Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Фотографии из сказочной страны

Народный фототест Хорошо, когда есть возможность уехать в путешествие. В экзотические страны, прекрасные места в волшебной стране. Оттуда все возвращаются, наполненные впечатлениями, и привозят фотографии с удивительными пейзажами.
16.12.2007
Ольга Макарова
Лауреат фестиваля Cinefantom (Чешская республика, 2007). Третье место на конкурсе «Моя Прага» (2007).

 

Но если, по разным причинам, уехать никак не получается, не остается ничего другого, как увидеть привычное в новом свете и построить сказочный мир, не выезжая за пределы Москвы. 

Один из путей в сказку – инфракрасная фотография. Она фиксирует световые волны с длиной волны 700-760 нм. Человеческий глаз имеет очень малую чувствительность в этом диапазоне, поэтому более яркий свет с длиной волны 400-700 нм скрывает от нас эти картины. Через инфракрасный фильтр мы фотографируем не то, что не может видеть глаз, а то, что он, вообще говоря, видит, но на что не обращает внимания. 

Инфракрасный фильтр – это очень дорогой и тяжелый кусок черного стекла. Он кажется непрозрачным только до тех пор, пока его не поднесли совсем близко к глазу. На самом деле, через него виден мрачный мир, наполненный самыми разными оттенками красного. Пурпуром горят освещенные солнцем крыши. Чернеют, как кованые решетки, переплетения веток и стволов деревьев. Золотится листва в контровом свете. Облака приобретают четкий контур на потемневшем небе.

Снимать с инфракрасным фильтром можно тремя способами.

 

Ночной режим 

Во-первых, фотокамерами с так называемым «ночным режимом» съемки. Несколько лет назад у меня была Sony 717. Не могу сказать, что, фотографируя вечеринку в полутемном помещении, удавалось сделать красивые фотографии. При длительной выдержке движущиеся фигуры размазывались. Для портрета выбор тоже был не самый лучший – инфракрасный диапазон скрывает дефекты кожи, зато из-под кожи начинают просвечивать кровеносные сосуды.

Гораздо интереснее использовать режим Night Shot днем. Например, церковь на Борисовских Прудах я фотографировала в пасмурную погоду, то есть при крайне невыгодных погодных условиях. Выручил инфракрасный фильтр. Я поставила камеру на штатив и сделала две фотографии – одну в ночном режиме и с инфракрасным фильтром Heliopan 715, вторую – с обычными настройками, без фильтра. Нужно было только очень аккуратно переключаться между режимами, чтобы не сдвинуть камеру. Потом в программе Adobe Photoshop я создала два слоя: нижний содержал обычную картинку, верхний – картинку в инфракрасных лучах.

 

В том разделе меню, где отображаются слои и каналы, предлагаются на выбор несколько способов смешивания слоев. Я заменила установленное по умолчанию Normal на Luminosity, и при прозрачности верхнего слоя 60-70% получила свой результат –контрастное, «живое» небо. 

С этими правилами смешивания вообще интересно экспериментировать, потому что результаты могут получиться самые неожиданные. 

Хочу подчеркнуть, что Sony 717 была способна фиксировать и более длинные волны, уходящие в теплую область. Длина волны 715 нм – это коротковолновой край доступного в ночном режиме спектра, на самом пороге чувствительности нашего глаза.

 

 

Обычная «зеркалка»

Во-вторых, инфракрасный фильтр можно поставить на цифровую зеркальную камеру, например, Canon EOS 350D. В отличие от фотопленок, которые даже в фотоаппарат заряжают при красном свете, матрица цифровой камеры чувствительна к инфракрасным лучам. Соответственно, чтобы не было искажений при цветопередаче, в камерах имеется встроенный инфракрасный фильтр. Это сильно снижает чувствительность матрицы к инфракрасным лучам. 

Длительность выдержки при съемке в солнечную погоду при чувствительности 100 единиц и диафрагме от 4 до 5,6 у меня составила 10-15-20 секунд. Люди за это время успевали уйти из кадра, а качающиеся на ветру деревья превращались в акварельные мазки. В результате получались багряные снимки Новодевичьего монастыря над матовой водой или фиолетовый узор листьев во дворе.

 

Кроме того, с инфракрасным фильтром экспонометр камеры (и автофокус) работает некорректно. Но тем и хороша цифровая съемка, что позволяет сразу видеть результаты и корректировать параметры по ходу работы.

Инфракрасные фотографии, по идее, должны быть монохромными. Основной оттенок фотографии, конечно, красный. Но, меняя основной тон, можно окрасить ее в любой цвет, например, в зеленый – для природы. Или оставить красным – для тревожного урбанистического пейзажа. 

 

Но не надо забывать, что в цветовой модели цвета расположены на круге непрерывно, и красный переходит в голубой. Фотоаппарат сам разложил изображение по трем цветовым каналам. И если можно было предположить заранее, как будет выглядеть картинка в красном канале, то в синем получилось очень странное, без полутеневых переходов, похожее на литографию или рисунок карандашом, изображение. Увеличив яркость в синем канале, я словно нанесла на фотографию флюорисцирующие бело-голубые штрихи. Эффект получился неестественный, но красивый. Потом я сдвинула всю палитру в зеленую область, и штрихи стали розовыми. 

 

 

Специальная фотопленка

В-третьих, для того чтобы эксперимент был чистым, я купила специальную, чувствительную к инфракрасным лучам черно-белую фотопленку Ilford SFX, чувствительностью 200 единиц. Пленочный аппарат у меня тоже Canon – модель EOS 500 N. 

Требовалось правильно определить экспозицию, потому что на экспонометр камеры надежды не было, хотя, как потом оказалось, с инфракрасным фильтром он работает абсолютно корректно. 

Инфракрасный фильтр Heliopan 715 (715 – это длина волны в нм, которую пропускает фильтр) уменьшает светопропускание в 120 раз, что означает увеличение экспозиции на 7 ступеней. В каталоге производителя имеются также фильтры Heliopan 695, уменьшающие количество света в 60 раз (6 ступеней) и Heliopan 780 (в 200 раз, 8 ступеней).

 

Процесс съемки со стороны выглядел трогательно. Камера стояла на штативе. Я замеряла экспозицию по экспонометру камеры в режиме приоритета диафрагмы, затем отключала автофокус, переключала камеру в ручной режим и, последовательно загибая пальцы семь раз, высчитывала новую выдержку. В солнечную погоду выдержка для инфракрасной съемки при диафрагме 8 составляла от 1/2 сек. до 1/15 сек. Существенная разница по сравнению с цифровым фотоаппаратом. Затем надо было аккуратненько, чтобы не сбить фокусировку, установить фильтр. И – можно снимать.

Фотографии получились контрастные и радостные. Листва и трава стали почти белыми и засияли, как грани алмаза. Именно такие солнечные фотографии приносили из лаборатории в моем детстве, хотя в то сказочное время обходились и без инфракрасных пленок.

Конечно, инфракрасный фильтр – вещь специфическая и предназначенная для съемки определенных объектов. Как уже говорилось, это деревья, листья, трава. Этот фильтр подчеркивает облака на небе, а если через эти облака проглядывает солнце – создает просто фантастические картины. Он позволяет снимать пейзажи с очень большим перепадом освещенностей и даже включать в фотографию неэкранированное солнце (но такой эксперимент с цифровым фотоаппаратом я проводить не буду – боюсь, как бы не испортить матрицу.)




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
10.08.2017
Свет в фотостудии. Два источника
04.08.2017
Свет в фотостудии. Один источник
02.08.2017
Свет в фотостудии. Урок 4
30.07.2017
Свет в фотостудии. Урок 3
28.07.2017
Свет в фотостудии. Урок 2