Какие технологии в создании цифровых фотокамер получат развитие, а какие станут достоянием истории? Ответ на эти вопросы могут дать анонсы новинок, связанные с двумя крупнейшими выставками, по традиции проводящимися в январе. На выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show (CES) 2008, проходившей в Лас-Вегасе с 7 по 10 января, были, в основном, представлены компактные камеры, камерофоны и фотогаджеты. Исключением стала новая зеркальная камера от Samsung. А в период с 31 января по 2 февраля наступил черед крупнейшей специализированной выставки – Photo Marketing Association (PMA) Convention and Trade Show 2008, где было представлено немало новинок фототехники от крупнейших производителей. В том числе – множество зеркальных фотокамер и профессиональные объективы.
Canon
В новом году для многочисленных приверженцев этой марки события будут разворачиваться вокруг двух мировых фотовыставок: PMA, на которой Canon уже представил новую зеркальную камеру бюджетного уровня, и выставкой Photokina, которая намечена на осень 2008 года.
Canon использует в своих ЦФК матрицы собственного производства, изготовленные по CMOS-технологии. Это одна из причин, почему фотокамеры Canon лидируют по чистоте изображения на высоких ISO, обеспечивая минимум шума.
Ходят слухи, что к осени можно ждать обновления весьма популярной у профессиональных фотографов модели 5D. Ожидается изделие с разрешением 16 МП, улученным автофокусом, 14-битным АЦП, Live View, серийной съемкой со скоростью 4 кадра/сек.
Рассмотрим более пристально 450D, который имеет все шансы стать хитом 2008 года и способен поспорить не только с одноклассниками, но и с более серьезными вариантами, такими как Canon 40D, Pentax K20D, Nikon D80.
Камера обеспечивает три степени защиты от пыли: пылетряс, антистатическое покрытие матрицы, а также программная функция («снимок пыли»). Улучшена система фокусировки: центральный крестовой датчик обеспечивает дополнительную чувствительность при использовании светосильной оптики (f/2.8). Впервые в бюджетных зеркалках Canon появился точечный замер экспозиции (4%). Скорость серийной съемки увеличена до 3,5 кадров/сек. (50 снимков JPEG или 6 RAW в серии).
Дисплей занимает немалое пространство на задней панели. Диагональ достигла 3 дюймов, яркость увеличена на 50%. Реализация режима Live View отличается от моделей 40D и 1D Mark III, так как возможны два типа АФ в этом режиме. Как и в старших моделях, возможен АФ с использованием стандартных датчиков фокусировки (Quick AF). В этом случае зеркало должно подняться перед совершением снимка. Кроме того, появился дополнительный режим фокусировки по методу контрастной детекции (Live AF), как в моделях Nikon D300 и D3. В случае ручной фокусировки на помощь приходит увеличение фрагмента – 5х или 10х. Изображение в режиме Live View выводится на дисплей с учетом параметров экспозиции. Можно вывести композиционную сетку 3х3 и гистограмму. Картинку можно транслировать на телевизор или внешний дисплей. Камера имеет слегка обновленный дизайн, по сравнению с 400D, но сохранила миниатюрные размеры (129x98x62 мм, 475 г).
EF 800 mm f/5.6L IS USM |
Помимо нового кита, Canon приступил к выпуску пары новых профессиональных телеобъективов, оснащенных стабилизатором: EF 800 mm f/5.6L IS USM и EF 200 mm f/2L IS USM. |
EF 200mm f/2L IS USM |
Объективы имеют магнезитовый корпус и относятся к классу пыле- и влагозащищенных. Их вес составляет, соответственно, 2,5 и 4,5 кг, стоимость – 6 и 12 тысяч долларов. |
Fujifilm
Профессионалы бы оценили появление новой зеркалки с обновленной матрицей Super CCD SR, но рассчитывать на это в 2008 году вряд ли стоит (хотя работа над созданием нового SR-сенсора для зеркальной камеры наверняка ведется). Как известно, профессиональные модели S5 PRO и S3 PRO выполнены полностью на платформе Nikon. Fuji не имеет своей линейки 35-мм автофокусной оптики и не предлагает собственных зеркальных камер бюджетного класса.
Наверняка, именно по этой причине только Fuji сегодня предлагает новые модели ЦФК с несменной оптикой, которые способны поспорить с дешевыми «китовыми» наборами на базе зеркальных камер, в плане качества изображения. За последние два года много говорилось о вырождении класса псевдозеркалок. Как видим, пока Fuji продолжает баловать фотолюбителей своими новинками, это не соответствует действительности.
Максимальная чувствительность на полном разрешении – 3200 единиц ISO. Есть режимы ISO 6400 и ISO 10000 на пониженном разрешении (6 и 3 МП). Скорость серийной съемки достигает 3 кадров в секунду. На максимальной скорости на карту сохраняются первые или последние несколько кадров (режимы Top-7 и Last-7 для JPEG, Top-3/Last-3 для RAW), на скорости 1,1 fps – до заполнения места на карте в любом формате (Long Period). Есть режим с пониженным до 3 МП разрешением (Top-50), на скорости 7 fps.
Так как камера имеет множество параметров, на диск вынесены пользовательские режимы (С1, С2), служащие для мгновенного вызова наборов настроек.
Не обошлось и без ложки дегтя. В отличие от S9600, в S100 FS вместо карт CF используются носители стандартов SD/SDHC (наряду с xD-Picture), вместо пальчиковых батареек – литиевый аккумулятор. При этом масса всего изделия все равно достигает 1 кг.
Kodak
Несколько лет назад компания Kodak прекратила выпуск цифровых зеркальных камер. Да и компактные ЦФК этого производителя, оснащенные фирменными CCD-матрицами, не пользуются ажиотажным спросом.
Leica-M8 |
На примере этих двух моделей наиболее заметны общие особенности CCD-матриц: сочный, реалистичный цвет, но существенно более высокий уровень шумов, по сравнению с технологией CMOS. |
По мнению многих фотографов, цвет важнее. А значит, необходима новая CCD-матрица, в которой данный минус был бы частично устранен за счет конструктивных особенностей. Вполне разумно, что такую матрицу должна предложить компания, наиболее активно развивавшая данную технологию.
Вспомним историю. В 1976 году инженер Kodak Брюс Байер предложил «шаблон» матрицы, в которой поверх монохромных датчиков установлен мозаичный RGB-фильтр. Группу соседних датчиков образуют четыре фильтра: красный, голубой и два зеленых, которые несут основную информацию о яркости. Цвет каждого «пиксела» воссоздается на этапе оцифровки изображения процессором камеры, когда информация с соседних датчиков суммируется. «Шаблон Байера» используется в большинстве матриц цифровых фотокамер, за исключением моделей Sigma.
В настоящее время Kodak работает над созданием новой CCD-матрицы. Вместо второго зеленого фильтра используется «панхроматический», который пропускает на датчик больше света, чем зеленый фильтр, поскольку чувствителен ко всем трем цветовым составляющим. Известно, что основное число дефектов изображения связано именно с яркостными шумами. Новая технология позволит, как минимум, устранить отставание CCD-матриц от CMOS по чистоте изображения на высоких ISO. Ожидается, что камера на основе новой матрицы будет анонсирована в ближайшие месяцы.
Nikon
В отличие от главного конкурента, Nikon придерживается эволюционного пути развития. В ответ на инновационную 450D была предложена зеркалка D60 начального уровня, которая весьма незначительно отличается от популярной модели D40X, сошедшей с конвейера в начале 2007 года. В деле внедрения инноваций в бюджетные модели Nikon явно числится в роли догоняющего. Что, конечно, не означает, что продукты Nikon уступают по качеству.
D60 – это камера на базе D40X, которая, как и предшественник, не имеет встроенного мотора для старой оптики. Нововведения: система очистки матрицы от пыли; сенсорный блок, отключающий дисплей при поднесении камеры к глазу; автоматический разворот информационного табло при съемке в вертикальном положении. Последние две функции, очевидно, позаимствованы у зеркалок Sony. Усовершенствована система обработки изображений, что должно отразиться на качестве снимков (технология Expeed).
Если в случае Canon 450D большинство внутренних характеристик были улучшены, то в Nikon D60 наиболее заметным улучшением стал новый китовый объектив AF-S DX 18-55 mm f/3.5-5.6 VR, оснащенный стабилизатором изображения. А поскольку в D60 нет ничего принципиально нового, то к лету стоит рассчитывать на обновление – D80 – с новой матрицей, процессором Expeed, функцией Live View.
В комплекте «кит» с этой пока несуществующей зеркалкой может идти новый объектив, уже представленный на PMA, – AF-S DX Nikkor 16-85 mm f/3.5-5.6G ED VR. Объектив оснащен стабилизатором и претендует на роль продвинутого штатника – как раз такого, которого очень не хватало в системе Nikon. Также представлены два профессиональных объектива с фиксированным фокусом: AF-S Micro Nikkor 60 mm f/2.8G ED (макро-объектив с круглой 9-лепестковой диафрагмой, для красивого рисунка), PC-E Nikkor 24 mm f/3.5 ED (коррекция перспективных искажений посредством подвижек и наклонов).
Panasonic
Panasonic не только оснащает матрицами собственного производства свои компактные камеры, но и тесно сотрудничает с компанией Olympus в разработке новых зеркалок стандарта 4/3. Матрицы Panasonic Live MOS используются в моделях Olympus, имеющих режим Live View: E-330, E-410, E-510, E-3, а также в собственных моделях Panasonic DMC L-1 и L-10.
Panasonic L10 |
Поступившие в продажу в конце 2007 года модели E-3 и L10 оснащены улучшенной 10-МП матрицей, которая не идентична 10-МП матрице, установленной в недорогих E-410 и E-510. |
Pentax
На смену телевику из комплекта Double Kit пришел бюджетный объектив DA 55-300 mm F4-5.8 ED, о плюсах которого судить пока рано (так как его предшественник DA 50-200 mm f/4-5.6 был весьма неплох). Не меньший интерес представляют «продвинутые» собратья китовых объективов – DA 17-70 mm f/4 SDM и DA 60-250 mm f/4 SDM.
Четыре других объектива Pentax, показанных на PMA, нацелены на профессиональную работу. Это компактный макро-объектив 35 mm F2.8 Macro Limited (аналог Tokina X M35 PRO DX-AT), светосильный портретник DA 55 mm f/1.4 SDM, а также два светосильных телевика, оснащенных бесшумным мотором – 200 mm f/2.8 ED SDM и 300 mm f/4 ED SDM.
Samsung
Samsung – один из ведущих производителей микропроцессоров. Поэтому цифровой камеры с матрицей Samsung следовало бы ждать, с учетом высокой конкуренции среди производителей, ведь матрица – это 20-50% себестоимости фотоаппарата.
Но мало кто думал, что это будут зеркальные камеры, а уж тем более – полупрофессиональные модели, такие как Pentax K20D и Samsung GX-20. Матрица выполнена по CMOS-технологии, имеет размер 23,4x15,6 мм (кроп-фактор 1,5х) и насчитывает 14,6 эффективных МП.
Матрицу Samsung отличает низкая себестоимость, благодаря чему новинки будут стоить заметно меньше, чем 12-МП Sony A700 и Nikon D300.
Матрица обеспечивает съемку на чувствительности от 100 до 6400 единиц ISO и позволяет выводить картинку на дисплей в режиме Live View. Наконец, третьей особенностью новой матрицы является режим с расширенным динамическим диапазоном, обеспечивающий преимущество по охвату яркости, примерно на 1 ступень.
Системы стабилизации по принципу сдвига матрицы (sensor-shift) и очистки от пыли аналогичны технологиям, реализованным в K200D. Система управления, эргономика и внешний вид повторяют K10D и Samsung GX-10. За исключением дисплея, диагональ которого чуть-чуть больше (2,7”), а также новых, более емких аккумуляторов (до 740 снимков от зарядки).
K20D и GX-20 имеют исключительно косметические различия. Дизайн GX-20 более агрессивен, иначе выглядит меню, имеется поддержка только формата DNG (Pentax K20D – DNG + PEF). Важно, что у GX-20 предусмотрен центральный контакт для студийных вспышек, а не только горячий башмак для вспышек Pentax, и что за реализацию этих новинок будут отвечать разные дистрибуторы.
Sigma
Любопытство вызывает 15-килограммовый объектив 200-500 mm f/2.8 EX DG, оснащенный ручкой для переноски и ЖК-дисплеем, на котором индицируется фокусное расстояние. В комплекте идет двукратный конвертер 400-1000 mm f/5.6.
Sony
Несмотря на появление дешевой 14-МП матрицы Samsung и собственной 12-МП матрицы, которой оснащены прошлогодние новинки Sony А700 и Nikon D300, Sony продолжает эксплуатировать потенциал проверенной 10-МП CCD-матрицы, впервые опробованной в A100.
На смену А100 приходит абсолютно новая потребительская модель, имеющая много общего с прошлогодней новинкой, – А200. Подчеркнем, что, в отличие от Nikon D60, это отнюдь не слегка улучшенный вариант предшественника.
Управление новинкой напоминает А700. Один диск с настройками, регулировка ISO и серийная съемка вынесены на кнопки, есть функциональная кнопка Fn. Улучшена работа автофокуса, бывшего одной из основных проблем «сотки» (по словам Sony, быстрее в 1,7 раза). Лучше обстоят дела с шумами на высоких ISO. Новинка оснащена стабилизатором Super SteadyShot (2,5-3,5 ступени), новым 2,7-дюймовым дисплеем повышенной яркости, поддерживает карты CF и Memory Stick Duo.
Кроме того, Sony порадует фотолюбителей недорогими зеркалками, ключевой особенностью которых станет реализация режима Live View. Новинок будет две:
|
A300 – почти полная копия A200, но с поворотным экраном и режимом Live View. |
|
А350 – промежуточный вариант между А300 и полупрофессиональной А700, оснащенный новой 14-МП CCD-матрицей Sony , системой Live View и поворотным экраном. |
|
. |
|
. |
Режим Live View реализован иначе, чем у большинства конкурентов. Для вывода изображения на дисплей используется вторая матрица, как в модели Olympus E-330. Техническое решение весьма изящно: вторая матрица находится рядом с видоискателем. При переключении в режим Live View смещается зеркало в конструкции видоискателя (tilt-mirror), и вместо глазка видоискателя картинка попадает на вспомогательную матрицу, расположенную чуть выше. Манипуляция никак не влияет на техническую реализацию автофокуса и работу основной матрицы! Такой подход позволил решить две проблемы: снизить уровень шума (при постоянной работе основная матрица перегревается), обеспечить работу стандартного фазового АФ в этом режиме.
Sony 70-300 mm |
Анонсировано два новых объектива: профессиональный зум Zeiss Vario-Sonnar T* 24-70 mm f/2.8 ($1750), оснащенный бесшумным SSM-мотором, и телевик Sony 70-300 mm f/4.5-5.6 G ($800). |
Кроме новых зеркалок, Sony разработала новый полноформатный CMOS-сенсор, имеющий размер 41x31,9 мм и разрешение 24,81 МП. Разрешение в два раза выше, чем у Canon 5D и Nikon D3 – конкурентов потенциальной новинки Sony, которую, вероятно, мы увидим именно в 2008 году.
Матрица оснащена «всего лишь» 12-битным АЦП – это резонно, ведь пока что лимитирующим качество фактором остается именно матрица, а не разрядность процессора. Зато в новой матрице реализована технология внутреннего преобразования сигнала в цифровую форму (Column-Parallel A/D Conversion), которая снижает степень деградации картинки (главным образом, уровень шумов), а также способствует действительно высокой для такой матрицы скорости серийной съемки – до 6,3 кадров/сек.
Общие тенденции
Зеркальные камеры в данный момент совершенствуются наиболее активно. Рассмотрев подробно новинки каждого производителя, выделим общие тенденции, касающиеся зеркальных ЦФК:
• 10-МП – минимум. Nikon D40 и Pentax K100D Super стали, по-видимому, последними 6-МП моделями.
• Новые 14-МП матрицы от Sony и Samsung сулят очередной виток конкурентной борьбы и снижения цен.
• Sony своими новинками и анонсом полнокадровой матрицы сделала заявку на статус лидера рынка. Новые недорогие модели A200, A300 и A350 основательно потеснят продукцию Canon и Nikon на прилавках.
• Технологии CCD и CMOS продолжают развиваться параллельными путями.
• Новые улучшенные «киты» – от Canon, Nikon, Pentax.
• На бюджетных моделях «обкатывают» новые матрицы. Примеры – Canon 450D, Sony A350, грядущая 14-МП новинка от Nikon на смену D80.
• Набор функций «продвинутой зеркалки»: Live View, система самоочистки от пыли, стабилизатор изображения.
• Если камера не имеет одной из этих «продвинутых» возможностей, то может это компенсировать за счет миниатюрных размеров. В моде «зеркальные мыльницы», вроде Olympus E-410 или Nikon D40/D40X/D60.
Принципиальное обновление компактов было бы возможно за счет принципиально новых матриц, отличающихся от старых отнюдь не количеством мегапикселов. А пока производители продолжают обновлять линейки компактных камер, исходя из маркетинговых соображений. Всего на CES и PMA ведущие производители ЦФК представили чуть менее 80 новых компактных камер. Принципиально нового в этом классе не появилось, за исключением долгожданной Sigma DP1, а также новой «убийцы зеркалок» от Fujifilm.
Впрочем, есть и позитивные сдвиги. Большинство новых моделей оснащено системой стабилизации изображения (ее нет лишь в самых дешевых), что хоть как-то спасает от шумов. Ясно, что в будущем производители начнут «мериться мускулами» в другом направлении – снабжая свои новинки дополнительными функциями.
Перспективно выглядят цифромыльницы со встроенным HDD, системой GPS или МР-3 плеером. Например, компания Samsung представила на CES новую модель i8, которая имеет режим работы камеры в качестве МР3-плеера, оснащена встроенной памятью объемом 195 Мб, наряду с поддержкой карт SD/SDHC.