Попасть на Олимпийские игры, несомненно, мечта каждого спортивного фотографа. Джефф Кэбл претворил её в жизнь целых четыре раза и теперь отлично знает, каково это: делать фотоотчёт о самых крупных спортивных состязаниях в мире.
Фотографии Джеффа с олимпиады в Сочи вы можете увидеть здесь.
Для начала расскажите, как проходили ваши первые Олимпийские игры.
Я поехал в Пекин снимать игры ещё до того, как стал квалифицированным фотографом. В тот первый раз я работал в пресс-центре. Некоторые страны отправили на игры представителей и журналистов, которые не умели обращаться с камерой. Узнав о том, что я специализируюсь в фотосъёмке, они предоставили мне доступ к месту состязаний и попросили делать снимки. А когда увидели, как круто у меня получается, выдали разрешение на официальную съёмку. Именно в то время я подумал: «Хочу сделать как можно больше таких фотографий».
Следующие игры проходили в Ванкувере. Я очень хотел поехать, рассылал резюме во всевозможные газеты и агентства, но так ничего и не нашёл. В то время я сотрудничал с “The Santa Fe Sharks”. Они-то и познакомили меня со всеми нужными людьми из USA Hockey. Я сам дважды в неделю играю в хоккей, знаю правила, а теперь ещё и тех, кто тоже этим увлекается.
Короче говоря, мне крупно повезло. USA Hockey согласилась со мной работать, и чтобы показать, на что я способен, первое время приходилось фотографировать бесплатно. Это сработало.
Звучит так, будто вам пришлось серьёзно «попотеть», чтобы получить эту работу.
Дело в том, что Комитету по организации Олимпийских игр нужен не один, а миллион фотографов, которым не придётся платить за съёмку. Я же действительно усердно трудился, к тому же был знаком с нужными людьми. Но даже несмотря на это мне всё равно пришлось доказывать, на что я способен. Теперь, когда я уже знаком с членами Комитета, а они знают, что у меня всегда получаются хорошие снимки, получить работу гораздо проще. Первый раз был самым сложным. У меня был один шанс из миллиона, и я им воспользовался. Но и после этого меня ещё ожидал долгий трудный путь к признанию.
Общеизвестно, что во время крупных спортивных состязаний уровень допуска членов прессы к трансляции может быть разным. Иначе говоря, не имея специального пропускного удостоверения, снимать спортсменов с расстояния вытянутой руки невозможно. Распространяется ли это правило на Олимпийские игры?
Существует тысячи видов таких удостоверений. Я знаю, что существует специальный документ, позволяющий журналисту присутствовать непосредственно на месте события и делать заметки для репортажа, но не разрешающий съёмку. Есть и другие удостоверения, например, те, которые дают право только заходить «за кулисы». На летних Олимпийских играх фотографам, снимающим для Water Polo Magazine, выдавали специальный документ, который позволял вести съёмку только с места соревнования по водному поло. Они также могли пойти в пресс-центр, но больше их никуда не пускали.
А что, существует особый пропуск, позволяющий заходить куда хочется?
Ну, самым большим компаниям выдаются особые пропуски. Они позволяют присутствовать на церемониях открытия и закрытия, а в редких случаях сотрудникам этих фирм даже выделяют места на стадионе среди толпы. Я знаю, что таким агентствам предоставляются целые ряды в разных точках зала. Есть особые фотографы, одетые в чёрные костюмы, которые сидят прямо в середине стадиона во время церемонии.
Если бы вам предложили такую работу, вы бы согласились?
Может быть. Конечно, это бы только прибавило мне стрессов, но всё же. Для меня самое трудное - найти свое место. Обычно во время церемоний открытия и закрытия стадион поделен на секции от A до F. У каждой есть свои преимущества. Кто-то может делать фотографии с близкого расстояния, другой снимать с высоты. Кому-то даже удаётся поймать в кадр президента или члена королевской семьи! Было бы здорово, если бы фотографы сами могли выбирать, в каком секторе им бы хотелось вести съёмки, но в большинстве случаев места распределены заранее, и нам просто говорят: «У вас секция F».
Можно ли перейти в другую секцию, если получаются только плохие кадры?
Когда я был на играх в Лондоне, я попал в ужасный сектор. Тогда я направился прямиком в офис фото-менеджера и попросил его перевести меня в другое место. Мне повезло, что он согласился.
Чему вы уделяете больше всего внимания во время съёмок?
Лично для меня самое главное в Зимних Олимпийских играх - хоккей, а в Летних - водное поло. Хоккей - один из наиболее популярных и зрелищных видов спорта. Может быть, он немного уступает фигурному катанию, но фигурное катание не приносит такого дохода (смеется). Если же в этот день не проходят соревнования по хоккею или другие интересные состязания, я просто делаю фотоотчёт дня.
Приходится ли вам бороться за наиболее удачные места для съёмки в своём отсеке?
В свой сектор лучше всегда приходить заранее, чтобы сделать несколько пробных кадров и найти подходящее место. После этого я просто оставляю свою визитку, чтобы другие фотографы поняли: «Это место занято».
В обстановке, когда вы постоянно окружены другими фотографами, трудно ли вам делать хорошие снимки?
На самом деле, все эти тысяча двести фотографов - мои лучше друзья. И всё же во многом такое мероприятие - вызов не только спортсменам, но и таким, как мы. Все стараются сделать что-то особенное, уникальное, но когда вокруг так много коллег, это довольно трудно. Я тоже всегда пытаюсь придумать что-то, что отличало бы меня от других. Например, я замедляю скорость закрытия затвора во время съёмок или пытаюсь попасть туда, куда не смогли пробиться другие. Всё это довольно проблематично, но всё равно приносит удовольствие.
Пользуетесь ли вы камерой дистанционного наблюдения? С каждым годом они становятся всё более популярными, особенно во время олимпийских игр.
Всё зависит от места. Во время состязаний по водному поло я могу свободно пользоваться дистанционной камерой, но никогда не устанавливаю её на вышке. Снимки получаются такими, как будто я сделал их с балкона на третьем этаже. Пару раз я пробовал этот метод, и он мне не понравился. Правда, на Большой арене есть особая вышка. Если установить на неё камеру, она окажется прямо надо льдом! Надеюсь, у меня получится установить свою рядом с вратарём.
Такие кадры всегда получаются хорошими.
И всегда встаёт вопрос: «Кто же сделал лучший снимок?». Разумеется, крупные компании всегда сражаются за такие углы, поэтому мне придётся попотеть, чтобы установить туда свою камеру.
Учитывая, сколько репортёров и фотографов собралось на Олимпийских играх, пресс-центр сейчас - одно из наиболее интересных мест.
Да, центр великолепен. Для него отвели целое здание! Обычно комната в пресс-центре - простое помещение с десятью столами и местом для ноутбука. В Лондоне пресс-центру отдали стадион, построили рядом фуд-корт и центр приёма сообщений. Олимпийский центр в Сочи напоминает, скорее, небольшой город. Он просто огромен.
Учитывая, что все работают с одним и тем же материалом, какова атмосфера в комнатах пресс-центра? Чувствуется ли отчужденность или напряжение?
Лично у меня благодаря Олимпийским играм появилась куча новых друзей. Проблема заключается в том, что все мы настолько загружены, что времени на общение почти не остаётся. Я ни разу не сходил ни с одним из моих новых приятелей в бар посидеть за кружкой пива. В восемь утра ты уже на ногах, к полуночи засыпаешь на ходу от усталости. Я иногда освобождаюсь не раньше двух. Приходится постоянно фотографировать, редактировать, делать отчеты в блогах… И всё же это здорово. Думаю, что всем, кто здесь присутствует, нравится такая жизнь, ведь Олимпийские игры - это настоящая честь и в то же время - «жерло вулкана».
Как вы отдыхаете после того, когда возвращаетесь домой? Наверное, отсыпаетесь?
Я называю это ПОС: пост-олимпийский синдром. Я совершенно истощён. Обычно, чтобы полностью прийти в себя, мне требуется месяц. Всё время до возвращения я постоянно работал и думал только о том, как побыстрее закончить задание. Мне предлагали взять себе помощника, но при мысли о том, что кто-то будет плестись позади меня и тормозить мою работу, я понимаю, что пока не готов.
На самом деле, когда я возвращаюсь домой, я оказываюсь в положении подчинённого. Ну, вы знаете: жена и семья всегда найдут для вас дело. Однако я настолько истощён играми, так сильно хочу спать, что помогать им всё равно не получается. Один фотограф как-то сказал, что съездить на Олимпийские игры - это всё равно, что три недели подряд бороться за суперкубок в чемпионате по американскому футболу.
Такое сравнение я уже слышал. Всё это выглядит так, будто Олимпийские игры на поверку оказываются куда более сложным испытанием, чем вы ожидали.
Во время чемпионата за суперкубок все фотографы сначала посещают мероприятия для членов прессы-службы, а потом идут на саму игру. На Олимпийских играх каждый фотограф сам выбирает тот вид спорта, который ему интересен.
Лично мне на Олимпийских играх в Лондоне очень помогли приложения. Благодаря им я знал расписание хоккейных матчей и смог составить график работы. Поэтому в те дни, когда соревнований по хоккею не было, я мог отправиться снимать что-нибудь ещё. Приложения помогли мне составить план и получить нужную информацию.
Значит, ключ успеха - в планировании.
Худшее заключается в том, что, как только вы составляете план, то неожиданно понимаете, что выполнить его целиком невозможно. Вы либо неправильно распределили время, либо недооценили дальность расстояния между площадками для соревнований… Конечно, можно составлять расписание, но в нём почти сразу же обнаруживаются недостатки.
При этих словах вспоминается знаменитая цитата Майка Тайсона: «Каждый имеет план, пока не получил по морде».
Это точно! Олимпийские игры бьют прямо в лицо, особенно тогда, когда ты не знаешь, что делаешь. В первый раз я был напуган до смерти. За три месяца до начала игр я ночами размышлял, какое возьму с собой оборудование или как я узнаю, что должен делать, когда прибуду на место. Это теперь, когда у меня есть опыт, я иду прямо в пресс-центр, получаю пропуск, прошу выдать мне разрешение на посещение церемонии открытия, иду на мероприятие, обсуждаю вопросы с фото-менеджером… Но в первый раз я - да и другие тоже - не всегда знают, как именно нужно себя вести.
Подготовиться к Олимпийским играм, должно быть, нелёгкое дело. Вам, наверное, пришлось везти с собой целую тонну оборудования.
Лично я собирался месяц, и, в общем-то, это немало. Но что касается оборудования, я взял с собой только самое необходимое: две камеры Canon 1D Xs.
Я слышал, эта модель довольно популярна среди фотографов.
Да. Их использовали ещё во время игр в Лондоне, когда они только появились в производстве. В то время мой 1D Xs был пилотным. Но в этот раз Canon меня спонсирует: незадолго до начала игр мне прислали две новых камеры, которыми я сейчас пользуюсь.
Это потому, что вам приходится делать много кадров?
Разумеется. На играх в Лондоне я сделал более девяноста тысячи снимков! Для фотоаппарата это безумная нагрузка. Чего стоит один хоккей! Я делаю по двенадцать кадров в секунду, поэтому за одну игру могу «нащёлкать» около тысячи снимков.
Большинство спортивных фотографов сходятся во мнении, что хоккей - одна из самых сложных игр для съёмки.
Если снимать через плексиглас, угол обзора сильно ограничивается. Фотографии, сделанные через плексиглас, часто похожи на размытые пятна из-за света, который падает на другую сторону стекла. Не стоит сбрасывать со счёта и хоккеистов. Они передвигаются настолько быстро, что уследить за ними не всегда получается. Вообще есть очень много факторов, которые могут испортить снимок.
Какие линзы вы обычно используете для съёмки?
Я предпочитают ультра-широкоугольник. У меня есть своя градация толщины линз для съёмки различных мест и мероприятий. Например, в пресс-центре я всегда фотографирую на 24-70 миллиметровые линзы, на хоккейных играх - на 70-200 миллиметровые, а во время съёмки церемонии открытия использую 16-35 миллиметровые. Я также привёз с собой 100-400 миллиметровые линзы, потому что они маленькие и подходят для самых разных кадров. Если же мне нужны линзы большего размера, я всегда могу позаимствовать их в Сочинском филиале Canon. Дело в том, что к началу Олимпиады и Canon, и Nikon прислали сюда тонну фотооборудования, и, если у фотографа есть специальное разрешение, он может просто прийти в магазин, показать документ и взять то, что ему нужно.
Привезли ли вы с собой объектив с фиксированным фокусным расстоянием?
На свою первую олимпиаду я привёз 600 миллиметровые линзы с диафрагмой F/4. Однако очень скоро выяснилось, что на стадионе, переполненном болельщиками и спортсменами, нет места для такого громоздкого оборудования. В конце концов, я убрал их в футляр и больше уже не доставал. Правда, перед этим я шесть часов впустую протаскал их на своём горбу. *смеется*
Звучит забавно. Интересно, что, при упоминании этих линз, многие люди в первую очередь думают именно об Олимпийских играх.
Ну, лично я для съёмки видов спорта, отличных от хоккея, планирую использовать новые 200-400 миллиметровые линзы. Они отлично подходят для работы на открытой местности и состязаний вроде сноубординга. Такие линзы могут варьироваться от 200 до 560 миллиметров, отличаются особой резкостью и быстрой фокусировкой. Я предпочитаю эти линзы линзам с фиксированным фокальным расстоянием, хотя они и работают быстрее. Всё-таки они слишком тяжёлые, чтобы везти их с собой, но я планирую позаимствовать их в местном филиале Сanon.
Ну, учитывая высокие ISO возможности современных цифровых фотоаппаратов, сейчас разница между диафрагмами F/5.6 и F/4 не играет такого большого значения, как это было раньше.
Здесь я целиком с вами согласен. Поначалу я думал, что ISO в моих снимках будет составлять около 10000, но здесь, на играх, очень хорошее освещение. Это, конечно, сделано для телетрансляции, но выручает и фотографов. Так, на последних соревнованиях по водному поло, я использовал 200-400 линзы с диафрагмой F/5.6, и светочувствительность этих фотографий равнялась всего 1600 ISO. Замечу, что затвор камеры срабатывал достаточно быстро, чтобы я успел «схватить» мгновение.
Наверняка те, кто, как и вы, занимается спортивной фотосъёмкой, сейчас искренне вам завидуют.
Очень может быть, что вы правы! На самом деле, во время съёмки в залах и на стадионах, фотограф старается, чтобы задний фон не попадал в кадр. Пустые трибуны или плохое освещение способны испортить любую фотографию. Но вообще, Олимпийские игры - это сказка, в которой значимое место занимают Олимпийские кольца. Вот что мы всегда пытаемся поймать в кадр! Думаю, что кольца рассказывают об играх не меньше, чем фотографии, ведь они - символ этого мероприятия.
А что с оборудованием для установки камеры?
Я привёз с собой крепления и кабели, чтобы установить камеру на съёмочной вышке. Кстати, крепления тоже пришлось сдавать на проверку. Они не должны быть сделаны из пластика или другого подобного материала. Свои я заказал у Super Clamp и хотел использовать для съёмок игр в Лондоне, но они оказались не рассчитаны на тяжёлые грузы, поэтому мне не разрешили с ними работать. Мне пришлось купить новый комплект, рассчитанный на большую нагрузку, но по-настоящему они пригодились мне только два раза.
Кроме того, я привёз с собой штатив, хотя ими не разрешают пользоваться при съёмке Олимпийских игр. Штатив хорош для ночных съёмок, особенно если фотографировать открытое пространство. Такие фотографии всегда получаются впечатляющими. Ещё у меня есть монопод от Gitzo, который незаменим во время съёмки спортивных состязаний. Вообще, если фотограф работает с большими линзами, он просто обязан использовать монопод.
Разрешено ли пользоваться вспышкой на съёмках соревнований?
Вспышка запрещена при съёмке любых спортивных состязаний, но это правило не распространяется на фотографии, которые делаются за пределами игровой зоны.
Ну и, конечно, вы наверняка привезли с собой не одну флэш-карту.
У меня с собой несколько флэшек Lexar на 128 гигабайт. Знаете, когда женская команда США заняла первое место (это был первый раз, когда они вообще выиграли медаль), я был единственным фотографом. Буквально за полтора часа я нащёлкал снимков на 78 гигабайт. Вот это было выступление!
Расскажите, как вы организуете рабочий процесс во время игр.
У меня с собой всегда три быстрых устройства для считывания карт. Все фотографии я редактирую на 15-ти дюймовом MacBook Pro с твердотельным накопителем. Я снимаю, редактирую, а потом перекачивают фотографии на внешний накопитель Western Digital Passport Ultra. Я всегда ношу один накопитель с собой, второй в качестве запаса держу в комнате в отеле, но снимки перекачиваю на все три устройства. Те фотографии, которые мне особенно понравились, я храню в облачном хранилище DropBox.
Как же вы всё это носите?!
Всё оборудование я перевожу в сумке на колёсиках Lowepro X200. Она всегда забита настолько, что мне едва удаётся застегнуть замок. Кроме того, у меня есть несколько рюкзаков этой же фирмы. Они выручают, например, во время состязаний по сноубордингу, куда я не могу взять сумку на колёсиках.
Что вы думаете насчёт GoPro camera? Лично у меня сложилось впечатление, что они становятся всё популярней и популярней.
Думаю, что их наверняка попытаются использовать во время Олимпийских игр. На самом деле, все фотографы подписывают соглашение, по которому обязуются не снимать никакие Олимпийские объекты на видео. Скорее всего, это связано с фантастическим развитием цифровых камер. За последние годы возможности видеосъёмки на DSLR достигли таких высот, что намного превзошли телевизионное вещание.
Знаете, со стороны все эти приготовления к съёмкам кажутся чем-то невероятным.
Прежде чем приступить к делу, необходимо внимательно изучить место, где вы будете работать. В этот раз центром моих исследований станет Большая арена, на которой будут проходить все хоккейные игры. Когда я впервые снимал соревнования по водному поло, я предварительно изучил тот угол, откуда планировал вести фотосъёмку. А на играх в Лондоне единственными местами, где можно было находиться фотографам, были оба конца бассейна по бокам от сетки. Там я и работал.
Какие игры вам больше нравятся: Зимние или Летние?
В этом вопросе для меня не существует различий. И то, и другое одинаково завораживает. Главное в Олимпийских играх - атмосфера. Люди смотрят на меня и думают: «Какой же он счастливчик!». И я с ними согласен. Я никогда не принимал Олимпийские игры как должное. А что до атмосферы, то, как во время летних, так и в период зимних игр, она одинаково потрясающая.