Выбор штатива
Выбор правильного штатива нередко важнее, чем выбор фотоаппарата. Штатив должен быть мощным, чтобы гасить вибрации, возникающие из-за ветра. Выдерживать большую нагрузку, чтобы использоваться с панорамными камерами различных форматов. Наконец, обеспечивать высокую точность «маневрирования» и быть укомплектованным поворотной 360-градусной головой для панорамной съемки.
Главный критерий – предельная нагрузка, которую выдерживает штатив. На природе значение имеет не только вес, но и парусность камеры. Чтобы обеспечить необходимую устойчивость, из предельной нагрузки, указанной в паспортных характеристиках штатива, следует вычесть массу поворотной головы. Полученная цифра должна примерно в два раза превышать вес камеры с объективом. Это правило, конечно, относится к идеальному штативу. На практике, особенно при использовании камер среднего и большого форматов, приходится идти на компромиссы, связанные с ценой и массой штатива.
Наиболее распространены штативы из алюминия и карбона, реже – из базальта и углепластика. Карбон – проверенный «в боях» материал, более жесткий, чем алюминий при той же массе конечного изделия. Недостатком карбона считается его повышенная хрупкость на морозе.
Пристальное внимание следует уделять прочности сочленений центральной штанги, центровке штатива и жесткости всей конструкции. Неплохо, если в комплекте идут насадки-шипы для «ног». Они позволят более жестко зафиксировать штатив на земле или другой мягкой поверхности.
Цифровые и большинство пленочных камер имеют резьбу 1/4", за исключением камер среднего и большого форматов, где распространена резьба 3/4". Как правило, профессиональные штативные головы поддерживают камеры с любой резьбой, а сами устанавливаются на штатив через резьбу 3/4". На штатив одного производителя (Manfrotto/Gitzo) можно установить голову другого. Недорогие штативы и головы Slik и Velbon соединяются посредством резьбы 1/4".
Головы различаются конструкцией. Наиболее удобны шаровые, которые можно зафиксировать в любом положении при минимуме манипуляций. Достаточно отжать соответствующую кнопку и зафиксировать положение камеры, перемещая ее с помощью рычага. Шаровая голова компактна, так как имеет минимальное количество ручек. В 3D-головах для настройки положения используется сразу несколько регулировочных винтов. Соответственно, они занимают больше места и менее оперативны, но есть и важное преимущество – более точное позиционирование.
Марки Manfrotto и Gitzo принадлежать компании Vitec, причем Gitzo позиционируется как элитный класс. В профессиональной работе очень ценятся штативы-треноги этих марок, в то время как лучшие головы делают Arca-Swiss, Foba, Kirk, Markins, Photo Clam. Также интерес представляют китайские головы Benro, по конструкции и качеству близкие к этой категории. Типична комбинация треноги Gitzo с шаровой головой одной из этих марок.
Профессиональные штативы и головы швейцарской фирмы Foba AG предлагает московская фирма SBF – «СинарБронФоба» (www.fotoworld.ru). Штативы Foba – крепкие и надежные, но основная их часть предназначена для студийной работы. В контексте нашей темы интерес представляют профессиональные штативные головы с панорамным адаптером. Для шаровых голов Foba предлагает два адаптера: Balto (для голов серии «Супершар») и Baltu (для серии «Мини-супершар»). Если вы не планируете покупку шаровой головы, простым решением станет панорамная поставка Astiu, обеспечивающая поворот камеры на 3600 в горизонтальной плоскости. Если требуется возможность наклона 900, предлагается панорамная голова Asmio (болты 1/4” и 3/8”). Самый «продвинутый» представитель линейки – 3D-голова с панорамным основанием Asmia.
Manfrotto 300N |
Из более простых вариантов можно отметить серию панорамных голов Manfrotto 300N и 303 Plus, которые проще найти в продаже (продает их, к примеру, известный магазин Foto.ru). |
Цифровые камеры
Canon 5D |
Для съемки панорам подходят зеркальные камеры с высоким разрешением, такие как Olympus E-410, Nikon D300, Canon 5D. |
А режим Live View позволяет точно и вдумчиво строить кадр, не вглядываясь в видоискатель. Nikon D300 – это разрешение 12 МП и, опять же, режим Live View. Canon 5D – самая доступная зеркалка с полноформатной матрицей. Но стоит отметить, что эта камера очень требовательна к качеству оптики, иначе могут быть проблемы с качеством по краям кадра. Еще один интересный вариант – Sigma SD14. Матрица Foveon X3, установленная в SD14, обеспечивает разрешение чуть меньше 5 МП, зато идеальную резкость в каждой точке. Не впечатляющее разрешение легко побороть, снимая «сборные» панорамы. Резкость в каждой точке позволит достигать при этом великолепных результатов.
Сверхширокоугольные объективы и fisheye-объективы могут эффективно применяться для одиночных панорам. Но если речь идет о панорамах, составленных из нескольких кадров, лучше использовать объектив с фокусным расстоянием 35 или даже 50 мм. Это позволит получить более детализованные изображения и избежать сложностей с геометрическими искажениями и виньетированием по краям кадра, свойственных «экстремальной» оптике.
Зумы мало пригодны для съемки панорам, ведь их козыри – оперативность и универсальность. А съемка панорам – занятие неторопливое, требующее вдумчивого подхода и бескомпромиссного качества. Обязательное требование к сменной оптике – высокое разрешение по всему полю кадра. Можно использовать неавтофокусную оптику.
Например, отличный вариант для владельца зеркалки Nikon – мануальная оптика Carl Zeiss ZF-серии (широкоугольный Distagon или 50-мм Planar).
<b>Что делать, если в ваши планы не входит рюкзак с большой камерой и мощный штатив?
Цифровые панорамные камеры – зарождающийся класс фототехники, пока что интересный, главным образом, с теоретической точки зрения. К наиболее любопытным изделиям относятся продукты швейцарской компании Roundshoot (www.roundshot.ch):
Обе камеры могут снимать в диапазоне чувствительности ISO 100-400. Запись идет на жесткий диск планшетного ПК, с которого осуществляется управление камерой. Сканирующий задник у обеих камер одинаковый и может быть извлечен для использования с другой моделью или панорамной камерой семейства Alpa (Alpa 12 SWA, WA, TC, XY).
Обработка изображений
Основной массив подлежащих компьютерной обработке фотографий образуют снимки, которые используются как исходный материал для составных панорам.
Съемку панорамы необходимо производить в ручном режиме (М), чтобы обеспечить равномерную яркость кадра. Имеет смысл сделать замер по самому темному и самому светлому участкам, а затем сделать пробный кадр и изучить гистограмму. Формат RAW позволит исправить небольшие ошибки экспозиции. При ее точном определении вы сможете использовать файлы RAW для вывода изображений с широким динамическим диапазоном (High Dynamic Range).
Исходные файлы нередко требуют небольшой раздельной предварительной обработки: с помощью инструмента Lens Correction в Photoshop (Filter/Distort) или его аналогов в других программах устраняются виньетирование, а также эффекты «подушка» и «бочка». Правильная обработка позволит избежать появления швов на стыках в конечной панораме.
Альтернативой Photoshop является программа DxO Optics Pro (www.dxo.com), которая предназначена для конвертирования RAW-файлов. Особенность программы – множество версий, предназначенных для конкретного комплекта камеры и объектива. При автоматическом конвертировании нюансы такой системы учитываются без участия пользователя, что позволяет на выходе сразу получать готовые для создания панорам исходники.
Сборку панорамы можно осуществлять вручную в Adobe Photoshop, соединяя с небольшим нахлестом скопированные по разным слоям изображения, либо доверить процесс специальной программе, которая соберет панорамы автоматически. Таких программ в настоящий момент немало: AutoStitch (www.autostitch.net), RealViz Stitcher (www.realviz.com), PhotoVista (www.panoguide.com). А проще всего воспользоваться инструментом Photomerge в составе Photoshop (File/Automate).
Собранные панорамы подразделяются на три группы: «обычные» с широкой длинной стороной (вертикальные и горизонтальные), 360-градусные цилиндрические и сферические панорамы. Для получения сферических панорам существуют специальные программы – например, Ulead Cool 360 (www.ulead.com). Напечатать их нельзя, но можно просматривать их можно в популярном плеере Apple QuickTime.
Выбор пленки
Аналоговая технология до сих пор является ведущей в профессиональной съемке пейзажей. Век победившей «цифры» до сих пор не предложил полноценной замены даже для узкоформатных панорамных камер, вроде Hasselblad XPAN или «Горизонт», не говоря про средний и большой форматы, издавна использующиеся для этой задачи.
При выборе пленки для аналоговых камер следует отдавать предпочтение мелкозернистым «техническим» пленкам с низкой чувствительностью. Из черно-белых подойдут Adox, Illford Pan F 50, Kodak T-Max 100, отечественная Тасма ФН64 – в сочетании с мелкозернистым проявителем (Illford Perceptol, Maco Supergrain). Хорошим выбором является 35-мм пленка Gigabitfilm, которая продается в комплекте со специальным проявителем. Нередко фотографы для увеличения разрешающей способности и уменьшения зерна экспонируют пленку на пониженной чувствительности, соответствующим образом изменяя режим проявки (пул-процесс).
Пейзажи и панорамы в цвете традиционно снимают на слайд. Как правило, Fujichrome Velvia 100F предпочитают любители ярких насыщенных оттенков. Fujichrome Provia 100F дает более естественные тона. Впрочем, подразделение достаточно условно: новая Velvia при съемке на очень больших выдержках (несколько минут) более стабильна с точки зрения цветопередачи.
Панорамные 35-мм камеры
Самой знаменитой панорамной камерой является Hasselblad XPAN, также известный под азиатским названием Fuji TX1. Фигурирование двух различных компаний в названии не должно вводить в заблуждение, так как XPAN является их совместной разработкой и комплектуется оптикой Fuji.
XPAN – дальномерная 35-мм камера со сменной оптикой, которая обеспечивает поддержку двух форматов – стандартного (24х36 мм) и панорамного (24х65 мм). Переключение осуществляет небольшой рычажок на корпусе. Пленка, рассчитанная на 36 обычных снимков, позволяет снять 21 панорамных. Кадры на пленке, снятые в одном из этих форматов, могут располагаться в любой последовательности.
Главными преимуществами являются чрезвычайно резкая оптика и качество на уровне пленочных камер среднего формата – при размерах, характерных для обычной дальномерки (51x166x82 мм, 720 г). Предусмотрены 2 режима съемки – ручной (М) и приоритет диафрагмы (А). Экспонометр и перемотка работают от пары батареек CR2. Штатный объектив – 45 мм, со светосилой f/4. Есть объективы 30 мм и 90 мм, но их весьма непросто найти в продаже.
Доступная альтернатива – «Горизонт», который производит Красногорский завод им. Зверева. Технологически «Горизонт» отличается от XPAN. Объектив снимает панорамы за счет вращения, что обеспечивает качественный результат без характерных для широкоугольной оптики искажений. Формат кадра – 24х58 мм. На обычную пленку получается снять 22 кадра. Видоискатель соответствует углу зрения объектива и оснащен оптическим уровнем для контроля положения. Камера работает без батареек, взвод затвора и перемотка – курком. Может работать в условиях низких температур – до минус 15°. В настоящий момент встречаются три версии этой камеры:
Метод съемки, реализованный в фотоаппаратах «Горизонт» и западных аналогах с движущимся объективом, является альтернативой использованию камеры в сочетании с панорамной головой и последующей «сборке» в графическом редакторе. Недостатки такого подхода – меньшая механическая надежность и повышенная требовательность к правильности установки камеры по горизонту.
Средний и большой формат
Как правило, при съемке панорам применяют среднеформатные камеры (например, Mamiya 7, Киев-60), снабженные адаптером на узкую пленку, либо камеры большого формата, снимающие на листовую пленку 4x5” и оснащенные задником для рольфильма – Horseman, Graflex, Linhof, Sinar. В первом случае получают кадр размером 24х56 или 24х70 мм, во втором – 56x90/56х120 мм. Фокусное расстояние объектива подбирается с учетом формата техники, а не пленки.
Крупные дистрибуторы, такие как московский «Фото Фрейм» (www.photosale.ru), предлагают неплохой выбор такой техники и оптики, а в целях экономии разумно воспользоваться аукционом ebay.de.
Преимущество большого формата – собственно, сам формат кадра, а также уровень оптики. Вряд ли даже СФ «цифра» в ближайшие годы обеспечит разрешение, которое дает Schneider Super-Angulon 90/5.6 на слайдовой пленке. Возможность подвижек, за которую ценят форматные камеры при интерьерной и архитектурной съемке, для пейзажей находит применение не так часто. Вертикальные подвижки (shift) могут быть полезны при съемке уходящих ввысь вертикальных элементов – небоскребы, деревья, горы... Наклоны (tilt) применяют, в большей степени исходя из художественных задач – для выборочного управления глубиной резкости, а также искажения естественных пропорций объектов.
Fujifica GL690 – профессиональная дальномерная камера среднего формата, прозванная «Техасской Лейкой» за сочетание компактности и качества. Камеры этой линейки уже не производятся, но их все еще можно приобрести на ebay.de. Качество обеспечивают формат 6х9 см и оптика Fujinon, известная своей резкостью. Для GL690 выпускалась линейка сменной оптики, насчитывающая 8 объективов с фокусным расстоянием от 50 до 250 мм. Каждый объектив, кроме штатного (65/5,6 мм), комплектовался сменным дальномером.
Другой интересный вариант – «Горизонт 205» – самое дорогое изделие Красногорского завода (около 60 тысяч рублей). На стандартную 120-ю пленку вмещается 6 кадров форматом 55х110 мм. Объектив МС 50 мм f/3.5 вращается при съемке, как в узкопленочных «Горизонтах», что позволяет исключить искажения геометрии. Аппарат снабжен shift-механизмом, допускающим плавное перемещение объектива по вертикали в пределах 8 мм, что дает возможность охватить дополнительное пространство для будущего фотоснимка, не меняя точки съемки. Правильность положения аппарата при съемке обеспечивается двумя уровнями, один из которых (для контроля горизонтального положения) виден в поле зрения видоискателя. Набор выдержек – от 1 секунды до 1/60 сек. Габариты – 220х115х230 мм, 2,87 кг.