Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Париж Фото

Главная / Статьи / Выставки
Ноябрь 2010 в Париже это месяц очень богатый на фотографические события. Два наиболее важных – это Месячник фотографии, фестиваль, который проходит во всех галереях и музейных учреждениях столицы, и Салон «Париж Фото», престижнейший фотосалон, где собираются в залах Каррузель Лувра самые крупные коллекционеры мира.
04.12.2010
Редактор новостей

 

Месяц фотографии отмечает в этом году свои 30 лет с 56 программными экспозициями. Его инициатор Жан-Люк Монтероссо, директор Европейского Дома фотографии (MEP), одного из самых крупных музеев, посвященных фотографии, в Париже, рассказывает, что в 1980, когда у него только появилась идея этого представления, никто не верил в нее. «В то время желание создать большой фотофестиваль с привлечением частных галерей и государственных учреждений было очень спорным». Успех первого выпуска (80000 посетителей) удивил всех. Теперь этот фестиваль проходит в 10 столицах. 

В этом году тематика экспозиций сконцентрирована вокруг коллекции MEP, включающей более 20000 трудов. Жан-Люк Монтероссо, приобретая в течение 30 лет лучшее из того, что есть на рынке фотографии, предлагает сегодня панораму работ наиболее великих имен современности. Хранители музеев и галеристы были приглашены с работами из своих фондов: Культурный институт Италии привез 40 отпечатков Марио Джакомелли, Фонд Анри Картье-Брессона – последовательную, связанную экспозицию Гари Каллахана, Интернациональный Город искусств – отпечатки Уиткина, Богдана Конопки и Долорес Мары. 

В этом году Месячник фотографии не представил великих открытий. Но было несколько замечательных экспозиций: Франция Раймона Депардона в Национальной библиотеке Франции, плод пятилетних странствий по территории Франции; шикарнейшая ретроспектива Андре Кертеша в «Же де Поме», в исключительном собрании из более чем 300 работ; экспозиция Пьера и Александры Булла в Малом Дворце.

Для представления в Европейском Доме фотографии Жан-Люк Монтероссо выбрал фотографии, раскрывающие понимание крайностей, экстрима. Как фотографы представляют переход границ дозволенного: географических, ментальных, телесных? Экспозиция строится от самых умеренных – от освоения Луны и большой панорамы амазонских джунглей – до более жестких: портреты членов Ку Клус Клана Серрано или работы о монстрах Уиткина.

В Музее современного искусства Парижа программа становится еще более интересной с ретроспективой работ Лари Кларка. Этот американский фотограф и кинорежиссер снимает уже 40 лет различные подростковые отклонения – «Секс, наркотики и рокин-ролл», экспозиция, запрещенная для просмотра детям до 18 лет.
 

Салон «Париж Фото» – настоящий праздник «восьмого искусства» (так классифицируют французы фотографию в общей шкале искусств) – собирает фотографические галереи и издательства со всего мира. Нынешний «Париж Фото» – уже 14 выход – сделал акцент на фотографии Центральной Европы: Чешской республики, Венгрии, Словении, Словакии, Польши. Одна треть участвующих галерей представила работы почти 100 фотографов из Центральной Европы. 
 

André Kertész. Elizabeth and I. 1933

 

После Второй мировой войны все страны Центральной Европы попали под удар социалистического реализма, и фотография тогда использовалась как эффективный инструмент пропаганды. Большинство направлений представлено в духе пропагандистского репортажа соцреализма.

Но очень быстро фотографы каждой страны вошли в оппозицию к диктатуре правящей идеологии, и появилось много работ, находящихся в разрыве с эстетическими предписаниями того времени, сделанными чуть ли не подпольно, во избежание цензуры.

Вопреки этой ситуации эпоха отмечена производством большого количества замечательных работ в области фотографии моды, рекламы, журналистики и искусства.

В 1960 и 1970 годах концептуальное искусство развивается в каждой из 5 стран, особенно в области боди-арта, визуальной поэзии и перформанса. Фотография и видео изначально были привилегированными средствами для документирования и регистрации этих действий и эфемерных инсталляций. Они и сегодня продолжают быть двумя медиа, предпочтительными у современных художников Центральной Европы для передачи огромных социальных, экономических и политических изменений, вызванных падением Берлинской стены в 1989 г. 

Видеопроект Transition Times, предложенный «Париж Фото», отражает фактическое состояние дел искусства современной Центральной Европы.

Конец коммунизма и глобализация позволяют свободно перемещаться за пределы границ. 

Согласно концепции Марины Грзиник, словенского художника и философа, никакая художественная продукция в мире глобализации не может быть отстраненной без надобности. Вся художественная продукция заслуживает быть переоцененной, с учетом ее географического расположения, истории и отношения между полами.

Это переоценка делается на многих уровнях по частным и общественным инициативам.

Уже десяток лет художественные работы Центральной Европы интересуют растущее число музеев и частных коллекции – особенно силен интерес к концептуальной и художественной фотографии, – что демонстрирует изменения восприятия Западом творений Востока. 

В городах, богатых фотографическим наследием, проводится множество мероприятий с целью сохранения местных фотоархивов. В Праге, Варшаве и Будапеште многие фонды работают в этом направлении независимо от музеев. Так, пражская галерея Langhans работает над сохранением негативов Jan Langhans (1851-1928) и его несравненных портретов, созданных в начале 20 века, так же как и работ, подписанных другими великими чешскими мэтрами фотографии. 

В то же время в Варшаве галереи Asymetria и la Fundacja Archeologia Fotografii тесно сотрудничают с целью сохранения и всестороннего изучения национального польского исторического наследия.
 

Antanas Sutkus. ´Restauration´, Lithuania, Zarasai. 1967

 

Опыт коммунизма глубоко объединяет страны Центральной и Восточной Европы и, соответственно, их художников. Наиболее пожилые, которые долгое время знали цензуру, дали рождение очень смелым фотографиям. Молодое поколение часто делает ссылку на прошлое, переворачивая его вверх дном, преодолевая его. Несмотря на несомненную связь стран бывшего соцлагеря, наблюдается очень сильная спецификация каждой нации. Особенно в том, что касается времени пришествия фотографии, скорости ее развития. Так, в Венгрии и Чешской республике авангард развивался в 1920-1930 годы, Польша в то же время жила скорее поздним пикториализмом. Польский авангард праздновал свой триумф в 1960-1970 годы. Надо заметить, что польская фотография и сегодня находится в стадии строительства, поскольку она наиболее молодая. Польские фотографии плохо известны, потому что в Польше нет достойных фотографических школ. Сходная ситуация в Словении и Словакии, которые не имеют фотографических традиций.

Brassaï. Brouillard sur la statue du maréchal Ney. 1932

 

Надо отличать два типа фотографов: тех, кто, родившись в Центральной Европе, делает свою карьеру в Европе и США, и тех, кто не покидает свою родную страну и труд которых был мало, плохо или поздно распространен по причине изоляции за Железным занавесом. (Большая часть галерей, представленных на Салоне, возникла после 1989 г.) 

Среди первых мы отметим венгров Кертеша, Брассая, Ласло Мохой-Надя и чуть менее сохранившихся в памяти – это не значит, что они были менее важными – Люсьена Эрве и Романа Вишняка. Не забыть несравненного Роберта Капу, согласно которому «недостаточно быть венгром, чтобы быть великим фотографом. Надо еще быть венгерским евреем». (Так как фотография была для общества великолепным инструментом раскрепощения.)

Художник, фотограф и теоретик Ласло Мохой-Надь экспериментировал в свое время со всеми фотографическими техниками (особенно с фотограммами и фотомонтажем). Его отпечатки, как он сам об этом говорит, являются «репродукциями иллюзиониста». Профессор Баухауза, фотограф является великим пионером венгерской современности в фотографии.

László Moholy-Nagy. Arles.. 1929

 

Кертеш – сегодняшняя звезда. Цена на его отпечаток «У Мондриан» достигает на аукционах 1 миллиона долларов. 

Чехи также были очень предприимчивы в 1930 годы. Об этом свидетельствуют отпечатки Яромира Функе, Франтишека Дрткола, Йозефа Судека, представленные на стендах многих галерей.

Великий чешский фотограф Франтишек Дрткол под влиянием эстетического символизма Нового искусства делает замечательные «Этюды ню» в черно-белой гамме.

А Йозеф Судек известен за свои роскошные натюрморты, виды Праги из окна своей студии, пейзажи. Отпечатки этого фотографа, потерявшего правую руку во время Первой мировой войны, сделанные контактным способом, высоко котируются, но цена на них редко достигает высокой планки. 

Frantisek Drtikol. Les Nus de Drtikol. 1929

 

Ситуация с теми, кто остается на Востоке, одновременно более интересная и проблематичная. Рынок там еще плохо развит, даже несмотря на то, что уже долгое время просвещенные любители собирают замечательные коллекции. Речь идет о швейцарцах Мишель и Мишеле Оэрах, Манфреде Хейтинге, коллекция которого находится сегодня в Музее Изящных искусств Хьюстона, о крупном торговце Хорварте Гринберге и Алене Павио, увлеченного чешской фотографией.

В то время как фотография остается очень живой в Центральной Европе, мало фотографов находят себя на рынке за пределами своей страны. Большая часть работ, что есть в галереях, никогда не переходили на продажу на аукционах. 

И все же... 
 

Несколько фотографов польских все же были блестяще представлены варшавской галереей Asymetria, которая предлагала подборку из винтажей, авангард 30 годов, с фотографией Йозефа Ян Глоговски. Два других польских фотографа работают в жанре сюрреализма и особенно выделяются своими поэтическими натюрмортами. Это Збигнев Длюбак и Йерзи Леукзински. 

Настоящим открытием Салона стала польская художница София Ридет, которая своими фотографиями и документальными сериями перевела сюрреализм в поэтический реализм.

Zofia Rydet. La Ballade sentimentale. 1975

 

София Ридет (1911-1997) создавала многочисленные автобиографические фотомонтажи, навеянные жизненными циклами, абсурдностью и одиночеством. Ее серия Sentimental Ballad это трагикомическая работа, которую можно квалифицировать как портрет общества, живущего под колпаком коммунистического режима. Кроме того, фотограф привезла экстраординарную документальную серию Sociological Record, в которой она представляет обычных людей 1980-х. Ценность этой работы не столько в ее этнографическом содержании, сколько в отношения художника к фотографируемому объекту. Интересно заметить, что в то время как цены на фотографию Центральной Европы сегодня вполне доступны (она только начинает продаваться, поскольку мало известна), цена на винтаж Софии Ридет составляет 3000 евро.

Лучшими из лучших были очень редкие автопортреты Виткевича (псевдоним Виткаци), польского драматурга.

Josef Koudelka. Romania. 1968

 

Несомненным вниманием посетителей пользовались два чеха: Йозеф Куделка и ставший известным совсем недавно Мирослав Тиши. Первый отказывается продавать свои отпечатки и даже по возможности перекупает те, которые были ранее проданы. 

Что касается второго, Мирослав Тиши (рожденный в 1926), еще несколько лет назад неизвестный, возник в мире искусства внезапно. Уникальный труд этого самоучки датируется 1960-1980 годами. Он сам изготовлял фотоаппараты из картонных труб и металлических кусочков. Внешний вид этих аппаратов столь нелеп, что фотограф не принимался всерьез и мог украдкой, совершенно безнаказанно реализовывать образы молодых женщин. Его отпечатки являются воплощением нездорового любопытства и умышленной незаконченности и заставляют погрузиться в ирреальный мир, где предметы выходят за пределы рационального сознания. В своих черно-белых отпечатках фотограф представляет туманные и чувственные женские тела.

Miroslav Tichý. Untitled (Femme maillot de bain). 1970

 

Открытый он был немедленно представлен таким организациям, как Центр Помпиду во Франции, и хорошо представленный в галереях он начал занимать свое место в аукционных продажах. 

Эмилия Медкова (1928-1985) – другая исключительная чешская личность, первые работы которой помечены сюрреализмом, повторяющими магический реализм. Позже Медкова эволюционирует в структурную абстракцию в черно-белой гамме. Впечатления от материи фотографируемой поверхности (облупившиеся стены, фрагменты соли) являются носителями ее эмоций.

Emilie Medkova. Bathtub. 1968

 

У Юри Тина (рожд. в 1977) фрагменты тела представлены в абсурдных отношениях с предметами, как это можно видеть в его сериях Best Before (2004) et All the Best (2005). Его фотографии составляют часть больших инсталляций, которые придают его работе скульптурный характер. В своих последних сериях (Four Corners of the Hilton Hotel, 2007-2008, So Sad in These Luxurious Times, 2008-2009) он собрал различные натюрморты, чтобы попытаться найти идеал композиции. 

Jiri Thyn. untitled from the series Best Before. 2004

 

Тема метаморфоз является центральной в работе словацкого художника Виктора Копаша (1973). В его сериях Selfish et Selfish Mutation (2003) тела, плавающие в воде, кажутся предметами, подверженными страной мутации. Копаш также раскрашивает и преобразовывает свои фотографии, ставя на них карандашные заметки или приклеивая билеты общественного транспорта или другие маленькие сувениры из собственной жизни.

Алена Котзманова (1974) находится в поиске поэтических и фантастических сторон будничного окружения. Ее черно-белые работы ставят вопрос границ между реальностью, воображением и временем. Для этого ей приходится представлять свои фотографии совершенно оригинальным образом: в прозрачном пластиковом ящике, как в серии Temporary Person (1997-98), или в форме видео, которое проецируется на фотографию, как в Trip to the Hook (2000). 

Со своей стороны, Вацлав Ирашек (1965) изучает портрет. Серией Industria (2006)

он реализует цветные портреты – чуть ли ни в натуральную величину – рабочих металлургического завода, ныне находящемся в полном упадке. Героические позы рабочих напоминают славное прошлое тяжелой промышленности. 

Словак Евжан Бавкар стал слепым в возрасте 12 лет в следствии автокатастрофы. Несколько лет позже он сделал свои первые фотографии. Евжан Бавкар определяет расстояние с помощью рук и использует автофокус. Ему принадлежит фраза: «Фотографировать то, что видит наш ум, а не глаз».
 

Молодые таланты

Салон «Париж Фото» – это также премии. 

Так, партнер салона «Париж Фото» SFR представил в своей галерее лауреатов конкурса, организованного в рамках программы «Молодые таланты», цель которой – помощь молодым многообещающим фотографов и предоставление им возможности заявить о себе перед лицом широкой публики.

Лауреатом стал Франсуа-Режи Дюран. Он открыл для себя фотографию во время своего путешествия на Мадагаскар в 2003, благодаря своей бабушке. Но фотография оставалась для него лишь увлечением до того момента, когда по совету своей подруги он записался на конкурс «Молодые таланты». И выиграл главный приз! Его отпечатки были представлены в галерее в рамках «Париж Фото», вскоре будет издано портфолио его отпечатков, а приз в 5000 евро позволит ему стартовать в этой карьере.
 

Премия BMW-Париж Фото 2010 в области современной фотографии

Премия BMW-Париж Фото была присуждена современному венгерскому художнику Габору Ошу, представленному галереей Loevenbruck, Париж.

Рожденный в 1962, проживающий в Амстердаме, Габор Ош является важной фигурой на современной венгерской сцене. Он принципиально работает с камерой-обскурой. 

Gábor Ősz. Permanent daylight N°6. 12.1.2004 -16.1.2004

 

Премированная работа «Permanent Daylight» (2004) – это фрагмент серии, реализованной в трейлере, переделанном в камеру-обскуру и расположенном возле скопления теплиц. Серия создавалась (экспонировалась) в течение 4 последовательных ночей. Освещенные теплицы выглядят в ночи как удивительные инопланетные конструкции. 

Согласно историку Michel Frizot, члену жюри 2010, самобытность работы заключается в отходе от сегодняшних стандартов, кроме того серия точно соответствует теме этого года «Электрический образ». 

Жюри наградило также Carlo Van de Roer (специальное упоминание Премии), новозеландского фотографа, 1975 года рождения, представленного галереей M+B Gallery (Сос-Анджелес), который в своей работе «Miranda July» пытается поймать ауру модели с помощью усовершенствованного Полароида.
 

«Париж Фото» в цифрах 

Выставку в этом году посетили 38000 человек. Для сравнения – 40150 посетителей было в 2009 г. Небольшое уменьшение количества посетителей – следствие того, что в этом году Салон не работал до поздней ночи.

Фотография не прекращает цениться, и это позволяет рынку держаться на высоком уровне. Вначале рекорды были в области старой фотографии. А сегодня люди нацелены на винтажные фотографии, покупателей интересуют 1960-1970 годы. Фотографии, допустим, Дианы Арбус достигают солидной цены, потому что ее труды были проверены историей. 

Сделки совершались непрерывно, и большинство экспонентов рапортовали об увеличении продаж по сравнению с прошлым годом. Галеристы были приятно поражены покупательской активностью, поскольку они ожидали гораздо худших продаж из-за продолжающегося экономического кризиса.
 

Heinrich Kühn. Nude Study in Sunlight. Tyrol. 1906

 

Продажи старых отпечатков

Продажи были очень хорошими, иногда превосходными, особенно для галерей, кто выставил на продажу тех авторов, чьи выставки проходили в это же время в Париже, таких как Генриха Кюна и Андре Кертеша. Фотографию Йозефа Судека продали на аукционе Сотбис за рекордную сумму в 300750 евро. (В этом году проведение салона «Париж Фото» совпало с аукционами фотографии, проведенными аукционными домами «Кристи» и «Сотбис».) Видимо это и привело к наплыву покупателей на стенд галереи «Венеция» на «Париж Фото». Другая работа чешского автора была продана за 190000 евро. Тем временем нью-йоркская галерея Эдвина Хоука продала работу «Арль»» (1929) венгерского фотографа Ласло Мохой-Надя за 265000 долларов. Будапештская галерея показала большую коллекцию венгерских авторов и достигла больших успехов, чем в прошлом году, продав 22 работы за 58000 евро. Франсуаза Павье продала автопортрет Ман Рея за 75000 евро и весь комплект контактных отпечатков Брассая (1958) по цене 2500-4000 евро за каждый. Парижская галерея «Обсис» продала всю коллекцию колониальных отпечатков (1931) более чем за 100000 евро одному из парижских музеев. Специалисты в области анонимной фотографии – галерея Lumière des Roses (Montreuil) – продала две трети выставленных работ. Лондонская галерея «Гамильтон» продала знаменитую работу Хорста П. Хорста «Корсет Мейнбохер» за 150000 долларов.
 

Продажи современной фотографии

Парижская галерея Filles du Calvaire завершила выставку с рекордными продажами – продано три отпечатка портрета Поля Грахама из его серии End of an Age (1996-1998) по 24000 евро за каждый. Парижская галерея SAGE продала всю коллекцию «light-boxes», сделанную в 1999 г. японским фотографом Наойи Хатакеяма: 30 ее работ были куплены музеем Гетти из Лос-Анжелиса, Музеем искусств из Хьюстона и бразильским фондом по 6000 евро за каждую. Берлинская галерея ДНА продала 80% своих работ, включая большеформатные отпечатки японского фотографа Татусими Оримотто, по 38000 евро за каждую и два видеофильма болгарского художника Марианы Вассильевой. Коллекционер из Нью-Йорка Йосси Мило продал больше, чем в 2006 году, когда он последний раз принимал участие в выставке «Париж Фото». Он продал 40 работ по цене 6000-10000 евро новым коллекционерам из Англии, США и Франции.
 

Mariana Vassileva, Seven Sisters, 2010

 

Уровень цены зависит от редкости и качества отпечатка. В то время, как можно найти очень хорошие отпечатки, подписанные Кертешом, 70-80 годов за несколько тысяч евро, винтаж маленького формата, приклеенный на шелковую бумагу, подписанный и представляющий какой-либо известный вид, может продаваться за более чем 100000 евро. Цена большого винтажа выставки граффити Брассая очень высока, а очень хорошие изображения Пикассо или ночного Парижа, отпечатанные в большом количестве автором, могут оставаться очень доступными.
 

Продажа книг 

Книгопродавцы также отрапортовали о хороших продажах: Толука продал 20 из 28 книг «What Man is really like» Рейчела Уайтреда, Инго Шульца и Наото Фукусавы по 7000 евро за каждую. Книжный магазин Librairie 213 продал 20 редких книг, самая дорогая ушла за 12000 евро. Книга Ман Рея «Electricity» (1932) продана книготорговцем Денисом Озанном за 35000 евро.
 

В 2011 году Париж Фото вновь выступит первооткрывателем и представит африканскую фотографию от Бамако до Кейп Тауна. 




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
09.10.2013
UNSEEN: международная фотоярмарка в Голландии
13.08.2013
Orange Days в Новой Голландии
13.10.2012
Visa pour L'Image: другая реальность. Фотография, чтобы понять мир
10.10.2012
Санкт-Петербургский Фотовернисаж
14.12.2011
Все дороги ведут на Фотоярмарку