире или всех своих друзей с близкого расстояния – не получается! Элегантное решение предложила американская компания Kodak, подтвердив статус пионера в разработке «мыльниц».
В беспроводной сети – Coolpix P3
Забыть про вспышку
Вспышка делает картинку «плоской» и обычно пересвечивает лицо портретируемого, не говоря уже про эффект красных глаз. Что и говорить: вспышка у мыльницы – не то, что внешний блиц зеркальной камеры. Поэтому лучше ею пользоваться как можно меньше. А с такой камерой, как Fujifilm FinePix F30, о встроенной вспышке вообще можно вспоминать только ради воплощения художественных задумок.
Стабилизатор стучится в каждый дом
Вслед за Panasonic и Konica Minolta все больше производителей наделяют свои новые «карманные» модели стабилизатором изображения – механическим (особый подвижный механизм крепления матрицы), оптическим (специальная подвижная линза внутри объектива) или, на худой конец, электронным (программная коррекция смаза изображения – работает быстро, на малоэффективно, с потерей мелких деталей снимка).
Цифровые фотоаппараты дешевеют, а некоторые из них уже сравнимы по цене с пленочными «мыльницами». Ждать от самых дешевых принципиально новых функций нельзя, но постепенно функции, ставшие стандартом в классе любительских ЦФК «среднего класса», распространяются и на такие модели. А в «среднем классе» полным ходом идут эволюция и «улучшение» функций – разрешение стремится к отметке 8 МП, дисплей – к заветной диагонали в 3”, появляются «умные» способы обработки снимков непосредственно в камере. По-настоящему же «революционных» продуктов среди новинок всего два – Fuji F30 с режимом съемки на ISO 3200 и экстравагантная камера Kodak V570 с двумя объективами.