Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Выбор экспонометра

Главная / Статьи / Обзоры
Независимо от того, какой камерой вы снимаете, наиболее важные, с точки зрения результата, настройки – это выдержка и диафрагма, образующие экспозиционную пару. Для определения правильной экспозиции существует немало различных приспособлений, встроенных в камеру или используемых отдельно. Начинающему фотографу, стремящемся освоить управление камерой на более серьезном уровне, необходимо понять предназначение различных типов таких устройств и режимов их работы
15.11.2009
Олег Немчинов

 

Режимы TTL-замера
 

Встроенные в фотокамеры устройства замера экспозиции удобнее внешних фотоэкспонометров, за счет чего в настоящий момент это самое распространенное решение. Безусловно, точность внешнего экспонометра таких производителей, как Gossen, Polaris или Sekonic несколько выше. Но максимальная точность принципиальна только в случае съемки на слайдовую пленку. Негатив «прощает» ошибки в определении экспозиции благодаря своей большой фотошироте, тогда как владельцы цифровых камер могут быстро проверить результат, посмотрев снимки на дисплее или воспользовавшись гистограммой яркостей (при ее наличии).

Фотоэкспонометры, встроенные в современные камеры, имеют и пару функциональных преимуществ. Первое из них – замер света, проходящего через объектив. Такой замер называется Through The Lens – TTL. При использовании фильтров и насадок с однообъективной зеркальной камерой TTL-замер освобождает от необходимости учитывать поправки экспозиции. Кроме того, многие TTL-системы современных камер имеют режим «точки» – замера в локальной области кадра (от 1 до 5 процентов). Внешний экспонометр с точечным замером – дорогой аксессуар.
 

Рассмотрим подробнее основные режимы замера экспозиции, реализованные в современных пленочных и цифровых фотокамерах:
 

Простой (общий) замер. Имеет широкий угол и не обеспечивает высокой точности замера, особенно при съемке сцен с широким диапазоном яркостей. Во многих пленочных механических камерах не имеет альтернативы (например, различные модификации «Зенита TTL»). Если у вас такая камера, есть смысл приобрести внешний прибор измерения экспозиции.

Интегральный замер. Данный метод замера предполагает анализ посредством основной матрицы данных с нескольких зон, расположенных по площади кадра, либо посредством нескольких датчиков. Первый вариант встречается в цифровых «мыльницах. Отдельные датчики замера экспозиции, как правило, используются в зеркальных аппаратах. 

Интегральный замер обычно успешно справляется со съемкой контрастных сцен, но все «решает» за фотографа, что неприемлемо в случае профессионального использования камеры. Удобен для репортажной съемки.

Центровзвешенный замер. Анализируется вся площадь кадра, но приоритет отдается центральной области (25-30%). Условия освещения на периферии кадра не оказывают влияния на общую экспозицию. Принято считать, что этот режим хорошо приспособлен для портретной съемки. На практике же он используется редко даже в этом виде съемок.

Точечный замер. «Профессиональный» режим. Предполагает определение экспозиции на участке кадра минимальной площади. Как правило, датчик точечного замера находится в центре зеркального видоискателя. Вы самостоятельно выбираете сюжетно важный объект, «прицеливаетесь», определяете экспозицию точно по объекту, а затем перекомпонуете кадр в соответствии с желаемой композицией. Такой режим замера незаменим при съемке высококонтрастных сцен, но часто используется в других случаях – при съемке портретов, пейзажей.

Выбор того или иного режима зависит не только от ваших задач, но и от возможностей камеры. Пользователи зеркалок Canon 300D/350D/400D лишены точечного замера, вместо которого реализован «частичный» (область 9% в центре). Впервые среди бюджетных цифрозеркалок Canon полноценно реализован точечный замер (4%) в новой модели 450D. Для владельцев механических камер актуальна другая проблема – полное отсутствие средств измерения экспозиции или их недостаточная точность. В этом случае желательно иметь внешний прибор для измерения экспозиции. В ряде случаев фотоэкспонометр может быть полезен и владельцам современных фотокамер.
 

Отраженный или падающий?
 

Встроенные в фотокамеры экспонометры, как и все внешние, замеряют яркость объекта – свет, отраженный от него. Многие внешние экспонометры допускают еще один метод – замер освещенности объекта, падающий свет.

Замер падающего света предполагает, что вы должны встать на место объекта съемки, направить экспонометр с надетой матовой полусферой на фотоаппарат и произвести замер. Матовая полусфера имитирует объемный объект съемки и позволяет осуществить общий замер света, попадающего на объект от различных источников. Иногда вместо полусферы используются плоские матовые (диффузные) насадки, которые направляются не в сторону камеры, а на источник света. Такой метод необходим для определения точного вклада, который вносит каждый источник, и для замера контрастов освещения объекта на различных участках.

Недостатком замера по падающему свету (освещенности) является необходимость подойти к объекту съемки, что во многих случаях невозможно. Такой способ определения экспозиции практикуется при неторопливой портретной съемке людей и в некоторых студийных жанрах.

Главное преимущество такого замера – обеспечение точной передачи тона объекта. Дело в том, что обычный способ замера по яркости при одинаковых условиях освещения дает разные результаты в зависимости от того, какой тон имеет объект съемки. Экспонометр не знает, отражается ли свет от темнокожей модели или листа белого ватмана. При настройке любого экспонометр за основу берется предположение, что свет отражен от объекта, имеющего среднесерый тон (18% черного). Для большинства объектов съемки такой подход работает. Но если объект существенно отличается от среднесерого, замер яркости будет давать ошибочный результат. Лист белой бумаги будет выглядеть как серый, к которому будет сведен и характерный тон кожи темнокожей модели. Отсутствие в TTL-системах возможности замера падающего света частично может компенсировать серая карта, которую предлагают некоторые производители фотоаксессуаров. В ходе подготовки к съемке карта вручается модели, замер осуществляется по карте.
 

Внешние экспонометры
 

Наиболее доступны компактные экспонометры-брелки. К таковым относятся стрелочный Sekonic Twinmate L-208 и Gossen Digisix, у которого для индикации значения экспозиции вместо стрелки имеется монохромный дисплей. Оба экспонометра исключительно компактны, имеют функцию замера отраженного и падающего света (соответственно, замер по яркости и освещенности).

Sekonic Twinmate L-208

Плоский диффузор L-208 оценивает яркость объекта в пределах угла в 33 градуса, причем угол отмечен на шкале штриховкой, что позволяет приблизительно оценить область замера.

Gossen Digisix

У Gossen угол замера составляет 25 градусов, но средств наглядной оценки области замера не предусмотрено. Для измерения падающего света в обоих случаях используется встроенная в экспонометры матовая полусфера, но возможность использования плоских матовых насадок для замера контраста не предусмотрена.

Оба экспонометра точны (погрешность +/- 0,1 Ev), что является их преимуществом по сравнению с различными вариантами отечественных фотоэкспонометров из комиссионок. L-208 проще и удобнее в использовании, а главное – в два раза дешевле. Gossen компактнее, точнее (шаг измерения 1/3 ступени вместо 1/2), отличается более высокой культурой производства (г. Нюрнберг, Германия).

Особенность Digisix – цифровая индикация значения Ev. Такой подход вызывает сомнения: слишком мал монохромный дисплей. К тому же, стрелочная индикация более наглядна. Удерживая кнопку замера, можно перемещать экспонометр в разные стороны, приблизительно определяя диапазон сцены. Зато Gossen имеет дополнительные функции: встроенный термометр, часы, секундомер. Они пригодятся при оптической печати фотографий.

Gossen Digiflash

В продаже встречается экспонометр-флешметр Gossen Digiflash, отличием которого является возможность замера импульсного света. Как и два рассмотренных кандидата, Digiflash предназначен для повседневного использования, а не для профессиональной съемки. Но для профессиональной работы ему не хватает всего одной функции – возможности использования плоских матовых насадок.

Конкуренты Sekonic L-208 и Gossen Digisix – профессиональные фотоэкспонометры советского производства, которые сегодня можно приобрести за меньшие деньги. Самые интересные варианты – «Ленинград-6» и «Свердловск-4».

Особенность экспонометра «Ленинград-6» – зеркальный видоискатель. На переднем торце экспонометра есть два окошка, одно из которых используется как видоискатель. Фрагмент кадра отображается в круглом смотровом окошке на верхней панели аппарата и соответствует области замера (20 градусов), что позволяет достаточно точно производить замер отраженного света. 

Удобно, что для использования «Ленинград» не нужно подносить к глазу. Замер падающего света осуществляется с помощью плоской матово-белой насадки. Рабочий диапазон замера разбит на два диапазона, переключаемых с помощью тумблера на боковой панели. Экспонометр уступает в точности современным конкурентам, но превосходит большинство из них с точки зрения работоспособности при слабом освещении. Для обеспечения максимальной точности необходимо использовать ртутные элементы питания – аналоги советских РЦ53 (1,25В).

«Сведловск-4»

«Свердловск-4» отличается, прежде всего, конструктивным решением. Вместо зеркального видоискателя используется сквозной оптический визир со светящейся рамкой, вместо стрелки – светодиодная индикация экспозиции в видоискателе. Угол восприятия – 20 градусов.

Этот экспонометр менее чувствительный, чем «Ленинград-6», но отличается несколько более высокой погрешностью измерений. Питание осуществляется от трех элементов РЦ53 либо от обычных пальчиковых батареек (при использовании съемного батарейного отсека). Экспонометр имеет встроенную стабилизацию напряжения, поэтому для повышения компактности можно отказаться от использования «батарейного блока», а вместо ртутных элементов приспособить обычные «таблетки». Для замера падающего света предусмотрена встроенная матовая полусфера, но в этом случае увеличивается погрешность замера.

Gossen Luna Pro F

Прообраз «Лениград-6» – немецкий Gossen Luna Pro F, который также иногда можно встретить в фотокомиссионках по цене около 100 евро. Это весьма достойный внимания «старичок» с зеркальным визиром, старший брат «Ленинграда». Предусмотрены сменные насадки (7,5 или 15 градусов, плоская и сферическая насадки для замера падающего света). Есть возможность замера света вспышек. Luna Pro удобен, точен и отлично работает при слабом освещении. Минус всего один – его не так-то просто найти в продаже.

Sekonic L-308S

Наиболее популярный современный экспонометр с функцией флэшметра – Sekonic L-308S. Причина популярности L-308 проста – это самый доступный вариант, ориентированный на студийное использование с импульсными источниками. Приоритетная область применения прибора – студийная съемка с замером падающего света. 

Sekonic имеет простое управление с полностью цифровой индикацией всех параметров на монохромном дисплее и питается от одной батарейки АА. 

Прибор имеет встроенную матовую полусферу, которая при использовании дополнительных насадок просто сдвигается в сторону, открывая светочувствительный датчик. Для повышения точности замера импульсного света предусмотрена возможность проводной синхронизации флэшметра со вспышками при помощи синхроконтакта, наряду с беспроводной синхронизацией в режиме ожидания импульса. Замер контраста осуществляется для падающего света с помощью плоского диффузора (Lumidisc), который входит в комплект поставки. Для отраженного света в комплект входит сотовая насадка (Lumigrid). Угол замера составляет 40 градусов. Отдельно можно приобрести спот-насадки с углом 1, 5 или 10 градусов. L-308 станет хорошим выбором, если вам необходим недорогой студийный экспонометр-флэшметр. Но, по большому счету, он не выходит за рамки бюджетного решения со всеми вытекающими ограничениями. В данном случае ограничения касаются использования L-308 для полноценного замера отраженного света. Пользоваться L-308 в этом режиме неудобно, так как отсутствуют средства визирования.
 

Sekonic 558

Если нужен универсальный прибор, стоит обратить внимание на стрелочные экспонометры Gossen с набором насадок либо более дорогие современные приборы: Sekonic 558, Gossen Starlite. Оба способны замерять падающий и отраженный свет, постоянный и импульсный, с различными сменными насадками. Среди штатных опций – наглядная индикация контраста сцены с помощью шкалы на дисплее, спот-режим с визированием через видоискатель (Gossen – 1 или 5 градусов, Sekonic – 1 градус), память на несколько замеров (до 9 в обоих приборах), кумулятивный замер (баланс постоянного света и вспышки).

Профессиональные экспонометры узкого назначения – спотметры, ориентированные на решение всего одной задачи – точечный замер отраженного света. Они имеют оригинальную конструкцию, оптимизированную для решения этой задачи. Спотметры обеспечивают область замера в 1 градус. Представители этого профессионального семейства – Minolta Spotmeter M, Minolta Spotmeter F (добавлена функция флэшметра), Pentax Digital Spotmeter. Их устройство подобно зеркальным камерам с TTL-системой. Внешне конструкция напоминает пистолет с курком, но вместо ствола – объектив и глазок визира, которые необходимы для точного «прицеливания».

Видоискатель спотметра Pentax имеет светодиодный индикатор экспозиции, шкала калькулятора экспозиции нанесена на объектив. Minolta несколько крупнее, поскольку индикация параметров вынесена на монохромный дисплей. Спотметры Pentax и Minolta – наиболее точные и совершенные приборы для замера отраженного света. В настоящее время оба пробора сняты с производства, не выдержав гонки цифровых технологий и конкуренции со стороны продвинутых «комбайнов» (вроде рассмотренного Sekonic 558). Но они встречаются в продаже на интернет-аукционах, пользуясь повышенным вниманием фотографов-пейзажистов.



 

TTL-системы современных фотокамер имеют широкий набор функций и обеспечивают неплохую точность, максимально удобны и всегда под рукой. Тем не менее, внешние устройства замера экспозиции в ряде случаев не имеют полноценной альтернативы.

Такие устройства пригодятся владельцам старых механических камер, не оснащенных экспонометром либо имеющих примитивный экспонометр с общим замером. Для любительских задач можно ограничиться недорогим экспонометром вроде Sekonc L-208, Gossen Digisix (Digiflash, если нужна функция замера импульсного света). Даже такое бюджетное устройство в виде брелка имеет важное преимущество перед TTL-системами – функцию замера падающего света. Для решения более серьезных задач существуют дорогие «комбинированные» приборы, а также спотметры, обеспечивающие максимальную точность при замере отдаленных объектов.

 




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
11.07.2017
Тест Canon EOS 6D Mark II
09.07.2017
Comedy Wildlife Photography Awards 2017
26.05.2017
Знакомьтесь: Laowa
25.05.2017
Правило третей - миф или реальность?
23.05.2017
Знакомьтесь: TH Swiss