Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Закулисье Фотовернисажа

Главная / Статьи / Выставки
Закончил свою работу 8-й Фотовернисаж – «Мода и стиль жизни». Как обычно, основная тема разговора в околофотографических кругах после столь масштабной экспозиции – удалась или не удалась выставка. Как правило, люди рассуждают о качестве выставки, отталкиваясь от некоего идеального образа экспозиции на заданную тему. Но при этом забывают, что на пути к воплощению этого идеала стоят не только личность и профессионализм куратора, его умение грамотно разработать тему, выбрать достойный материал и правильно его подать, но и другие не менее важные моменты, о которых критикующие или не знают, или не хотят брать их в расчет. Речь идет о степени возможности реализации идеальной выставки – не в философском понимании, а вполне жизненном. Постараемся взглянуть на выставку глазами не зрителей, а организаторов, а именно – Марины Джигарханян, бессменного куратора всех Фотовернисажей Манежа.
15.10.2010
Редактор новостей

 

– Как происходит отбор работ для выставки?

– Подготовку каждой выставки я начинаю со всестороннего изучения выбранной темы, внедрения в нее, и каждый раз я открываю для себя новый мир. Моя работа – это бесконечные поиски в Интернете, длительная переписка с каждым человеком индивидуально. Ведь речь идет не просто о деловом предложении. Завязываются эмоциональные, душевные отношения, развитие которых зависит от ситуации, характера человека. Фотографов интересует, кто я такая, что сделала. Каждая выставка дает множество новых контактов, уже участвовавшие фотографы мне кого-то рекомендуют – и вместе с тем меня рекомендуют выбранным мною авторам, – дают необходимые электронные адреса, телефоны. 

Это – колоссальная работа. Ведь к каждому фотографу нужно подобрать свой ключик ведения переговоров, заинтересовать его, убедить участвовать в моем проекте. 

В этом году очень много помогла Диана Ваулес – фотограф, принимавшая участие в позапрошлом году в Фотовернисаже «Птицы. Звери. Люди». Она является редактором очень крупного английского издания по фотографии и поэтому в контакте со многими авторами по всему миру. 

Когда я придумала тему Фотовернисажа этого года и приступила к ее разработке, то сначала решила, что ничего не получится. Индустрия моды и связанная с ней модная фотография – это серьезный бизнес, сфера, повязанная на больших деньгах. Но потом разобралась, что, безусловно, в модной фотографии существует топ, на который действительно невозможно выйти, а может, и не нужно, но вместе с тем существует категория величин, которые воспринимают модную фотографию как искусство. А они-то как раз и были мне интересны в первую очередь. 

С каждой выставкой я приобретаю новый опыт. Мне важно понять реакцию зрителей – что нравится больше, что интересно, что не сработало, что нужно изменить.
 

– Известно, что привезти оригинальные отпечатки, как и любые другие предметы искусства, из-за границы стоит огромных денег: транспортировка, страховка, таможня… Как Вы решаете этот вопрос?

– Естественно, организовать в Петербурге за бюджетные деньги транспортировку авторских работ – дело немыслимое. Единственный выход реализовать подобный проект – это иметь файлы в высоком разрешении, с которых мы и делаем отпечатки в Санкт-Петербурге или в Москве. Это создает определенные трудности и ограничения в отборе работ для экспозиции. Зачастую сталкиваешься с ситуацией, когда автор предпочитает только аналоговую печать, когда он сам может проконтролировать процесс, повлиять на технологию, на получение конечного результата. И тогда встает вопрос транспортировки и других сложных таможенных процедур. Приходится отказываться от этих фотографов. 
 

 Тем не менее, зарубежная фотография доминирует на выставке! 

– Хоть это и покажется странным, но с западными фотографами легче работать. Они не страдают звездной болезнью. Меня всегда подкупают их скромность, культура общения, благодарность за внимание к их творчеству. Наши авторы, к сожалению, достигнув какой-то планки, становятся «крутыми».

Взять хотя бы Франка Хорвата. Я даже не думала, что он ответит на мое письмо – живая легенда истории фотографии! А он оказался невероятно скромным, деликатным и образованным человеком. Единственным его условием было – свои отпечатки, которые он привез с собой на выставку.

Или Лука Манфреди, который в силу своей популярности и востребованности различными модными журналами очень занят. В объектив его камеры попадают известные топ-модели. Экспонировать эти фотографии на выставке без разрешения рекламных агентств нельзя. Однако автор нашел время для ведения переписки и с самими моделями, и с агентствами, чтобы выставить работы в Санкт-Петербурге.

Кроме того, на Западе совсем другой уровень фотографии, в частности – модной. На Западе в модной индустрии давным-давно открыли велосипед, что рекламировать что-либо можно только через искусство, через художественные образы, воздействующие на эмоции человека. Гламурные работы не воспринимаются – посмотрел, закрыл, забыл. В России тоже есть фотографы высокого профессионального уровня, но с ними очень трудно найти точки творческого соприкосновения из-за их «распальцованности». Любое телодвижение мэтров требуется оплачивать. Один московский автор, с которым мне все-таки удалось установить контакт, прислал цифровые исходники своих работ, причем не тех, которые я отобрала. И все – исчез. Я так и не смогла заполучить какую-либо информацию, необходимую для достойного представления его же работ – ни дат, ни названий. Очевидно, в его понимании было совершено большое благодеяние. 

Поэтому на выставке в российском разделе представлены, в основном, региональные фотосоюзы, с которыми легче работать. И как ни странно, в силу неизбалованности, провинциальные авторы более креативны. 

Иностранные фотографы были очень рады приглашению поучаствовать в проекте. С удовольствием проводили мастер-классы, и никому из них и в голову не пришло попросить за это какую-либо плату. 
 

 

 

– Как зарубежные участники оценили Фотовернисаж?

– Они остались очень довольны. Казалось бы, мы оплачиваем только гостиницу. Они ведь приезжают за свой счет, мастер-классы проводят…

Я думаю, их прельщает и наш город, и сама выставочная площадка (не во всех городах Европы имеются такие выставочные залы, как Манеж), и масштаб мероприятия, и уважительное отношение к авторам. А мы стараемся сделать достойную экспозицию, уделяя внимание дизайну, художественному оформлению пространства. Очень важно каждому автору найти свое место в просторах зала.
 

 В чем причина, на Ваш взгляд, популярности Фотовернисажа?

– Огромную роль играют доступность в восприятии фотографии, масштабность экспозиции, возможность увидеть разные аспекты темы, присутствие самых разнообразных разделов (на всех Фотовернисажах я стараюсь показать как архивный материал, так и современную фотографию). Пространство Манежа требует смены визуальных образов, эмоционального разнообразия. 

Мода – это не одежда, это мировоззрение. Моя задача была – показать, что эта тема выходит далеко за рамки гламура. Она охватывает все аспекты нашей жизни. И показать это можно только через художественную фотографию, которая является неотъемлемой частью индустрии моды. Фотография дает информацию, помогает осмыслить увиденное, многое понять. Человек, рассматривающий модную фотографию, определенно чему-то учится, как надо одеваться, как наносить макияж, как украшать свой быт. Это совершенно невозможно сделать через гламурные журналы. Где нет искусства, формы, наполненной внутренним содержанием, там нет и образа, воздействующего на зрителя. Многие фотографы из гламурных журналов очень на меня обижались, не попав в экспозицию. Но я как раз старалась, прежде всего, разбить стереотип в понимании Моды. 
 

Может, после данной публикации люди не будут судить столь безаппеляционно о столь масштабных и сложных проектах. И скажут «спасибо!» куратору и организаторам Фотовернисажа и за замечательную продуманную экспозицию, и за встречи с великими фотографами и именитыми дизайнерами в рамках «Моды и стиля». 




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
09.10.2013
UNSEEN: международная фотоярмарка в Голландии
13.08.2013
Orange Days в Новой Голландии
13.10.2012
Visa pour L'Image: другая реальность. Фотография, чтобы понять мир
10.10.2012
Санкт-Петербургский Фотовернисаж
14.12.2011
Все дороги ведут на Фотоярмарку