– В какой период фотодеятельности у вас возникла потребность в «быстром» свете?
ИС: Как только перешел в студию.
– А как вы выбирали генераторную систему?
ИС: Я сначала пользовался моноблоками, потом понял, что у «генератора» больше возможностей. Моноблоки сейчас пылятся, снимаю исключительно с помощью генераторной системы.
– А как вы ее выбирали?
ИС: По принципу «самое лучшее». Я не настолько богат, чтобы тратить деньги на что-то недостаточно профессиональное.
– Как простому человеку объяснить, что такое «генератор»?
ИС: Когда вся схема – управление и лампа – собрана в одном маленьком блоке, она не может быть оптимальной, чем-то жертвовать придется. А когда электроника в отдельном большом «ящике» – появляется возможность сделать ее сложной, управляемой. Генератор и моноблок – это все равно, что маленький компьютер в мобильном телефоне и мощный настольный компьютер – возможности их совершенно различны.
– То есть генератор – это набор микросхем, позволяющих формировать короткие импульсы?
ИС: Не только, там много чего есть. Генератор это же не только короткий импульс. Это постоянство цветовой температуры, независимость от мощности.
– Если «генераторы» так хороши, почему они не используются повсеместно?
ИС: Не знаю. На Западе они используются повсеместно. А в России… Ну, у нас и компьютеры «Макинтош» только сейчас начинают приживаться.
– Мы просто отстаем в этом плане?
ИС: Конечно, конечно. Я был во многих западных студиях, все они оснащены генераторным светом. Потому что это не только стабильный импульс, стабильность цветовой температуры. Это еще и возможность стробо-съемки, возможность задержки импульса… Возможностей заложено море.
– То есть простой фотограф плохо представляет себе «генератор», большинство думают, что это лишь короткий импульс?
ИС: Да. Короткий импульс это одна из граней. А граней много. Их надо уметь использовать. У нас вообще мало умеют пользоваться студийным светом.
– Накладывает ли наличие «генератора» условия на саму студию: на электрооборудование, на размеры, на технику безопасности?
ИС: Все то же самое. «Генератор» не такую большую мощность потребляет. Ограничений нет, наоборот, ограничения есть при съемке с использованием моноблоков – там все приборы отдельны, а здесь один прибор управляет несколькими вспышками.
– Какие параметры импульса чаще всего вы меняете в процессе съемки?
ИС: Мощность, длительность импульса, могу поменять пилотный свет, хотя он остается пропорциональным.
– Сложно ли это делать, нужны ли помощники?
ИС: Нет, конечно. Я даже могу с компьютера управлять. Я сижу на месте, «мышкой» управляю. У меня и камера управляется «мышкой», и генератор. Это когда идет съемка «предметки». Модельная съемка, конечно, требует перемещения.
– Устройство, работа «генератора» накладывают ли ограничения на процесс
фотосъемки, выбор световых схем?
ИС: Нет, как раз наоборот – у меня возможностей больше! У «генератора» возможностей больше, чем у моноблока. Моноблок это очень ограниченный вид вспышек, не многим отличающийся от вспышки в самой камере, разве что на него можно повесить насадки. На «генераторе» я могу управлять его параметрами так, как требует сюжет. Человек прыгает, я включаю стробо-режим. Причем, я могу поставить два «генератора», один будет работать с задержкой. У меня будет вспышка слева позже, чем справа. И спецэффекты любые могу использовать. При этом импульс будет всегда стабильным. Мощность будет той, какую задал. В моноблоках такого нет, особенно в дешевых, которые от кадра к кадру дают и мощность разную, и цветовую температуру. Я не обрабатываю свои фотографии, я сразу снимаю. А с моноблоками я обязательно бы обрабатывал: уровни, плотность, баланс белого. Хорошая аппаратура отличается от плохой тем, что не мешает работать.
– Расскажите о запомнившейся недавней съемке, которая не состоялась бы
вообще без «генератора».
ИС: Очень много таких съемок. Например, с водой, движение воды. Чем хорош «генератор»? Я могу сам определить степень размазанности, движения воды. Будет ли вода строго заморожена, или капли будут полосами. Я могу подрегулировать длину импульса, сделаю его чуть длиннее – масса воды будет заморожена, а быстролетящие брызги будут давать динамику в кадре, создавать движение. Моноблоком такого не добиться при всем огромном желании.
– Я знаю, что вы работаете часто в AquaPhotoStudio, даже привозили туда свой «генератор» Broncolor Grafit A4. И при этом одновременно использовали «генератор» Bowens QUADX 3000, установленный в студии. Как это было, как вы их синхронизировали?
ИС: По длительности импульса. Основным работал мой, дополнительным – студийный. Проблем не возникло, чего я хотел – того добился.
– Студийный «генератор» был вам неудобен, чем-то он отличался в управлении от вашего?
ИС: У QUADX 3000 нет возможности регулировать длительность импульса, она привязана к мощности. У Grafit это независимые величины. Я часто использую два генератора, причем, настраиваю их на разные длины импульсов.
– Простому фотографу это даже представить сложно.
ИС: Да, неподготовленному фотографу это сложно, надо знать возможности «генератора» и использовать их. Самое глубокое заблуждение – думать, что «генератор» ограничивается коротким импульсом.
Очень важны стабильность и большая мощность. Люди не понимают, что большая мощность это другой уровень. Свет проникает в объект «глубже» и возвращает намного больше информации, чем бывает при малой мощности.
– А как вы контролируете избыток света?
ИС: Надеваю серый фильтр – и все, проблем нет. Не надо привязывать мощность вспышек к объему помещения. Ведь мы видим не падающий, а отраженный свет, чем мощнее вспышка, тем больше информации в отраженном свете, который приходит на объектив. И здесь не только лучше проработка деталей, но и насыщенность выше. Насыщенность в «Фотошопе» не сделать такой, как надо – каждое вмешательство ухудшает качество кадра. Чем больше ступеней в фотопроцессе, тем хуже. Поэтому я стараюсь выстраивать свет точно, чтобы потом не обрабатывать, разве что прыщик убрать, скадрировать.
– С чем связано, что вы часто выбираете для съемок AquaPhotoStudio?
ИС: Если мне нужна большая работа с водой, естественно, я поеду в оборудованную студию.
– Я спросил это потому, что уже много студий в городе оборудованы аквазонами, отделенными кафельной плиткой.
ИС: Этого недостаточно. В «Авастудии» есть пантографы, на которых закреплены и могут свободно перемещаться вспышки. А в студиях с аквазонами даже не поставить толком стойку со светом – не дай Бог, упадет в воду, будет беда.
Кроме того, эти студии не оборудованы «генераторами», у нас вообще мало студий с такими системами. А воду хорошо снять моноблоками невозможно. Обычный 500-джоульный «Хенсель» – это не решение.
|
– Какая съемка из относительно недавних вам запомнилась больше всего?
ИС: Наиболее эмоциональной была работа с Кеном Хенсли, гитаристом и клавишником легендарной британской группы Uriah Heep. От него исходила энергия умудренного опытом и жизнью человека. Глаза светились. Он не любит фотографироваться, и мне понадобилось время, чтобы его раскрепостить.
– А куда предназначены фото с Кеном Хенсли, где их можно увидеть?
ИС: Оформление альбома. Рекламные, промо-материалы, у нас их не найти. На его странице на сайте myspace можно увидеть эти фото.
– Спасибо вам огромное, Игорь, за интервью, было много нового и полезного. С наступающим Новым годом! До новых встреч!
AquaPhotoStudio
Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 19/2, здание завода «Позитрон»
Ст. метро «пр. Просвещения»