Мало кто задумывается, что с помощью струйной фотопечати на домашнем принтере любитель и профессионал обретают не только «идейную независимость» от минилаба (туда не нужно идти, если на улице сыро или морозно; там не придется краснеть, получая свои шедевры в жанре «ню»), но и возможность существенной экономии. В данной статье мы постараемся развеять миф о дороговизне домашней фотопечати по сравнению с минилабной.
Путь к успеху – неоригинальность
Не секрет, что основную прибыль производителям фотопринтеров приносит продажа не самих принтеров, а расходных материалов к ним, стоимость которых на порядок завышена. Неоригинальные картриджи и бумага как минимум в 2 раза дешевле, но производители принтеров убеждают нас, что добиться сочности красок, естественности и качества печати можно только с оригинальными расходниками: фирменные драйвера учитывают особенности лишь «родных» чернил и бумаг, при производстве которых используются более «утонченные» технологии. В действительности, то, что перезаправка и аналогичные мероприятия по снижению себестоимости печати неизменно приводят к значительному падению качества, лишь миф. (Большинство производителей сами заказывают чернила у сторонних поставщиков.) Безусловно, на их стороне стоят фирменные ноу-хау и строжайший контроль качества, но и сторонние производители имеют что противопоставить фирменным, кроме цены (которая является главным их достоинством). По отдельным параметрам, таким как стойкость, степень глянца, «левые» чернила могут даже превосходить оригинальные. Хотя чаще мы все же видим противоположную картину.
За последние годы производство совместимых расходных материалов превратилось в отдельную отрасль с высокой степенью конкуренции (благодаря рекламе фирм, производящих оригинальную продукцию, эти компании больше конкурируют друг с другом, чем с последними). Чтобы компания выжила на этом рынке, от нее требуется постоянное совершенствование технологий и тщательный контроль качества продукции. Отрасль получила название «рециклинг» (recycling). Объясняется это тем, что у истоков стояло «вторичное», перерабатываемое сырье – израсходованные картриджи, подвергающиеся перезаправке. Но рециклинг предполагает не только непосредственно перезаправку картриджей чернилами, но и производство чернил и необходимого оборудования (программаторы, смартчипы, промышленные аппараты для перезаправок и т.д.), а также производство совместимой, неоригинальной продукции (собственно, в чем здесь состоит рециклинг, не ясно). По данным авторитетного отраслевого издания RECYCLER Magazine, на данном рынке занято около 10 000 компаний, в которых трудятся приблизительно 80 000 человек. Значительная часть фирм имеет производства, сертифицированные по международным стандартам качества. Это является гарантией соответствия качества оригинальным маркам. Популярность совместимых и восстановленных картриджей наиболее заметно растет в экономически развитых странах. На западе рециклинг достиг такого уровня, когда качество продукции уже не рассматривается, а решающее значение приобретают дополнительные преимущества. Крупнейшие ресайклеры выполняют спецзаказы по производству оригинальных картриджей. Характерный пример – американская компания Future Graphics, LLC (Лос-Анжелес). FG является лидирующим мировым поставщиком на рынке ОЕМ-продукции, производя картриджи для струйных фотопринтеров HP и Lexmark (в том числе и новые «сверхсовременные» чернила HP Vivera Series 94-100), а также фотобумагу. Продукция FG включает и картриджи, продаваемые под собственной маркой (в том числе «неродные» картриджи HP Vivera series 94-100), чипы для картриджей, банки с чернилами, фотобумагу различных сортов. Но если дух рециклинга, без сомнения, принадлежит Америке, жители которой обучены искусству считать деньги, то «руки» рециклинга находятся в Китае. Китай – самый агрессивный поставщик совместимой продукции на мировой рынок. Среди ведущих китайских производителей можно назвать такие компании, как Butterfly Print Image (BPI), Ltd (совместимые картриджи, наборы для однократных перезаправок – refill kits), First Ink International Holding, Ltd. (картриджи для наиболее популярных моделей – большинства фотопринтеров HP, Canon iP 8500/i9900/9950 и др. модели, Epson Picture Mate), Ninestar Image Co, Ltd (наиболее дешевые картриджи для наиболее популярных моделей, включая Epson R-Series, проходящие при этом тщательное тестирование, что гарантирует хороший результат печати), SkyWell (экономичные совместимые картриджи). Хорошим выбором станут чернила в баночной «расфасовке» WorldWide Manufacturing (WWM) украинского производства, корейской компании Colors и – особенно – европейской фирмы OCP, соответствующие высоким требованиям к качеству.
Но и наш рынок не отстает. В продаже уже появились картриджи для струйной фотопечати отечественного производства, правда, пока поддельные. По данным отраслевого издания RechargEast Magazine, за последний год рынок совместимой продукции в России вырос приблизительно на 30% (струйная печать).
При эксплуатации время от времени чернила в дюзах печатающей головки усыхают, в результате чего на всех отпечатках появляются вертикальные светлые полосы. Устранить их обычно удается, 1-2 раза прочистив головку соответствующей командой драйвера (эта процедура стандартна, выполняется и для оригинальных чернил). Некачественные чернила способны навсегда засорить дюзы. Об этом обязательно нужно помнить, выбирая для своего принтера только проверенные марки чернил, поскольку слепое желание сэкономить приведет вас к покупке нового принтера.
Принтер, драйвер печати, «родные» чернила и бумага почти идеально подходят друг другу. Поэтому не следует считать, что использование качественных неоригинальных чернил сразу даст результат, не отличимый от оригинального. В этом случае, калибровка принтера становится необходимым условием качества.
Четыре слагаемых качества
Одним из главных преимуществ струйной фотопечати является возможность использования специальных типов бумаг (с тиснением, тонированной и т.п.), а также тонкой калибровки системы из четырех слагаемых: монитора, принтера, чернил, бумаги. При этом роль фотобумаги в процессе формирования изображения часто недооценивается. Принято считать, что основную «нагрузку» по качеству берут на себя чернила и технология печати, реализованная в принтере. Но если перед вами лежит посредственный фотоотпечаток, не спешите ругать «левые» чернила. Их «качество» состоит в чистоте, светостойкости, цветопередаче, то есть вещах, которые не бросаются сразу же в глаза. Причина, вероятно, кроется именно в бумаге. Почему? Такой вопрос задает себе, в том числе, и владелец фотопринтера Epson, ранее с успехом использовавший неоригинальные или перезаправленные картриджи на фирменной бумаге, но в один прекрасный момент получивший блеклые, «сырые» отпечатки на бумаге от сторонних производителей. Почему? Ведь чернила дороже и, казалось бы, важнее, чем бумага? В чем же дело? Во-первых, в «заточке» драйвера под фирменные бумаги (при посылке на печать с max качеством пользователь выбирает тип заряженной в принтер фотобумаги из списка, включающего исключительно «родные» сорта). Во-вторых, дело в самой бумаге. Принтеры Epson используют пьезоэлектрическую технологию печати и соответствующие чернила, отличающиеся от чернил для термоструйной печати (Canon/HP), требования к которым ниже. Те, в отличие от Epson, охотно «съедают» почти любой Lomond. Оптимальный результат печати зависит от типа чернил и поддержки в драйверах: зарядив в принтер Epson пачку глянцевых листиков Lomond и указав в настройке печати Epson Glossy Paper, вы получили совсем не то, на что рассчитывали. Для обеспечения поддержки в драйвере печати можно загрузить с официального сайта Lomond (www.lomond.ru) утилиту Lonomd PHOTO Lab – она обеспечит программную совместимость бумаг этого производителя с большинством моделей фотопринтеров. Проверить, подходит ли в принципе бумага для печати на конкретном принтере также возможно на этом сайте, воспользовавшись соответствующим сервисом.
Кроме того, на отечественном рынке фотобумаг появилось и два местных производителя – петербургская фабрика Гознака (матовая бумага марки Betankyr) и компания «Славич» («Фотоджет», «ПринтПлюс»). Их продукция соответствует самым высоким требованиям к качеству и заслуживает внимания, если речь идет о стандартной (не «художественной») фотопечати. Ассортимент, представленный другими производителями, сегодня ощутимо более широк. Занимая около 50% российского рынка фотобумаг, Lomond уже выходит из ценового сегмента «стандартных бюджетных решений» и предлагает несколько видов «художественных» бумаг («бархатная», тонированная и др.) с традиционно невысокой ценой, стремясь потеснить на этом рынке таких производителей, как Arches, Crane, Folex, Hehnemuhle, Iceberg, Illford, Lyson. (Продукция последних представлена, как правило, исключительно в специализированных фотомагазинах и дизайн-студиях.)
При выборе марки бумаги для фотопечати следует помнить, что неоригинальные бумаги зачастую представляют больше возможностей, а не только экономят ваши деньги. Например, некоторые виды бумаг для струйной фотопечати, производимые компанией Lyson, «заточены» под печать в монохромном режиме, позволяя получать качественные ч/б отпечатки.
В скором будущем, однако, необходимость использования специальных бумаг для фотопечати, скорее всего, исчезнет. Чем такая необходимость обусловлена сегодня? При печати на обычной (не фото-) бумаге краска впитывается внутрь поверхности листа, а также «расплывается» по поверхности, создавая эффект «сырого» отпечатка. Результаты хорошего качества получаются при использовании тяжелых (с плотностью не менее 180 г/м2) сортов с нанесенным на поверхность полимерным покрытием. Покрытие отделяет чернила от подложки, «связывает» чернильные капли, препятствуя растеканию и проникновению краски внутрь бумаги. Именно такая бумага и получает приставку фото-, но «бумагой» назвать ее можно только в силу традиции: «бумагой» является только подложка, а товарные характеристики (совместимость с конкретными моделями принтеров, фактура, степень глянца) определяются составом и структурой полимера. Драйвер принтера позволяет выбрать сорт используемой бумаги (изначально – только оригинальных сортов), а также «качество печати». Что это такое? Если вы печатаете на плотной, дорогой фотобумаге, «высокое качество» позволит нанести на лист больше краски, получив более плотный, сочный отпечаток. Краска наносится за несколько проходов, на единицу площади изображения наносится больше чернильных капель – в результате, вы тратите больше чернил, добиваясь подлинного качества и разрешения, максимально возможного на данном устройстве. При использовании дешевой легкой (<170 г/м2) фотобумаги или офисной (не фото-) печать с максимальным качеством приводит к растеканию краски по поверхности и проникновению ее внутрь листа. Качество бумаги и качество печати должны друг другу соответствовать.
Полимерное покрытие не только создает качество фотоотпечатка, но и защищает его. Стандартная (недорогая) фотобумага только отделяет краску от бумажной основы и предотвращает растекание чернильных капель. По-существу, это лист обычной плотной бумаги, покрытый слоем полиэтилена. Более дорогая бумага отличается пористой структурой поверхности (это улучшает качество, но снижает стойкость отпечатка) или использованием дисперсного полимера, мельчайшие частицы которого обволакивают каждую каплю чернильного раствора (при печати водорастворимыми красками достигается повышенная устойчивость к агрессивным воздействиям, в том числе влагостойкость отпечатков). При печати пигментными чернилами можно обойтись и более дешевыми сортами бумаг, не потеряв при этом в качестве. Более того, последние разработки в изготовлении пигментных чернил позволят в скором времени печатать высококачественные фотографии на любой бумаге. Такие чернила уже созданы, но производители «придерживают» их на будущее. В отличие от водорастворимых (дисперсионных) чернил, пигментные представляют собой не раствор красителя, а взвесь его твердых частиц в воде. После высыхания пигмент «застывает» на поверхности бумаги, образуя плотную, влагонепроницаемую «корку» изображения. Есть у этой технологии и свои недостатки – повышенные требования к размеру частиц (если эти требования не выполняются, использование таких чернил способно поломать самую дорогую часть фотопринтера – печатающую головку), необходимость использования дополнительных химических компонентов для поддержания однородности краски. Кроме того, частицы пигмента в несколько раз больше капель водорастворимой краски (изображения кажется более «зернистым») и не смешиваются (меньше диапазон воспроизводимых оттенков).
Стойкость отпечатка определяется его устойчивостью к воздействую света (фотографии, распечатанные на первых фотопринтерах, уже успели потускнеть – «выцвести») и влаги. От самого принтера стойкость не зависит. Она на 65% определяется качеством и типом чернил и на 35% зависит от бумаги. В идеальном случае стойкость отпечатка при использовании водорастворимыми красками достигает 20 лет, пигментными – 100 лет.
Самый простой и, в то же время, действенный способ оптимизировать цветопередачу – использование сквозной системы ICC/ICM-профилей. Допустим, в инструкции к вашей камере написано, что она поддерживает цветовое пространство Adobe RGB (1998) – оно обеспечивает наиболее широкий цветовой охват. Однако это же правило действует и для более распространенных версий стандарта sRGB (в отличие от Adobe RGB, поддерживается большинством фотокамер и устройств вывода – мониторов и принтеров). В зависимости от модели камеры, версии этих профилей могут различаться – например, владельцы камер Nikon после установки ПО, идущего в комплекте с камерой, смогут найти в папке C:\Program Files\Common Files\Nikon\Profiles ICC-профайлы различных версий, в том числе и Nikon sRGB. Файл из этой папки желательно скопировать в системный каталог Windows/system32/spool/drivers/color.
|
В свойствах принтера также можно задать и общую цветокоррекцию отпечатков (вид меню различается в зависимости от модели). |
В этом случае, любые отпечатки, посылаемые на принтер из любой программы, будут выведены с учетом осуществленной настройки. Если вы замечаете, что все снимки получаются, например, слишком темными или слишком «красными» (что может быть результатом либо особенностей камеры, либо используемых чернил и бумаги), то их можно в массовом порядке осветлять перед печатью на фиксированную величину или делать цвет более приемлемым. Причем подобная настройка уже не потребует обработки каждого изображения в графическом редакторе. Но делать это следует с осторожностью, пользуясь методом пробного (тестового) отпечатка. Лучше «недосолить», чем «пересолить», сохранив возможность индивидуальной обработки чрезмерно темных или искаженных по цвету фотографий.
Помимо сквозного профиля, важно, чтобы и сам монитор отображал цвет точно. Ведь профиль, по существу, является лишь промежуточным звеном между изображением в цифровой форме и настоящим, визуально воспринимаемым изображением. Настройка монитора осуществляется из экранного меню (OSD) монитора, вызываемого при помощи кнопок на поверхности монитора. В первую очередь, нас интересует цветовая температура – этот параметр аналогичен балансу белого в фотокамере и отвечает за передачу цвета в зависимости от источника освещения. Без использования аппаратного калибратора точная настройка температуры невозможна, а его использование мне представляется излишним: передача цвета меняется в зависимости от освещения, которое, в свою очередь, зависит от времени суток. Стоимость недорогого калибратора сегодня составит около $200 – так что при желании точная калибровка доступна. В остальных случаях рекомендуется выбрать в предустановках цветовой температуры монитора профиль sRGB (равноценно 6500K – в кельвинах), что обеспечит приемлемый результат. Остается только отрегулировать такие параметры изображения, как яркость и контраст.
В качестве тестового отпечатка можно использовать фотографии, однако предварительную, «грубую», настройку лучше всего производить с помощью специальной тестовой картинки. Ее можно изготовить самостоятельно в Adobe Photoshop, создав новый документ (Ctrl + N) с размером 10х15 см, разрешением 300 пикселов/дюйм, в цветовой модели RGB. В этом документе рисуем прямоугольники следующих цветов: черный (R=0, G=0, B=0), темно-серый (R25, G25, B25), светло-серый (R230, G230, B230), красный (R 255, G0, B0), зеленый (R0, G255, B0), голубой (R0, G0, B255). Полученную картинку распечатываем, используя параметры принтера по умолчанию (без калибровки). Затем настраиваем монитор, регулируя в OSD-меню настройки яркости и контраста. При правильных значениях черный должен выглядеть именно как черный, но темно-серый прямоугольник должен быть примерно на 10% светлее. Точно такая же настройка производится и для принтера, но в данном случае необходимо ориентироваться на изображение на мониторе, держа перед собой пробный отпечаток. Во многих случаях элементарное усиление яркости/контраста на несколько процентов уже приводит к существенному росту качества снимков.
Замечено, что большинство «неродных» картриджей «зеленят» картинку, что легко исправляется в настройках драйвера. Иногда бывает необходимо сделать не один тестовый отпечаток, чтобы найти «корень зла» и достичь приемлемого результата. Не следует также забывать, что этот результат применим только по отношению к тому сорту бумаги, который в данный момент используется. Если вы часто печатаете на различных бумагах, то распечатка «пробника» и калибровка производятся для каждого вида – в этом случае полезна функция сохранения параметров калибровки. Профиль для бумаги (в случае печати из Lomond PhotoLab или подобной утилиты, а также использования icm-профайлов для бумаги от сторонних производителей) изменяет настройки, сделанные пользователем (ведь, по существу, он сам является такой настройкой). Целый класс «профессиональных» утилит позволяет добиться более точной цветопередачи и создать свой собственный профиль, учитывающий как особенности чернил, так и характеристики бумаги (например, Pantone Colorvision Profiler).
Только использование СНПЧ позволит надолго освободить себя от повторных процедур калибровки, так как емкость чернильных емкостей значительно превосходит ресурс комплекта картриджей.
СНПЧ или перезаправка?
Чернила выпускаются либо в корпусах-картриджах, либо в баночках для дозаправок. Несмотря на то, что пользоваться «расфасовкой» чернил по картриджам удобнее, чернила «в розлив» – это самое выгодное, что изобрело человечество для снижения себестоимости фотопечати. При их использовании пользователь становится перед выбором: использовать ли чернила для перезаправки картриджей или соорудить систему подачи чернил непосредственно из емкостей, в которых они продаются. Перезаправка картриджей является наиболее популярной процедурой среди владельцев принтеров Canon, так как картриджи для них не снабжаются чипами, хранящими информацию о количестве израсходованных чернил, как во всех новых моделях Epson. В последнем случае необходимо такое устройство, как программатор (с его помощью встроенный в картридж микрочип «обнуляется»). Перезаправка картриджей – это хороший, но не оптимальный способ экономии. При достаточно больших объемах фотопечати более предпочтительным и удобным представляется создание системы непрерывной подачи чернил (СНПЧ). «Идея» заключается в том, что вместо картриджей чернила подаются из больших емкостей по трубкам. Роль картриджей играют специальные буферные «картриджи» или капсулы. СНПЧ являются фактически безальтернативным решением, если речь идет о больших объемах домашней фотопечати. При их использовании себестоимость отпечатка снижается примерно до 1 цента (30 коп.), при условии использования неоригинальной бумаги. По мере расходования чернил, краска просто доливается в нужную емкость. Ресурс банок с чернилами в 20-30 раз превышает ресурс комплекта картриджей, т.е. позволит не только получить качественную фотопечать по цене намного ниже минилабовской, но и достигнуть предсказуемого результата в плане цветопередачи.
В том случае, если вы еще не являетесь счастливым обладателем фотопринтера, а лишь подумываете о его приобретении, нельзя забывать и о том, что качество отпечатков определяет не только качество используемых расходных материалов, но и технические возможности самого принтера (разрешение, объем чернильной капли, тип чернил). Идеальным вариантом представляется струйный фотопринтер с раздельными чернильницами, использующий картриджи без интегрированной печатающей головки (Epson C86 или любой представитель R-серии; Canon iP 4200/5200/6200). Также потребуется набор для оборудования СППЧ – банки с чернилами, буферные емкости (капсулы или картриджи), обнуляющие чипы (для принтеров Epson), соединительные трубки.
Где купить комплектующие для СНПЧ?
Собрать СНПЧ можно из подручных материалов, но удобнее заказать набор, содержащий все необходимое. В любом случае, вам потребуются такие «элементы» конструкции, как банки с чернилами, шлейфы и обнуляющие чипы (для принтеров Epson). При заказе через Интернет такой набор обойдется примерно в $50-65, что сравнимо со стоимостью одного комплекта раздельных картриджей.
www.znak-center.ru/jetdonortable.htm
Сайт «Корпорации Знак» – ведущего московского поставщика оборудования для печати. Качество предлагаемой продукции – на очень высоком уровне (как утверждается, выше оригинала), цена на оборудование и особенно чернила соответствует качеству. Особый интерес представляют чернила, оптимизированные для монохромной печати. Раздел об имеющихся в продаже чернилах рекомендуется для прочтения (http://www.znak-center.ru/dtinks.html).
http://allart-service.ru/index.php
АллАрт-Севис (г. Москва) предлагает широкий выбор чернил для различных методов печати и принтеров, СНПЧ и чернила корейского производства (т.м. Colors), а также уникальные наборы, представляющие собой принтер с уже установленной СНПЧ – они будут особенно интересны тем, кто еще не владеет подобным устройством и не желает самостоятельно заниматься установкой системы. Цены среднестатистические, доставка в регионы осуществляется за счет заказчика.
Здесь вы сможете заказать материалы для оборудования СНПЧ для большинства ныне действующих моделей фотопринтеров, а также качественные чернила украинского (WorldWide Manufactruring – WWM) или европейского (OCP) производства. Цены самые низкие, в комплект к СНПЧ уже включены банки с чернилами. Доставка по России осуществляется в течение 2-х недель за счет заказчика. На сайте имеется обширная справочная база по использованию СНПЧ, перезаправке картриджей и аналогичным процедурам. Проблемы, возникающие при эксплуатации СНПЧ, обсуждаются на соответствующих форумах.
Еще один сайт для сторонников лозунга «дешево и сердито». В данном случае получится очень дешево, но и очень сердито. К достоинству этого ресурса можно отнести изобилие справочной информации и форума. Заказываемую посредством Интернета систему можно предварительно рассмотреть на фотографии.
С этого сайта можно скачать разработку отечественного «программера» – сервисную утилиту SSC Service Utility, предназначенную для обнуления данных в смарт-чипах картриджей Epson на некоторых моделях. Утилита предлагается бесплатно, но без гарантий разработчика, поддерживает более сотни моделей принтеров Epson и будет интересна тем, кто решил «по старике» перезаправлять картриджи при помощи шприца или самостоятельно соорудить СНПЧ.
www.kpmf.ru/catalog/products/inkjet
Веб-представительство компании WeMaTec будет небезынтересно профессиональным фотографам, подумывающим о покупке широкоформатного плоттера.