Менталитет
Чем отличается наш менталитет от американского? Наш менталитет предполагает, что человек, если очень надо, пойдет и купит кучу оптики для своей зеркалки. Ну, конечно, накопит сначала (сумма отнюдь не детская, уверяю вас). В Америке, наоборот, почему-то многие до сих пор уверены, что хорошая идея может изменить потребительскую реальность… Одна из таких идей – Lensbaby. Дословно переводится как «Малыш-объектив» – типично американское изобретение, вроде первой мыльницы от компании Kodak или надувной раскладушки. А ведь он, в самом деле, очень маленький. Но способный – при наличии старательного фотографа, обладающего, кроме Lensbaby, еще и развитым творческим видением (то есть, как минимум, любителем с задатками профессионала). Одним словом, штука замечательная…$и за скромные 150 обещает массу возможностей для творческих экспериментов.
Все новое – хорошо забытое старое
С развитием цифровых технологий мы в который раз убеждаемся в правоте этой истины.
Жил-был в городе Портленд, штат Орегон, профессиональный фотограф Крейг Стронг. Пленочным камерам он предпочитал цифровые, но понимал, что по творческим возможностям цифра пленке уступает. Так, Крейг очень любил старинные карданные камеры типа Holga, которые обеспечивают практически свободное маневрирование рисунком размытия с помощью специальной системы смещения и подвижек (tilt и shift) линз от оптической оси. Зону нерезкости можно было в такой камере перемещать по всему (или почти всему) пространству кадра, сдвигая объектив. Во многих жанрах фотографии (практически всех – от портретов до макросъемки) это позволяет добить интереснейших творческих эффектов, неведомых рядовому владельцу цифрозеркалки. Еще Крейг Стронг ценил и необычный рисунок однолинзовых объективов-моноклей, которые применялись в фотокамерах прошлого. Сегодня такие объективы встречаются только в кустарном исполнении – их делают из ненужных объективов (оставляется только передняя линза).
Все великие изобретения отличаются простотой. Крейг Стронг решил совместить простейшую систему tilt&shift (гибкий тубус-«гармошку») и простейший вид объектива. Так появился на свет первый Lensbaby. Несмотря на «детскую» конструкцию и доступную цену, объектив оказался столь удачным, что в 2004 году начал производиться серийно (кстати, все Lensbabies производятся в Портленде) и успел получить престижную награду Professional Photographer's 2004 Hot 1 Award. Детище американского фотографа-концептуалиста получило практически мировое признание.
Как это работает
Небольшого размера объектив (примерно, 5х6 см) выглядит как старинная камера с мехами типа shift&tilt, в масштабе примерно 1:20. Этот объектив совместим со всеми современными зеркалками, включая цифровые (Canon EOS, Nikon F, Pentax K, Minolta A, Olympus 4/3, Sigma), а также более старыми моделями с байонетом Canon FD, Minolta, Olympus OM, Leica R и камерами с резьбовым креплением (Pentax, Mamiya, Fujica, Praktica).
Lensbaby устроен очень просто. Даже слишком. Он состоит из одной линзы в передней части. Линза в специальной оправе болтается на гибкой трубке-«гармошке», допускающей отклонения в стороны (эффет tilt&shift – свободное управление рисунком размытия) и взад-вперед («наезжая» на объект съемки). Точнее, не совсем болтается, но об этом позже. Объектив имеет крепление, с помощью которого крепится к байонету всех зеркальных камер.
В данный момент, актуальна обновленная версия Lensbaby 2.0, разработанная мистером Стронгом в 2005 году. По сравнению с Original, она имеет ряд важных усовершенствований.
Метод изменения f-числа с помощью колец абсолютно уникален. Система простая, но довольно оперативная, хотя использовать LB для съемки динамичных сюжетов я бы не рекомендовал. При съемке, в отличие от привычной лепестковой диафрагмы, обеспечивается идеально ровный круг, что дает идеальный рисунок размытия (так называемое боке). Конечно, у многих сей способ менять диафрагму вызовет улыбку, но в аскетичной простоте Lensbody я рассмотрел самую замечательная особенность американского изобретения – бескомпромиссную заточенность на творчество, а не «крутопикселы».
Лучшая четкость изображения достигается на f5.6 и f8, что, в принципе, свойственно любым объективам. Чем меньше отверстие, тем меньше пятно размытия и выше точность его позиционирования в кадре при использовании тильта и шифта. Значения f2.0 (вообще без кольца), f2.8, f4.0 следует использовать для построения художественных кадров с акцентированным рисунком размытия.
Зум или не зум?
Бывают объективы с фиксированным фокусом, а бывают зумы. Но Lensbaby не относится ни к тем, ни к другим. Это – единственный в своем роде объектив с подвижным, «плавающим» фокусном расстоянием. Никакого кольца зума, конечно, нет. Но конструкция типа монокля этого не требует. «Туловище» объектива изготовлено из особого материала, который, с одной стороны, достаточно гибок, чтобы его можно было мановением пальцев двигать вперед и назад («зумируя» изображение в кадре – это и есть эффект монокля), но при небольшом смещении «держит» зафиксированное положение без участия фотографа.
Создатели Lensbaby рассчитывают, что в качестве кольца управления зумом, а также вместо специальных витов в классических камерах с мехами, вы будете маневрировать своими пальцами. И, на самом деле, это достаточно удобно, особенно при использовании штатива и хорошем освещении объекта съемки, когда картинку можно адекватно оценить по видоискателю.
LB – творческий инструмент, область применения которого весьма широка. Также можно проявить изобретательность в поиске интересных оптических и световых эффектов – например, нажать на спуск не после, а во время перемещения тубуса.
Итак, положение пятна размытия, а также степень увеличения и размер пятна регулируются самым «интуитивным» способом – с помощью рук. Затем нужно нажать на спуск, удерживая пальцами переднюю кромку объектива, чтобы положение не сместилось. Поэтому отличным дополнением к вашим пальцам станет штатив. Для того чтобы стало получаться, нужна практика, но потом все будет просто шикарно. Не верите – зайдите на сайт разработчика и посмотрите на фотки своими глазами.
http://www.lensbabies.ru/gallery.php.htm
Фокусное расстояние, как можно предположить, меняется. Причем меняется оно кардинально – от номинальных 50 мм (значение, на мой взгляд, указано довольно приблизительно – при пересчете на кроп-фактор это примерно 80-90 мм) до рекордных значений. Документально зафиксировать величину невозможно, но с учетом кроп-фактора результат съемки сравним с очень мощным телевиком. Конечно, можно долго рассуждать о качестве полученного изображения, поскольку светосила f/2.0 , как нетрудно догадаться, применима именно к номинальному фокусному расстоянию. Тем не менее, не у многих найдется возможность приобрести дорогостоящий телевик, а желание фотографировать отдаленные объекты обычно возникает в жаркое время года, когда света достаточно.
Lensbaby 2.0 неплохо подходит и для макросъемки. При номинальном положении МДФ составляет около 50 см, однако после некоторых манипуляций с тубусом удается добиться вдвое меньшего значения. Для бескомпромиссных сторонников макросъемки, в полной мере оценивших креативные возможности «Крошки», по вполне демократичной цене (меньше тысячи рублей) предлагается дополнительная насадка для макросъемки.
Для съемки пейзажей требуется фокусировка на бесконечность – объектив нужно вдавить. Lensbaby – неавтофокусный объектив. Это значит, что вы не сможете в полной мере использовать электронику и экспонометрию фотоаппарата, а все настройки будете делать «руками» и, при необходимости, ногами (зона резкости связана не только с углом смещения, но и с «зумом»). Для владельцев камер Canon доступен режим Av, для чего требуется только перевести фотоаппарат в этот режим и установить значение диафрагмы в соответствии с установленным на Lensbaby кольцом. На зеркалках производства Nikon придется ограничиться полностью ручным режимом. Что, в сущности, не так уж и плохо – для профессионалов это не проблема, а для любителей – мера воспитательного характера. С другой стороны, стоит ли использовать режим Av на оптике с системой tilt&shift, даже если она родом из Америки?
Lensbaby vs Lensbaby 2.0
Lensbaby 2.0 внешне практически не отличается от версии Original, если не считать отличием надпись Lensbaby 2.0 на защищающей объектив крышке. Первую версию следует рассматривать, скорее, как экстравагантную деталь, предназначенную для тех, кто предпочитает художественную ценность снимков качеству. Новый объектив стал не только удобнее (вместо механической защелки появилась система закрепления дисков диафрагмы при помощи магнита), но и оснащается более качественным и светосильным (f2.0 вместо f2.8) стеклом с мультипросветлением. В совокупности с простейшей оптической схемой это обеспечивает очень неплохое качество изображения.
Lensbaby 2.0 vs Nikkor AF 5 0mm f/1.8
Номинальное фокусное расстояние составляет примерно 50 мм, что дает возможность провести сравнение с классическом «полтинником» – в качестве такого использовался недорогой, но весьма качественный объектив Nikon 50 mm f1.8.
«Полтинник» относится к классическим объективам и является одним из наиболее часто используемых (особенно в жанре портретной съемки). Номинально, Lensbaby 2.0 – тоже «полтинник», да и физические габариты у этой парочки достаточно близки. Но в процессе съемки «Малыш» заставляет думать по-другому. Сложно описать это чувство – оно субъективно. Для одних это ощущение «полета фантазии», для других – «игра в кубики». Остановимся на объективных качествах.
К таковым относится, в первую очередь, способность обеспечивать более или менее детализованную картинку по сравнению с эталоном. Взяв за эталон никоновский «полтинник», мы подняли планку качества достаточно высоко. В центре кадра LB 2.0 обеспечивает высокую резкость и разрешение, как минимум, не хуже, чем у эталона.
На периферии кадра или при использовании f2.0, f2.8, f4.0 Nikon опережает Lensbaby, но разница невелика. Плюсом Nikon является более надежный конструктив, но это, по-видимому, является не недостатком, а особенностью LB 2.0 ввиду его механических особенностей.
Не уверен, что сравнение с классическим портретником в данном случае актуально, ведь эти объективы не являются прямыми конкурентами. Тем не менее, по ключевым характеристикам качества Lensbaby второй версии (2.0) держит марку. С другой стороны, разрешение – не единственный показатель качества оптики. Есть и целый класс объективов, которые покупают не ради точного детального воспроизведения действительности, а ради искаженного. К таковым, например, относится fisheye-оптика.
Добавь креатива!
«Come on, baby, shot the fire!» – вырвалось у меня, когда я взял в руки Lensbaby 2.0. Этот инструмент открывает неиссякаемые возможности для маневрирования рисунком света и тени, резкости и размытия, позволяет получить порцию дешевого, но и «недетского», креатива. Но делать все придется самому. Например, если перемудрить со сдвигом, можно получить снимок, по которому люди не догадаются, что же было на нем запечатлено. При комбинировании эффекта tilt&shift и инструментов Photoshop можно добиться и вовсе фантастических результатов! В то же время, в нормальных режимах (не супертворческих) результат съемки практически не уступает моему Nikkor AF 50 mm f/1.8, являющемуся одним из лучших представителей недорогой фиксированной оптики. Lensbaby 2.0 найдет применение практически во всех областях фотографии, в том числе и в профессиональной (фото свадеб, детей).
Lensbaby – не простой объектив. Он требует, чтобы фотограф делал все сам. Приходится либо зумировать ногами, либо вдавливать Lensbaby внутрь для фокусировки на бесконечность, либо выдвигать наружу, чтобы снимать с близкого расстояния. Автофокус отсутствует, не говоря уже про «зум». В отличие от средеформатных карданных камер, используется не каркас с витами, при вращении которых изменяется размытие, а фиксируемая рукой «гибкая» трубка. Простейшая оптическая схема-монокль формирует достаточно интересный рисунок. При желании, Lensbaby можно пользоваться как телевиком. В той или иной мере он способен заменить приличный комплект разнородной оптики. Тем не менее, это все же объектив «на всякий случай», дополнение к имеющемуся комплекту оптики или «китовому» объективу, который вряд ли располагает к творчеству.