Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Интерьерная съемка

Ничто не действует на зрителей столь завораживающе, как сказочные места, где они еще не успели побывать! Цель съемки интерьеров – выгодно представить помещение, которое сдается в аренду, продается или является местом общественного досуга.
14.12.2007
Алексей Козырев

 

Это бурно развивающееся направление коммерческой фотографии, которое весьма привлекает начинающих фотографов и имеет следующие особенности:
 

• Статичный сюжет

• Минимум работы с людьми

• Свобода выбора (оборудования, подхода к съемке, ракурсов)

• Нацеленность на результат, необходимость самого высокого технического исполнения

• На выходе получаем всего несколько изображений.
 

Цифропанорамы vs большой формат

Съемка интерьера – «технический» жанр. Выбор оборудования – принципиальный момент, который будет определять ваше «лицо» как фотографа.

Самое простое решение – цифровая или пленочная камера с широкоугольным объективом, а также простой штатив. Но и результат получится слишком «простым» – никого не поразит качеством.

В наши дни профессиональных фотографов, специализирующихся на съемке интерьеров, можно подразделить на два противостоящих лагеря. 

Первый представляют владельцы карданных камер, с оттенком снобизма взирающие на новый, набирающий все больше сторонников клан «цифропанорамщиков».

Классическая технология предполагает использование камеры большого формата. Цифровой метод воплощает те принципы, что давно работают в панорамной фотографии: из нескольких кадров «сшивается» один (1х2, 1х3, 2х4, 2х6).

Какой из этих подходов «правильнее», невозможно сказать точно. Свои веские аргументы найдутся у каждого из противостоящих лагерей:
 

Цифропанорамы

Плюсы

- Разрешение лимитируется MTF оптики, количеством исходных снимков, временем и навыками фотографа.

- Возможность применения технологии HDR.

- Визуальный контроль результатов.

- Меньше формат изображения (с учетом «сшивки»). Отсюда – шире зона ГРИП, более резкая оптика (так как меньше кроющее поле).

- Возможность избежать искажений геометрии, присущих широкоугольной оптике.

- Любой угол охвата пространства – до 360 градусов.

- Проблемы с цветовой температурой решаются в процессе обработки иссходников RAW.

- Без учета амортизации оборудования, себестоимость снимка стремится к нулю.

Минусы

- Нельзя снимать динамичные сцены: фонтан в интерьере, зал ресторана с посетителями…

- Чтобы добиться качества не хуже большого формата, требуются колоссальные затраты времени на обработку изображений, профессиональное владение графическими редакторами.

- Во избежание перспективных искажений необходимо очень точно фиксировать камеру в горизонтальном положении.

- Поворот камеры без учета положения нодальной точки может привести к несовмещению переднего и заднего планов.
 

Кардан 4х6”

Плюсы

- Высокое качество изображения при минимуме затрат времени на постобработку.

- Возможность выбора типа и рисунка пленки, использование разных «матриц» в течение одной съемки.

- Возможность съемки кадров, содержащих подвижные объекты.

- 100% контроль композиции вплоть до совершения снимка. 

- Коррекция перспективы посредством подвижек переднего и заднего стандартов (shift).

- Легендарная оптика, обладающая великолепным рисунком в зоне резкости – Rodenstok, Kodak/Graflex, Schneider, Sinar… 

- Выборочное управление областью ГРИП сообразно правилу Шаймпфлуга – наклоны и повороты (tilt, swing).

- Нет проблем с перспективными искажениями, нет вероятности образования швов.

- Использование обычных штативных голов вместо специальных панорамных.

Минусы

- Крайне высока себестоимость снимка (листовая пленка, проявка, сканирование).

- При съемке динамичных сцен использование оптимальных диафрагм (< f/22) приводит к проблемам с мощностью света.

- Широкоугольная оптика, как правило, предполагает использование центрофильтров.

- Сложности с цветовой температурой, особенно при смешанном характере освещения – использование корректирующих фильтров.

- Зависимость результата от квалификации других специалистов (сотрудников фотолаборатории, оператора сканера…)
 

Как видим, у классического подхода больше плюсов и больше минусов. Остановимся на отличиях этих методов с точки зрения результата.

Математическая площадь составной матрицы, как правило, в несколько раз меньше площади кадра 4х6”. Но данный факт влияет лишь на глубину резкости и выбор оптимальных диафрагм.

На детализацию конечного изображения влияет множество нюансов: объектив цифровой камеры, тип матрицы (CCD/ CMOS), используемый RAW-конвертер, технология работы с файлами. В случае аналоговой технологии, изменяется не количество факторов, а их набор: объектив, тип пленки (цветной негатив, слайд, ч/б), конкретная марка пленки, правильность режима проявки, выбор и качество химии.

Наиболее значимо, что аналоговая технология позволяет почти сразу получить конечный результат (как правило, таковым является слайд), не предполагая длительной и весьма непростой работы с цифровыми файлами. Но даже если вы – убежденный сторонник съемки на кардан, цифровую камеру все же есть смысл захватить с собой для «пристрелки».

Расходы на обработку и сканирование пленок очень высоки, а в случае с цифровой технологией столь же высоки затраты времени. Правда, это исключительно ваше время, за которое вы можете сами получать деньги, а не делить их с работниками проф. лабов и препресс-центров.
 

Большой формат

Наиболее функциональный вариант – кардан 4х5”. Список кандидатов может быть широк, назовем лишь самые популярные варианты:

Graflex View II 4x5 – бюджетный кардан классической конструкции. Компактный и красивый (красный мех). Оптимален для начинающих. $250 – на ebay.com.

Graflex View II 4x5

.

Horseman 4x5 LE – надежный и мощный, но ориентирован на студийное использование. Передний и задний стандарты на L-стойках. $400 – на ebay.com.

Horseman 4x5 LE

.

Linhof TechniKardan 4x5 – удобный, легкий, компактный. Эффектный внешний вид. Конструкция на L-стойках. Цена на ebay.de может превышать $1800.

TechniKardan 4x5

.

Toyo View 4x5 – классическая U-образная конструкция. Надежен, но не оперативен. Цена на ebay.com – до $450.
.

Sinar F1– надежен, удобен, но крупноват для выездной работы. Цена на ebay.de – около $600.
 

Sinar F1

.

«Полевые» камеры (складные) формата 4х5” более удобны и компактны, чем карданы, но в них не столь широки возможности применения наклонов и подвижек:

Graflex Super Grafic – классический вариант, надежный как танк, доступный по цене. Хорошие возможности tilt/shift. Металлический конструктив. Цена на ebay.com – до $500.

Ebony RW45 – современная деревянная «раскладушка». Не самая дешевая (от $1500), но обладающая такими качествами, как легкость и надежность.

Ebony RW45

.

Shen Hao TZ45 IIA – деревянная «раскладушка» из Китая. Отличный внешний вид, хорошие возможности tilt/shift. Большинство отзывов – положительные. Можно купить непосредственно у производителя (www.shen-hao.com). Помимо камер, Shen Hao предлагает универсальные аксессуары, в том числе рольфильм-адаптеры 6х12 см, угловые видоискатели.

Wista под этой маркой встречаются новые деревянные «раскладушки» (Wista Wood 45DX), но более интересны старые модели с металлическим корпусом (Wista 45RF, 45VX). Стоимость – около $1300.
 

Отметим, что большинство различий между этими камерами тонко – в должной мере оценить каждую можно, лишь поснимав ею какое-то время. 

В интерьерной съемке форматы больше 4х5” используют редко. Наоборот, с целью снижения себестоимости нередко используют панорамные задники для съемки на Рольфильм (формат 6х12 см).

Большинство принадлежностей, включая кассеты/задники и оптику, соответствуют универсальным стандартам. Задники 6х12 выпускают многие производители. Доступный вариант – китайские задники Da Yi ($350 на ebay.com). Благодаря простой конструкции они не уступают в плане надежности дорогим задникам Sinar и Linhof.

Выбор «правильной» камеры делает использование возможностей оптики более удобным, но конечный результат определяет именно объектив. Оптимальное фокусное расстояние объектива для форматов 4х5” и 6х12 составляет 75-90 мм – такой объектив считается широкоугольным.

Светосила не имеет значения, так как для любого БФ объектива оптимальны закрытые диафрагмы, начиная с f/22. На этих диафрагмах выше резкость, шире зона ГРИП. Как правило, увеличивается кроющее поле, что снижает виньетирование и падение резкости по краям, позволяет отказаться от использования центрофильтра, расширяет возможности tilt/shift. Таким образом, кроющая способность – основная характеристика объектива.

Объективы различаются оптической схемой, просветлением, существенно различаются с точки зрения пластики, оптического рисунка в зоне резкости.

Если учесть подержанные варианты на американском и немецком ebay объективов, то выбор даже относительно современной широкоугольной оптики БФ очень велик.

Можно обратить внимание на современные объективы с фокусным расстоянием 90 мм: Rodenstock Grandagon 90 mm f/6.8, Schneider Super-Angulon 90 mm f/6.8, Nikkor SW 90/F8.

Первые два близки по цене – около $1400. Super-Angulon обеспечивает лучшую кроющую способность, позволяет отказаться от использования центрофильтра. Соответственно, у Grandagon в большей степени проявляется падение резкости на периферии кадра. Оценки расходятся в отношении рисунка оптики – многие профессионалы останавливают свой выбор именно на объективе Rodenstok. Nikkor SW 90/F8 сочетает бескомпромиссное качество и стоимость около $800. Найти его новым вряд ли удастся.

Как правило, съемка ведется на слайдовую пленку дневной температуры. Для обеспечения правильной цветовой температуры используются корректирующие фильтры. Потребуется штативная голова, позволяющая точно зафиксировать камеру, – 3D или Geared Head.
 

Цифровой подход

Герой этого сюжета – не камера, а штатив с панорамной головой. Они нужны для получения исходных изображений, «сшивка» которых производится в компьютерной программе.

Manfrotto 303 Plus

Голова должна не только уметь вращаться вокруг оси, но и делать это вокруг узловой (нодальной) точки. Поэтому выбор ограничен всего одной моделью Manfrotto 303 Plus (иных вариантов на российских прилавках нет, хотя на европейских иногда встречаются Kaidan QuickPan).

Зеркальная камера, конечно, тоже не помешает. Небольшое преимущество имеют модели с CCD-матрицей, так как она обеспечивает более глубокие и насыщенные цвета. В вопросе выбора камеры следует отказаться от привычных стереотипов – анализа шумов матрицы, количества мегапикселов и тому подобных вещей, которые в данном виде съемки не играют особой роли. В отличие от профессиональной fashion-съемки, не требуется копить деньги на цифровой задник для СФ камеры. Наоборот, имеет смысл обратить внимание на не самые модные варианты, например Fujifilm S5 PRO.

Низкий уровень шума, традиционно считающийся основным преимуществом CMOS-матриц (например, Canon), в данном случае не представляет значительной ценности, так как съемка должна осуществляться на самом низком ISO – для достижения максимальной детализации.

Объектив должен обеспечить максимальную резкость. Иными словами, это должен быть объектив с фиксированным фокусным расстоянием.

В интерьерной съемке используются объективы с фокусным расстоянием от 35 до 50 мм. Но если итоговое изображение будет составлено из большого количества исходных, потребуется более длиннофокусный объектив. Фокусное расстояние влияет на характер передачи пространства. Широкоугольный расширяет его, «выпячивая» близко расположенные предметы, длиннофокусный макрообъектив – делает картинку более плоской.

Стоит воздержаться от покупки кроп-объективов, так как важным требованием является низкое виньетирование и равномерная резкость. Исключением из этого правила являются объективы системы 4/3, которые выгодно отличаются этими качествами.

Объектив не должен быть слишком широкоугольным. Главное, чтобы на закрытых диафрагмах он выдавал максимально резкую картинку с высоким микроконтрастом. Отметим, что макрообъективы, которые обеспечивают лучшую детализацию на близких дистанциях, не всегда столь же хороши в обычной съемке. Но если нужен объектив с фокусным расстоянием 80-100 мм, других вариантов, кроме мягкой портретной оптики, все равно нет.

Nikkor 28mm f28 AIS

Наличие автофокуса не является принципиальным моментом, поэтому есть смысл обратить внимание на MF-оптику (Nikkor Ais 28 mm f/2.8, новый Zeiss Distagon T* 35 mm f/2).
 

 

Нюансы съемки

В кадре не должно быть ничего лишнего! Предметы, привлекающие взгляд, должны быть развернуты таким образом, чтобы выглядеть наиболее выгодно. Иногда, наоборот, есть смысл создать иллюзию «рабочей атмосферы», слегка нарушив идеальный порядок вещей.

Наиболее удачная перспектива получается тогда, когда объектив расположен на уровне глаз. Съемка с верхней и нижней точек практикуется в тех случаях, когда требуется уменьшить пространство (при съемке больших помещений) или увеличить его.

Диафрагма должна быть закрыта до предела – до такого значения, после которого на результат съемки начинает влиять эффект дифракции. Чем меньше площадь кадра, тем больше приходится открывать диафрагму. На ширину зоны резкости это в реальности не влияет, поскольку с уменьшением площади кадра увеличивается не только оптимальная диафрагма, но и сама зона резкости.

При съемке форматными камерами появляются дополнительные инструменты воздействия на зону резкости и перспективу, но при этом рабочие значения диафрагмы на порядок выше.

Освещение представляет наибольшую сложность. Это касается как температуры света (при съемке на пленку), так и слишком сильного контраста на освещенных участках и тенях.

Мягкий дневной свет из окон хорошо выявляет детали, но только на тех участках пространства, куда он попадает. Детали в тенях пропадают. Неравномерное освещение создает слишком сильные контрасты, а использование отражателей не решает проблему.

Обычный искусственный свет. Сохраняется основная проблема – высокий контраст сцены. Данная проблема решается за счет выборочной вспомогательной подсветки.

Постоянный видеосвет. Люминесцентные и галогенные лампы, приборы Kino Flo. Лампы должны быть снабжены рефлекторами, что обеспечивает высокую светоотдачу и исключает попадание света в объектив.

Лучший результат дает один и тот же источник света, который во время съемки движется – вариант метода «световая кисть» применительно к съемке помещений. Это позволяет регулировать освещенность сцены и дает лучший результат, чем использование нескольких статичных маломощных источников. Чтобы сгладить светотеневые переходы, источник двигают из стороны в сторону во время экспонирования (стандартно – 5-30 секунд).

Более усложненный вариант этого метода, который наиболее часть применяется при съемке интерьеров – это комбинация мощного источника, который создает общее рассеянное освещение, и менее мощного источника направленного света, который используется для выявления теней или как «световая кисть». Мощность дополнительного источника не должна превышать ¼ мощности основного.

При использовании дополнительного освещения опасность представляют зеркала и стекла. Частично решает эту проблему поляризационный фильтр – его нужно обязательно иметь в своем арсенале.

Полезным дополнением к цифровой камере станет спотметр либо электронный флешметр (в случае использования пленочной камеры без него невозможно обойтись). Если разница в замерах экспозиции самого темного и светлого участков не превышает 3 ступеней, можно обойтись без использования HDR, грамотно обработав RAW-изображение.

Иначе придется скорректировать освещение. При съемке на пленочную камеру выходом может стать использование негативной пленки. Владельцам цифровой камеры имеет смысл прибегнуть к технологии HDR, сделав несколько снимков из одной и той же точки (+/- 3 Ev, изменяется только значение выдержки).
 

Обработка цифровых изображений

Стандартная процедура обработки предполагает конвертирование исходных RAW-изображений с идентичными настройками и отключенным шумодавом (конечный формат – TIFF 16 bit). Затем производятся программное повышение резкости (Unsharp Mask, Hi Pass) и интерполяция изображения, если это позволяет требуемое разрешение на выходе. В случае панорамой «сшивки» разрешение исходных изображений обычно понижается ровно в 2 раза (с учетом структуры сетки Баера, это позволяет сохранить основную массу деталей).

Для создания HDR (High Dynamic Range) изображений имеет смысл прибегнуть к Photoshop (File/Automate/Marege to HDR), который делает это достаточно корректно, без появления «кислотных» оттенков. Но можно поручить это и специализированной программе Photomatrix – как правило, результат получается несколько более яркий. Photomatrix позволяет объединить в общий снимок несколько изображений в форматах TIFF/JPEG (с возможностью коррекции кривой), а также может работать непосредственно с RAW-файлами.

Перед «сшивкой» обработанные изображения конвертируются в стандартный 8-битный режим.
 

Программы «сшивки» панорам

 

Adobe Photoshop. File->Automate->Photomerge. Наиболее простой способ создания панорамных изображений, который обычно справляется со своими задачами.

Adobe Photoshop. Метод 2. «Ручное» совмещение по слоям. Контролировать точность совмещения позволяет режим смешивания Difference, доступный в палитре Layer в списке blend mode. В последней версии Photoshop CS3 появилась пара инструментов, позволяющих автоматизировать процесс подгонки кадров (Auto-blend layers) и непосредственно их сшивку (Auto-align layers).

ArcSoft Panorama Maker 4 – популярная программа, которой пользуются многие фотографы. Ориентирована на автоматическую обработку, но имеет широкий набор настроек. www.arcsoft.com

Autopano Pro. Ориентация на полностью автоматическую работу. Простой интерфейс, минимум инструментов. Тем не менее, обеспечивает желаемый результат в самых сложных случаях. www.autopano.net

Panorama Factory. Программа на русском языке – с удобным интерфейсом и неплохой функциональностью. 

www.panoramafactory.com

PtGui. Самая функциональная программа для сшивки панорам, обеспечивающая максимальную возможность влиять на результат. www.ptgui.com




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
10.08.2017
Свет в фотостудии. Два источника
04.08.2017
Свет в фотостудии. Один источник
02.08.2017
Свет в фотостудии. Урок 4
30.07.2017
Свет в фотостудии. Урок 3
28.07.2017
Свет в фотостудии. Урок 2