Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Видео высокого разрешения

Главная / Статьи / Обзоры
Цифровые фото- и видеокамеры, несомненно, удобны. Но сравнение качества получаемого изображения с пленочными фото- и кинокамерами свидетельствует не в их пользу. Особенно, когда речь идет о потребительских, а не профессиональных разработках…
23.07.2006
Дмитрий Башков

 

Качество съемки фотоаппарата мы привыкли мерить мегапикселами. В конечном итоге, именно датчик, заменяющий в цифровой камере пленочный кадр, определяет детализацию картинки. Матрицы цифровых фотоаппаратов уже вплотную приблизились к заветному рубежу – разрешению пленочного кадра. Ситуация с цифровыми видеокамерами, к сожалению, не такая радужная: до кинокамер им еще очень далеко. Способен ли грядущий приход на потребительский рынок «телевизоров высокой четкости» (ТВЧ или, на латинском жаргоне, High Defenition – HD) изменить эту ситуацию?

Видео высокой четкости (HDV) в ближайшие год-два (с распространением HD-телевизоров, носителей HD-DVD и Blue-Ray), однозначно, вытеснит DV-камкордеры на обочину истории.

Даже при использовании в качестве устройства вывода обычного телевизора технология HDV обеспечивает невиданное доселе видеолюбителям качество. И не только видеолюбителям… Нелишне вспомнить, что лет десять назад никто не слышал про любительский формат miniDV и профессиональный DV-CAM, а сегодня это отраслевые стандарты цифрового видео. Очевидно, обычные камеры miniDV долгое время будут пользоваться успехом и столь же незаметно исчезнут, как это в свое время произошло с бытовыми VHS-камерами.

Формат HD привлекателен как профессиональным видеооператорам (и уже ими используется), так и продвинутым любителям, желающим получить профессиональное качество по разумной цене. По разрешению HD-формат обеспечивает в 2 (!) раза более высокую детализацию (соответственно, 720х576 и 1920х1080 точек), чем стандартный miniDV. Можно сказать, что запись в формате HDV равноценна по детализации фотоотпечатку небольшого формата (10х15 или 15х21 см), а с учетом специфического устройства вывода (HD-телевизора, компьютерного монитора в комбинации со специальной видеокартой или проектора), позволяет выйти на новый уровень качества.

 

Sony HDR-HC1

 

 

Первой «ласточкой», имеющей поддержку формата HD наряду со стандартным, стала любительская модель Sony HDR-HC1.

Строго говоря, первой назвать ее нельзя – раньше были дорогие профессиональные HD-камкордеры, не получившие широкого распространения даже в узком кругу профессиональных видеооператоров-журналистов из-за плохого соотношения новых возможностей к требуемой цене. О HC1 этого не скажешь – это модель бытового уровня.

Здесь мы имеем дело не с «классическим» форматом HDV, а с его усеченной версией – видео камера пишет с разрешением 1440х1080 – это вариация HDV, адаптированная к соотношению сторон 16:9. При видеосъемке матрица дает разрешение 1920х1080 точек, что полностью соответствует стандарту HD-Video и обеспечивает пропорцию 4:3, но для последующего сохранения на кассету miniDV изображение приходится «ужимать» до пропорции 16:9 (это является особенностью конкретной модели). При воспроизведении картинка восстанавливается до «классического» HDV. Сжатие приводит к незначительной потере деталей и к появлению артефактов.

Продолжительность записи на одну miniDV-кассету не зависит от формата (разрешения). Больший объем информации на DV-кассету вмещается за счет использования при сохранении данных формата MPEG-2. В отличие от стандартного DV-формата, этот алгоритм страдает от артефактов при записи динамичных сцен, так как предполагает сжатие с потерей качества.

 

 


 

• HC1 выглядит солиднее, чем любая «бытовая» miniDV-камера. Дизайн словно создан «с нуля». Корпус не такой компактный, как у обычных любительских видеокамер, но гораздо легче, чем у полупрофессиональных miniDV-камер. Его габариты – 188х94х71 мм, вес – 680 г.

• Пластмассовый корпус отличает высокое качество отделки. Все функции вынесены на органы управления (по принципу «одна кнопка – одна функция»). А они, в свою очередь, весьма равномерно расположены на поверхности камеры. Доступ к некоторым функциям возможен с помощью разных кнопок. Все кнопки подписаны, и за 1,5-2 часа можно освоить управление данной камерой даже без инструкции.

• Камера оснащена боковым 2,7” сенсорным дисплеем с разрешением 560х200 точек. Дисплей вращается в двух направлениях и позволяет перемещаться по меню без нажатия кнопок на корпусе камеры. В целях экономии энергии можно отключить дисплей и пользоваться электронным видоискателем.

• Конструктивным недочетом является нижняя загрузка DV-кассет. Если камера установлена на штатив, то сменить кассету оперативно практически невозможно.

• Для перекачки данных на ПК можно воспользоваться «любительским» интерфейсом USB или «профессиональным» i.Link (FireWire), который обеспечивает более высокую скорость передачи данных, но есть не на каждом «бытовом» компьютере. Посредством компонентного видеовыхода возможно прямое подключение девайса к HD-телевизорам и проекторам.

 


 

Положение в линейке

Тем не менее, о каких-то недостатках этой модели рассуждать совершенно не имеет смысла. На данный момент, HC1 – единственная доступная в продаже бытовая HD-видеокамера. Тем, кто зарабатывает съемкой на свадьбах и публичных мероприятиях и желает в перспективе использовать функцию записи видео в HD-формате, HC1 фактически не оставляет альтернативы. Ближайший «конкурент» в лице профессиональной модели Sony DCR-FX1 обойдется более чем в два раза дороже ($3200, а не $1550), при этом обладая сходным функционалом, уже совсем серьезным дизайном, но меньшей оперативностью (тяжелее, крупнее и медленнее).

Если не сравнивать HC1 с полупрофессиональными miniDV-камерами (типа сверхпопулярной модели Sony DCR-VX2100 за $2200 или JVC GR-PD1 за $2000), последним трудно отдать предпочтение, даже если они на голову «круче» любительской модели с точки зрения дизайна и возможностей оптики. В общем-то, именно «любительский» объектив, меньшая надежность при съемке в экстремальных условиях и дизайн – то, что отличает HC1 от старших моделей.

Дизайн

 

С технической точки зрения, HC1 на уровень превосходит любого конкурента: трехматричный CMOS-датчик размера 1/3” с разрешением 3 МП, «просветленная» 10-кратная оптика Carl Zeiss T*, оптический стабилизатор, 2,7” дисплей, множество кнопок и рычажков. Полностью ручная настройка экспозиции плюс функция ручной фокусировки позволят учесть при съемке многочисленные нюансы освещения и творчески подойти к решаемой задаче.

Но стоит ли думать, что качество видео напрямую зависит от того, будет ли при съемке задействована функция записи в режиме High Definition? Если пока вы планируете показывать отснятный материал на обычном телевизоре, то, скорее всего, будете использовать этот режим лишь изредка, решая специфические задачи. Впрочем, повторюсь – даже если показывать отснятый материал на обыкновенном телевизоре, разница бросается в глаза.

В остальном, качество картинки складывается из тех требований, что мы предъявляем к фотокамерам (разрешение оптики, работа систем фокусировки/экспозиции/баланса белого в авторежиме, наличие/отсутствие заметных артефактов, шума).

Возможности оптики

Фокусное расстояние объектива составляет 48-480 мм (в 35-мм эквиваленте). Теоретически, получаем 10-кратый зум. Но это не так – зум 12-кратный: при съемке на широком углу задействуется практически вся полезная площадь матрицы, и за счет снижения кроп-фактора это, в итоге, дает дополнительный «оптический» зум (широкий угол = 41 мм). Даже такого трюка недостаточно, чтобы сразу охватить в кадре большую панораму. Правда, для видеокамеры 41 мм на широком углу – это нормальное явление (в отличие от компактных фотоаппаратов).

Бочкообразные искажения на минимальном зуме заметны глазу. Сцены в жанре «правда жизни», снятые без ведома «актеров» на максимальном зуме, удаются на HC1 лучше всего. Имеет место небольшое трапецевидное искажение и незначительная потеря контрастности. Солидный вид заставляет рассматривать объектив HC1 как «серьезную» оптику, несущую основную нагрузку по формированию качественной картинки. Но лишь гармоничное сочетание возможностей оптики и трехматричного сенсора гарантирует достойный результат!

Разрешение

При видеосъемке в формате высокого разрешения задействовано около 2 МП, но 3-МП матрица используется на полную катушку в фоторежиме. «Лишние» пикселы задействованы при широкоугольной съемке или обеспечивают функционирование электронного стабилизатора изображнения, который, наоборот, включается на длинном углу.

В HC1 используется CMOS-матрица, которая, как считается, дает более «шумную» картинку, чем CCD, но отсутствует свойственный CCD-матрицам эффект гребенки при съемке на ярком солнце. В данном случае приходится говорить не о шуме, а об артефактах MPEG-2-сжатия. Технология CMOS стараниями Sony была существенно улучшена. В то же время, в условиях плохой освещенности камера ведет себя не лучшим образом, и огрехи автофокуса дополняются неприятным снижением четкости изображения.

Четкость картинки

Не последнюю роль в формировании качественного видеоизображения играет стабилизатор, который, как известно, бывает «настоящим» (оптическим) и «бюджетным» (электронным). Признаюсь, хотелось бы видеть в достаточно дорогой для любительского класса видеокамере именно оптический стабилизатор. Но компания Sony пошла по другому пути и оснастила свое детище программной системой стабилизации Super SteadyShot. Однако «бюджетным» его назвать никак нельзя, так как его функционирование обеспечивается за счет «добавочных» пикселов. Чем больше зум, тем меньше область «полезных пикселов» и тем большее их количество используется только для того, чтобы на выходе получить четкую картинку. Следует также отметить такое достоинство, как плавность изменения отверстия диафрагмы (и, следовательно, яркости картинки). Это актуально при съемке движущихся объектов или, например, в случае, когда сцена освещена пульсирующим источником освещения. Несколько портят картину периодически возникающие проблемы с работой автофокусной системы, которая норовит «терять» объект съемки при низком освещении.

Цвет

HC1 отличается лучшей в своем классе передачей «тонких» цветовых переходов, за счет чего общая детализация картинки повышается. Превосходная цветопередача – вот основное достоинство всех трехматричных аппаратов, оснащенных раздельными датчиками для красного, зеленого и синего света.

Автоматический баланс белого имеет тендененцию выдавать несколько более «холодную» картинку, чем нужно. С помощью ручной установки WB, можно добиться правильной цветопередачи при любом типе освещения. Недостатком устройства является невысокая контрастность, что, вероятно, обусловлено особенностями оптики.

Качество записи звука

Звук был всегда «козырной картой» Sony, и рассматриваемая модель еще раз это подтвердила. Встроенный микрофон с направленным действием, расположенный на верхней панели, позволяет обходиться без внешнего микрофона при записи «эксклюзивного интервью» или пения весенних птиц, звуков природы, а вот на шумном перформансе лучше воспользоваться внешним микрофоном с усилителем сигнала.

Фотосъемка

Особенность HC1 – наличие «выпрыгивающей» фотовспышки над объективом. Вспышка словно указывает на то, для чего будет использоваться полное разрешение матрицы в большинстве случаев... Фотосъемка ведется на карту памяти стандарта Memory Stick, SD/MMC, Compact Flash или Microdrive. Если у вас уже есть цифровая фотокамера, такая «универсальность» очень актуальна. В отличие от miniDV-кассеты, эти носители не требуют «подгонки» под формат 16:9, поэтому разрешение конечных снимков с соотношением сторон 4:3 составляет 1920х1080 точек, и при печати на стандартных карточках 10х15 см или 15х21 см часть изображения будет потеряна. HC1 имеет один из наиболее качественных режимов съемки фото в своем классе. Трехмегапиксельные фотографии благодаря хорошей оптике и сравнительно большой матрице можно печатать вплоть до формата 15х21 см. При съемке на 10-кратном зуме дополнительную четкость обеспечивает электронный стабилизатор изображения. Качество фотоснимков для видеокамеры высокое – на уровне недорогих 3-МП фотоаппаратов.

 

Sony HDR-HC3

 

 

В ближайшее время публике будет представлена еще одна модель серии High Resolution от Sony. Судя по релизу, новинка представляет собой чуть упрощенную – одноматричную – версию HC1.

Естественно, первый возникающий вопрос – представляет ли HC3 обновленный вариант первой HD-камеры Sony или это бюджетная ее модификация?

Ответить однозначно на этот вопрос не просто. С одной стороны, более дешевая HC3 (примерно на $300) – явно более «простая», чем предшественница. Корпус в большей степени соответствует жанру бытовой съемки, примерно на треть легче и компактнее. Упрощена конструкция (не выскакивающая вспышка, менее светосильная, но по-прежнему 12-кратная оптика). Одноматричный датчик, безусловно, уступает трехматричному по таким характеристикам, как динамический диапазон и количество передаваемых оттенков.

Улучшена видеосъемка при плохом освещении, появился диск ручной фокусировки (что, несомненно, удобнее, чем использование кнопок и меню). За счет 4-МП матрицы новинка обеспечивает лучшее фотокачество.

Стоит ли говорить, что HC1 отличается более «серьезным» дизайном? Но все-таки, в лице новой модели от Sony мы получили не «урезанную» версию предшествующей, а совершенно другую камеру, имеющую с HC1 одно главное сходство – поддержку HDV. «Мелкие» сходства – одинаковый типоразмер матрицы, диагональ дисплея – в данном случае особой роли не играют.

 

Объектив с маркировкой Carl Zeiss T* обеспечивает разное фокусное расстояние при съемке с соотношением сторон 16:9 (41,3-485 мм в 35-мм эквиваленте) и 4:3 (50,5-594 мм). К сожалению, менее светосильная оптика вряд ли положительно скажется на качестве автофокусировки и видеоизображения при съемке в темном помещении. Но компенсировать этот недостаток призвана уникальная матрица, реализованная на основе передовой технологии ClearVID CMOS.

Что это такое? Судя по названию, эта матрица обеспечивает «чистую» картинку, не шумит. Наверное, это действительно так. Чтобы добиться низкого уровня шума, который традиционно считается основной проблемой CMOS-матриц, компания Sony обратилась к проверенному решению, доказавшему свою «правильность» в фотокамерах Fujifilm (датчиком Super CCD HR). Отдельные ячейки матрицы расположены не традиционными «прямоугольниками», а развернуты на 45 градусов относительно своей оси, то есть представляют собой структуру наподобие пчелиных сот. За счет этого увеличивается полезная площадь каждого пиксела, снижается уровень шума, повышается детализация. Поэтому однозначно говорить о превосходстве качества более дорогой любительской модели HC1 не представляется возможным. Если наши предположения оправдаются, и цена на HC3 действительно будет более демократичной, чем на первую модель, то новинка от Sony станет веским стимулом для перехода на HD-формат.




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
11.07.2017
Тест Canon EOS 6D Mark II
09.07.2017
Comedy Wildlife Photography Awards 2017
26.05.2017
Знакомьтесь: Laowa
25.05.2017
Правило третей - миф или реальность?
23.05.2017
Знакомьтесь: TH Swiss