С самого момента своего возникновения фотография оказалась в поле зрения тех, кто создавал общественное мнение, кто формировал образ всевозможных властных структур. В США, например, каждый новый президент, приходя в Белый дом, приводил с собой личного фотографа, которого он выбирал на весь срок своего президентства. И это помимо весьма обширного штата собственной фотослужбы Белого дома. Президентский избранник становился на это время своеобразной тенью первого гражданина Америки, шаг за шагом фиксируя жизнь своего высокопоставленного патрона.
Именно из этих фотографий и рождался привычный образ президента, который постепенно проникал в сознание как американцев, так и миллионов людей во всех концах света. Натренированный глаз фотографа-профессионала, мастерский отбор снимков, производимый поднаторевшими в политических баталиях членами президентской команды, – все это и создавало мозаику изображений, формировавших внешнюю составляющую президентского имиджа.
Любопытно, что его, пожалуй, самое популярное на Западе изображение было сделано известным западным репортером-женщиной – Маргарет Бурк Уайт. Она попала на прием к Сталину вместе с Гарри Хопкинсом – советником президента Рузвельта, приехавшим передать советским руководителям заверения американского президента в поддержке Советского Союза в случае начала Германией против него военных действий.
«Внезапно, – пишет Маргарет, – мы оказались в пустой продолговатой комнате, в центре которой на огромном ковре стоял какой-то очень прямой и как бы застывший Сталин. И мне захотелось снять его прямо сейчас и обязательно с нижней точки. Я опустилась перед ним на колени и стала доставать из кофра камеру и колбы для вспышек, которые внезапно рассыпались по полу. Я думаю, что Сталину никогда не приходилось видеть американскую женщину, стоящую перед ним на коленях. Это зрелище ему показалось комичным, и он готов был рассмеяться. Его лицо изменилось поразительно, создавалось такое впечатление, что перед нами совсем другой человек. Это выражение на его лице сохранялось недолго, но достаточно для того, что бы я успела сделать два дубля».
Грузия. Поклонник Сталина целует его портрет. Фото А. Тамбулидиса |
Хрущев и Фидель Кастро в Грузии, 1964. Фото В. Егорова |
Брежнев на отдыхе на Черном море, 1974. Фото В. Мусаэляна |
Брежнев танцует с Галиной Брежневой. Фото В. Егорова |
Брежнев посещает московское предприятие (или ВДНХ). Фото Л. Бергольцева |
Французы – господа «тонкие во всех отношениях» – подходили к созданию имиджа своих руководителей более изощренно. Жискар д’Эстен, например, в качестве автора своего официального портрета выбрал ставшего вдруг знаменитым семидесятилетнего не очень известного живописца Лартига, слава о детских фотоэкспериментах которого незадолго до этого облетела весь мир – он действительно в фотографии был своеобразным «киндер-сюрпризом», оставившим нам потрясающие изображения французской действительности начала ХХ столетия.
И вот уже фотожурналы мира спешат опубликовать фотографию, на которой сухенький старичок как-то неловко наводит резкость своей камеры на элегантного президента, позирующего на фоне гигантского национального флага Франции, а старенькая дамочка помогает своему супругу, прикрывая соломенной шляпкой объектив фотоаппарата от солнца. И тонко, и демократично, черт побери!!!
Ельцин танцует. Фото А. Земляниченко |
Ельцин с супругой в Храме Христа Спасителя. Автор фото не установлен |
Ельцин (портрет). Фото А. Черея |
Подлинным подарком для фотографов стал, конечно же, Владимир Владимирович – молодой, динамичный, умеющий держаться в любой ситуации он стал превосходной моделью не только для репортеров кремлевского пула, но и для каждого, кому довелось увидеть его в окошко видоискателя.
Фотография – как много от нее зависит в предвыборной гонке, а порой и в человеческой судьбе!
И не только на самом олимпе политической жизни. Фотографии подчас решают судьбу и политиков местного масштаба. Вспомните петербургские губернаторские выборы, на которых Владимир Яковлев обошел своего предшественника Анатолия Собчака. Примерно за неделю до выборов город был завешен крайне неудачным снимком Анатолия Александровича, сделанным его «придворным» летописцем. Может быть, у самого портретируемого тогда не хватило вкуса или времени отобрать более пристойное свое изображение, или его команда «проморгала», но эта фотография здорово напортила Собчаку. Со всех осветительных столбов глядело на нас изображение весьма непривлекательного субъекта, каковым, как мы знаем, он никогда не был! Нужно же было постараться, чтобы сделать, а потом и отобрать столь неудачный снимок! Просто диверсия какая-то!!! Может быть, это и стало последней каплей, перевесившей на чутких избирательских весах.
Яковлев же в качестве фотографа выбрал (разумеется, по подсказке более информированных его помощников) Валеру Потапова – тогда известного в молодежных кругах своими фотографиями популярных рок-музыкантов. И тот сделал весьма непривычный по тем временам снимок – улыбающийся кандидат в губернаторы был снят в раскованной позе с перекинутым через плечо пиджаком. Не будем преувеличивать воздействия этого снимка на избирателей, но результат нам известен.
Закончить же свое повествование я хочу одним меркантильным моментом, который напрямую никак не связан с вышеизложенным. Заведомо ничего не говоря о гонорарах, которые платят VIP персоны своим фотографам, мне хочется процитировать слова одного из американских пиарщиков. «Скажите, сколько Вы платите своим фотографам, и я скажу Вам, на что Вы сможете рассчитывать!»