Кого считать профессионалом? Каковы критерии профессиональности? Качество изображения? Базовое образование в сфере фотографии? Профессиональная деятельность в качестве фотографа и удачные продажи? Принадлежность к профессиональным кружкам или ассоциациям? В разное время на этот вопрос и самими фотографами, и «потребителями картинки» давались разные ответы, а истина и по сей день не определена.
Критерии отличия
Проблема отделения фотолюбителя от профессионала во французской фотографии базируется на размытости понятия самой «профессионализации» в этой сфере в течение достаточно долгого времени. Особенно это касается времени ранней фотографии прошлого века. Тогда термин «любитель» часто ассоциировался с понятием «неизвестности» автора. Но такой подход впоследствии не выдержал никакой критики, так как многие из фотолюбителей стали впоследствии очень известными (например, Анри Лартиг) или же становились или были известны благодаря какой-нибудь другой области (например, Эмиль Золя). А некоторые профессиональные фотографы при этом демонстративно отмежевывались от сферы профессионализации. Например, Андре Кертеш заявлял: «Я любитель и считаю, что останусь любителем всю жизнь… Красота фотографии происходит из самой правды, отпечатком которой она является. Именно поэтому я избегаю всех трюков и профессиональной виртуозности…»
Впоследствии словосочетание «любительская фотография» стало использоваться в значении «неопубликованная». Но и этот подход со временем исчерпал себя, поскольку французская иллюстрированная пресса все чаще стала публиковать фотографии, сделанные людьми, случайно оказавшимися «в нужном месте в нужное время», непрофессионалами, – для иллюстрирования хроники чрезвычайных происшествий и катастроф. Таким образом, формально они приобретали статус «опубликованных», хотя, как любительские, публиковались по традиции без указания автора, а профессиональные фотографы, готовя репортажи, зачастую перекупали заинтересовавшие их снимки у любителей и даже иногда публиковали их в прессе под своим именем.
Сейчас этого почти не случается. Любители сами приходят в редакцию, предлагают свои снимки и заявляют авторские права. «Присваивание» фотографий любителей продолжает происходить теперь только в достаточно узкой сфере: журналы, желтая пресса, пишущие о жизни знаменитостей, часто перекупают альбомы, где будущая звезда представлена в непривычном для публики контексте.
Эмансипация фотографов-любителей начинается в 60-е годы, когда на рынке появляется автоматический аппарат «Кодак». По мнению коллекционеров (коллекционеров-любителей любительской фотографии), благодаря легкости использования аппаратов «наведи и снимай» фотография становится общедоступным явлением, и качество снимков неуклонно снижается.
В настоящее время понятие «любитель» во французской фотографии находится на пути исчезновения, и все труднее становится его определить. После нескольких публикаций любителя начинают называть профессионалом, а разница между любителем и профессионалом, таким образом, зачастую начинает определяться не просто качеством снимка, а правом или отсутствием этого права на ошибку в ответственный момент.
Французские исследователи выделяют две основные сюжетные линии, которые характерны для снимков любителей:
происшествия (несчастные случаи, катастрофы, значимые общественные события: забастовки, социальные движения, митинги, архитектурные изменения) и семья (все, что связано с интимной сферой).
При этом эстетика в этих снимках отходит на второй план, уступая место эмоции. Также любительская фотография редко стремится запечатлеть уникальный момент – привилегию профессионалов, которые стремятся к максимально эффективному синтезу событий.
Случайные фотографы наделяют свои снимки символической ценностью, при обобщении они делятся на два вида, соответствующих двум сюжетным линиям: воспоминание о том, как общая история коснулась личной или очень простые фотографии, которые воспринимаются только в сопровождении комментариев.
Сюжеты, выбранные любителями, редко совпадают с актуальностью – основной темой репортеров. На любительских снимках редко увидишь знаменитую личность того или иного времени, они отражают эволюцию повседневной жизни.
Профессионалы же не только снимают гарантированно качественную картинку, они понимают критерии оценки снимка, его ценность и осознают его как возможный предмет купли-продажи. Зарабатывая фотосъемкой на жизнь, фотограф-профессионал стремится отстоять авторство, защитить продукт своей деятельности от возможного несанкционированного использования и получения дохода в обход него самого, явственно при этом понимая возможности исторического, коммерческого, культурного его использования в дальнейшем.
Любитель, для которого фотография только увлечение, к которому он может относиться с той или иной мерой серьезности, позиционирует свои снимки совершенно в другом контексте. Удачный снимок для любителя – самоценен сам по себе. Он – предмет гордости и любования, представления – в лучшем случае. В худшем – он не понимает его значимости в полной мере. Он не владеет критериями оценки, зачастую руководствуясь банальными представлениями о «красивости» созданной картинки, и не дорожит им. Профессионал (искусствовед, оценщик, коллекционер, историк и т.д.) анализирует его и забирает за бесценок. Это не мародерство в полном смысле этого слова, поскольку это не обман в чистом виде. Профессионал доделывает, по сути, самую главную работу в этом снимке – его осмысление. До этого произведение лишается автора или его притязаний на авторское право именно вследствие неосознанной самим автором этой значимости. Это не может произойти ни с одним другим произведением искусства, поскольку ни одно другое искусство в такой же мере не «случайно». Неумение, непрофессионализм – не могут в той же степени давать непредсказуемые результаты, представляющие впоследствии бесспорную историческую и эстетическую ценность. «Моментальная» фотография – это искусство случайного, непредсказуемого в случае непрофессионала, а иногда даже и профессионала.
Кроме всего перечисленного, профессионал отличается от любителя еще и тем, что он в большей степени контролирует сам процесс – техническую сторону – фотосъемки и фотопечати, фотообработки и т.д.
Любитель же больше полагается на интуитивное, непредсказуемое, его эксперименты, даже удачные, – зачастую являются результатом банального невежества. Дело уже не просто в праве на ошибку, а в самом методе достижения результата: у любителя это, в большей степени, метод проб и ошибок, у профессионала – использование проверенных методов и измышление новых, основанных на знаниях: технических и визуального восприятия. А гарантированный результат и право на ошибку – это уже следствие, а не определяющий принцип размежевания этих двух понятий и ипостасей.
К слову сказать, отношение к любительским снимкам в настоящее время стремительно меняется. Сейчас в книжных магазинах Франции появляется огромное количество фотоальбомов исторического и социологического значения, где используются в большинстве случаев исключительно любительские снимки. Это, например, серии «ХХ-й век», «Истории большой истории», альбомы фотографий заводов и рабочих 20-го века, фотоальбомы, посвященные «памяти улиц».
«Я – не фотограф»
Книга под таким названием вышла во Франции в 2006-м году (Je ne suis pas photographe, collection Photo Poche nº 100, Actes Sud, 2006). В фотоальбоме, которым она, по сути, является, представлены работы известных в разных областях людей, не считавших себя фотографами, для которых фотосъемка была только хобби: художников, скульпторов, поэтов, писателей, путешественников, режиссеров и интеллектуалов, признанных и известных в той области, которая была их профессией.
Определение понятия «любитель» в книге дано максимально четко. Это:
1. Непрофессионал, неспециалист, ведущий, как правило, другую профессиональную деятельность и имеющий другие таланты, и не думающий продавать свои снимки.
2. Тот, кто время от времени занимается этим видом искусства, не возводя его в ранг профессии.
3. Тот, кто занимается, но плохо справляется.
4. Тот, кто очень сильно увлекается фотографией.
Перечислены также и основные сюжеты нефотографов:
1. Семейный роман: родственники, дорогие и близкие люди, дети, друзья, любимые животные, места, в которых они живут.
2. Фотографии путешествий.
3. Экспериментальные снимки (источник документации для работы в их области): Френсис Бекон, например, использовал фотографии как напоминания и идеи, в его кабинете повсюду были сотни фотографий, художники использовали фото как эскизы-идеи своих картин.
4. Автопортрет.
В книге «Я – не фотограф» собран уникальный и неожиданный для неподготовленного зрителя материал. Оказывается, что фотографией занимались очень многие знаменитости. Среди них художники: Гоген, Матисс, Магритт, Пикассо, Тулуз-Лотрек; писатели: Виктор Гюго, Жорж Перек, Реймон Кено, Артур Рембо, Сен-Джон Перс, Клод Симон, Эмиль Золя; режиссеры: Ален Рене и Андрей Тарковский (они использовали фотографию для поиска декораций к фильмам. Андрей Тарковский при этом снимал на «Полароид») и многие другие. Для каждого их них фотография имела разное значение.
Так, Жан Кокто относился к фотографии как к искусству. Он был убежден, что быть фотографом это значит иметь свой взгляд, выражать, изобретать, что фотография выявляет отношение автора к форме, языку, к самому себе и к миру, что «настоящий фотограф» – такая же редкость, как и настоящий поэт или настоящий художник: «Объектив – всего лишь стеклянный глаз, как и любой другой глупый глаз, если он не трансформирует то, на что смотрит. Я не говорю ни об углах, ни о кадрировании, но о феномене, благодаря которому с помощью механизма фотограф реализует странный союз сознательного и бессознательного, из которого рождаются прекрасные монстры поэзии».
Сюрреалисты (например, Андре Бретон) тоже увлекались фотографией, но их подход был более чем своеобразен. Так, Бретон считал вершиной фотографического искусства снимки, сделанные в автоматических кабинках по 5 евро, утверждая, что он больше узнает себя на этих портретах, чем на фотографиях, сделанных Ман Реем.
Эдгар Дега снимал портреты и автопортреты, для него фотография была поиском. В том числе он пытался с помощью фотокамер запечатлеть эфемерное движение танцовщиц, формы, чтобы потом писать на этом материале картины. Также он коллекционировал фото как источник документации.
Делакруа состоял во французском Фотографическом обществе и использовал фотоснимки в тех же целях – как материал для живописных опытов.
Из соотечественников в альбоме были представлены снимки Леонида Андреева, который начал заниматься фотографией к 40-м годам. К 1902-му году он уже делал стереоскопические черно-белые снимки, а с 1908-го года, после переезда в Финляндию, снимал в цвете, используя процесс, запатентованный братьями Люмьер. Главные сюжеты его снимков – автопортрет, близкие (вторая жена Анна, сын Савва), природа, путешествия в Италию. Корней Чуковский называл его «фабрикой»: у него было огромное количество снимков отовсюду, каждый угол был сфотографирован по несколько раз.
Для многих неожиданным может оказаться и то, что фотографией серьезно занимался Че Гевара. Причем он снимал не только как любитель, но и периодически работал фоторепортером и выездным фотографом.
От любителя к профессионалу
Большинство дорогой иллюстрированной литературы, повествующей с представлением различных снимков о том, как надо снимать, а как не надо, эксплуатируют именно желание любителей стать профессионалами, то есть желание снимать так, как это принято в абстрактно «профессиональной» среде. Причем эти издания можно встретить как на полках под названием «Досуг», так и в отделах книжных магазинов, которые посвящены искусству. Кстати, такого рода растерянность уже говорит о многом.
После внимательного изучения этих изданий можно смело делать вывод, что профессионал – это тот, кто в совершенстве овладел технической стороной дела, смог правильно выставить все параметры и организовать пространство кадра в соответствии с законами «золотого сечения». В анонсах и рецензиях этих книг неизменно, так или иначе, подчеркивается, что автор – профессиональный фотожурналист (свадебный, рекламный фотограф, фотограф моды и т.д.) поможет читателю освоить простые приемы фотосъемки, выгодно отличающие профессионала от любителя, и главное – научит зарабатывать деньги посредством фотографии.
Курсы и школы фотографии также часто анонсируют качество предлагаемого обучения, прибегая к различным вариациям слогана: «Вы фотолюбитель? Мы сделаем из вас профессионального фотографа!»
При этом смысловая двусмысленность, уже заложенная в словосочетании «профессиональный фотограф» (профессиональный – в смысле качественного определения в противовес любителю или профессиональный – в смысле овладевший данной профессией и работающий по специальности? В случае выбора последнего значения, фотография оказывается уникальной специальностью, для овладения которой предлагается столько разноформатных исчерпывающих пособий), позволяет формирующим предложение трансформации любителя в профессионала делать акцент на том или ином значении – по желанию.
Также сейчас во всем мире существуют фотоклубы и фотоконкурсы отдельно для любителей, отдельно для профессионалов, причем в условиях обычно четко указывается, для какой категории фотографов тот или иной клуб или конкурс. Но где проходит граница, отделяющая профессионала от любителя, в каждом конкретном случае – определять самому фотографу.
Единственный водораздел, формально отделяющий одних от других, – это всевозможные корпоративные сообщества и интернет-ресурсы. Например, есть сайты «только для профессионалов», представляющие априори более серьезную литературу и более качественные снимки – некое элитарное сообщество, куда посторонним вход воспрещен, и сайты, созданные и поддерживаемые любителями, приглашающие и даже зазывающие всех желающих. Как усредненный вариант – фотосайты, где статус профессионала и любителя определяют путем голосования либо силами всех зарегистрированных пользователей, либо силами авторитетного жюри.
Профессионалы vs любители
Отношение профессионалов к любителями и наоборот, как и в любом другом деле, по большей части зависит от культуры общения и традиции различения сугубо коммерческого продукта и творческого.
Например, в России отношения любителей и профессионалов далеко не безоблачные.
Здесь обсуждение степени «профессионализации» на настоящий момент очень тесно связано с коммерциализацией фотографии. И главная проблема, постоянно озвучиваемая профессионалами, – это то, что заказчики фотографий зачастую просто не видят разницы между снимками любителей и снимками профессионалов. По мнению профессионалов, это ведет к очень плачевным результатам: фотолюбители, которые часто согласны предоставлять свои снимки бесплатно для различных выставок, рекламных проспектов, участвовать на безвозмездной основе в оформлении кафе и ресторанов и т.д., таким образом «переходят дорогу» профи, плата за труд которых значительно снижается, а в некоторых случаях им даже начинают предлагать работу на безвозмездной основе, что их совсем не устраивает. В жаркой дискуссии достается и любителям, и ничего не смыслящим в фоторекламе заказчикам. Справедливости ради нужно добавить, что не все профессионалы разделяют эту точку зрения:
некоторые в состоянии понять мотивы, которыми руководствуются любители.
В европейской традиции – предоставлять молодым перспективным (хотя правильнее на начальной стадии сказать, что кажущимися перспективными) авторам нестандартные выставочные пространства – кафе, рестораны, бизес-центры и т.д. – для показа их работ публике, которая до этого о них попросту не слышала ничего. Этот способ привлечения внимания к своему творчеству иногда приносит свои плоды, и фотограф впоследствии получает отклики в прессе, серьезные заказы, переходит на новый качественный уровень, завоевывая признание для начала хотя бы в узких кругах. Хозяин ресторана или кафе при этом не должен быть тонким ценителем искусства. Он ничего не теряет при любом исходе дела. В большинстве случаев он просто завешивает пустующие стены, а уже посетитель-зритель самостоятельно решает – по вкусу ли ему предложенное и сочтет ли он его искусством.
В случае же, когда любители готовы выставить свои работы любой ценой, профессионалы – любой ценой заработать деньги, а нуждающиеся в оформлении хозяева торговых точек и точек общепита – любой ценой сэкономить, и возникает курьезная ситуация глобального недоразумения, приводящая к «разборкам» в среде профессионалов и любителей или таковыми себя считающих.