Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Бюджетный любительский свет

Главная / Статьи / Обзоры
Что нужно для того, чтобы делать снимки высокого класса, а не «бытовуху»? Прежде всего – почитать литературу по студийной съемке, которой предлагается немало. Параллельно приступить к чтению рекламных буклетов производителей, предлагающих студийное оборудование (проникнувшись скептическим отношением к материалу), и определить планируемый бюджет…
23.10.2006
Алексей Козырев

 

Цифрозеркалки почти столь же доступны, как когда-то «Зениты». Любой может приобщиться к фотографии, полагаясь на серьезный уровень техники. Мощной камеры, однако, недостаточно, чтобы желание совершать красивые фотографии было дополнено уверенностью в своих силах. Съемка в помещении с использованием встроенной вспышки – главный источник опасений фотолюбителя. Если фотография для вас – серьезное хобби, придется задуматься о том, чтобы с минимальными усилиями и затратами организовать «домашнюю фотостудию».

 

«Кустарные» приспособления

 

В условиях острой нехватки средств на оборудование домашней фотостудии можно ограничиться строительными галогенными прожекторами, стоимость которых обычно не превышает 1,5-2 тысяч рублей. Для создания мягкого рассеянного освещения желательно заменить прозрачное стекло в промышленных светильниках матовым (или укомплектовать прожектор набором светофильтров). Такое решение, с точки зрения мощности, позволит снимать в небольшом помещении, но имеет несколько серьезных недостатков: нестабильную цветовую температуру, отсутствие регулировки мощности, возможности контролировать световой поток при помощи шторок и устанавливать необходимые аксессуары (вроде зонтиков, софт-боксов), низкий штатив без возможности регулировки по высоте. Обладателям цифровой камеры не составит труда установить оптимальный баланс белого на камере методом проб и ошибок, а все прочие недостатки компенсируются c помощью самодельных приспособлений.

Зонтики и софт-боксы лучше приобрести фирменные, ибо самодельные своим видом редко располагают к творчеству. Шторки для прожекторов можно изготовить самостоятельно, используя подручные материалы (в том числе, идущую в комплекте с прожектором защитную решетку). Цветные стеклянные фильтры можно взять от старого советского фотоувеличителя, и установить их на стекло прожектора через самодельный переходник. Коробка с оттеночными стеклами для увеличителя стоит в комиссионке 300-400 рублей.

 

Строительные прожекторы создают мощный поток направленного освещения, которым удобно управлять, используя «отражатели» из куска белого пенопласта. Правда, в этом случае в вашей домашней студии не обойтись без помощника, который бы держал отражатель (впрочем, можно держать отражатель самому, закрепив камеру на штативе и воспользовавшись тросиком/пультом ДУ/автоспуском).

Богатую почву для творческих поисков дает посещение магазинов вроде «Максидома» или «Икеи». Там же или в магазинах для садоводов продается дешевый материал, который с успехом заменит нетканный фон. Впрочем, такой фон можно купить и в фотомагазине – благо, стоит он обычно не дороже 1,5 тысяч рублей, а самый дешевый – всего 500 руб. Для начала лучше остановиться на фоне нейтрально-серого цвета.

«Кустарщина» имеет несколько серьезных плюсов – низкую цену, гибкость в использовании. Основное же достоинство – более высокая надежность, по сравнению с дешевым специальным светом для фотолюбителей. Вы тратите деньги на то, что прослужит вам не одну неделю. Для сравнения: одна лампа-вспышка из набора Rekam Digital Mini Light Kit-2 (две вспышки небольшой мощности, два зонта 60 см, два штатива, комплект цветных фильтров для ламп) обойдется в ту же сумму, что и строительный прожектор на треноге. Заметим: данная лампа является расходным материалом и быстро вырабатывает свой срок, увеличивая расходы на бюджетный свет. 

Бюджет: до 6 000 рублей. 

Полезные ссылки: www.maxidom.ru, www.mega-foto.ru, www.ikea.ru, www.stroymaster.su, www.foto-one.ru.

 

Бюджетный свет для съемки на выезде

 

Затраты на мобильный любительский свет – выше, что обусловлено необходимостью автономной работы и использования фирменных аксессуаров. Преимущества мобильного света: он не занимает много места при хранении, может быть использован в любой выездной съемке, дает вам статус профи в глазах обывателей. Можно остановиться на наборе из 2-3 автономных вспышек c синхронизацией от встроенной вспышки камеры. Для вспышек потребуется приобрести стойки, компактные рассеиватели, фильтры (если не идут в комплекте), зонтики, флешметр.

Профессиональным является набор фирменных вспышек с полноценной TTL-синхронизацией, включающий управляющую вспышку и несколько ведомых (например, Canon 580EX + 430EX, Nikon SB-800 + SB-600, Pentax AF-500FTZ). Однако, по бюджету (около 30 тысяч рублей) такой набор явно превосходит потребности любителя.

Полезным приобретением станет флешметр. С его помощью вы сможете максимально точно измерить уровень освещения объекта от вспышки и установить оптимальное значение диафрагмы. Дешевые флешметры от Rekam и китайских производителей можно приобрести за 1-1,5 тысячи рублей. Лучше поискать по комиссионкам подержанные профессиональные устройства. Новые (например, японские Polaris FM или Sekonic L-308S) обойдутся в 7-8 тысяч рублей. Они стоят своих денег: точнее, функциональнее, удобнее. Такой флешметр не подведет и при съемке при естественном освещении.

Владельцам цифровых зеркалок первое время можно обойтись без экспонометра, выявляя оптимальную диафрагму опытным путем. Можно, хотя и трудно, обойтись без аксессуаров для вспышек (рассеивателей, зонтов), используя только «естественные» отражатели (потолок, стены). Но лучше на них все же не экономить, а приобрести менее мощную вспышку стороннего производителя. Беспроводная синхронизация со вспышками сторонних производителей не всегда дает желаемый результат: нередко снимки получаются темными по причине неточного согласования. Стабильный результат дает классическая (проводная) синхронизация, для чего требуются кабель и штативная головка c горячим башмаком и синхроконтактом.

Наиболее обоснованным представляется вариант из нескольких дешевых, но функциональных вспышек от сторонних производителей. Функциональность таких вспышек сильно варьируется – от простейших вроде AcmePower SF10 (700 рублей, ведущее число 10 м на ISO 100), Soligor MF-20, Unomat 20B (обе – менее 1000 рублей, вч 20) до сравнимых с фирменными Sigma 500 Super, Metz 54 mz3. На мой взгляд, разумнее всего остановиться на вариантах от Metz или Soligor, с ведущим числом около 36 м, TTL-согласованием (модели для Canon, Nikon легко найти в продаже). В этом случае набор из пары вспышек, зонтов, штативов и переходников для крепления вспышки на штатив обойдется в сумму 10-13 тысяч рублей, полностью покрыв задачи серьезной любительской съемки.

Бюджет: от 6 до 30 тысяч рублей.

Полезные ссылки: www.poiskfoto.ru, www.foto.ru, www.sivma-foto.ru.

 

Студийные комплекты для начинающих

 

«Серьезный» свет начального уровня, с точки зрения качества и надежности, можно условно подразделить на две категории:

– Дорогой брендовый свет (Broncolor, Bowens, Elinchrom, Hensel, Profoto); – Менее дорогой свет от производителей «второй волны» (Falcon, Photodynamic, Rekam и др.).

Выбор в этом ценовом сегменте столь широк, что в нем легко запутаться и купить не то, что надо. Наименее рискованный вариант – брендовый свет небольшой мощности плюс базовый набор аксессуаров, необходимых для полноценной работы. Качество определяется ресурсом приборов, надежностью, разнообразием аксессуаров. Правило «чем дороже – тем лучше» в данном случае работает.

Если речь идет о более серьезном «студийном» оборудовании (начального класса), не покупайте дешевый и простой свет. Лучше качественный, но меньшей мощности или с меньшим количеством источников (исходя из размеров «домашней студии»).

С другой стороны, брендовый свет, бывает, ломается, а среди производителей «второй волны» встречаются удачные решения, заслуживающие внимания.

 

Комплекты Falcon Eyes (например, на базе вспышек SS-50VR) отличаются возможностью глубокой регулировки мощности. Rekam Genesis Art-Studio Kit, Genesis Portfolio Kit – комплекты, которым нет равных по соотношению цена/мощность, достаточно надежные для серьезной работы (в отличие от других изделий Rekam, в большей степени рассчитанных на нечастое использование в любительских целях).

Сравнимый по стоимости (около 24,5 тысяч рублей) набор Elinchrom D-lite 2 на основе вспышек по 200 Дж значительно уступает своим конкурентам в мощности и гибкости регулировок, но для использования в рамках небольшой «домашней» студии является оптимальным выбором.

Как правило, источники одного производителя и одного класса имеют одинаковую цветовую температуру, поэтому делать смешанные наборы осветителей (разных производителей/марок) не рекомендуется. Приборы должны иметь плавную регулировку мощности. Так как главной задачей является портретная съемка, можно ограничиться парой импульсных источников мощностью 200-400 Дж с функцией пилотного света.

Базовый набор аксессуаров включает отражатель, сотовую насадку на вспышку, насадку для управления направленным световым потоком. Для мягкого освещения модели можно использовать зонт на просвет, но лучше для этого приспособлен софт-бокс – световой короб, который крепится на штатив сверху вспышки. Размер софт-бокса зависит от того, какие портреты вы будете снимать – в полный рост или лицо крупным планом. Некоторые производители «второй волны» производят аксессуары, совместимые с брендовыми источниками.

Бюджет: 20-40 тысяч рублей.

Полезные ссылки: www.amd-photo.ru, www.marco-pro.ru, www.prograf.ru, www.rekam.ru.

 

Оборудование для предметной съемки

 

Для съемки портретов число источников варьируется обычно от 1 до 3 –относительно мощных и с богатым набором светоформирующих насадок. Предметная съемка диктует противоположные требования: как можно больше маломощных источников, создающих равномерное освещение объекта. Наиболее удобно использовать для этих целей постоянные источники света на галогенных или люминесцентных лампах – упоминавшиеся выше промышленные осветители (небольшой мощности) либо специально предназначенные для таких задач наборы. Например, Rekam Light Kit – 3 лампы мощностью 250 Вт на стойках, укомплектованные рефлекторами (около 6 тысяч рублей). Выбор широк, но не слишком разнообразен с точки зрения функциональности. Хорошую службу сослужит маломощный галогенный источник на стойке, укомплектованный небольшим софт-боксом.

Альтернативой галогенным источникам является использование кольцевой вспышки. Кольцевая вспышка накручивается на объектив, подобно бленде, и связана посредством кабеля/ИК-синхронизатора с контроллером, подключенным к разъему «горячий башмак» на фотоаппарате. Использование такой вспышки позволяет устранить тени, обеспечить максимальную резкость объекта. Одна из наиболее доступных кольцевых вспышек – Sigma EM-140 DG (около 11 тысяч рублей), в разновидностях для байонетов Canon и Nikon. Кольцевая вспышка позволяет получить эффект ореола вокруг объекта с бликом на всех объемных формах. Безусловно, такая вспышка найдет применение не только в предметной съемке. Большую проблему составляет не выбор света, а выбор «фона». В качестве фона может использоваться специальный столик для предметной съемки. Столик представляет легкий металлический каркас, на котором закреплен пластиковый фон матово-белого цвета. Фон может освещаться как фронтально (как правило, предусмотрены крепления для источников постоянного света), так и на просвет. Подобные аксессуары предлагают большинство производителей студийного оборудования, например, Rekam или Falcon Eyes. В зависимости от марки и размеров, цена варьируется от 2,5 до 5 тысяч рублей.

Для съемки мелких предметов более подходящим решением может стать бестеневая палатка (лайт-куб). Снимаемый объект помещается в куб, где создается равномерное освещение. Как правило, лайт-куб освещается внешним источником на просвет. Это позволяет полностью исключить рефлексы и упростить последующую обтравку изображений в графическом редакторе. Внутри куба возможна установка цветных фонов. В сложенном состоянии лайт-куб практически не занимает места. Польза от такого куба велика, но и стоимость его составляет около 4 тысяч рублей.

 

Бюджет: 7-15 тысяч рублей.




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
11.07.2017
Тест Canon EOS 6D Mark II
09.07.2017
Comedy Wildlife Photography Awards 2017
26.05.2017
Знакомьтесь: Laowa
25.05.2017
Правило третей - миф или реальность?
23.05.2017
Знакомьтесь: TH Swiss