Необходимые требования
«Карманный» размер, дающий возможность всегда держать аппарат под рукой или «у сердца».
Прочный корпус, не боящийся экстремальных условий съемки.
Качественная оптика и большая (1/1,8”) матрица, что в совокупности обеспечит возможность печати на формате А3 с приемлемым качеством.
Полный набор ручных режимов (P, A, S, M); желательно – поддержка «сырого» формата (RAW), к которому нередко обращаются «продвинутые» фотолюбители.
Удобное управление (быстрый вызов экспокоррекции и установок WB, ISO, оперативное переключение режимов съемки).
Претенденты на покупку
Перечисленным критериям соответствуют шесть новых моделей ЦФК, которые сейчас можно найти в магазинах и которые вам непременно предложат консультанты, услышав о желании «приобрести не просто мыльницу».
Разброс в цене на «творческие» компакты – почти полуторакратный (от $300 до $500), но и техническая начинка неодинакова. В отличие от ультракомпактов, в данном случае точно знаешь, за что переплачиваешь: Panasonic LX1 – за высококлассную оптику со стабилизацией; Fuji E900 – за мощную 9-МП матрицу; Canon A620 – за продвинутый режим макросъемки, зум 4х, долгую работу от батареек. Большинство аппаратов совместимо с недорогими картами памяти стандарта SD. Флэшки этого стандарта, как минимум, в 1,5 раза дешевле, чем Memory Stick (Sony) и xD-Picture (Fuji и Olympus). А карточка вам непременно понадобится большая (не менее 512 МБ), особенно если планируется пользоваться режимом видеосъемки. Поэтому экономия получается ощутимая. Еще один важный вопрос – тип источника питания. От «своего» аккумулятора работает только Panasonic LX1. Покупка такой камеры позволит сэкономить впоследствии $20, но у батареек или аккумуляторов стандарта АА есть свои преимущества. Ведь вдали от цивилизации зарядное устройство совершенно бесполезно, а компактные камеры быстро расходуют энергию.
Дизайн
Компактные камеры бывают классического («псевдозеркального») и футуристического дизайна. Первый класс исторически пошел от желания ведущих производителей фототехники и оптики выпускать модели, подобные пленочным «зеркалкам» (самым удобным и быстрым в настройке). У второго более архаичные корни – первые «цифровики», выпускавшиеся малоизвестными китайскими и тайваньскими производителями в «доцифровую» эпоху, были просто модным гаджетом, игрушкой. Ничего общего с «нормальными» камерами (пленочными) они не имели, а дизайн у них был футуристическим («комьютерным»), как у нынешних веб-камер. Сегодня «признаками» футуристического оформления являются миниатюрный металлический корпус прямоугольной формы и большой дисплей, в нашем обзоре таких камер три – это Casio Z750, Panasonic LX1 и Sony W7. Такие камеры можно носить в кармане пиджака. А самое главное – миниатюрный размер не сказался на качестве снимков. LX1 даже может похвастать наличием мощного объектива, что совсем нехарактерно для столь компактной модели. «Псевдозеркалки» крупнее и просятся в более просторный карман куртки. Canon A620 – классический вариант такой модели, с удобной рукояткой для правой руки, в которую заряжаются «пальчиковые» аккумуляторы или батарейки. Корпус изготовлен из недешевого и прочного пластика. Изюминкой конструкции А620 является поворотный дисплей: он может вращаться в двух направлениях, а не намертво вмонтирован в заднюю панель. Особенно это полезно при съемке в сложных условиях (на стадионе, макро и т.п.).
Оптика
Оптика определяет «художественные» возможности камеры: красиво размыть фон на портретном снимке, заснять корабль на горизонте, интерьер родной кухни или таракана крупным планом – на такое способна не любая оптика. Чтобы размыть фон, нужен светосильный объектив (чем меньше f-число, тем лучше); чтобы можно было разобрать на снимке корабль, нужен большой зум (большее фокусное расстояние в мм); интерьер родной кухни полностью «влезет» в кадр, если камера имеет действительно широкий угол, для этих целей 38 мм на минимальном зуме может оказаться недостаточно. Сложнее всего с тараканом. Во-первых, съемка крупным планом возможна только с близкого расстояния – чем меньше минимальная дистанция фокусировки, тем лучше. Но одного этого для качественной макросъемки еще недостаточно. Требуется уверенная автоматика, которая точно подбирает значения баланса белого, не искажая цвета даже при съемке без вспышки.
Лучше других в жанре макросъемки показала себя камера Panasonic LX1. Эта камера обеспечивает естественную передачу цвета даже в авторежиме. Надпись Leica DC Vario-Elmarit на ободке объектива говорит, что над его разработкой трудились инженеры легендарной немецкой фирмы. Несмотря на удивительно компактный корпус самого аппарата, объектив по размеру здорово превосходит конкурентов. Это вселяет уверенность в качестве снимков. Значения светосилы – средние для своего класса (f/2.8-4.9), диапазон фокусных расстояний смещен в сторону широкого угла (28-112 мм). На максимальном зуме (4х) увеличение примерно в два раза больше по сравнению с глазом человека (около 50 мм) – это расплата за достаточно широкий угол, который позволяет эффективно использовать камеру для съемки пейзажей и интерьеров. На практике обычно не хватает именно широкого угла. Но если важнее максимальное приближение, следует обратить внимание на Canon A620 с более «дальнобойным» 4х-кратным объективом (35-140 мм). Помимо того, что объектив отлично справляется со съемкой отдаленных объектов, он весьма хорош и в жанре макросъемки, обеспечивая самое меньшее в своем классе расстояние до объекта (от 1 см). Это достаточно светосильный зум (f/2.8-4.1), даже на максимальном увеличении дающий яркую картинку, а на минимальном он позволит вдоволь проиграть с глубиной резкости. Возможности объектива расширяют оптические насадки – широкоугольные и телеконвертеры. При креплении специальной кнопкой на передней панели отстегивается защитное кольцо на объективе. Это ценная возможность для фотолюбителей, которым пока не хватает средств на «цифрозеркалку».
Внешней резьбой для крепления оптических насадок оснащается и одна из самых компактных «творческих» моделей – Sony W7. Эту модель легко узнать по объективу Carl Zeiss. Но помимо возможности крепления насадок (выпускаемых компанией Sony) оптика данной модели ничем не выделяется – это обычный трехкратный зум (38-114 мм, f/2.8-5.2), который не может похвастаться ни широким углом на минимальном зуме, ни светосилой на максимальном. Вместе с тем, объектив обеспечивает высокую четкость изображения и позволяет получать отпечатки с хорошей детализацией на низких ISO.
Одним из лучших объективов в своем классе можно считать оптику, которой оснащается модель Fuji E900. Объектив универсален (32-128 мм, 4х), обеспечивает превосходную резкость изображения. Правда, у него не лучшие показатели макро (от 7,5 см) и светосила (f/2.8-5.6), но к качеству снимков сложно придраться. На длинном фокусе не самую высокую «яркость» оптики компенсирует возможность установки ISO 800.
Наконец, оптика Casio Z750 и Olympus SP-350 показывает одинаковый (средний) диапазон фокусных расстояний (38-114 мм, 3х) при сходной светосиле (f/2.8 на коротком фокусе, f/5.1 и f/4.9 соответственно – на длинном). Оба объектива хорошо показали себя в жанре макросъемки, хотя МДФ у Olympus в 2 раза ниже. Несмотря на компактный размер, такая оптика обеспечивает высокую резкость изображения по всему полю кадра. Но при съемке в широкоугольном положении были замечены небольшие бочкообразные искажения (особенно это актуально для самой компактной камеры в нашем обзоре – Z750).
Электроника
Под «электроникой» мы в данном случае понимаем матрицу и процессор обработки изображения. Эта пара, в итоге, определяет качество изображения (точность передачи оттенков, уровень цифрового шума, детализацию) и максимальный формат печати.
Целых три модели средней ценовой категории оснащены одинаковой 7,2-МП матрицей производства компании Sony, что предполагает отсутствие серьезных различий в детализации снимков и фактической «шумности» матрицы, тогда как на практике эти показатели могут немного различаться из-за разных технологий обработки поступающего с матрицы сигнала.
Пальму лидерства держит Canon A620. Благодаря мощному процессору DIGIC II, позаимствованному у топовых «зеркалок» Canon, лучше работает экспозамер, выше скорость автофокуса, точнее цвет, эффективно подавляются цифровые шумы. На ISO 50-100 последних практически не видно, на ISO 200 – обычно меньше, чем у моделей конкурентов. Несмотря на практически одинаковую матрицу, результаты съемки Canon A620, Casio Z750 и Sony W7 отличаются друг от друга. На ISO 400 у последних двух моделей уровень шума выше, чем у Canon, но две эти камеры обеспечивают более яркие, живые цвета. Примерно то же самое можно сказать и о модели Olympus SP-350. Разница в детализации снимков между 7 и 8 МП (у SP-350 на 1 МП больше) практически не ощущается. Выбор между мягкой, малоконтрастной картинкой с «портретным» уклоном на A620 и резкой, насыщенной, но немного более шумной у SP-350 лежит в области индивидуальных предпочтений пользователя.
Panasonic LX1 оснащается 8-МП матрицей нестандартного формата 16:9 (3840х2160 пикс.). Грубо говоря, один мегапиксел «приделан» по бокам к матрице и расширяет «боковое зрение». При печати со стандартным соотношением сторон (3:2) максимальное разрешение составит всего 7 МП (3248х2160). Выбор пропорций кадра производится ползунком на креплении объектива. Формат 16:9 хорошо подходит для пейзажной съемки, просмотра фотографий и видеороликов на экране телевизора и некоторых моделях ЖК-мониторов. Он максимально соответствует полю зрения человеческого глаза. Недостатком модели является очень заметный шум на высокой чувствительности. На ISO 400 он уже может рассматриваться в качестве художественного эффекта. Тут не обойтись без хорошего программного «шумодава» (Neat Image, ImageNija).
Как мы видим, гонка за «магапикселами» продолжается – одна из наших компактных моделей имеет разрешение 9 МП. Матрица, установленная в E900, при определенных обстоятельствах позволит печатать снимки на формате А3. Для это требуется, прежде всего, отличное освещение объекта, позволяющее снимать на минимальном ISO и с закрытой диафрагмой (во избежании появления шума и «мыла»). E900 оснащается матрицей фирменной разработки. Особенностью технологии Super CCD HR является необычное расположение датчиков в форме пчелиной соты, способствующее более плотной «упаковке» пикселов на единице площади, а следовательно – более эффективному использованию пространства и снижению шума при большом разрешении. ISO 200 показывает приемлемый уровень цифровых шумов, для 9-МП компактной камеры это – очень хороший результат. Максимальная чувствительность достигает 800 ед.
Canon PowerShot A620
Casio EX-Z750
Fujifilm FinePix E900
Olympus SP-350
Panasonic Lumix LX1
Sony DSC-W7