Переломный момент наступил примерно год назад, когда на свет появилась первая бюджетная зеркальная камера Canon EOS 300D стоимостью до 1000 долларов, вызвавшая бурю радужных эмоций в рядах поклонников фотографии: еще буквально пару лет назад о таком нельзя было и мечтать, а пороговая цифра была 3000 долларов! С этого момента выпуск относительно недорогих зеркальных аппаратов стал носить массовый характер, и сегодня на российском плацу выстроился уже целый ряд камер ценовой категории до 1500 долларов. Тогда актуальным стал вопрос: что же выбрать, исходя из индивидуальных потребностей и финансовых возможностей? Цель данной статьи состоит в том, чтобы помочь выходящим на новые творческие рубежи любителям правильно сориентироваться в ассортименте предлагаемых камер. В качестве основных представителей категории "базовых" цифровых зеркалок были взяты Canon EOS 300D/350D, Olympus E-1/Е-300, Konica Minolta Dynax 7D, Pentax *ist DS, Nikon D70 и Canon 20D. Стоимость самой дорогой из них - примерно 1500 долларов за "тушку", а самой дешевой - 800 долларов. Со многими камерами в комплекте обычно идет универсальный, так называемый китовый, объектив, и мнений о том, как покупать зеркалку - в комплекте с "китовым" или без него - ровно столько же, сколько любителей, но, на наш взгляд, некоторые из "китовых" объективов можно считать неплохими.
Нужно ли тратить много денег на цифровую зеркальную камеру - или вполне можно обойтись обычным просьюмерским компактом? Все зависит от того, насколько будут востребованы возможности аппарата и реализован заложенный в нем потенциал. Основные преимущества этих аппаратов - в больших (физически) матрицах, способных обеспечить исключительно высокое качество снимков, поддержке сменных объективов и вспышек, гибкости управления и мощной электронике, позволяющей достичь таких рабочих скоростей (например, в серийном режиме), которые не доступны ни одной просьюмерской камере. Широчайший ассортимент дорогих (и не очень) объективов позволит добиться высокого качества выполнения самых разнообразных задач фотосъемки, и это, наверное, один из главных плюсов этих аппаратов. Этим и отличаются все без исключения представители этой элитной категории аппаратов от "бытовых" цифровиков.
Коммерческие зеркалки Canon EOS 300D и 350D
Canon 350D можно считать оптимальным выбором в качестве первой цифровой зеркальной камеры по самой низкой цене (до USD1000). Кто готов поступиться скоростью и функциональностью, может сыграть на связанном с выходом 350D падении цены на 300D, и сэкономить - благо, качество снимков фактически одинаковое. Но, повторяю: разница между ними большая, и лучше купить все же 350D.
Первые из стандарта "4/3" – Olympus E-1 и Е-300
Две родоначальницы ныне активно набирающего обороты стандарта "4/3", одним из принципиальных отличий которого является больший множитель фокусного расстояний (2Х). Это влечет за собой как определенные преимущества, так и некоторые недостатки. Например, оба аппарата будут интересны для спортивной съемки и любых задач подобного рода, где требуется повышенная "дальнобойность". Поскольку телевик на 200-300 мм дает итоговое макс. расстояние 500-600 мм, его преимущества для такого рода съемки очевидны (обратная сторона медали: точно такое же правило работает и для широкоугольников, уменьшая широкий угол). Вдобавок к этому, фототехника этого стандарта считается более компактной и легкой (хотя по Е-1 этого не скажешь).
Оба аппарата стоит признать вполне приличными, но предпочтения все же заслуживает Е-300. По совокупности показателей она может конкурировать с бюджетной "двойкой" Canon'ов, от которых выгодно отличается плюсами системы "4/3" и компактностью, но очень сильно проигрывает по ассортименту сменных объективов, вспышек и т.д. Если ситуация с аксессуарами изменится, Е-300 получит все шансы стать одной из наиболее популярных бюджетных цифрозеркалок.
"Золотая медалистка" Konica Minolta Dynax 7D
Это самый габаритный из всех зеркальных аппаратов "базового" уровня в нашем обзоре, зато по эргономике и множеству выносных регуляторов он не имеет себе равных. Вдобавок ко всему, он - один из самых дорогих, и его стоимость достигает 1300 долларов за "тушку" или 1800 в комплекте с "китовым" объективом. Великолепная мощная камера, хорошо сбалансированная и идеально подходящая всем любителям оперативной настройки "рукой". Да что тут говорить - золотую медаль DIWA дают не за красивые глаза.
Одним из главных конкурентов этой модели можно считать "двадцатку" Canon, качество снимков и скорострельность у которой выше, но ее система настройки все же больше ориентирована на меню, чем у Dynax 7D. Разница в максимальной скорострельности значительна: 3 кадра/сек. с буфером на 12 кадров против 4,5 кадра/сек. в серии до 30 кадров. Второй конкурент по другую сторону ценового барьера - это Nikon D70, который отличается оптимальным соотношением цены, удобства управления, функциональности и качества снимков. Он чуть "слабей", зато значительно дешевле.
Главным преимуществом Dynax 7D можно считать уникальную в своем роде функцию стабилизации, несколько снижающую затраты на оптику, и расширенное управление на базе выносных кнопок и дисков. Выбор между этими тремя аппаратами стоит основывать на финансовых возможностях и своих собственных предпочтениях и приоритетах. По ассортименту аксессуаров эта модель стоит на третьем месте после Canon и Nikon. На самом деле, Canon EOS 20D, Nikon D70 и KM Dynax 7D, по нашему мнению, - лучшие камеры этого обзора.
Проверенный временем Nikon D70
Камера имеет классический вид никоновских зеркалок, хорошую эргономику и отличные рабочие характеристики. Оснащена 6,1-МП матрицей, незначительно уступая по разрешению своему главному "ценовому" конкуренту, Canon EOS 350D (8 МП). Максимальная скорострельность - 3 кадра/сек., с буфером на 12 снимков. Среди недостатков были отмечены только изредка неточная работа автоматического баланса белого и некоторые проблемы с "китовым" объективом AF-S DX 18-70мм. В частности, на фокусном расстоянии 18 мм и при диафрагме F3.5 встречался эффект виньетирования - затемнения по углам кадра. Поэтому, скорее всего, это именно тот случай, когда брать зеркалку с комплектным объективом вряд ли стоит.
Первоочередной конкурент Nikon D70 - это Canon 350D, который как по цене, так и по качеству находится примерно на том же уровне. Если у вас имеется комплект старой оптики от пленочного зеркального аппарата, имеет смысл при выборе между этими аппаратами ориентироваться на нее - из соображений экономии и удобства. Если начинать "с нуля", то предпочтение все же стоит отдать Nikon D70. Эта модель входит в тройку лучших камер ценового диапазона до USD1500, и если Canon 350D можно назвать "оптимальным выбором первой цифрозеркалки", то D70 - "лучшим выбором".
Кстати, вскоре ожидается выход двух новых любительских зеркалок, D70s и D50, так что, если есть возможность, имеет смысл подождать их появления на нашем рынке. Но все же, с определенной долей уверенности, можно предположить, что лучше D70 они будут вряд ли, а новые возможности D70s, за исключением большего по размеру дисплея, можно будет реализовать и на D70, обновив прошивку.
Рейтинговая Canon EOS 20D
Это одна из самых дорогих среди выбранных нами зеркалок, и ее стоимость достигает 1500 долларов за "тушку". Но, поверьте, она того стоит. За эти деньги в ваши руки попадает великолепный и хорошо сбалансированный аппарат, имеющий хорошую эргономику, отличные рабочие характеристики, а среди недостатков - разве что, небольшой по сегодняшним меркам дисплей (1.8"). По совокупности всех показателей, качества изображения и функциональности надо признать эту модель лучшей в классе базовых зеркалок. По количеству кнопок и дисков она уступает только Dynax 7D, зато по объективной оценке качества изображения она признана лучшей. К тому же, у нее самое высокое разрешение матрицы (8,25 МП). По этому показателю вплотную за ней идет только Canon 350D, но это - единственное, что их так сближает - во всем остальном "двадцатка" однозначно опережает "вторую бюджетную".
Камера работает с теми же объективами (EF и EF-S), что EOS 300D/350D, поддерживает огромный выбор кэноновских аксессуаров и не имеет на сегодняшний день достойных конкурентов. Canon EOS20D - лучший выбор для всех жанров профессиональной съемки, и первое место в нашем рейтинге принадлежит именно ему.
Легкость и качество – Pentax *ist DS
Это несколько облегченный и модернизированный вариант *ist D, в большей степени ориентированный на любителей. Как и у обычного цифрокомпакта, определенная часть настроек выставляется через меню (в частности, экспозамер и драйв мод), есть фирменный автоматический режим Auto-Pict. Очень приличная любительская зеркальная ЦФК, сочетающая простоту управления "бытового" цифрокомпакта, исключительную легкость и компактность с хорошим качеством изображения, невысокой ценой и широким ассортиментом оптики. Ее можно считать наиболее универсальной с точки зрения съемки в "зеленых" режимах, но по скорострельности (2,5 кадра/сек.) она уступает практически всем рассмотренным моделям, за исключением Canon 300D.
По качеству снимков она аналогична Canon 300D и уступает Nikon D70, в частности, у последнего выше детализация во всем диапазоне ISO и лучше имидж-процессор.
Заключение
По суммарным результатам лучшей зеркальной ЦФК ценового диапазона до 1500 долларов является Canon EOS 20D - с ее исключительно высоким качеством изображения, функциональностью, скоростными показателями и огромным набором аксессуаров. На втором месте стоит "золотая медалистка" Konica Minolta Dynax 7D, которая идет практически вплотную за "двадцаткой", а замыкает тройку лидеров Nikon D70, признанный "оптимальным недорогим выбором увлеченного фотографа-любителя" за счет хорошего баланса рабочих характеристик, качества изображения, невысокой цены и большого выбора аксессуаров.
Canon 350D и Pentax *ist DS можно рассматривать как неплохой выбор в качестве самых базовых, или, если можно так выразиться, "переходных" аппаратов между традиционным цифрокомпактом и настоящей цифрозеркалкой. Главная же беда модельного ряда Olympus состоит в катастрофически ограниченном выборе аксессуаров, поэтому положение зеркалок E-1/E-300 улучшится, скорее всего, лишь с расширением ассортимента оптики.