Автор статьи: Алан Стидмэн (Alan Steadman) — писатель, продюссер и фотограф-любитель.
Ещё много лет назад, когда я только увлёкся фотографией, меня начал мучить вопрос: «В каком стиле лучше всего делать снимки?». Мысль о том, что же такое особенное должно быть в моих работах, не переставая вертелась в моей голове. И однажды я понял: оригинального видения окружающего мира и своеобразного художественного взгляда недостаточно. Если я хочу, чтобы мои снимки узнавали, мне нужно создать бренд. Мой бренд.
Примерно в это же время у меня появилось довольно много новых друзей, которые, как и я, только начали познавать мастерство фотографии, но уже нашли свой особый стиль, выделяющий их работы на фоне других. Что же со мной было не так?
Чего я только не делал, чтобы добиться желаемых результатов! Эксперименты с насыщенностью цвета, кадрированием и виньетированием - вот далеко не полный список того, что я вытворял с фотографиями. Но всё это было не то.
И тогда я решил посмотреть на снимки моих друзей и попытаться понять, какой стиль мне подходит.
Грейс была в числе тех фотографов, чьи работы меня привлекали больше всего. Она занималась постановкой свадебных съёмок и умела видеть красоту даже в самых обыденных явлениях. Большинство её фотографий были сделаны на любовную тематику и всегда восхищали меня естественностью и необычайной чистотой цвета, который помогал ей выразить самую суть неподдельного, искреннего чувства. Что и говорить, её снимки были настолько хороши, насколько жизненны.
Моим следующим «учителем» оказался Дариус Судманд (Darius Soodmand). Он тоже был моим другом, но его работы в корне отличались от фотографий Грейс. Засчёт умелой игры теней Дариус создавал поразительный эффект контраста, который выделял его работы из груды безликих снимков и придавал им таинственный и мрачноватый вид.
Однако всё становилось совершенно иначе, когда дело доходило до «уличных фотографий». Эти снимки отличала удивительная натуральность; они были созданы, чтобы выразить красоту одного мгновения, но самое главное - они были выполнены в своём, только им присущем стиле.
Но настоящим открытием для меня стали работы Дастина Чеймберса (Dustin Chambers). Он стал главным моим вдохновителем. Чем же так сильно привлекает меня стиль Дастина? Ответ может показаться безумным, но ... его отсутствием! Снимки Дастина не похожи друг на друга, но все они одинаково завораживают своей законченностью и отражают уникальный, характерный только для него способ видения прекрасного.
Именно благодаря работам Дастина я, наконец, осознал: мы не выбираем стиль, в котором будем работать. Это стиль выбирает нас. Только через наш собственный стиль можно выразить то, что мы стремимся запечатлеть на фотографии.
Так, Грейс завораживала глубина и искренность настоящей любви, поэтому она использовала естественный свет, чтобы придать снимкам более «тёплый» вид. Она не стремилась сделать фотографию совершенной засчёт искусственного освещения или вспышки, но настолько «отдавалась» съёмке, что видела прекрасное там, где его не замечали другие.
Грейс не избегала искусственного освещения, потому что это было «не в её стиле». Она избегала его, потому что он не подходил для фотографий, которые она делала. Вывод? Грейс не выбирала свой уникальный стиль. Он выбрал её сам - через методы съёмки, к которым она прибегала.
То же самое можно сказать про Дариуса. Он стремился передать настроение, и резкие контрасты и обилие теней помогали ему достичь желаемого эффекта. Однако Дариус чётко знал, в каких ситуациях эти способы сработают лучше всего, и не использовал их там, где они оказались бы лишними.
Дастину нравилось делать снимки о реальной жизни, переменчивой и непредсказуемой, и поэтому его работы так сильно различаются по характеру и настроению. Стремление к вариативности научило его проще относиться к тонкостям освещения, цвету и тону фотографии. Он просто снимает отдельные эпизоды жизни, а затем подчеркивает их всеми доступными фотографу способами.
Это осознание стало для меня настоящим прорывом. Наконец-то почувствовав себя свободным, я решил сосредоточиться на том, что мне нравится, и позволить желанию вести меня в верном направлении.
В поисках своего потенциального стиля я задавался новыми вопросами.
Во-первых, что подходит именно для этой съёмки?
Как и многие фотографы, я не желаю делать безликие свадебные снимки или типовые портретные фото. Но если я этого не хочу, почему же тогда делаю? Почему вы делаете? Если вы осознаете смысл своих действий, тогда вы хотя бы поймёте, что именно стоит изменить в методе своей работы. Осознанию очень способствует тема снимка. Попытайтесь объяснить самому себе, что конкретно вы хотите выразить через фотографии. Это и будет первый шаг на пути к переменам.
Во-вторых, подходит ли тема лично вам?
Давайте будем честными друг с другом. Качественная фотография - это вовсе не бренд в том понимании, которое закрепилось в умах большинства людей. Конечно, было бы глупо спорить о том, насколько важно уметь «продвигать себя», но, относясь к фотографии только как к товару на рынке, вы (как и я когда-то) никогда не найдёте свой, отличающий вас стиль. Один из главных уроков, который я для себя вынес - фотография в равной степени рассказывает и о том, кто позирует перед камерой, и о том, кто держит её в руках.
Фотография во все века будет оставаться искусством, а в искусстве, как известно, воплощается душа творца. Именно поэтому фотографии должны отражать именно ваше мироощущение, ваше видение вселенной.
Наконец, стоит ли вообще редактировать снимки?
Лично для меня этот вопрос является самым главным. Неважно, как вы относитесь к окружающему миру и нравится ли вам то, что вы снимаете, но если вы изменяете фотографии только ради самих изменений, зачем вообще делать снимки? Разумеется, в моей практике были случаи, когда после редактирования понравившиеся фотографии становились лучше, но это вовсе не означает, что каждый снимок нужно подвергать изменениям. За всеми трансформациями должен стоять определённый смысл, и если эта мысль будет единственной, которую вы вынесете из этой статьи, значит, я потратил время не зря.
Сейчас, перечитывая эту историю, я чувствую невыносимое желание написать: «Это совсем не про меня!». Всё это выглядит так наивно, что хочется отвернуться и сделать вид, будто со мной никогда не происходило ничего подобного. И всё же я пишу её здесь, сейчас, для вас, надеясь, что она поможет вам сэкономить время и вдохнёт в вас силы делать именно те снимки, которые вам нравятся.