Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Canon FD – пленочная «механика» на любой вкус

Главная / Статьи / Обзоры
Если оставить за скобками известные преимущества и недостатки аналоговой технологии по сравнению с «цифрой», можно обозначить несколько особенностей, присущих старым механическим фотоаппаратам. Это, прежде всего, эргономика, оптимальная для съемки с ручными настройками, а также простая и надежная конструкция.
18.06.2010
Дмитрий Башков

 

Механические фотоаппараты можно подразделить на две категории. К первой относятся истинно механические камеры, которые работают без батареек, ко второй – все остальные неавтофокусные камеры. Питание может использоваться для работы системы замера экспозиции, а в некоторые случаях – для работы затвора и перемотки пленки. Объединяющим фактором выступают не конструктивные особенности как таковые, а стиль съемки, который предполагает абсолютный контроль над основными параметрами. Кому-то такой стиль съемки покажется устаревшим и «медленным», но многие фотографы, напротив, стремятся сократить до минимума участие камеры в съемочном процессе. Именно в этом случае качественная механическая камера станет идеальным инструментом.

Canonflex

 

В любой фотокомиссионке вас ждут десятки таких камер. Профессиональные аппараты, некогда стоившие тысячи долларов, обойдутся всего в несколько тысяч рублей. Но выбор механической зеркалки – непростая задача. У этих камер фактически отсутствуют объективные параметры (количество точек автофокуса, скорость серийной съемки и т.д.), так что на первый план выходят субъективные характеристики – эргономика, внешний вид камеры, «художественные» нюансы оптики.

Canonflex

 

В этом обзоре мы рассмотрим систему Canon FD, представляющую особый интерес благодаря широкому выбору различных моделей фотокамер и уникальной линейке объективов, воплотивших передовые оптические разработки.

Canon начинала свой путь с более-менее удачных копий немецкой «Лейки». В конце 1935-начале 1936 гг. на прилавках японских магазинов появилась первая массовая японская дальномерка Hansa Canon – клон немецкой Leica III, – комплектовавшийся объективом Nikkor 50 mm f/3.5 с универсальным резьбовым креплением М39.

Затем Canon создает собственную линейку резьбовой оптики Serenar, причем многие представители линейки были 100% разработкой японских инженеров и имели оригинальные схемы. К концу 50-х компания сумела сделать значительный шаг вперед в производстве оптики. Именно Canon представил первый в мире сверхсветосильный стандартный объектив для дальномерных камер (50 mm f/0.95).

Canon одним из первых производителей делает ставку на перспективное направление SLR-камер. В 1959 году выходит первая 35-мм зеркальная камера Canon – Canonflex, для которой предлагалась собственная линейка оптики R-серии. В 1964 г. представлена более совершенная SLR-камера FX, оснащенная новым байонетом FL. Байонет с автоматическим приводом диафрагмы позволил оснастить камеру системой TTL-замера экспозиции.

В 1968 году выходит последняя дальномерная камера Canon со сменной оптикой, после чего компания полностью сосредоточилась на 35-мм зеркалках. Для этих камер разрабатывалась передовая оптика. В 1969 году Canon выпускает объектив FL 19 mm f/3.5 – самый широкоугольный на тот момент объектив для зеркальных камер. В том же году в продажу поступают объективы FL 300 mm f/5.6 и FL500 mm f/5.6 – первые объективы, в которых для снижения хроматической аберрации было использовано флюоритовое стекло.

Байонет FL был снабжен толкателем диафрагмы, переводящим диафрагму в рабочее значение в момент съемки. Но его конструкция не позволяла управлять значением диафрагмы с камеры. «Доработанный» байонет, получивший название FD, сохранил механическую совместимость со старыми FL-объективами.

F-1

 

В мае 1971 представлена профессиональная зеркалка F-1. Первая модель с байонетом FD оказалась столь удачной, что в неизменном виде производилась целых десять лет и фактически стала легендой. Новый тип байонета позволил оснастить камеру режимом приоритета выдержки, а исключительная надежность камеры способствовала укреплению марки Canon как производителя профессиональной фототехники.

В 80-х наступает эпоха автофокусных камер. Первой попыткой соединить автофокус с оптикой FD стала модель AL-1 (1982), оснащенная электронным дальномером. В центре видоискателя вместо оптического клина с кружком микропризм присутствовал датчик дальномера, по которому производилась ручная фокусировка, в соответствии с показаниями индикатора на информационной строке видоискателя. Затем предпринимались попытки создать полностью автофокусные объективы с блоком АФ, работающим независимо от камеры (FD 35-70 f/4 AF). Такие объективы получились громоздкие и неудобные, но все-таки нашли применение в репортажных видах съемки. В 1986 выходит первая автофокусная зеркалка Canon – T80, для которой были выпущены три АФ объектива (AC 50 mm f/1.8, AC 35-70 mm f/3.5-4.5, AC 75-200 mm f/4.5). При использовании неавтофокусной FD-оптики камера работала аналогично AL-1.

AL-1

 

Спустя год Canon представляет новый байонет EOS, конструкция которого изначально предполагала наличие привода АФ в объективах. В отличие от Nikon и Pentax, Canon отказался от механической совместимости нового типа байонета со старой оптикой. По этой причине переход на новый байонет и АФ-объективы EOS растянулся на несколько лет. В 1990 выходит последний представитель линейки FD – любительская зеркалка T60. Камера производилась на заводе стороннего производителя – компании Cosina.

Таким образом, байонет FD «продержался» два десятилетия. За это время выпущены 19 моделей фотоаппаратов, которые можно объединить в три серии:

F-серия. К этой серии относится «отец» линейки Canon F-1 (1971-1976), его более поздние модификации – F-1n (1976-81) и F-1N (1981-92), а также аналогичные модели, оснащенные функцией Mirror Lock-UP – FT-b, Ftb-N. Камеры этой серии имеют механический затвор, для питания TTL-замера используются устаревшие ртутные батарейки на 1,35 В (PX-625, EPX-625). Исключением является «обновленная» F-1N, оснащенная затвором гибридного типа и предполагающая использование элементов PX28, вполне доступных и сегодня. Все представители серии F имеют мощный железный конструктив, съемную пентапризму, сменные фокусировочные экраны. Старые модификации F-1 представляют, скорее, коллекционную ценность – особенно камеры спецвыпусков (OD F-1 – Olive Drab, F-1 Gold, F-1 U.S. NAVY, «олимпийские» F1-n Montreal Olympic, F1-n Lake Placid Olympic, F1-n Gold Edition, F-1 L.A. Olympic Limited Edtion).

T-80

 

A-серия. Более простой конструктив (несменная пентапризма), несколько менее прочный корпус. Большинство представителей серии имеют автоматический режим съемки (AE-1 – режим приоритета диафрагмы, AT-1 – только ручной режим, A-1 – имеет программный режим, AL-1 – приоритет диафрагмы и электронный дальномер для ускоренной фокусировки). Элементы питания PX28 (кроме модели AL-1, в которой используются элементы АА). Модели A-1 и AE-1 Program предполагают использование сменных фокусировочных экранов, причем экраны от одной модели не подходят для другой.

T-серия. Максимально «технологичные» камеры в линейке FD. На смену мягкому тканевому затвору приходит металлический затвор с вертикальным ходом шторок. Перемотка пленки производится автоматически. Используются элементы АА. Т-серия включает камеры различного уровня – от упрощенной пластмассовой зеркалки начального уровня T50 до профессиональной Т90, имевшей самую продвинутую электронную «начинку».

F-1n

 

Исторически байонет FD имеет два варианта исполнения. Первые камеры линейки FD оснащены байонетом «накидная гайка» (breech-lock), на смену которому впоследствии приходит привычный байонет «вставь и поверни». Старый тип байонета менее оперативен при смене объектива, но теоретически позволяет зафиксировать объектив на камере с прецизионной точностью. Обе разновидности байонета на камерах функционально не различаются – могут принимать объективы старого типа (серебристые, «breech-lock») и более современные (черные, «new FD»). Не совместимы только задние защитные крышки для объективов.

За пару десятилетий существования байонета FD было выпущено около 90 фирменных объективов, включая обновленные версии объективов с идентичными характеристиками, с отличиями в оптической схеме и типе MC-просветления («стандартное» Spectra Coated либо более «многослойное» Super Spectra Coated). Отметим, что старые версии объективов вовсе необязательно уступают новым в плане качества изображения или цветопередачи.

A-1

 

Обширная линейка объективов с байонетом FD включает выдающиеся по оптическим характеристикам модели: 7.5 mm f/5.6 S.S.C., 55 mm f/1.2 Aspherical S.S.C, 85 mm f/1.2 Aspherical, 300 mm f/2.8 S.S.C. Fluorite, 800mm f/5.6L, 150-600 mm f/5.6L. В дорогих профессиональных объективах применяется асферическая оптика (маркировка Aspherical или L на ободке объектива).

Целых шесть «исторических» модификаций пережил объектив FD 35 mm f/2, его оптическая схема пересчитывалась три раза. Этот объектив интересен еще и тем, что его передняя линза изготовлена из оптического стекла, содержащего радиоактивный торий. Будучи источником только слабого альфа-излучения, в использовании такая оптика вполне безопасна (однако, ее производство теоретически способно представлять опасность для работников завода). Кроме Canon, ториевые стекла применяла в некоторых неавтофокусных «Такумарах» компания Pentax.

Canon 800 mm f/5.6L

 

Объективы с байонетом FD предлагали и сторонние производители (Vivitar, Kiron, Tamron, Tokina). Но в наши дни «родные» объективы Canon FD намного интереснее. Даже бюджетные представители линейки FD не только могут соперничать с автофокусной оптикой по качеству картинки, но и способны превзойти современные объективы с точки зрения рисунка и пластики изображения. Стоимость FD-оптики на интернет-барахолках ebay.com и keh.com сегодня более чем демократична. Стоимость бюджетного набора FD-оптики, включающего штатный объектив 50 mm f/1.4, широкоугольник 28 mm f/2 и телевик 135 mm f/2.8, не превысит $300. Примерно за такую же сумму вы сможете стать владельцем высококлассного объектива FD 50 mm f/1.2 L.

Canon EF 50 mm F1 4 USM

 

«Художественные» особенности оптики FD в полной мере раскрываются при съемке на пленку. Но желающих опробовать неавтофокусные объективы Canon на цифровых зеркалках ждет разочарование. Из-за короткого рабочего отрезка (42 мм) объективы с байонетом FD можно полноценно использовать только на цифровых зеркалках Olympus и Panasonic. На других современных камерах либо теряется фокусировка на бесконечность, либо требуется переходник с линзой. Использование даже качественного фирменного переходника FD-EOS от Canon негативно отражается на качестве изображения.




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
11.07.2017
Тест Canon EOS 6D Mark II
09.07.2017
Comedy Wildlife Photography Awards 2017
26.05.2017
Знакомьтесь: Laowa
25.05.2017
Правило третей - миф или реальность?
23.05.2017
Знакомьтесь: TH Swiss